Поиск по сайту

Формирование культурно-исторической памяти в образовательной организации


Авторcтво: Ростова Лариса Константиновна, канд. пед. наук, методист; Салова Ида Григорьевна, канд. пед. наук, методист; Шевченко Инга Станиславовна, Почетный работник образования, директор ГБОУ лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга


         В современных условиях актуальность формирования культурно-исторической памяти и гражданской идентичности приобретает особое значение, потому что в обществе существуют противоречия, манипуляции исторической памятью, мы наблюдаем стирание культурной памяти. Эти негативные явления препятствуют нравственной и гражданской консолидации.

        Как же справиться образовательной организации с сегодняшними сложностями? Государство четко отвечает на этот вопрос: надо укреплять национальное самосознание, возникающее из культурно-исторической памяти. Национальное самосознание сплачивает людей, живущих в одной стране. Оно придаёт значимость культурным символам, языку, обычаям и праздникам. Жизнь отдельного человека и общества в целом располагается в трёх системах: личностной, социальной и культурной, которые всегда дополняют друг друга. [1] Человек становится личностью в процессе социализации, обретая свой социальный опыт, который не возникает на пустом месте, а передается из поколения в поколение. А вот историческая память является важнейшим элементом социального опыта. Память позволяет усваивать образцы поведения в различных ситуациях. Л.С. Выготский называл память одним из факторов культурно опосредованного развития психики человека.

        Ключевая роль нормативного регулирования в формировании культуры исторической памяти зиждется на Конституции РФ. В ст. 44 п. 3. Конституции РФ сказано, что «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Государство подчёркивает важность защиты культурного и исторического наследия гражданами. Именно благодаря ответственному отношению граждан к истории формируется историческая память, консолидирующая российскую нацию.

        Следует особым образом выделить ст. 67.1. Конституции РФ[1], в которой речь идёт о консолидирующем и государствообразующем характере феномена исторической памяти. Именно общий исторический путь развития народов России сформировал государство в тех формах, которые мы имеем сегодня.

        Сегодня мы наблюдаем стремление переписать историю, встраивая ее в конкретную идеологическую концепцию. Исследователи нередко отмечают избирательный характер исторической памяти, который и обеспечивает возможность возникновения разлома исторической памяти за счёт различных, вплоть до диаметральных форм и способов объяснения прошлого и расстановки смысловых и эмоциональных акцентов. [5] В этом смысле в рамках разлома исторической памяти формируются противоречащие и, более того, противопоставляющие друг другу культурно-исторические установки и мифы, порождаемые идеологическими учениями и различной реакцией у разных социальных групп на одни и те же исторические события, явления, процессы.

        Важность сохранения исторической памяти неоспорима. Она служит не только фундаментом для нашего настоящего, но и целью для будущих изменений. Мы обязаны передавать знания и уроки истории, чтобы избежать повторения ошибок прошлого и вдохновить на конструктивные преобразования, то есть беспристрастно сохранять историческую память о прошлом Отечества и актуализировать историческую память.

        Важным для настоящего времени является Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 г. № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения». Он определяет цели, основные принципы, задачи и механизмы реализации современной государственной политики в этой области. Главной целью документа является укрепление исторической памяти народа, развитие патриотизма и гражданской идентичности.

       Основные принципы, заложенные в указе, включают в себя доступность и многообразие исторических знаний, а также акцент на важность изучения как отечественной, так и мировой истории. Задачи, выдвинутые в рамках указа, охватывают создание современной системы учебных материалов, поддержку научных исследований и активное вовлечение граждан в процесс исторического просвещения, используя различные формы культурных и образовательных мероприятий.

        Опыт теоретического осмысления феномена исторической памяти довольно широко представлен как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе. Практический опыт патриотического воспитания подрастающего поколения в Российском педагогическом образовании накоплен богатейший. Каждый день каждый педагог на своем рабочем месте стремится формировать, развивать культуру исторической памяти. Однако, специальных работ, посвящённых рассмотрению интерактивных практик сохранения исторической памяти и популяризации этого опыта недостаточно. Изучение регионального опыта формирования культуры исторической памяти представляет собой перспективное, но пока еще недостаточно разработанное направление.

        С января 2025 года на основании программы развития в ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга началась реализация проекта «Культура исторической памяти» в рамках межрегионального проекта общественной организации «Бессмертный полк Победы» и Межрегионального научно-образовательного центра управления качеством «Канон». Проект носит комплексный характер и направлен на развитие сознательности и становления личности обучающегося как гражданина и патриота России на основе исторической памяти, а также обобщение и распространение опыта сохранения и актуализации исторической памяти.

        Культура памяти – сложившаяся система сохранения, поддержания и актуализации образов прошлого – определяется двумя формами обращения к прошлому: коммеративной культурой и инфраструктурой памяти. Первая, согласно Ю.В. Павловой и А.В. Святославского, представляет собой набор воспоминаний, актуализируемых посредством практик поминовения, которые характерны обществу на протяжении продолжительного времени. [4,6] К элементам инфраструктуры памяти О.В. Малинова причисляет памятники, музеи, мемориальные комплексы, государственные праздники, публичные ритуалы, топонимию пространства, произведения литературы и искусства, знаки, символизирующие солидарность. [3]

       В рамках проекта лицейское сообщество обобщает имеющийся опыт деятельности, использует современные инновационные педагогические методики, технологии и формы работы, адаптирует практики просвещения, информирования и распространения в области культуры исторической памяти, а главное генерирует мощный ресурс, объединяя накопленные знания и практики. Совместные усилия позволяют создать открытую платформу на базе лицея для доступности многообразия исторических знаний с акцентом на важность изучения как отечественной, так и мировой истории, создание современной базы учебных материалов, поддержку учебных исследований и активное вовлечение граждан в процесс исторического просвещения, используя различные формы культурных и образовательных мероприятий, что создаст условия для формирования более глубокого понимания исторических процессов и их влияния на современность. Диалог на круглых столах и семинарах, ассамблеях и фестивалях, на мастер-классах и памятных встречах становится основой для плодотворного обмена знаниями, идеями, интересными фактами. Образовательные учреждения, культурные организации, общественные организации, непосредственно учащиеся и их семьи – все заинтересованные смогут оставить свой след в процессе сохранения и популяризации исторической памяти.

       Историческая память — это не просто набор фактов, а живой процесс, требующий постоянного обновления и осмысления. Руководители проекта привлекают экспертов из разных областей науки, чтобы обогащать его уникальными взглядами и подходами. 6 февраля 2025 года состоялся Межрегиональный круглый стол «Педагогика и дипломатия памяти», инициированный МОО ПД «Бессмертный полк Победы» и организованный Санкт-Петербургским Федеральным исследовательским центром Российской академии наук, МОПД «Вечно Живые» и ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга. Круглый стол проводился в целях углубления общественного взаимодействия с педагогическим, университетским и школьным сообществом в области сохранения и развития исторической памяти, исторического просвещения и патриотического воспитания молодёжи при содействии Главного политического управления Министерства обороны РФ и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

       Одной из задач мероприятия было представление опыта работы образовательных организаций Санкт-Петербурга по сохранению исторической памяти. ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга как соорганизатор круглого стола презентовал интересный опыт разных районов города. Представители ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга Е.Д. Пинчук и С.И. Дворянинова рассказали об использовании практик коммеморации, представили дидактический материал наррации для патриотического воспитания – видеоролик «Наследники памяти. Наследники победителей. Защитники Отечества».

       О значимости публичных мемориальных практик говорили и продолжают говорить многие исследователи, поскольку именно они позволяют перевести размытое содержание культурной памяти в действенно-практическое русло, репрезентовать её ключевые идеи. Кроме того, в основе коммемораций лежит глубокий педагогический, воспитательно-образовательный потенциал, реализация которого позволяет решать важные нравственные задачи, стоящие перед обществом в тот или иной период его развития.

       В лицее проводится много традиционных мероприятий, направленных на становление личности каждого учащегося как гражданина и патриота России, и развитие ответственного отношения к окружающим и себе самим. В рамках урочной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования используются различные методики, приемы, формы работы. А вот применение коммеморативных практик является наиболее злободневной, в частности такая форма как телемост.

      Межрегиональный телемост обеспечивает расширение образовательной среды, объединяет детей и педагогов из разных уголков нашей страны. Ребята под руководством учителей проводят исследовательскую, поисковую работу, изучают художественную и публицистическую литературу, исторические материалы и документы, проводят видео встречи и виртуальные экскурсии. Во время телемоста происходит погружение детей в исторические события. Такой формат позволяет не только организовать дистанционно встречу детей из разных регионов, но и подключить к общению участников исторических событий, сотрудников библиотек и музеев, членов Союза писателей, других деятелей. География телемостов и видео встреч, проводимых в лицее постоянно расширяется.

      Участниками Межрегионального круглого стола «Педагогика и дипломатия памяти» был сделан вывод, что «благополучие всякой культуры зависит от ее способности актами памяти и поминовения привносить свое прошлое в настоящее… Без прошлого немыслимы никакая идентичность, никакая ответственность, никакая ориентация, никакое воспитание будущих поколений». [2]

      Другим знаковым мероприятием в реализация проекта «Культура исторической памяти» была организация секции «Азбука культурно-исторической преемственности поколений» на Петербургском международном образовательном форуме 2025. В рамках XXI Всероссийской научно-практической конференции Профессионально-общественного объединения «Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга» на секции, организованной и проведённой ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга, выступили кандидаты наук, Отличники образования, Почетные работники образования, директора ОО, заместители директоров, методисты, учителя. Спикеры из ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга познакомили участников форума с эффективным использованием приёмов нарратива для формирования и развития культуры исторической памяти.

        Применение нарратива в обучении активизирует различные каналы восприятия, вовлекая обучаемого в процесс познания и усвоения. Такой подход раскрывает индивидуальный духовный потенциал, основанный на возможности к эмпатии, оценке и рефлексии. Нарратив становится мощным инструментом, способствующим развитию личности, формированию ценностных ориентиров у современников и потомков. Участники секции подчеркнули важность формирования и развития культуры исторической памяти, основанной на уважении и любви. Они отметили необходимость воспринимать учеников как равноправных партнеров в процессе познания, ведь в стремлении к духовности мы все остаемся учениками в великой Школе Жизни. Ключевая задача школы – воспитание патриота и гражданина, вдохновленного примерами героев Отечества. Важно донести до молодого поколения ценность семьи, любовь к своему народу и Родине.

        Для сохранения и актуализации исторической памяти в лицее № 101 выделены следующие направления деятельности:

·         организация образовательного процесса по обучению истории Отечества (сетевое взаимодействие, экспедиции «Тропами войны», телемосты, видео встречи, мемориально-патриотические акции по уходу за захоронениями, памятниками и обелисками «Без права на забвение», виртуальные экскурсии, интерактивные уроки);

·         организация просветительной работы (музейная педагогика – школьный музей, профильные организации – патриотический клуб, библиотечная сеть - литературные видео обзоры «Книга – связь поколений», издательская деятельность – «Лицейская газета», использование социальных сетей и цифровых платформ для привлечения молодежи к участию в мероприятиях);

·         организация культурно-просветительной работы (партнерские взаимодействия с образовательными учреждениями и культурными организациями, разные виды реконструкций, флешмобы);

·         организация взаимодействия с родителями.

        Такие подходы создают возможность для учащихся углубленно исследовать исторические события, анализировать значение и осознавать их влияние на современность.

        В итоге собранный материал находит отражение в созданных видеофильмах, сохранение фактов происходит на страницах Энциклопедии памяти – многотомного издания, инициированного МОО ПД «Бессмертный полк Победы» и на страницах Лицейской книги памяти «Есть в истории нашей страницы» в рассказах, очерках, эссе, стихах, в воспоминаниях, размещенных в разделах: наши герои, хранители памяти, поэзия памяти, музыка памяти и др. Использование таких методик как «Семейная история», «Места памяти», «Устная история» - живой диалог между носителем истории и исследователем-учащимся, технологии погружения в историю, , информационно-коммуникационные и интегрированные технологии, использование музейной педагогики и др. формирует актуальный взгляд на историю, способствующий созданию культурного иммунитета, который поможет обучающимся противостоять манипуляциям с исторической памятью, укрепляя основы гражданской идентичности и ответственности.

       Таким образом, формирование культуры исторической памяти становится не только научной задачей, но и практической необходимостью. А реализация образовательного проекта «Культура исторической памяти» является инструментом, который позволит участникам не просто узнать, но и прочувствовать важность исторических событий, увидеть их живую связь с днем сегодняшним, понять, как прошлое формирует настоящее.

       В рамках проекта создаётся пространство для диалога педагогов, учеников и их родителей, обмена опытом и творческого вдохновения, где каждый сможет не только изучить методы работы с историческими источниками, но и понять ключевые события, их причины и последствия, даст возможность осознанно воспринимать свое место в современном мире и быть активным членом общества.

 

Литература

1.      Alexander J. Teoretikal Logic inSociology. Vol. 4: The Modern Reconstraction of Classical Thought: Talcott Parson – Berkeley, 1984. P. 52.

2.      Ассман, А. Трансформации нового режима времени [Электронный ресурс] / А. Ассман // «НЛО»: Независимый филологический журнал. - 2012. - № 116. - URL: http:// magazines.russ.ru/nlo/2012/116/a4.html#_ftnref7.

3.      Малинова О.В. Коммеморация исторических событий как инструмент символической политики: возможности сравнительного анализа // Полития. 2017. № 4. С. 11.

4.      Павлова Ю.В. Роль школьного образования в процессе формирования социальной памяти и коммеморативной культуры // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 10. С. 451.

5.      Тишков В.А. Шабаев Ю.П. Историческая память: формы сохранения, конструирования и презентации / Известия Коми научного центра УРО РАН: История и археология №4. Сыктывкар, 2019. С.62-72. С.64.

6.      Cubbit G. History and Memory. Manchester; New York. 2007. P. 133.

 




[1] ст. 67.1. Конституции РФ.

«П.2. РФ, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.

П.3. РФ чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.

П.4. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».

 




Поделиться: