Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
|
Поиск по сайту
|
Формирование экологического мышления учащихся на основе использованияинтерактивных методов обучения на занятии «СЕКРЕТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Аннотация. В статье приводятся основные характеристики таких понятий, как «экологическое мышление» и «интерактивный метод». Представлена краткая методическая разработка интерактивного занятия «Секреты экологической культуры», направленного на формирование системы экологических ценностей и мышления младших школьников. Ключевые слова: экологическое мышление, интерактивные методы обучения, основы экологической культуры, любовь к природе. Одной из задач экологического образования, в соответствии с Федеральном государственным образовательным стандартом, является формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Однако наличие экологических знаний не исключает безответственного экологического поведения. Экологическое мышление необходимо для формирования внутренней позиции, основанной на научных знаниях. С точки зрения интеллектуальной деятельности, экологическое мышление представляет собой мыслительный процесс, протекающий в человеческом сознании и выражающийся в анализе конкретной ситуации, в сравнении и сопоставлении ее с экологическими законами и природными закономерностями, приводящий к выбору целесообразного с точки зрения баланса интересов общества и природы решения [6]. Решение экологических проблем сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники, но и от формирования нового экологического мышления. Ребёнку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Одной из важнейших для любого детского возраста деятельностью является общение. Это необходимое условие развития гармоничной личности. Поэтому задача педагога и воспитателя – специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и педагога. Решить эту задачу можно, используя интерактивный метод обучения. Смысл понятия «интерактивный метод» складывается из понятий «метод» и «интерактивный». Метод – способ целенаправленного взаимодействия педагога и участников для решения педагогических задач. В понятии же «интеракции» можно выделить два слагаемых: «интер» – между, «акция» – усиленная деятельность между кем-либо. Таким образом, интерактивные методы обучения – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса. Установлено, что более быстрому формированию экологического мышления в детском возрасте способствует установление связи от причины к следствию, а особое внимание необходимо уделять детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте формируется отношение человека к природе. Опираясь на эти данные, была создана методическая разработка интерактивного занятия «Секреты экологической культуры». Актуальность занятия В настоящий момент в Российской Федерации и, особенно, в городах – мегаполисах складывается сложная экологическая обстановка, поэтому экологическое образование и воспитание подрастающего поколения становится одной из приоритетных задач. Эта идея находит свое отражение в ряде международных и российских документов в области охраны окружающей среды и в том числе: в «Концепции формирования экологической культуры населения Санкт- Петербурга». Цель занятия: формирование экологического мышления, экологической культуры и чувства ответственности обучающихся за природу и окружающую среду; формирование навыков разумного природопользования. Задачи: Обучающие: - формирование системы знаний о природе, экологических проблемах и способах их решения. Развивающие: - способствовать развитию критического мышления; - способствовать формированию навыков работы в малых группах. Воспитательные: - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности; - формирование стремления охранять окружающую среду, беречь природные ресурсы; - воспитание нравственного отношения к природе как универсальной ценности. Планируемые результаты: Личностные - сформируются правильные принципы и убеждения; - сформируется активная жизненная позиция в стремлении охранять окружающую среду. Метапредметные - приобретутся навыки сотрудничества в группе; - приобретутся навыки критического мышления (способность сделать простые выводы). Предметные - приобретется навык природоохранной деятельности; - сформируется представление об экологической обстановке на планете. Форма проведения занятия: игровая. Формы организации деятельности детей на занятии: - фронтальная; - групповая. Ресурсное обеспечение: проектор, ноутбук, презентация в Power Point, раздаточные карточки (со словами ПТИЦА, РЕКА, ИВА, РЫСЬ, ОСТРОВ, ДЕРЕВЬЯ, АИСТ), цветные карандаши, листы для рисования Содержание занятия Обучающимся поочерёдно демонстрируется 18 слайдов, на которых изображены либо два варианта возможной ситуации (какая экологическая обстановка может быть вокруг), либо ребятам предлагается подумать над изображением на слайде (чем опасен для планеты Земля включенный свет в окнах домов). Также презентация включает в себя слайды с изображением «секретов» разумного природопользования со словами ЗАПОМНИ! Педагог задаёт наводящие вопросы обучающимся и предлагает подумать, что мы можем сделать, чтобы помочь планете. На одном из этапов занятия обучающимся предлагается разделиться на команды и выбрать капитана. Из раздаточных карточек на столах педагог предлагает составить зашифрованное слово ПРИРОДА. Составить слово получится, если сложить начальные буквы слов, написанных на карточках. Также учащиеся могут объединить изображения предметов природы по смыслу. Команда, которая окажется первой получает 5 баллов. После показа презентации, по заданию педагога, каждая команда фиксирует на листах для рисования «секреты» экологической культуры, которые они запомнили. Дети, которые не умеют писать, зарисовывают секреты, которыми они будут пользоваться, и о которых расскажут друзьям. Каждый «секрет» оценивается в 5 баллов. Побеждает команда, которая записала (зарисовала) больше «секретов», соответственно набрала больше баллов. Выбранный капитан озвучивает их для всех. Пять баллов за слово ПРИРОДА также суммируются. В завершении педагог предлагает обсудить занятие и закончить фразы: «Я научился и научу других...», «Я узнал…», «Мне понравилось…». Подведение итогов занятия: дети познакомились с природными и антропогенными факторами, которые влияют на состояние нашей планеты; пришли к выводу, что от каждого из нас зависит состояние нашей планеты; зафиксировали знания в командной игре. Методическая разработка занятия «Секреты экологической культуры», способствует значительному повышению знаний детей о взаимосвязи природы и человека. Дети наглядно видят, как может быть грязно, или красиво, чисто и приятно в одном и том же месте, если уметь правильно себя вести и пользоваться природными ресурсами. Ребята понимают, что каждый человек несёт ответственность за состояние, как своего дома, так и общего Дома (планеты Земля) и в состоянии помочь природе. Работа педагога должна быть систематической и целенаправленной. Данная разработка подойдёт для старших групп детского сада, для начальной школы и дополнительного образования (эколого-биологических кружков). Основная задача педагогов школы, дополнительного образования и воспитателей детских садов – заложить основы экологической культуры и привить любовь к природе.
Литература 1. Алексеев С. В. Практическая экология для всех: научно-популярное пособие / С. В. Алексеев, Н. В. Груздева, Э. В. Гущина. – Санкт - Петербург: Крисмас+, 2005. – С. 24-44 2. Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учебно-методическое пособие/Т. Я. Ашихмина. – Москва: АГАР, 2000. – 400 с. – ISBN 5-93290-012-1 3. Рянжин С. В. Новый экологический букварь / С.В. Рянжин. – Санкт-Петербург: Анатолия, 2007. – 414 с. – ISBN 5-7452-0093-6 4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 5. Федеральный закон от 10.01.2002 №7- ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ 6. Чуйкова Л.Ю. Экологическое мышление и экологическое мировоззрение, как продукт экологического образования в школе: анализ научных концепций и трактовок // Астраханский вестник экологического образования. – 2012. - № 1 (19). – С. 46-68.Поделиться: |