Поиск по сайту

Экологическое воспитание дошкольников: проект «Радуга здоровья»


Авторcтво: Морозова Ифада Тимерзагитовна, воспитатель, Проценко Дарья Максимовна, методист, Сунгатуллина Людмила Николаевна, воспитатель ГБОУ СОШ № 358 Московского района Санкт-Петербурга


      

Аннотация. В статье представлены основные направления и результаты реализации проекта «Радуга здоровья», играющего важную роль в формировании устойчивых привычек и осознанного отношения дошкольников к здоровью и окружающему миру. Проект включает различные формы совместной работы с детьми и их родителями, в нем реализуются идеи взаимосвязи формирования у детей заботы о природе с их здоровьем и благополучием.

Ключевые слова: экологическое воспитание, здоровый образ жизни, образовательный проект, взаимодействие с семьей, совместные семейные мероприятия.

       Одним из приоритетных направлений воспитательно-образовательной деятельности нашего структурного подразделения «детский сад» является экологическое воспитание дошкольников.

Формирование у детей заботы о природе и осознания значимости экологического баланса напрямую связано с их здоровьем и благополучием [6]. В рамках тематической декады «Хорошо здоровым быть!» мы активно развивали эту тему, объединяя усилия педагогов и детей для реализации единого образовательного проекта под названием «Радуга здоровья».

Проект охватывает сразу семь направлений, каждое из которых играет важную роль в формировании устойчивых привычек и осознанного отношения к здоровью и окружающему миру.

1.                 В направлении «Здоровый образ жизни (ЗОЖ)» – дети привлекаются к активным играм и занятиям, которые способствуют формированию позитивного отношения к физической активности. Этот блок был наполнен викторинами, и тематическими занятиями, направленными на расширение знаний в области основных принципов ЗОЖ.

2.                 В центре внимания направления «Правильное питание» была важность ежедневного рациона. Мы включали занятия по ознакомлению детей с полезными продуктами и их значением для здоровья. Проводя кулинарные мастер-классы, дети знакомились с новыми блюдами русской кухни из уже знакомых продуктов.

3.                 Направление «Семья» способствует пониманию роли семьи в поддержке здорового образа жизни. Формирование экологического сознания также стало неотъемлемой частью наших обсуждений и мероприятий. Благодаря разработанным нами квестам, маршрутам выходного дня и флешмобам, родители вместе с детьми активно проводили время, а также включились в исследовательскую деятельность по петербурговедению.

4.                 Направление «Спорт»: каждое утро начиналось с зарядки и прогулок на свежем воздухе. Также были организованы спортивные соревнования, в которых принимали участие как дети, так и их родители. Вместе вспомнили уже забытые игры из детства родителей: резиночка, лапта, городки и т.д. [4].

5.                 В направлении «Здоровье» обсуждались разные аспекты здоровья, включая личную гигиену и важность профилактических мероприятий для воспитания здорового подрастающего поколения. Педагоги вместе с детьми создавали памятки для родителей, книжки-малышки и даже ставили театрализованные представления для малышей по мотивам русских народных сказок.

6.                 В направлении «Природа» дети изучали окружающий мир, знакомились с растениями и животными, что играет важную роль в формировании любви и бережного отношения к природе. Акции «Замурррчательная акция», «Поможем друзьям» были направлены на поддержку приютов для бездомных животных и нашли отклик в каждом из детей и их родителей [1, 5].

7.                 В направлении «Экология» нами были реализованы различные инициативы, направленные на развитие экологической ответственности у дошкольников. Практические занятия по сортировке отходов, посадке деревьев и уходу за растениями привили детям любовь к природе и осознание необходимости её защиты [2].

          Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-позитивного отношения к природным явлениям и объектам, окружающим его. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда у детей закладываются основы понимания мира. Для реализации проекта «Радуга здоровья» педагоги нашего детского сада использовали разнообразные формы работы. Экскурсии на природу, кружки, посвященные экологии, совместные семейные мероприятия и творческие мастерские способствовали активному вовлечению в совместную деятельность детей и родителей. Были организованы экскурсии в парк, где юные исследователи могли наблюдать за растениями и животными, задавать вопросы и делиться своими наблюдениями. Также имели место занятия по созданию мини-садов и разведение комнатных растений. Это не только украсило наше учреждение, но и помогло детям осознать, как ухаживать за живыми организмами. В результате совместной работы, наши дети научились ценить природу, понимать ее важность для жизни и здоровья на Земле, а также сознательно подходить к вопросу сохранения нашей планеты.

          Проект «Радуга здоровья» оказался успешным и востребованным. Мы увидели, как наши маленькие участники стали более внимательными к своему здоровью, с ещё большей радостью участвуют в физической активности и осознают роль семьи и общества в поддержке здорового образа жизни. Этот проект помогает не только формировать у детей крепкие основы для будущей взрослой жизни, но и воспитывать бережное отношение к окружающей среде, которое, безусловно, передастся из поколения в поколение.

         Таким образом, были не только созданы условия для эколого-ориентированного воспитания, но и налажено тесное сотрудничество с семьями, что имеет решающее значение для успеха наших начинаний. Продолжая движение в этом направлении, мы надеемся внести свой вклад в формирование здорового и ответственного поколения нашей страны – России.

 

Литература

1.                 Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

2.                 Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

3.                 Мазильникова Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96 с.

4.                 Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Мозаика-синтез, 2015.

5.                 Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 112 с.

6.                 Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях: в помощь врачам, мед. и пед. работникам дошк. учреждений / А.Г. Швецов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

 


Поделиться: