Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
|
Поиск по сайту
|
Патриотическое воспитание через экологическое образование младших школьников
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме патриотического воспитания школьников средствами экологического образования. Духовно-нравственное воспитание школьников на данный момент остается приоритетным направлением в общеобразовательных школах. Приводятся основные формы работы с младшими школьниками, способствующие формированию экологической грамотности и воспитанию любви к родной природе. Ключевые слова: патриотизм, духовно-нравственное воспитание, младший школьный возраст, формы и методы экологического образования.
«Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить» Артемий Николаевич Сладков
Тема патриотизма, как одна из составляющих духовно-нравственного воспитания человека, была актуальна всегда. В настоящее время, когда в мире и сознании людей происходят существенные изменения, когда духовные ценности подменяются материальными, патриотическое воспитание приобретает важнейшее значение для человека. В связи с этим, очень важным является вопрос о необходимости патриотического и экологического воспитания школьников. Школьное детство является начальным этапом становления личности. В этом возрасте происходит формирование у ребёнка основ нравственности, культуры и закладываются духовно-нравственные основы. Ведь впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине, к жизни в целом. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма — любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому проводится работа по экологическому образованию, сущность которого заключается в формировании человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой [5]. Внешний вид нашей планеты меняется в результате чрезмерного использования человеком природных ресурсов. Зеленые леса, виды растений и животных сокращаются, а минеральные ресурсы истощаются. В результате загрязнения водных объектов и воздуха, увеличения выбросов проблемы продовольственной безопасности, энергетики и пресной воды становятся все более сложными. В результате это подрывает естественное состояние, которое было стабильным в течение миллионов лет. Человек должен изменить свое отношение к природе, окружающей его среде, знать и изучать законы природы и развивать свою жизнь на их основе. Нам нужно развивать образ жизни, соответствующий законам природы. В противном случае человек и общество станут причиной великих стихийных бедствий и погибнут от них. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине. Начиная работу по пробуждению любви к родному краю, на уроках систематизируются знания о ней, формируются знания о родном городе, устанавливается связь со всей страной [4, с. 25]. Для воспитания чувств патриотизма, нравственных качеств, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому мы используем разнообразные формы и методы на уроках и внеурочной деятельности: - игры; - беседы; - тематические занятия; - наблюдения; - целевые прогулки; - уход за растениями; - праздники. Используя эти формы и методы, мы тем самым ненавязчиво учим своих детей, любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью. Систематически подчёркиваем, что в природе всё взаимосвязано, поэтому надо сохранять всё живое, чтобы не пришлось жить без растений, насекомых, птиц, животных. Учим ребят правилам поведения на природе, объясняем, что нельзя делать, а что можно и нужно: - не шуметь в лесу, а заботиться о тишине лесных жителей; - оберегать животных, подкармливать их; - не трогать муравейники; - не рвать много цветов, а любоваться ими и сажать новые; - не разорять гнёзда птиц; - не бросать мусор, а убирать за собой; - не расходовать зря воду, а беречь её. При формировании экологических знаний у детей мы придаем большое значение исследовательской деятельности – проведению опытов. Именно на прогулке в ходе опытов дети знакомились со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Ведь опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность. Во время экскурсий, целевых прогулок любуемся пейзажами природы: осенью наблюдаем листопад, зимой – деревья и кусты в заснеженном уборе, весной – молодую нежную зелёную листву. Помогаем детям выделить главные признаки времён года, установить связь явлений живой и неживой природы. Красота природы, окружающая детей, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Возвращаясь с прогулок, дети выражают свои эмоции в рисунках и поделках [7]. Важное внимание при формировании экологических знаний у детей уделяется прочтению художественной литературы о природе. Ведь именно она глубоко воздействует на их чувства. Это произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Фета, Ф. Тютчева, М. Пришвина, К. Ушинского, Л. Толстого, В. Бианки и другие. После чтения обязательно проводятся беседы, ведь очень важно донести до детей смысл произведения. На уроках технологии и ИЗО организовываются тематические занятия, на которых дети могут рисовать, заниматься лепкой, слушать звуки живой природы. Они по-прежнему любят делать различные поделки из природных материалов, собранных своими руками. С детьми постарше практикуются различные формы занятий, например, викторины, конкурсы, дидактические и ролевые игры на темы экологии, природы, способов ее сохранения. Благодаря таким занятиям дети развиваются интеллектуально, обновляют свои представления о законах и фактах природы. Хочется подчеркнуть, что игры не только дают детям возможность быть счастливыми, но и способствуют их всестороннему развитию. Во время игры детям предоставляется свобода действий, они расслаблены, у них есть возможность проявить собственную инициативу. В игры можно играть со сказочными персонажами, которые делают обстановку менее научной, а также более живой и запоминающейся. На внеурочной деятельности используем также сюжетные игры, мастерские по изготовлению игрушек, игры-иллюстрации, настольные игры, театрализованные игры. Их цель – не только развлечение. У детей возникают гуманные чувства, желание помочь, решить возникшую проблему. В своей работе по экологическому воспитанию на уроках окружающего мира мы используем календари наблюдений за природой, птицами, ростом и развитием растений, индивидуальные тетради наблюдений – графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. При работе с данными моделями у детей повышается познавательный интерес, воспитывается любовь и бережное отношение к природе, самостоятельность. Календари заполняются самими детьми на основе непосредственных наблюдений. Работа по формированию патриотических чувств учащихся через экологию строится в тесном взаимодействии с родителями. В учебных заведениях формировать такие качества как трудолюбие, сознательность, ответственность, решительность, организованность должны педагоги. В домашних же условиях учителям нет возможности помогать развиваться ученику духовно, поэтому эта нелегкая задача возлагается на родителей. Экологическое воспитание младших школьников – это длительный, постепенный процесс вовлечения учащихся в мир удивительных явлений и загадок природы. Часть уже имеющихся знаний, полученных в детском возрасте, может здорово помочь школьнику ориентироваться в окружающей его реальности, научиться правильно понимать и осознанно относиться к природе. Развитие гуманного чувства, способности трудиться во благо окружающей природы, при этом помогая другим – важнейшая сторона экологического воспитания младших школьников. Самостоятельные поступки и дела детей – это уже критерий экологической воспитанности [2]. Основные задачи экологического воспитания младших школьников заключаются в усвоении следующих этапов: 1) Установление доброжелательного контакта между природой и человеком; 2) Понимание человека как составляющего части природы; 3) Овладение базовыми способностями и навыками по использованию, охранению и улучшению ресурсов окружающей среды; 4) Формирование потребности в контакте с природой; 5) Способность предвидеть последствия своих действий по отношению к природным богатствам. Конечный итог экологического воспитания – сформированная экологическая культура, которая должна начинаться не с обращения к разуму школьника, а скорее, к его чувствам. Существует три базовых принципа формирования экологической культуры младших школьников: систематичность, непрерывность, междисциплинарность. Для того, чтобы повысить уровень экологической грамотности школьников, необходимо вовлекать их в разнообразные виды деятельности, использовать взаимосвязь классно-урочных, внеклассных и внеурочных форм работы. Сущность экологических проектов заключается в дидактическом средстве активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формировании определённых личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. С помощью метода проектов достигается основная цель образования – развитие личности ребёнка как непрерывная перестройка его опыта. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка [6, с. 8]. Задачи у проектов были разные, но цель каждого заключалась в формировании у ребенка нового экологического мышления, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине. В рамках исследований происходит непосредственный контакт человек-природа; приобретаются новые навыки и формируется новый опыт проведения научных экспериментов; развивается наблюдательность, насмотренность; пробуждается интерес к изучению новых экологических вопросов. К окончанию ступени начальной школы у школьника должна быть сформирована готовность к правильному, грамотному взаимодействию с окружающей природой во всех аспектах: эмоциональном, деловом, интеллектуальном [3]. Эффективность воспитательной работы можно оценить по наличию у ребенка живого интереса к познанию мира, то есть условно ребенок проходит путь: знание – отношение – поведение. Следует отметить, что в силу возраста младшие школьники не способны анализировать и выполнять большой объем задач или же прорабатывать несколько направлений деятельности. Исходя из вышесказанного, значимость учителя в экологическом воспитании учащихся видится в том, чтобы через организацию чувственного познания природы познакомить школьников с разными видами экологической деятельности, привить нравственно-ценностную составляющую. Только так складывается общая картина экологического воспитания. И пусть это капля в том море жизненного опыта, которое формирует личность. Личность, которая понимает, что: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней» (Л.Н. Толстой). [1, с. 12]
Литература 1. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа, 1994. № 2. – С. 53. 2. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. // Начальная школа, 2013. № 2. – С. 123. 3. Дзятковская Е.Н. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения / Под ред. Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: Образование и экология, 2014. – 255 с. 4. Киреева Л. Г. Формирование экологической культуры школьников. Учитель. – Волгоград, 2008. 5. Кукушин B.C. Теория и методика обучения / B.C. Кукушин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474 с. 6. Николаева С. Н. Экологическое воспитание школьников: Пособие для специалистов школьного воспитания. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» 1998 7. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в школе. М., 2003. 8. Патриотическое воспитание через экологическое образование / Г.Н. Крайнова, А.М. Ендураева [Электронный ресурс] URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/patrioticheskoe-vospitanie-cherez-ekolog.2745106926/9. Эколого-патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Ишимникова [Электронный ресурс]. URL: https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/14531Поделиться: |