Поиск по сайту

Игровые культурные практики детей среднего дошкольного возраста: экологический проект «Домик в деревне»


Авторcтво: Васильева Марина Васильевна, воспитатель, Васильева Елена Николаевна, воспитатель Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 125 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга


Аннотация. В статье представлен опыт реализации экологического проекта «Домик в деревне». Построенный в групповом пространстве деревенский домик постепенно наполнялся предметами и обитателями – домашними животными, создавая развивающую среду, в которой в игровой форме дети осваивали культурные практики, знакомились с окружающей социальной средой и природой. В группе детского сада и на прогулках формировались и развивались представления о быте и труде в деревне, культурно-гигиенические навыки, устойчивые привычки бережного отношения к окружающему.

Ключевые слова: экологическое воспитание, игровая деятельность, культурная игровая практика, экологический проект, развивающая среда.

        Экологическое воспитание – одно из ключевых направлений образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. Основные ориентиры нашей работы – это формирование экологической культуры, безопасного поведения, формирование основ здорового образа жизни, здоровьесбережение, развитие речи дошкольников, приобщение к истокам народной культуры через игровую деятельность.

        Именно игровая деятельность является важным средством социализации детей дошкольного возраста и выступает в виде культурной игровой практики. Игровая культурная практика ребенка – это основанный на его текущих и перспективных интересах и привычный для него вид самостоятельной игровой деятельности, поведения и душевного самочувствия в ней, а также складывающегося в процессе этой деятельности уникального индивидуального жизненного опыта [5].

        Эта технология хорошо работает при организации совместной деятельности педагога и детей во второй половине дня или как часть прогулки.

        В данной статье мы расскажем, как из детских впечатлений на тему «Летние традиции нашей семьи», возник наш экологический проект «Домик в деревне», и как мы построили деревенский дом и обзавелись хозяйством.

       Детям и их родителям было дано домашнее задание: подготовить фотоотчет на тему «Летние традиции моей семьи». И самыми яркими оказались рассказы детей, как они всей семьей отдыхали на даче или в деревне, как помогали ухаживать за грядками, как кормили курочек и собирали в лесу ягоды и грибы.

       На основе этих летних историй в групповом пространстве было решено построить деревенский домик. Начали с малого: поставили стол к театральной ширме, занавес превратился в окно, на столе появилась скатерть, деревянная посуда, полочки для хранения заготовок на зиму. Узнали, как подается тепло, и вода в квартиры в городе и как это происходит в деревне. Появилась печь-душа дома. Она согревает всех своим теплом и кормит. У также нас появился колодец. Проговорили правила безопасного поведения возле колодца и у печи.

      Огромное значение было уделено предварительной работе. Ребята должны иметь определенные знания, чтобы применять их в практическом игровом взаимодействии. Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и презентаций, беседы, рассказы из личного опыта, ситуативные разговоры, изобразительная деятельность, рассматривание иллюстраций позволяют детям накопить необходимый опыт и впечатления, чтобы игра была насыщенной, а игровая ситуация давала возможность применения накопленного опыта.

      Игровую среду пополнили дидактическими играми, книгами, пазлами, внесли маленькие наборы домашних животных, обустроили мини-ферму на столе.

      Дома дети совместно с родителями изготовили домашних животных. Рассказывали, кого они сделали, как называются детеныши, чем питаются. Очень гордились своими поделками!

      Посмотрели презентацию о лесных ягодах, об их пользе, правилах безопасного поведения в лесу. Узнали, что не все ягоды бывают съедобными.

      Важным считаем совместное наполнение развивающей среды. Дети сами участвовали в создании игровых атрибутов. Каждый ребенок должен почувствовать себя успешным и увидеть красивый результат своего труда. Например, сделали заготовки на зиму: баночки с вареньем морошковым, ежевичным и малиновым создавались в технике рисования на готовых формах. Баночки получились очень аппетитными и украсили полочки в нашем деревенском доме. С помощью акварельных красок все вместе создали осенние деревья, для украшения игрового пространства. Использованная бумага и остатки картона превратились в дрова для нашей печки.

      Начиная со второй младшей группы, у нас есть традиция отправляться в игры-путешествия и искать лесные тайнички, а наш домик в деревне как раз находится недалеко от леса. Отправиться в путешествие на лесную полянку мы решили на прогулке. Погода нам помогла своим теплом. Перед прогулкой обязательно проговариваем правила безопасного поведения в лесу: что нужно с собой взять, что делать, если потерялся в лесу. Также перед походом посмотрели презентацию «О меде, пчелах и пчелиной работе». Узнали, что пчелы бывают дикими и домашними, обсудили, как себя вести при встрече с пчелой.

       В нашем лесном путешествии мы нашли полянку с земляникой. Ягоды были сделаны детьми своими руками в технике объемной аппликации. Каждый собрал по одной ягодке, положил в корзинку, и у нас получилась целая корзина земляники – ягод стало много. Нашли улей диких пчел, поиграли в игру. А в зарослях шиповника нас ждал сюрприз – жучки светлячки. Дети с ними впервые познакомились.

       Завершилась наша лесная прогулка традиционным чаепитием. Появилась возможность закрепить культурно-гигиенические навыки, формировать устойчивую привычку бережного отношения к окружающему: использованные салфетки и стаканчики убрать в мешок и унести с собой до ближайшей урны.

       Когда вернулись в наш домик в деревне, решили приготовить из земляники компот. Распределили обязанности: мальчики заготавливали дрова, чтобы растопить печь, носили воду, а девочки мыли ягоды земляники и варили компот, разливали его по баночкам, а потом угощали остатками компота мальчиков и наводили порядок на кухне. Было очень интересно наблюдать, как девочки пробуют компот, сладкий или нет, добавляют сахар, боятся обжечься у печи. Делали замечания мальчикам, что они не сказали «спасибо».

       Нам очень нравятся наши походы в лес, решили сходить еще и за грибами. У ребят уже есть представления о съедобных и несъедобных грибах. Перед каждым походом проговариваем правила безопасного поведения, собираем корзинку или рюкзак со всем необходимым в лесу. У каждого была своя корзиночка для сбора грибов. Нам удалось даже увидеть змею, которая грелась на солнышке. Вспомнили, как себя вести при встрече со змеей. Когда все грибы собрали, разместились на лесной полянке, чтобы рассмотреть, какие грибы каждый собрал в свою корзиночку: ребята показывали грибы и называли их, вспомнили, почему сыроежка называется сыроежкой, для кого полезен мухомор.

      Завершился поход за грибами традиционным чаепитием. Из грибов решили сварить грибной суп, а часть грибов – законсервировать. Для этого дети учились резать ножницами: каждый измельчил свои грибы. Все грибы помыли и варили суп, сушили, консервировали. Работу и обязанности снова разделили: девочки в доме, мальчики у колодца и на заготовке дров.

      Работа в экологическом направлении ведется постоянно, знания накапливаются постепенно, создаются условия для применения их в практических игровых ситуациях.

      Новая идея – завести домашних животных. Первой появилась кошка, т.к. в доме поселились мыши. Дети узнали о традиции в новый дом первой пускать именно кошку и назвали её Мурыська. Охранять дом должна собака: у нас появился маленький щенок, которому придумали кличку Бомбочка.

      Ребята очень ласково отнеслись к кошке и собачке, гладили и обнимали их. Кошка любит молоко, а щенок еще маленький, ему тоже полезно пить молочко, поэтому решили завести коров. У нас появился сарай для хранения инструментов, дров и сена. Дрова ребята сделали своими руками. Учились доить коровушку: одевали фартук, чепчик, мыли коровушке вымя и пили парное полезное молоко, а также кормили и поили наших домашних животных. Трансформировали стойку под игровой магазин и открыли фермерский магазин молочных продуктов.

       Чтобы знакомые игровые атрибуты заиграли по-новому, стараемся использовать сюрпризные моменты: в колодец подбросили лягушку. Что тут было! Решали, что с ней делать, как выловить, чтобы не упасть в колодец, когда выловили, куда ее поместить.

       В деревне должен быть водоем, мы его сделали заранее и выложили в игровую среду. Поселили лягушку в пруд. Дети вспомнили, что у нас есть еще игрушки – лягушки, поселили ей подружек. В пруд запустили рыбок, начали их ловить, мы, взрослые, добавили уток. Игра развивалась спонтанно, и дети активно применяли имеющиеся знания. Было очень интересно!

       Потом у нас появились овцы, о жизни которых и их пользе для человека узнали много нового. Ухаживать за животными стало труднее, решили приобрести трактор, чтобы развозить поилки и сено. Открыли магазин одежды из овечьей шерсти. Теперь у нас два магазина.

        Наблюдали на прогулке за перелетом гусей, они собирались в теплые края. Выяснили, что гуси и утки бывают дикими и домашними. Так в нашем хозяйстве появились домашние гуси, а к ним в гости залетел дикий гусь, с которым мы поиграли. Узнали, чем отличаются куриные, утиные, гусиные яйца и ответили на вопросы: Кто нам подбросил самое большое яйцо? Кто еще кроме пернатых откладывает яйца? Попрощались с диким гостем, пожелали ему легкого перелета в теплые края.

        Некоторые игровые зоны нам помогают организовать родители. Так гусей дети принесли из дома, и у нас получилась интересная общая игра. Одна из воспитанниц рассказала, что у бабушки в деревне есть кролики. И в нашем хозяйстве появилась клетка с кроликами. Дети их кормили, гладили.

        В рамках сотрудничества с учителем-логопедом организовали игру с новыми домашними животными – поросятами. На птичьем дворе у нас есть курятник с наседкой, петухом и инкубатором. Появился и большой белый индюк, у которого было три маленьких индюшонка. Он попросил нас украсить перышки его детям, чтобы они стали нарядными и красивыми. Мы решили украсить индюшат элементами дымковской росписи, с которой дети только что познакомились. Яркие узоры и нарядность дымки очень впечатлили ребят, поэтому на нашем подворье появился табун лошадей, украшенный дымковской росписью, а дети узнали о пользе, которую приносили лошадки человеку в разные времена.

       Как настоящие хозяева, дети пригласили к себе в гости ребят из соседней группы, они такого же возраста. Радушные хозяйки встретили гостей, показали наших животных, наш деревенский домик, подоили корову, из полезного коровьего молока сделали земляничное мороженое и украсили его ягодами земляники из наших домашних заготовок.

Нам здорово и интересно вместе!

       Таким образом, представленные игровые культурные практики объединяют игру и формирование универсальных социальных умений, а также положительного отношения к народной культуре, традициям, любви и бережного отношения к природе.

 

Литература

1. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – 2005, № 7. С. 2-5; № 11. – С. 51-54.

2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. – С. 80-82.

3. Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 7. – С. 38-46.

4. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 7. – С. 36-42.

5. Фенькина А.А. Игровая культурная практика как жизнь дошкольника // Педагогическое образование в России. – 2014. - № 5. – С. 23-27.


Поделиться: