Поиск по сайту

Литературно-музыкальная встреча как результат социокультурной практики школьников

Автор: Шурупова Татьяна Алексеевна, учитель математики ГБОУ СОШ № 136 Калининского района


    Не всегда социокультурные практики строго запланированы учителем, иногда они рождаются спонтанно, проявляются и вырастают из других видов деятельности. Примером стала школьная экспозиция, посвященная афганским воинам интернационалистам – выпускникам школы под названием «Мужество случайным не бывает». Всё началось с исследовательского проекта по топонимики нашего микрорайона, в котором два объекта, а именно сквер и озеро напротив школы не имели названии. Выход нашелся сам собой: необходимо придумать им названия. Но какие же? Вариантов было много, но всё было не то, не находилось по настоящему достойного варианта. Вот тут то и вспомнилась история о том, как во время войны в Афганистане погиб выпускник нашей школы. И появился новый, уже социальный проект об увековечивании имени нашего выпускника, геройски погибшего в Афганистане. Он включал проведение акций памяти и классных часов. Вслед за этим произошли события, которые открыли нам историю ещё одного нашего выпускника погибшего в Афганистане. Длительная исследовательская работа дала свои результаты: найдены родные погибших, налажены встречи с ними, переданы вещи и документы, подняты документы школьных архивов, опрошены учителя и одноклассники. Как итог проделанной работы – открытие школьной экспозиции (мини музей).
     Казалось бы, есть результат большой проделанной работы и на этом стоит остановиться, но нет. Экспозиция школьного музея или выставки только тогда будет востребована, когда вокруг неё происходят какие-то события. Только тогда выставка «живёт». Для работы школьной выставки/музея нужна событийность. Как правило, основная работа в рамках подобных выставок заключается в проведении экскурсий старшими ребятами для младших. Такая работа имеет свои положительные результаты, но есть и другие возможные формы работы. Одно из таких мероприятий мы обозначили как литературно-музыкальную встречу. Почему именно встреча? Наверно потому, что мы встречали гостей – родных погибших, которые приходят к нам уже не первый раз, а может потому, что мы встречались с Песней. Именно так, с большой буквы, потому что из мирного времени она прошла испытание двумя войнами и не потеряла, а наоборот приобрела новое звучание.
     Следует заметить, что разработка сценария литературно-музыкальной встречи осуществлялась самими учащимися при поддержке педагогов, то есть в формате социокультурного проектирования. Личностно значимым вопросом, который держал практику, был сформулирован так: «Может ли искусство (музыка, стихи) спасти человека? Кого, от чего и как?». В ходе подготовки вечера перед школьниками стояла очень важная социальная задача: поддержать родителей и родственников погибших в Афганистане выпускников, выразить им слова благодарности за воспитание таких удивительно мужественных сынов. Учащиеся искали стихотворения и песни, писали текст, распределяли между собой обязанности, выбирали ведущего, проводили репетиции. Педагоги выступали в роли координаторов, фасилитаторов и тьюторов.
В результате программа вечера «сложилась» следующим образом.
     Литературно-музыкальная встреча «Сберегите гитару или История песни в солдатской шинели».
1. Ведущий 1: есть события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относятся подвиги воинов на полях сражений. Этот год объявлен годом памяти и славы.
2. Ведущий 2: Наши сегодняшняя встреча посвящена героям разных поколений, но всех их объединяет одно – готовность защищать родных, друзей и родину. На нашей встрече присутствуют гости, позвольте их представить (представление и слово гостей).
3. Ведущий 1:15.02.19 г исполнилось 30 лет со дня вывода войск из Афганистана. Собрав материал о наших выпускниках, погибших в Афганистане, Леониде Еремееве и Вячеславе Иохиме мы открыли экспозицию «Мужество случайным не бывает» (представление экспозиции и краткая экскурсия)
4. Художественное чтение, стихотворение «Мужество»
О мужество!
Оно – стальной клинок,
Которому вовек не притупиться;
Истории прекрасные страницы
Оно слагает из заветных строк;
Оно украшено, оно согрето
Бесчисленными красками, и нет
Средь красок тех единственного цвета:
Ему неведом страха чёрный цвет!
Фазу Алиева
5. Ведущий 2: вспоминая о школьных годах Леонида и Славы, их учителя, одноклассники и родные рассказали о том, что ребята любили петь и играть на гитаре (рассказ и показ слайдов о школьных годах ребят)
6. Ведущий 1: А потом был Афганистан…
7. Художественное чтение, стихотворение «Мужики, сберегите гитару» В. Каушанского
Я меняю седьмой экипаж –
Каково воевать на чужбине!
Наш вчерашний к душманам вояж
Завершился на вражеской мине.
Мой механик-водитель спокоен
И, раненье не приняв в расчёт,
Четверых вынес нас с поля боя,
Задыхаясь, шептал: «Пронесёт».
Он за пятым пошёл «на ура»,
Дай-то бог ему вынести ношу,
Но ударили враз снайпера,
Словно в «яблочко», в сердце Алёши.
Он лежал у меня на руках,
как моя неизбывная рана,
На прощанье три слова сказав:
«Мужики, берегите гитару..»
Что ж, гитара теперь – сирота
На гвозде в нашей ротной каптёрке,
И хозяин не тот, да и песня не та,
И в казарме пустует галёрка.
Только раз выпадает нам жизнь,
И второй мы взаймы не одолжим,
Но от пули соседа прикрыть
Кто-то должен в бою, кто-то должен.
Коль придётся в афганском краю
Мне со смертью венчаться на пару,
Я Алёши слова повторю:
«Мужики, сберегите гитару...»
8. Ведущий 2: нашу сегодняшнюю встречу мы назвали «Сберегите гитару или История песни в солдатской шинели»
9. Ведущий 1: перенесёмся в довоенные годы, 1938 г. Звучит популярное танго «Пусть дни проходят» композитора Бориса Терентьева (просмотр видео фрагмента в исполнении Майи Кристаллинской)
10. Ведущий 2: но вот 22.06.41 г началась война (фрагмент из кинофильма «В бой идут одни старики» о песни на войне)
11. Ведущий 1: появилась песня Военная Баксанская. Она относится к разряду авторских песен. Послушайте историю её появления.
(Историю песни рассказывает группа ребят занимавшихся исследовательской работой на данную тему. Рассказ сопровождает мультимедийная презентация.)
     Летом 1942 года немецкие войска развернули наступление на северном Кавказе. Им удалось проникнуть в высокогорные районы Главного Кавказского хребта и, в частности, водрузить нацистские флаги на самой высокой точке Европы – вершины горы Эльбрус. Тяжелые бои проходили в Баксанском ущелье, где хорошо обученным горным стрелкам дивизии «Эдельвейс» противостояли малочисленные, но манёвренные отряды советских военных горнолыжников. Командиром одного из таких отрядов был лейтенант Андрей Грязнов, молодой спортсмен из Днепропетровска. Помимо оборонительных действий, его отряд должен собирать разведывательные данные для 897-ого горнострелкового полка.
     В предновогодний день 1942 года (по другим данным – в самые первые дни 1943 года) из штаба был получен приказ, согласно которому было необходимо собрать данные о расположении огневых точек немецкой армии в верхней части Баксанского ущелья. Для выполнения этого приказа Грязнов вместе с лейтенантом Любовью Коротаевой взошли на расположенный на трёхкилометровой высоте гребень, соединяющий вершины гор Малый Когутай и Донгуз-Орун – восхождение проходило в ночное время, а гребня они достигли к утру. После того как они нанесли на карту сведения о расположении немецких подразделений и техники, Грязнов предложил оставить на гребне послание для будущих альпинистов. Записку они вложили в гранату, предварительно удалив из неё запал, а затем обложили её камнями. В записке, датированной 3 января 1943 года, было написано: «В дни, когда враг побежал под ударами Красной армии, мы поднялись сюда без верёвок и палаток, в шубах и валенках, по суровым стенам Донгуз-Оруна, чтобы указать путь наступающим войскам». Были там и такие слова: «Ребята, мы сейчас бьёмся с фашистами. Нам тяжело. Мы вспоминаем костры, которые горели здесь во время восхождения, песни у костров и нашу счастливую довоенную жизнь... Желаем вам быть ещё более счастливыми, чем были мы».
В начале 1943 года Грязнов и Коротаева вошли в состав группы опытных альпинистов, которым было поручено снять немецкие штандарты с вершин Эльбруса и водрузить там советские флаги. На пути к подножию Эльбруса участники экспедиции остановились в одном из селений недалеко от Терскола. Любовь Коротаева вспоминала: «Ночью, невзирая на тяжёлый переход, нам не хотелось спать. Мы вышли на веранду, откуда открывалась чудесная панорама. Все горы были залиты лунным светом. Был виден и гребень, где мы оставили гранату. Андрей что-то тихо насвистывал, а потом пропел: «Помнишь гранату и записку в ней, на скалистом гребне для грядущих дней».
      Эти строки, пропетые на мотив популярного в то время танго «Пусти дни проходят» композитора Бориса Терентьева, и ознаменовали собой рождение новой песни. Постепенно участники восхождения на Эльбрус добавляли к ней новые строки – таким образом, помимо Грязнова и Коротаевой, соавторами песни стали и их товарищи Николай Персиянинов, Борис Грачёв, Алексей Немчинов, Георгий Сулакавелидзе и Николай Моренец (иногда в число авторов включают только Грязнова, Коротаеву и Персиянинова).
Задание по снятию немецкий штандартов и установке советских флагов на вершинах Эльбруса было успешно выполнено – 13 февраля 1943 года на западную вершину (5642 м) взошёл отряд под руководством Николая Гусака, а через четыре дня, 17 февраля, на восточную вершину (5621 м) поднялась группа под руководством Александра Гусева, в которую входили все указанные авторы слов песни. Гусев впоследствии вспоминал: «Грязнов произнес первую стихотворную строчку, кто-то добавил вторую. Так и сложилась песня, ставшая очень популярной среди военных альпинистов»
12. Творческая группа исполняет под гитару песню «Баксанская»
Там, где снег тропинки заметает,
Где лавины грозные шумят,
Эту песнь сложил и распевает
Альпинистов боевой отряд.
Нам в боях родными стали горы,
Не страшны туманы и пурга,
Дан приказ – недолги были сборы
На разведку в логово врага.
Помнишь, товарищ, белые снега,
Стройный лес Баксана, блиндажи врага,
Помнишь гранату и записку в ней
На скалистом гребне для грядущих дней?
На костре в дыму трещали ветки,
В котелке дымился крепкий чай.
Ты пришел усталый из разведки,
Много пил и столько же молчал.
Синими замерзшими руками
Протирал вспотевший автомат,
И о чем-то думал временами,
Головой откинувшись назад.
Помнишь, товарищ, вой ночной пурги,
Помнишь, как кричали нам в лицо враги,
Как им ответил ревом автомат,
Как возвратились мы с тобой в отряд.
13. Ведущий 2: песня звучала после войны в турпоходах. Её включил в свой репертуар Юрий Визбор. В этой песне нет канонического текста, слова звучали в разных вариантах.
14. Ведущий 1: в самодеятельных и авторских песнях обнаруживается удивительная преемственность–художественная и нравственная, с песнями военной поры. Помня о мужестве и героизме своих дедов, отцов, да и всего народа в Великой Отечественной войне, поколение 80-х с честью выполнило свой воинский долг в Афганистане.
15. Ведущий 2: известная песня зазвучала снова. Это была «песня под гитару» и назвали её Афганская. Новая песня очень похожа на военную, даже куплет один повторяется. И всё же говорится в ней о других событиях, о новых чувствах. Эта песня по праву считается своеобразным гимном воинов-интернационалистов.
16. Творческая группа исполняет под гитару песню «Афганская»

Бой гремел в окрестностях Кабула,
Ночь пылала вспышками огня.
Не сломило нас и не согнуло,
Видно, люди крепче, чем броня.
Дипломаты мы не по призванию,
Нам милей, братишка, автомат,
Чёткие команды-приказания
И в запасе парочка гранат.
Вспомним, товарищ, мы Афганистан,
Зарево пожарищ, крики мусульман.
Грохот автоматов, взрывы за рекой
Вспомним товарищ, вспомним дорогой
Вспомни с тобою, как мы шли в ночи,
Как от нас бежали в горы басмачи,
Как загрохотал твой грозный АКС...
Вспомним, товарищ, вспомним, наконец!
Тихо на костре трещали ветки,
В котелке варился крепкий чай.
Ты пришёл уставший из разведки,
Много пил и столько же молчал,
Синими замёрзшими руками
Протирал вспотевший автомат
И о чём-то думал временами,
Головой откинувшись назад...
Вспомним, товарищ, мы Афганистан,
Зарево пожарищ, крики мусульман.
Грохот автоматов, взрывы за рекой
Вспомним товарищ, вспомним дорогой
Вспомни с тобою, как мы шли в ночи,
Как от нас бежали в горы басмачи,
Как загрохотал твой грозный АКС...
Вспомним, товарищ, вспомним, наконец!
Самолёт заходит на посадку,
Тяжело моторами гудя.
Он привёз патроны и взрывчатку,
Это для тебя и для меня.
Радуйтесь же, братишки-мусульмане,
Ваша сила в том, что мы за вас.
И не нужно лишних трепыханий –
В бой мы идём не в последний раз...
Вспомним ребята Афганистан,
Кишлаки, степи, горный океан.
Эти дороги по чужой стране
О боях упорных вспомним как во сне
Вспомним обстрелы наших городков
Жажду и пекло огненных песков
Эти дороги по чужой стране
О боях упорных вспомним как во сне.

17. Ведущий 1: особое слово - о павших. Их жизнь оборвалась в пламени Афганистана, но память о них будет жива и на афганской и на отчей земле. Некоторые из погибших навечно зачислены в списки воинских частей и военных училищ и все они живы в сердцах и делах вернувшихся домой однополчан. Вспомним тех, кто не вернулся. Свеча памяти (возложение цветов и зажжение свечей)
18. Ведущий 2: Уважаемые родители! Подвиг вашего сына навсегда в истории школы. Мы ими гордимся и всегда рады встречи с вами (вручение цветов, открыток, фотографии)
Рефлексия, проведенная по итогам практики, показала: учащиеся отметили в себе некоторые личностные изменения, которые произошли с ними в процессе подготовки и проведения литературно-музыкальной встречи. Они говорили о том, что стали лучше понимать взрослых, поняли, как важна поддержка других людей в сложные минуты, осознали роль искусства как того инструмента, который может спасать человека от внутреннего саморазрушения.

Поделиться:


Назад в раздел