Поиск по сайту

ЭКОНОМИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ СОРТИРОВКЕ И ПЕРЕРАБОТКЕ ОТХОДОВ: ЭКОЛОГО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Автор: Екимова А.А., ГБПОУ «Колледж Метростроя» Санкт-Петербург


      В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, наибольшее значение приобретает воспитание у студентов экологической культуры.
Экологическое воспитание студентов предусматривает целенаправленное формирование экологического стиля мышления, необходимых экологических, юридических, нравственных и эстетических взглядов на природу и место в ней человека, научного понимания проблем экологизации материальной и духовной деятельности общества [1].
      Вместе с тем формирование экологической культуры в процессе обучения — это оптимальная форма экологического воспитания. Важным компонентом экологической культуры является «личностно-ценностное отношение к природе, помогающее осознать себя частью природы и свою ответственность за последствия общения с ней [4, с. 180-182].
      Проблема воспитания у молодежи экологической культуры, основ природосбрежения остается актуальной по сей день. В рамках образовательной деятельности студенты осваивают ряд профессиональных (в соответствии с профессией или специальностью) и общих компетенций. К числу таковых относится умение содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях [6].
      Выдающийся ученый В.И. Вернадский в своей работе писал, что в городской среде наступает также эффект привыкания к свалкам, загазованности, стираются границы экологического благополучия и неблагополучия, «планка снижается». Все это способствует проявлению антиэкологических форм поведения человека в связи с преобладанием ценностей технологической цивилизации и снижением экологических ориентации в общественном сознании [2, с. 182].
      В процессе преподавания экологии был проведен анализ экологической культуры обучающихся колледжа, в результате которого было выявлено, что более 75% детей не принимают участие в раздельном сборе мусора. В качестве причин сложившегося обстоятельства, можно отметить следующие:
   в семье не принято вести раздельный сбор мусора (хотя для этого созданы все условия);
   отсутствуют специальные контейнеры в жилых комплексах;
   у студентов отсутствует мотивация к разделу мусора, поскольку они полагают, что все окажется в одной мусорной куче.
      Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое воспитание осуществляется в неразрывной связи с умственным развитием как часть мировоззрения, общего познания мира; с трудовым, помогающим реализовать экологические убеждения детей в действительности; с эстетическим, развивающим чувствование красоты природы и стимулирующим природоохранную деятельность учащихся; с нравственным, формирующим чувство ответственности по отношению к природе и людям [3, с. 274].
      В Санкт-Петербурге есть компании, которые предоставляют контейнеры для раздельного сбора мусора. Например, компания «ЮВИ СПб», которая предоставляет накопители в разные дома. В частности, бумагу отвозят на «Каменскую бумажно-картонную фабрику», а пластик — на переработку в ГК «Экотехнологии». Однако надо отметить, что даже это не помогает избавиться от очень большого объёма мусора.
На основе проведенного анализа с целью решения проблемы раздельного сбора мусора мы предприняли попытку создать брошюры (памятки), которые служат средством демонстрации правильного разделения мусора, способствуют пониманию значимости природы, переосмыслению собственной деятельности (приучению себя и своих родных к раздельному сбору мусора) в отношении природы, мотивации её сохранения.
      В представленных брошюрах приводятся примеры, показывающие количество сэкономленного природного ресурса. Брошюры способствуют формированию у студентов понимания о том, как правильно сортировать мусор и какие отходы можно переработать. Кроме того, в них (см. Приложения 1-3) приводится перечень адресов по сбору вторичных отходов в Калининском районе Санкт-Петербурга.

                                             Литература

  1. Белоусова О.А. Некоторые аспекты воспитания экологической культуры будущего специалиста. - 2014.
  2. Вернадский В.И. Ученый. Мыслитель. Гражданин. Библиогр. указатель. / НАН Украины. НБУВ; Сост.: Л.В. Беляева, Л.С. Новоселова и др., – К., 2003. - С.182.
  3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Юрайт-М, 2001. – С. 274
  4. Оганова Е.В., Корниенков А.Д. Экологическое воспитание студентов. // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 180-182; URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4016
  5. Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. – М.: Просвещение, 1983. – С. 57.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование; URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&ts=43762095408787810883298486&cacheid=82231149B4430A20393CB9FA2B5BA997&mode=splus&base=LAW&n=210983&rnd=0.6778344736736466#2rs8xtjt9gw

Приложение 1. Способы сбора отходов

Приложение 2. Вторая жизнь отходов