Поиск по сайту

Практические рекомендации по взаимодействию педагога и обучающихся с СДВГ в учебно-воспитательном процессе

Автор: Пырьев Евгений Александрович, педагог – психолог, Воробей Анна Андреевна, педагог-психолог, Шмакова Светлана Викторовна, методист ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга


     По мнению детского невролога, В.И. Гарбузова, никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб учителей и родителей как гиперактивность [2]. Проблему гиперактивности невозможно решить в рамках традиционно применяемых методов: авторитарных указаний и бесед - убеждений педагогов и родителей с призывами к ребенку изменить свое поведение. Дисциплинарные меры воздействия в виде наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приводят к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшают его. Известно, что ребенок с СДВГ часто действует, не обдумав свои действия. В классе во время уроков выкрикивает ответ, не дослушав вопроса, перебивает других, бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий, без специального умысла может совершать необдуманные поступки. Это провоцирует учителя, он делает много замечаний, а ребенок, придя домой, рассказывает, что учитель весь урок на него «кричал». В ответ на такую ситуацию ребенок невротизируется, контакт родителей с педагогом нарушается. Иной выход из сложившейся ситуации возможен если родители и педагог понимают, что поведение детей с СДВГ обусловлено прежде всего проявлениями синдрома, а не условиями воспитания, такие дети испытывают особые трудности именно в процессе обучения, так как в условиях, когда учебная деятельность становится ведущей, предъявляются повышенные требования, преимущественно к тем функциям, которые у них нарушены [11]. Одним из эффективных педагогических приемов в этом случае является создание доверительных принимающих отношений, и психолого-педагогическая поддержка обучающихся с СДВГ.         Например, важно замечать и с использованием приемов обратной связи поддерживать успехи ребенка в учебе и поведении, отмечать то, что раньше совсем не получалось, а теперь, благодаря его усилиям и терпению, получилось лучше, применять методы формирующего оценивания, отмечая успехи и трудности, которые пришлось преодолеть для их достижения. Например: ученик при выполнении упражнений по русскому языку в классе часто отвлекался и делал ошибки, а теперь смог правильно и не отвлекаясь сделать короткое упражнение от начала до конца самостоятельно. Заинтересованному в поиске путей совершенствования условий образовательного процесса педагогу нужно обязательно продумать разнообразные виды таких индивидуально-ориентированных поощрений для обучающихся с СДВГ (за выполненную работу, за лучшее поведение и т.д.), и варианты формулировок рефлексивной обратной связи в случае, если ситуация развивается неблагоприятным образом.
     Важным условием успешности обучения и воспитания детей с СДВГ является применение технологии создания взрослыми (родителями, педагогами) «ситуации успеха» для ребенка. Дети с СДВГ часто имеют высокий интеллект, обладают при этом нестандартным, творческим мышлением; они фантазеры и изобретатели, порой видят то, чего не замечают самые внимательные дети; они не скованны стандартными вариантами и могут предлагать много идей. В детях с СДВГ есть энергия и драйв, их сложно отвлечь от задачи или деятельности, которая их увлекла; как правило, такие дети живые, веселые (иногда чрезмерно), с ними интересно взаимодействовать. Главное, чего ждут от взрослых такие дети – это принятие, понимание и конструктивная помощь.
     О проблемах и способах работы с детьми с СДВГ написано много [2,5,8,10,12]. Но несмотря на это, педагоги не перестают задавать вопросы: «Какие апробированные методы работы и технологии на практике помогают нивелировать поведение учащегося с СДВГ на уроке и как конкретно вести себя в той или иной ситуации». Деятельность региональной инновационной площадки ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга (2018-2020 год) направлена на преодоление профессиональных дефицитов педагогов начальной и основной школы в аспекте совершенствования условий организации и осуществления образовательного процесса для преодоления СДВГ и компенсации дефицитарных функций обучающихся 1-7 классов общеобразовательных школ. В ходе ОЭР были определены оптимальные организационно-педагогические условия образовательного процесса, включающие оказание педагогическому сообществу всесторонней методической помощи. Это и обучение по программе повышения квалификации педагогов СПбАППО «Проектирование педагогических условий для преодоления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у обучающихся в образовательном процессе» https://цппмсп-выборгский.рф/doc/EXPERIMENTAL_PovKval_uchplan.pdf и обучение в рамках работы на круглых столах: «Проблема СДВГ в образовательном процессе: диалог родителей и педагогов», «Комплексная модель совершенствования условий образовательного процесса для организации и осуществления образовательного процесса для преодоления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у обучающихся 1-7 классов», и проведение практических семинаров для педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей начальных классов и классных руководителей [10].
     Результаты педагогических и психолого-педагогических исследований в рамках ОЭР позволили уточнить возрастную специфику условий организации и осуществления образовательного процесса для преодоления СДВГ обучающихся и определить мишени психологической коррекции дефицитарных функций [10]. Так, в первом, втором и третьем классах педагогам и другим специалистам, оказывающим помощь и поддержку детям с СДВГ, предлагается делать акцент в работе в первую очередь на содержании когнитивных и эмоционально-волевых характеристик, в 4-5 классах возрастает роль личностных характеристик, а в 6-7 классах преимущественное внимание уделяется личностным характеристикам. Педагогам необходимо учитывать, что внутренней движущей силой образовательного процесса этих детей является разрешение противоречия между выдвигаемыми образовательным процессом требованиями и реальными возможностями обучающихся с СДВГ по их реализации, обусловленные симптомом. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей данных обучающихся, и наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию ситуации, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими [11].
     Среди созданных инновационных продуктов ОЭР – методические рекомендации для педагогов по организации мероприятий с обучающимися 7-14 лет (1-7 класс) с использованием техник развития дефицитарных функций [3]. Рекомендации строятся на конкретных, часто встречаемых в общеобразовательном процессе ситуациях, связанных с обучением и воспитанием детей с СДВГ. Рекомендации включают в себя описание конкретной наиболее часто встречающейся ситуации, психолого-педагогическое обоснование причин ее возникновения, а также рекомендаций по применению педагогических и психолого-педагогических подходов оптимального ее разрешения различных ситуациях образовательного процесса. Ниже приведены некоторые из таких ситуаций, их научно-теоретическое обоснование и конкретные рекомендации для педагогов:
     1. Описание ситуации (поведение обучающегося): Обучающийся во время урока комментирует происходящее, выкрикивает ответы с места.
Психология ребенка и ситуации: Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Основная причина этого – недостаточно сформированная произвольность деятельности. Ребенок в недостаточной степени обладает способностью контролировать свое поведение и познавательные процессы - память, внимание, мышление. Чаще всего ребенок с СДВГ сначала делает, а потом думает; он читает в слове первый слог, а остальное додумывает; тянет руку, не дослушав вопрос учителя; вскакивает и убегает, как только звенит звонок [7]. Повышенная расторможенность, «бездумность» детей с СДВГ носят защитный характер, выступают как важный инструмент снижения тревоги и напряжения. Типы защитного поведения могут проявляться преимущественно в поведенческой, эмоциональной и познавательной (интеллектуальной) сферах функционирования личности [10].
     Рекомендации для педагога:
 включайте в план урока "минуты тишины";
 предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников необычным, парадоксальным вопросом, заинтересуйте, привлеките внимание;
 предложите выполнить задание с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины с исключением зрительных стимулов помогут детям успокоиться, настроиться на рабочий лад;
 постарайтесь сдерживаться, спокойно реагировать на ответы с места, при необходимости давать формирующую мотивирующую рефлексивную обратную связь, избегая оценочных суждений.
     2. Описание ситуации (поведение обучающегося): Обучающийся во время урока раскидывает предметы (ручки, линейки, тетради, книги и учебники).
Психология ребенка и ситуации: По мнению исследователей, всевозможные беспорядочные движения ребенка - раскачивается на стуле, щелкает ручкой, играет бегунком на молнии и т.д. - вполне оправданы и являются компенсацией первичных нарушений СДВГ. Если эти движения запретить, ребёнок как бы «впадает в ступор», то есть теряет способность размышлять, осознанно действовать [8].
     Рекомендации для педагога:
 удостоверьтесь, что обучающиеся знают, какого поведения от них ожидают с помощью техник рефлексивного общения, формирующей обратной связи. Постарайтесь в диалоге, методом направленного или включенного наблюдения понять причину конкретной ситуации, поведенческих проявлений и постараться устранить ее.
 используйте на уроке элементы игры, равноправного участия, но не соревнования. Дети с СДВГ часто становятся аутсайдерами, соревновательных элементов следует избегать, т.к. это демотивирует ребенка, который, как правило, хорошо осознает свои трудности, но не понимает их причину, что может вызвать отказ от деятельности;
 проводите физкультминутку на 20 и 30-й минутах урока, продолжительность таких упражнений должна составлять не более 2-3 минут.
     3. Описание ситуации (поведение обучающегося): Отвлекает соседей по парте (болтает, бубнит, крутится).
Психология ребенка и ситуации: Важно понимать, что СДВГ - это расстройство мотивации, самоорганизации, саморегуляции, восприятия времени и информации, решения задач и социальной адаптации. Паузы, отключения на уроке, короткий цикл работоспособности – три-пять минут, после чего мозг отключается и лишь спустя некоторое время включается обратно. Ребенок не осознает, что происходит при отключении, с этим связаны драки и различные выходки, о которых он не помнит, потому что они развиваются в моменты отключения активности мозга. С эффектом отключения мозга в норме мы все сталкиваемся, когда слушаем скучную лекцию или читаем что-то сложное и внезапно ловим себя на том, что «отключились». Вопрос только в том, как часто и на какие периоды времени происходят эти отключения. Мы отключаемся на секунды, а ребенок с СДВГ на три-пять минут. [12].
     Рекомендации для педагога:
Если ребенок с СДВГ «выключился» из учебного процесса, то чтобы «вернуть его на урок», выполните следующие действия:
- подойдите к обучающемуся и вербально кратко и конкретно сформулируйте что нужно сделать ученику чтобы продолжить участие в уроке. Дождитесь ответной положительной реакции и поддержите вербально;
- дайте обучающемуся с СДВГ поручение, например, раздать тетради;
- создавайте ситуации переключения на уроке, устраивайте минутки активного отдыха;
- создайте список правил, которые обучающиеся должны выполнять и систему стимулов – маркеров, привлекающих внимание и напоминающих о необходимости выполнить соответствующее правилам действие. Сформулируйте список правил в позитивной утвердительной форме: только то, что надо делать. Разместите список и маркеры - напоминалки в классе так, чтобы они были в поле зрения обучающихся. Удостоверьтесь, что обучающиеся с СДВГ знают, какого поведения от них ожидают в соответствии с правилами и как получат напоминание об этом.
     4. Описание ситуации (поведение обучающегося): Во время урока в начальной школе достает игрушки и играет с ними.
     Психология ребенка и ситуации:
Впервые переступив порог школы, малыш сразу попадает в другую жизнь. Мир, до этого такой маленький и знакомый, ограниченный детским садом, домом и игровой площадкой во дворе, вдруг становится пугающим и большим. Для детей с СДВГ, который испытывает в силу психофизиологических особенностей страх новых жизненных ситуаций, это особенно актуально. Очень хочется принести в этот новый мир маленькую частичку своей домашней уютной жизни – любимую игрушку. У большинства детей обязательно есть мишка или зайка, кукла или спайдермен, которые не только стали любимыми, но и играют в детской жизни ребенка большое значение. Обычно, со своей игрушкой ребенок делится различными событиями: радостными или нехорошими. Рассказывая мягкому медвежонку о том, что у него случилось, ребенок видит в нем друга, первого собеседника-сверстника. Принося игрушку в школу, девочки и мальчики не чувствуют себя такими одинокими, как это бывает в первые месяцы школьной жизни, чтобы немного разрядить строгую учебную обстановку хоть чем-то привычным и знакомым, а иногда - чтобы показать их одноклассниками и чуть-чуть похвастаться. В ряде случаев такая ситуация говорит специалистам о том, что адаптации таких детей в школе проходит с определенными трудностями [13].
     Рекомендации для педагога:
– предложите обучающемуся положить игрушку в коробку для «не учебных вещей» до перемены;
 дайте обучающемуся поручение (например, собрать все игрушки в классе и отнести в коробку для «неучебных вещей»);
 оговорить время после уроков для игр с любимыми предметами;
 устроить дни любимой игрушки в школе, сделать выставку игрушек. В день любимой игрушки все ребята класса могут принести своих маленьких друзей. Эти игрушки станут гостями класса. Они будут присутствовать на уроке, «наблюдать» за тем, как работают ребята. Учитель может дать ученикам задание – рассказать о своей игрушке. Вернувшись из школы, ребенок будет в хорошем настроении, сможет поделиться со своей игрушкой впечатлениями.
 провести конкурс любимых игрушек: предложить детям рассказать о любимой игрушке, составить рассказ от имени любимой игрушки, и т.д.;
 использовать игрушки на уроках математики;
 импровизация героев литературных произведений на уроках литературного чтения с помощью игрушек.
     5. Описание ситуации (поведение обучающегося): Во время урока залезает под парту и сидит там.
Психология ребенка и ситуации:
Среди возможных причин возникновения таких ситуаций можно отметить слабость эмоционально – волевой сферы ребенка, переутомление, изменение временной протяженности рабочих и релаксационных циклов в деятельности мозга, а недостаточная сформированость мотивов учебной деятельности, познавательного интереса, а возможно, обучающийся привлекает к себе внимание. В каждом конкретном случае важно понять причины такого поведения вместе с родителями и специалистами службы сопровождения (педагог-психолог, педагог-дефектолог, учитель-логопед).
Рекомендации для педагога:
Общими рекомендациями до получения результатов комплексного психолого-педагогического обследования ребенка могут стать следующие:
 Посадите ребенка с СДВГ на последнюю парту одного. В соседях к такому ребенку предпочтительнее разместить спокойных детей.
 Придерживайтесь следующих правил: не привлекайте внимание класса, если ребенок под партой ведет себя тихо; ускоряйте темп урока, чтобы остальные дети не отвлекались на сидящего под партой; чаще похвалите и демонстрируйте поддержку обучающемуся с СДВГ особенно в присутствии сверстников, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
     6. Описание ситуации (поведение обучающегося): Медленно выполняет задания. Не успевает за темпом урока.
Психология ребенка и ситуации:
Для активного включения в работу на уроке детям с СДВГ требуется дополнительная стимуляция со стороны педагога, они более активны, старательны, успешны в первой половине урока, характерна цикличность деятельности, чередование периодов «отключения» с активной деятельностью. Особенности чередования зависят от нейро-психического состояния ребенка. Обращает на себя внимание поспешность при выполнении заданий и ответах на вопросы, неуверенность. За помощью обращаются редко, если отвечают неудачно - теряются. При стимуляции со стороны педагога наблюдается всплеск активности. [12].
Рекомендации для педагога:
Помогают наводящие вопросы педагога, если они сформулированы в доброжелательной форме.
При выполнении письменных заданий чаще всего требуется индивидуальная помощь и поддержка взрослого.
Соблюдение принципов и правил индивидуального дифференцированного, личностно-ориентированного подхода в обучении ребенка с СДВГ.
     7. Описание ситуации (поведение обучающегося): Часто теряет необходимые для урока предметы (тетради, учебники, карандаши).
Психология ребенка и ситуации:  забывчивость, быстрая отвлекаемость, «полевое» поведение т.е. дети становятся чрезмерно реактивными на все стимулы вокруг себя — оборачиваются на любой звук, вступают в разговоры соседей и т.п. Такая бесконтрольная реактивность отражает растормаживание элементарных форм ориентировочной деятельности. Наблюдается нередко своеобразное нарушение произвольного переключения внимания на новое действие, при этом возникает повторное выполнение (персеверация) одного и того же действия. При этом преимущественно страдает произвольное внимание, а непроизвольное чрезмерно усилено. Данные состояния обусловлены психофизиологическими особенностями ребенка с СДВГ. [12].
     Рекомендации для педагога:
 вместе с родителями создайте запас необходимых учебных принадлежностей и материалов, что бы своевременно восполнять потерянное;
 в конце урока (а также в конце уроков) постоянно напоминайте детям о вещах, которые необходимо контролировать, помнить о правилах поведения в общественных местах и о маркерах – напоминалках о том, что и когда нужно делать;
 учитывая, что в классе есть обучающийся с СДВГ, чаще делайте записи на доске. Например, при записи на доске домашнего задания добавить стикеры с обозначением на них обязательных канцелярских принадлежностей, которые понадобятся на следующем уроке.
     8. Описание ситуации (поведение обучающегося): Ребенок часто опаздывает на уроки в школе.
Психология ребенка и ситуации:
Обучающиеся испытывают проблемы с ощущением времени, часто не понимают показания циферблата часов, в результате детям с СДВГ трудно планировать свою деятельность.
     Рекомендации для педагога:
 Важно научить ребенка понимать время на ручных и настенных часах.
 Составить и пользоваться расписанием дня;
 Циферблат часов должен быть понятен;
 Напоминайте ребенку о событиях и временных отрезках которые нужно запланировать, заранее;
 Шире используйте схемы, рисунки, часы и другие опорные сигналы;
     9. Описание ситуации (поведение обучающегося): Проявляет протестное поведение в отношениях с учителем (перечит, не соглашается, нарушает правила, спорит).
Психология ребенка и ситуации:
Протестное поведение относится к разряду вторичных нарушений при СДВГ и при своевременном профессиональном подходе, адекватной ситуации организации взаимодействия с таким обучающимся на уроке, такие проявления поддаются коррекции. Проблемы самоуправления возникают у ребенка не только в периоды релаксации мозга, но и при выполнении любой деятельности в рабочей фазе. Ребенок действует и говорит сразу, импульсивно и необдуманно. Поэтому и результаты его действий бывают совершенно неожиданными для него. Ребенок сначала действует и только потом понимает свое действие. Он пытается исправиться, но не может сдержать своих обещаний. Деятельность такого ребенка состоит из цепных ситуативных реакций, «вынужденных» ответов на внешние воздействия, которым он не может противостоять, опираясь на свои внутренние произвольные установки. Они оказываются слишком слабыми и непрочными: планы «разрушаются», обещания «вытесняются», намерения забываются [12].
     Рекомендации для педагога:
 вознаграждайте хорошее поведение и самоконтроль;
 поддерживайте ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием;
 делайте краткие напоминания классу, о правилах поведения, избегая стигматизации («навешивания ярлыков») ребенку с СДВГ;
- используйте принципы дифференцированного обучения, давайте ученикам разные задания одновременно (обучающиеся с СДВГ работают над индивидуальными заданиями, пока учитель будет опрашивать других учеников у доски);
     10. Описание ситуации (поведение обучающегося): Ребенок трудно идет на контакт, с ним сложно договориться, вмешивается в игры других детей, создает конфликтную ситуацию.
Психология ребенка и ситуации:
Часто дети с СДВГ оказываются не в состоянии понять объективные причины нарушенного контакта с окружающими, даже если им пытаются их объяснить. Они реагируют непосредственно на слова, которые чаще слышат, и на отношение, которое ощущают. Высокая результативность коррекции поведения зависит не только от педагога, но и от всего детского коллектива, уйти из поля зрения которого невозможно. Анализ личностных особенностей обучающихся с СДВГ 1-7 классов общеобразовательных школ (ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга, 2018, 2019) показал, что эти дети способны понимать окружающих, настроены на взаимодействие, однако большинство из них обладают повышенной чувствительностью, впечатлительностью и эмоциональностью. Имеющиеся проблемы в общении во многом обусловлены неразвитой способностью к саморефлексии [12].
     Рекомендации для педагога:
 Важно установить (восстановить) положительный эмоциональный контакт с таким ребенком. Не обязательно включаться в игру с ним, достаточно просто улыбнуться, похвалить, поддержать. Не обязательно поддерживать разговор, достаточно слушать и кивать, демонстрировать принятие. Такое «взаимодействие» не требует от педагога (родителей) особых усилий и времени, а ребенок перестает чувствовать себя отвергаемым, возникает чувство принятия окружающими.
 Придерживаться единства педагогических воздействий. Когда нет согласия между всеми сторонами, участвующими в воспитании (педагоги, психолог, родители), нет единства требований в детском коллективе, воспитание невозможно.
 Включать гиперактивных детей в коллективную деятельность целесообразно поэтапно: привлекать к играм в малых подгруппах и только после этого включать в коллективные игры. Желательно использовать игры с четкими правилами, активизирующие внимание и произвольность деятельности; в коллективных играть педагог должен рефлексивно наблюдать за поведением ребенка, вовремя остановить игру, если наблюдаются первые признаки агрессии или перевозбуждения.
 Не задавайте неудобных вопросов (не спрашивайте у ребёнка, почему он не хочет общаться. Он не знает ответа, а такие вопросы только могут раздражать его. Если ребёнок в очередной раз на перемене замер у окна, подойдите и, ненавязчиво выясните причину).
 Постарайтесь подчеркнуть, что вы относитесь к ученику с уважением.
 Дайте ребенку выговориться, поддержите атмосферу доверия, взаимного уважения, проявите эмпатию.
 Предложите конкретный выход из сложившейся ситуации.
 Постарайтесь занять позицию «на равных».
 Уважайте личное пространство обучающегося. В процессе приема информации не стоит перебивать говорящего, давать советы, критиковать. Это можно сделать после получения информации, и ее уточнения.
 Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.
     Приведенные в данной статье рекомендации показали свою эффективность в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. В рамках апробации программы, направленной на развития дефицитарных функций обучающихся с СДВГ, предлагаются психолого-педагогические методы с ориентацией на положительные черты личности, создание «ситуации успеха», формирование адекватной самооценки, контроля поведения, управление гневом, сдерживание агрессии и т.д.; обучающиеся осваивают техники саморегуляции эмоциональных состояний, правила поведения в группе сверстников и среде взрослых, правила взаимодействия с окружающими.
     Важно отметить, что эффективность рекомендаций повышается при комплексном подходе к коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности, который достигается, в том числе, при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов. Также важно, чтобы учитель обладал теоретическими знаниями, освоил курсы повышения квалификации по проблеме обучения детей с СДВГ; реализовывался индивидуальный образовательный маршрут обучающегося; применялся «Комплекс упражнений», направленный на преодоление дефицитарных функций (свойств внимания, контроля поведения, двигательного контроля) обучающихся 7-14 лет (1-7 классы) с СДВГ в образовательном процессе»; применялся в работе электронный информационно-методический ресурс ОЭР «Навигатор по созданию условий для обучения детей с СДВГ в образовательном процессе», представленный на сайте ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района [3]; осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение всех участников учебно-воспитательного процесса. Важно, чтобы специалисты школьного психолого-педагогического консилиума профессионально разъяснили педагогам и родителям, что прекратить синдром нельзя. Поэтому все специалисты школы, включая родителей обучающегося с СДВГ должны настроиться на долгую нелегкую работу по нормализации состояния ребенка.

                                                              Литература:

  1. Абшилава Э.Ф. Комплексная многоуровневая коррекционная помощь детям младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Педагогическое образование в России. 2017. №7. С. 96-102. https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-mnogourovnevaya-korrektsionnaya-pomosch-detyam-mladsh...
  2. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, Ленинградское отделение, 1990. ÷ 176 с.
  3. Методические рекомендации для педагогов по организации мероприятий с обучающимися 7-14 лет (1-7 класс) с использованием техник развития дефицитарных функций к «Программе группового взаимодействия с обучающихся 7-14 лет (1-7 класс) с СДВГ и их родителями в образовательном процессе». Электронный ресурс http://эп.цппмсп-выборгский.рф/
  4. Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности от дошкольного до подросткового возраста на разных уровнях получения образования: методич. рекоменд. – М., 2017 – 86 с. https://docviewer.yandex.ru
  5. Романчук О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. – М.: Генезис, 2010.
  6. Савин Роман. 9 способов скорректировать трудное поведение ребенка с СДВГ дома и в школе Letidor.ru https://woman.rambler.ru/children/40927671/?utm_content=woman_media&utm_medium=read_more&utm_source=...
  7. Сараева В.В. Гиперактивный ребенок. Как помочь? https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/01/27/giperaktivnyy-rebenok-kak-pomoch
  8. Фесенко Е.В, Фесенко Ю.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. - СПб.: Наука и техника, 2010. - 384 с.
  9. Цветков А.В. Гиперактивный ребенок: развиваем саморегуляцию. – М.: Издательство «Спорт и культура – 2000», 2012. – 104 с.
 10. Цыганкова Н.И., Цветков В.В., Воробей, А.А., Попова А.В., Пырьев Е.А. Аналитическая справка. Особенности дефицитарных функций, эмоционально-волевых, личностных, поведенческих особенностей и межличностных отношений обучающихся с СДВГ как мишени психолого-педагогической коррекции в образовательном процессе 2019 г. https://цппмсп-выборгский.рф/doc/Аналитическая%20справка%20«Особенности%20дефицитарных.pdf
 11. Цыганкова Н.И., Эрлих О.В. Педагогические условия преодоления проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности у обучающихся. Человек и образование, 2019 №1 (58)
 12. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: «Речь», 2003. – 384 с.

Поделиться:


Назад в раздел