Поиск по сайту

Создание и реализация индивидуального маршрута обучающихся с СДВГ: проблемы и пути решения

Автор: Кургинова Алевтина Николаевна, директор, Шмакова Светлана Викторовна методист ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района, Цыганкова Наталия Игоревна, К.п.н., доцент кафедры педагогики семьи СПбАППО


       Ориентация современного образовательного процесса на содействие становлению каждого выпускника школы, как успешной личности, должна осуществляться на основе предоставления всем обучающимся возможностей образовательного выбора. Образовательный выбор - это выбор учеником предлагаемого школой содержания, технологий и форм организации его освоения, способов аутентичной оценки образовательных достижений, который реализуется в рамках образовательной программы и позволяет построить индивидуальный образовательный маршрут, ориентированный на личностное и профессиональное самоопределение, как основную ценность современного образования [4]. В Федеральном Законе № 273 «Об образовании в РФ» определено понятие «индивидуальный учебный план», как «учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» [1]. Современная педагогика рассматривает индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) как определенный командой специалистов (например, психолого-педагогической комиссией образовательной организации) персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребенка с особыми образовательными потребностями. [12]. ИОМ является важнейшим организационным механизмом, позволяющим реализовать идеи ФГОС и эффективно работать с обучающимися, имеющими разные способности, образовательные возможности и потребности. В условиях ФГОС НО, ООО, ориентированных на индивидуализацию образовательного процесса, расширяются потребности и возможности разработки и реализации ИОМ для обучающихся с СДВГ [2]. В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» обучающиеся с СДВГ относятся к категории детей с особыми образовательными потребностями. [13]. Специфика их психофозиологического развития требует совершенствования подходов (путей) индивидуализации образовательного маршрута с учетом зоны актуального и ближайшего развития каждого ребенка с СДВГ, поддерживающих ресурсов семьи, комплексности и междисциплинарности проблемы.
       В рамках ОЭР ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга по теме «Совершенствование условий организации и осуществления образовательного процесса для преодоления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у обучающихся» было проведено исследование специфики дефицитарных функций, эмоционально-волевых, личностных, поведенческих особенностей и межличностных отношений, обучающихся с СДВГ и определены их особые образовательные потребности, а также мишени психологической коррекции дефицитарных функций [6]. Так, первоклассники с СДВГ испытывают значительные трудности в общении со сверстниками, что может выражаться в соперничестве, враждебности и конфликтом поведении. С психологической точки зрения это может свидетельствовать о том, что у первоклассников с СДВГ адаптация к образовательному учреждению проходит сложнее и в более медленном темпе. Первичные поведенческие нарушения (повышенные невнимательность и импульсивность), делают первоклассника с СДВГ недостаточно приспособленным к выполнению общепринятых норм и социальных требований школы, служат источником непонимания и недовольства со стороны окружающих взрослых, приводят к частым конфликтам, которые еще более ухудшают его поведение за счет вторичных адаптационных реакций протеста, отказа, оппозиции, гиперкомпенсации. Не имея достаточных успехов в учебе, получая многочисленные выговоры и замечания за свое поведение, эти дети начинают считать самих себя никчемными и неисправимыми, у них опускаются руки, снижается мотивация не только к учебной, но и другим видам деятельности. Проявления соперничества, враждебности и конфликтности в поведении такого ребенка педагогам и родителям следует относить не к проявлениям асоциальности, а вторичным симптомам СДВГ (которые поддаются психолого-педагогической коррекции), что важно учитывать педагогам в образовательном процессе и родителям в семье при взаимодействии с таким ребенком. Таким образом, воспитание и организация образовательного процесса в семье и школе должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения и закрепления указанных паттернов поведения первоклассников с СДВГ.
       В группе обучающихся 2-3-х классов по наблюдениям педагогов снижается выраженность перечисленных у первоклассников поведенческих проявлений (исследование проводилось по Карте наблюдений Стотта в обработке Л.А. Регуш). Сохраняются высокие значения только по шкале «неугомонность», что характеризует данных обучающихся как нетерпеливых, неспособных к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления, избегающих долговременных усилий. Полученные результаты свидетельствуют о том, что обучающиеся 2-3 классов с СДВГ уже в значительной степени адаптировались к школе, однако сохраняются симптомы СДВГ, которые продолжают негативно влиять на обучение и поведение. В такой ситуации необходимо объединение усилий педагогов и родителей по обеспечению психологической безопасности и эмоциональной поддержки данной категории детей, совершенствования условий для функционального созревания нервной системы.
       В группе обучающихся 4-5-х классов уровень «неугомонности» продолжает снижаться [6]. Педагоги отмечают, что с возрастом выраженность проявлений нетерпеливости, неусидчивости, избегания долговременных усилий (первичных симптомов СДВГ) у обучающихся уменьшается, однако происходит нарастание вторичных симптомов, проявляющихся в нарушении поведения, в значительной степени влияющих на успешность обучения. Так, у обучающихся 5-х классов заметного уровня выраженности достигают показатели по шкале «асоциальность», что может выражаться в различных формах негативизма, в том числе в нарушении социальных нормативов. Кроме того, у обучающихся 5-х классов появляется, пока еще слабая, выраженность «невротических симптомов», что говорит о том, что нервная система этих детей еще достаточно слаба, чтобы справляться с предъявляемой учебной нагрузкой.         
Таким образом, наряду с совершенствованием условий образовательного процесса для успешной адаптации этой категории детей при переходе на другую ступень обучения (из 4-го в 5-й класс) требуется обеспечение психолого-педагогической помощи и педагогической поддержки ребенку и родителям в предупреждении закрепления проявлений асоциального поведения как устойчивых качеств личности.
Показатели по шкалам «невнимательность» и «импульсивность» у обучающихся 6-7-х классов практически не отличаются от нормативных показателей, это говорит о том, первичные проявления СДВГ в этом возрасте проявляются неярко. Однако нарастает выраженность комплекса тревожных симптомов, связанных с общением со сверстниками и взрослыми. Тревога по отношению к детям может проявляться в неприятии, избегании контактов со сверстниками, подозрительности, враждебности. В данном возрастном периоде коррекцию первичных нарушений, связанных СДВГ, рекомендуется осуществлять с опорой на формирующуюся личность ребенка, развитие Я-концепции, мотивационной структуры личности, навыков целеполагания, снижения эмоционального напряжения.
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута обучающихся с СДВГ (ИОМ обучающихся с СДВГ) – это один из продуктов инновационной деятельности ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга, разработанный с целью оказания научно-методической помощи и поддержки педагогам образовательных организаций. Особенностью реализации ИОМ обучающихся с СДВГ является комплексный мультидисциплинарный подход который обеспечивает команда специалистов, которая в перспективе может включать не только учителей образовательной организации, но и педагогов дополнительного образования, специалистов службы психолого-педагогического сопровождения/помощи (как школьной, так и районной), врачей-неврологов. Индивидуальный образовательный маршрут позволяет создать в образовательном процессе условия для компенсации и коррекции дефицитарных функций обучающихся с СДВГ, выстроить научно-обоснованные формы взаимодействия с детьми и их родителями (законными представителями) [3]. В апробации ИОМ обучающихся с СДВГ принимала участие междисциплинарная команда специалистов ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района и образовательных организаций педагоги-психологи, учителя начальной и основной школы ОУ партнеров, заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №463 Выборгского района Санкт-Петербурга Далматова Л.А., социальный педагог ГБОУ СОШ №117 Рыжкова Г.Н., врач-психиатр ГБУЗ, психотерапевт ПНДО №1 СПб ГКУЗ «ЦВЛ «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина». [9]. С целью координации деятельности междисциплинарной команды специалистов по разработке и реализации ИОМ для обучающихся с СДВГ на базе ГБУ ДО ЦППМСП был создан междисциплинарный консилиум в задачи которого входит сопровождение реализации ИОМ обучающихся с СДВГ. [3]
       Для апробации был предложен следующий алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) учащихся с СДВГ, состоящий из пяти последовательных этапов:
        I. Подготовительный этап. Педагог осуществляет фиксированное динамическое педагогическое наблюдение за учащимся с признаками СДВГ, заполняя карту наблюдений Стотта, информирует о сложившейся ситуации, мотивирует и получает согласие родителей на то, что их ребенку необходима профессиональная помощь специалистов специфику которой в рамках ИОМ определяет психолого-педагогический консилиум образовательной организации. [7]
       II. Этап психолого-педагогического консилиума образовательной организации (далее ППк). Специалисты - члены ППк проводят углубленную психолого-педагогическую диагностику и разрабатывают рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения и совершенствования условий образовательного процесса в школе и семье обучающегося с СДВГ. Для преодоления проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности у обучающихся, в первом, втором и третьем классах мишенями психолого-педагогической коррекции становятся когнитивные и эмоционально-волевые характеристики, в 4-5 классах наряду с когнитивными и эмоционально-волевыми характеристиками значительное внимание уделяется личностным свойствам, а в 6-7 классах преимущественное внимание уделяется социально-коммуникативным, поведенческим и личностным характеристикам обучающихся.
      III. Этап разработки ИОМ обучающегося с СДВГ. В случае если диагноз СДВГ подтвержден медицинским учреждением, в коллегиальном заключении ППк делается вывод о необходимости перевода учащегося с СДВГ на ИОМ и при получении согласия родителей, планируется переход на этап разработки ИОМ. В практике образовательных организаций бывают случаи, когда установленного медицинского диагноза СДВГ нет или родители его скрывают. В этом случае перевод обучающегося на ИОМ возможен только после работы с родителями по мотивации их к сотрудничеству со школой для индивидуализации образовательного процесса их ребенка. В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом [8].
      IV. Этап реализации ИОМ обучающегося с СДВГ и промежуточного контроля результатов. Проводится в тесном взаимодействии с родителями обучающихся, специалистами службы сопровождения образовательной организации (педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования). В случае если внутренних ресурсов образовательной организации недостаточно для реализации ИОМ обучающегося с СДВГ в полной мере, важную роль для обеспечения комплексного междисциплинарного подхода в обеспечении образовательных потребностей обучающегося с СДВГ и социально-психологического сопровождения ИОМ обеспечивает ГБУ ДО ЦППМСП в рамках социального партнерства. На базе ГБУ ДО ЦППМСП проводятся углубленная психолого-педагогическая диагностика, консультации врача-невролога, психиатра, педагога-дефектолога, логопеда, групповые и индивидуальные психолого-педагогические консультации обучающихся и их родителей. Коррекция и компенсация дефицитарных функций обучающихся с СДВГ в образовательном процессе возможна только при условии учета его индивидуальных образовательных потребностей, на этой основе - качественной и согласованной интенсивной работы с ним, его родителями и учителями. Важно, чтобы специалисты школьного психолого-педагогического консилиума профессионально разъяснили педагогам и родителям, что полностью и быстро преодолеть проявления синдрома невозможно. Компенсаторные механизмы в нервной системе протекают медленно. После установления диагноза вся мультидисциплинарная команда, включая родителей обучающегося с СДВГ должна настроиться на достаточно длительную системную работу по нормализации состояния ребенка, включающую, при необходимости, в т.ч. медикаментозную поддержку.
         Особенно важно обратить внимание на формирование у ребенка стабильной адекватной самооценки, обучение детей контролю за своим поведением, управлению гневом, сдерживанию агрессии, профилактику академической неуспешности и повышение образовательной компетентности обучающихся с СДВГ. Например, для детей с нарушения письма и чтения рекомендованы индивидуальные логопедические занятия, а подробное разъяснение правил поведения на уроке и на перемене происходит на уровне класса; коррекция эмоционально-волевой, личностной сферы, оптимизация референтности (повышения уровня уважения) детей в глазах их одноклассников в структуре образовательного процесса, осуществляется в течение всего учебного времени. Кроме того, при обучении и воспитании обучающихся с СДВГ, необходимо уделять внимание решению следующих задач:
         • Развитие навыков социализации, особенно способности к социальному прогнозированию. Например, применение технологий обучения в сотрудничестве (одна из технологий личностно ориентированного обучения); игровых форм взаимодействия педагога и обучающихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение), здоровьесберегающих технологий (цель - обеспечить обучающемуся максимально возможный уровень здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья).
         • Развитие способности следовать инструкции педагога, с одной стороны, и определенную независимость, с другой; путем применения методов введения новых видов деятельности, которые прежде либо отсутствовали в опыте ребенка, либо были представлены недостаточно полно (например, художественно-творческая деятельность в различных жанрах искусства) и методов изменения отношения к ребенку (личный пример взрослого и сверстника; изменение статуса ребенка в коллективе; поощрение или педагогическая поддержка).
         • Совершенствование тонкой моторики рук (в том числе согласованных движений обеих рук); путем применения разнообразных физических упражнений, занятий физкультурой, лепки из пластилина и глины, рисования и составления аппликаций, использования техники оригами.
         • Усиление волевых качеств; поддержание интереса к обучению обучающихся с СДВГ путем применения на уроках таких заданий, которые направлены на развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия (например, составление детьми загадок, когда обязательным условием является использование нескольких каналов восприятия информации, одновременное проговаривание вслух и написание словарных слов, предложений и т.д.).
        Основные направления реализации ИОМ отражаются в индивидуальном учебном плане (далее - ИУП) [5]. В отличие от традиционного школьного учебного плана ИУП обучающихся с СДВГ корректируется в части внеурочной деятельности, дополнительного образования и психолого-педагогического сопровождения с целью точечного развития дефицитарных функций конкретного ребенка. В ИУП описывается специально организованная предметно-развивающая среда в учебных кабинетах, кабинетах специалистов, рекреациях, обеспечивающая пространственное размещение ребенка с СДВГ в классе; наличие в школе оборудованных зон отдыха; возможность использования внешних стимулов для управления поведением обучающихся с СДВГ, а также дифференциация уровней психолого-педагогического сопровождения обучающихся с СДВГ: индивидуальное, групповое, на уровне класса, на уровне образовательной организации в зависимости от рекомендаций ППк и медицинских рекомендаций. Рисками для реализации ИУП в образовательной организации часто становится отсутствие некоторых важных организационно-педагогических условий, в том числе, отсутствие в учреждении педагога-психолога, учителя-логопеда, тьютора и других специалистов, а так же «загруженность» классного руководителя, либо уровень ему профессиональной компетентности педагога который не позволяет обеспечить в полной мере индивидуализацию образовательного маршрута данной категории детей. В этом случае для компенсации возникающих педагогических и кадровых дефицитов в реализации ИОМ на базе образовательной организации подключаются профессиональные и организационные ресурсы ГБУ ДО ЦППМСП. Например, деятельность по совершенствованию психолого-педагогических условий организации помощи детям с СДВГ для преодоления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у обучающихся 1-7 классов на базе ОУ осуществлялась в период апробации ИОМ в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга «Психологическая помощь детям с СДВГ» на базе ГБОУ СОШ №518, ГБОУ СОШ №463. С января по апрель 2019 года получили психологическую помощь в рамках данной программы 161 обучающийся с СДВГ [9]. Наряду с составлением и реализацией ИУП, педагог сопровождает обучающегося с СДВГ включенные в ИУП индивидуальные и групповые занятия со специалистами. Детям с СДВГ необходимо обеспечивать условия для двигательной активности. Целенаправленная двигательная активность нужна такому ребенку для стимуляции деятельности мозга. При этом, характерную повышенную двигательную активность (гиперактивность) можно рассматривать как компенсаторный механизм саморегуляции деятельности. Поэтому ребенок с СДВГ в силу особенностей синдрома не может одновременно и сидеть спокойно, и слушать внимательно. Слушать внимательно у него получается, только осуществляя двигательную активность, например, раскачивается на стуле, вертит, грызет ручки и карандаши и т.д.. Педагоги должны учитывать эту особенность, а так же то, что гиперактивные обучающиеся плохо работают на отсроченный результат, для них важен принцип «здесь и сейчас», им трудно дается поэтапная отработка навыка и именно они остро нуждаются в создании «ситуации успеха».
       Традиционная система предъявления учебного материала в школе зачастую представляющая собой педагогический монолог, который требует от ребенка внимательного слушания и исполнительского поведения, не стимулирует познавательный интерес гиперактивных детей, им нужны, прежде всего, визуальные и тактильные опоры в получении информации, соответствие способов предъявления учебного материала (и его достаточное разнообразие) многоканальному восприятию гиперактивного ребенка. Еще одна обязательная составляющая образовательного пространства школы – наличие игрового пространства в школе, для детей СДВГ оно необходимо, т.к. позволяет педагогу организовать игры на снятие статичного напряжения, обыгрывание агрессивности, коррекцию механизмов эмоционального реагирования, развитие навыков социального поведения.
        V. Этап контроля и оценки результатов реализации ИОМ обучающегося с СДВГ.
Результатом пятого этапа является оценка эффективности реализации ИОМ, которая отражается в «Листе эффективности мероприятий ИОМ» и справке по итогам реализации ИОМ, которую пишет ведущий специалист [5]. Лист эффективности мероприятий ИОМ представляет собой бланк для оценивания динамики по реализации ИОМ всеми участниками по следующим разделам: раздел «Трудности семейного воспитания» (оценивают родители и обучающийся); раздел «Трудности обучения» (оценивает классный руководитель); раздел «Внеурочная деятельность (оценивают спортивный тренер, педагоги дополнительного образования, руководители школьных кружков, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, педагог-психолог). Показатели оцениваются по пятибалльной шкале в начале, середине и конце учебного периода. В соответствии с мишенями психолого-педагогической коррекции дефицитарных функций у обучающихся с СДВГ, для каждого участника реализации ИОМ разработаны отдельные критерии, по которым они оценивают эффективность проведенной работы. В «Листе эффективности мероприятий ИОМ» ведущий специалист фиксирует родительскую оценку: трудности выполнения домашнего задания; поведение в школе; частоту эмоциональных срывов; частоту совершения опасных (неконтролируемых, необъяснимых поступков); и оценку самого обучающегося: насколько трудно учиться; трудности в отношениях со сверстниками; трудности учебной мотивации; самооценка личности; самооценка учебной деятельности. Спортивный тренер, педагоги дополнительного образования, руководители школьных кружков оценивают в «Листе эффективности мероприятий ИОМ» особенности поведения; особенности взаимодействия с педагогом/тренером; особенности взаимодействия со сверстниками; достижения; учитель-дефектолог оценивает: сформированность мышления; сформированность математических навыков; сенсомоторное развитие; учитель-логопед оценивает: сформированность навыков письма; овладение техникой чтения; сенсомоторное развитие; социальный педагог оценивает: нарушение норм и правил поведения; опрятность внешнего вида; педагог-психолог оценивает: школьную адаптацию; отношения с учителем; отношения с одноклассниками. В справке по итогам реализации ИОМ ведущий специалист фиксирует: динамику особенностей поведения обучающегося; основные трудности в обучении; особенности поведения на уроке; эффективность приемов индивидуальной помощи в обучении; динамику в обучении; характеристику взросления; характеристику общения со сверстниками, одноклассниками. Справка отражает эффективность индивидуального образовательного маршрута обучающегося с СДВГ. По результатам оценки эффективности реализации ИОМ на заседании психолого-педагогического консилиума (далее – ППк) образовательной организации определяется дальнейшая стратегия развития ИОМ обучающегося с СДВГ: принимается решение о продолжении, завершении, или продолжении на определенный (в соответствии с актуальными индивидуальными образовательными потребностями) период.
Мы предлагаем оформлять ИОМ в виде индивидуальной папки обучающегося с СДВГ, которая включает: коллегиальное заключение ППк; заключения специалистов к психолого-педагогическому консилиуму; индивидуальный учебный план (ИУП); индивидуальное расписание; лист эффективности мероприятий ИОМ и справка по итогам реализации ИОМ, подготовленная ведущим специалистом. Пример составления индивидуальной папки можно найти на сайте региональной инновационной площадки ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга. Реализация ИОМ включает обязательную систему партнерства с родителями с целью интеграции усилий школьной команды (учителя, специалисты) поддержки детей с СДВГ и воспитательных ресурсов семьи. Применяются как индивидуальные так и групповые формы работы. Например, круглый стол для родителей детей с СДВГ «Формирование навыков самостоятельности и произвольности у детей с СДВГ», который прошел на базе ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района был направлен на развитие родительской компетенции по формированию навыков у детей с СДВГ. [14]           Родители первоклассников ГБОУ СОШ №463, 518 Выборгского района приняли участие в информационных семинарах «Родителям о гиперактивности и невнимательности детей» в рамках Единого городского родительского собрания. Так же родители имеют возможность участвовать в программах дополнительного образования ЦППМСП Выборгского района «Школа успешного родителя», Родительский клуб «Крепкая семья».
Важным условием реализации ИОМ является профессиональная компетентность педагогов и специалистов в сфере обучения и воспитания обучающихся с СДВГ. В этой кропотливой работе очень важно максимальное использование всех внутренних организационно-педагогических условий, которыми обладает образовательная организация. В рамках проведенной ОЭР ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района для педагогов было проведено обучение по программе повышения квалификации Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования «Проектирование педагогических условий для преодоления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у обучающихся в образовательном процессе», организована работа балинтовской группы «Перспектива», создано учебно-методическое пособие «Комплекс упражнений, направленный на развитие дефицитарных функций (свойств внимания, контроля поведения, двигательного контроля) обучающихся 7-14 лет (1-7 классы) с СДВГ в образовательном процессе» [11], разработан и постоянно обновляется электронный информационно-методический ресурс ОЭР «Навигатор по созданию условий для обучения детей с СДВГ в образовательном процессе», где размещены дидактические и раздаточные материалы (аудиозаписи, слайды по содержанию учебного предмета, буклеты, листовки для родителей и педагогов по тематике организации образовательного процесса для детей с СДВГ в семье и школе через взаимодействие в социальных группах и сетях, участие в форумах осуществляется коммуникация учителей, администрации, родителей обучающихся с СДВГ. [15] Данные продукты созданы для того, чтобы помочь педагогам понять, принять и оказать соответствующую помощь в образовательном процессе обучающимся с СДВГ, подготовиться к успешному решению образовательных задач и ситуаций, связанных с психофизиологическими особенностями детей с СДВГ, осознать свою личную ответственность за успешность обучающихся с СДВГ в образовательном процессе, выстраивать научно-обоснованные формы взаимодействия с обучающимися с СДВГ и их родителями (законными представителями). Упражнения и задания подобраны таким образом, чтобы у обучающихся во время урока или внеурочной деятельности была возможность внутренне принять ценности и нормы социально приемлемого поведения, основ правовой культуры как ключевого вектора определяющего поведение человека в обществе, научиться осознавать свои эмоциональные состояния и управлять ими.
         Мы убеждены, что одна из приоритетных задач современного педагога – помочь ребёнку с особыми образовательными потребностями в игровой и рефлексивной деятельности осознать личную ответственность за принятие решений, за свои поступки, за свои успехи и достижения, научить обучающихся с СДВГ прогнозировать возможные положительные и отрицательные последствия различных вариантов своего возможного поведения, давать им правовую и нравственную оценку. Именно от личности и профессионализма педагога и всей мультидисциплинарной команды при поддержке администрации образовательной организации зависит качество и конечный результат совершенствования условий организации и осуществления образовательного процесса для преодоления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у обучающихся с СДВГ средствами индивидуального образовательного маршрута.

                                                      Список литературы

   1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 26.07.2019 г.) ст. 2 п. 23
   2. Крылова О.Н., Суртаева Н.Н., Шеверева Ю.Н. Проектирование индивидуального образовательного маршрута ученика в условиях введения ФГОС ОО. Учебно-методическое пособие КАРО, 2019, СПб.
   3. Цыганкова Н.И., Кургинова А.Н. Алгоритм разработки ИОМ/ИОП учащихся с СДВГ. 2019 СПб.
   4. Бессонова Е. А. Образовательный выбор как актуальная проблема современной педагогической науки. Электронное научное издание Эмиссия. Офлайн, 2018 г., выпуск № 2 СПб
   5. Сайт региональной инновационной площадки ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга https://цппмсп-выборгский.рф/doc/algoritmIOM.pdf
   6. Цыганкова Н.И., Цветков В.В., Воробей, А.А., Попова А.В., Пырьев Е.А. Аналитическая справка. Особенности дефицитарных функций, эмоционально-волевых, личностных, поведенческих особенностей и межличностных отношений обучающихся с СДВГ как мишени психолого-педагогической коррекции в образовательном процессе, 2019. https://цппмсп-выборгский.рф/doc/Аналитическая%20справка%20«Особенности%20дефицитарных.pdf
   7. Литературный источник: Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 1991. - С. 169).
   8. Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 9 сентября 2019 г.№ Р-93 Москва «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
   9. Цыганкова Н.И., Цветков В.В., Кулагина С.А., Воробей, А.А. Отчет о деятельности по совершенствованию условий организации помощи детям с СДВГ 2019г. https://цппмсп-выборгский.рф/doc/Отчет%20деятельность%20ОЭР.pdf
  10. Комплексная системная модель совершенствования условий организации и осуществления образовательного процесса, способствующая преодолению СДВГ у обучающихся, компенсации дефицитарных функций https://цппмсп-выборгский.рф/doc/tehnologia%20modeli%202.pdf
  11. Цыганкова Н.И., Кургинова А.Н. и др. Учебно-методическое пособие «Комплекс упражнений, направленный на развитие дефицитарных функций (свойств внимания, контроля поведения, двигательного контроля) обучающихся 7-14 лет (1-7 классы) с СДВГ в образовательном процессе» https://цппмсп-выборгский.рф/doc/УМП%20Комплекс.pdf
  12. К вопросу об обучении школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута (Консультант: профессор кафедры начального образования Есенкова Т.Ф.:[Электронный ресурс].- http://www.niro.nnov.ru/?id=2024#_edn1)
  13. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) Утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты  Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н
  14. Круглый стол для родителей детей с СДВГ «Формирование навыков самостоятельности и произвольности у детей с СДВГ» https://xn----btbcfzgflvfabrih2eye.xn--p1ai/doc/EXPERIMENTAL_191109_reglist.pdf
  15. «Навигатор по созданию условий для обучения детей с СДВГ в образовательном процессе (http://xn--o1a1a.xn----btbcfzgflvfabrih2eye.xn--p1ai/

Поделиться:


Назад в раздел