Автор: Белова Татьяна Александровна, учитель начальных классов ГБОУ №558 Санкт-Петербурга


       Имея представление о преподавании основных модулей курса ОРКСЭ, могу определенно сказать, что в каждом из них имеются достаточные возможности для реализации целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания, стоящих перед учителем.
      Сегодня я хотела бы остановиться на тех методах и приемах, которые помогают мне эффективно работать в любом модуле. Они способствуют не только расширению кругозора детей, но и развивают их интерес к духовной сфере жизни человека, способствуют духовно-нравственному становлению личности.
      Курс ОРКСЭ будет результативным, если помощниками в учебно-воспитательном процессе станут родители учащихся. В данном курсе мы постоянно опирается на личный жизненный опыт ребенка, который он получает в семье и в школе. Родители являются первыми учителями ребенка, они собственным примером дают ребенку представления о нормах морали, чаще всего это происходит стихийно, учитель же делает это системно и последовательно. Выбирая тот или иной модуль из курса для изучения его ребенком, родители уже проявляют интерес, и учителю важно тот интерес поддержать и развить, сделать родителей активными помощниками в организации общих дел (праздники, экскурсии, концерты, конкурсы и другие). Такие общие дела дают совместный пережитый опыт, общий интерес и темы для обсуждений, где ребенок высказывает свою точку зрения и слушает мнение родителей.      Например, в 4-ом классе мы реализуем проект, посвященный нашему городу «Город над вольной Невой». Этот проект разделен на 4 этапа по количеству четвертей в учебном году. В начале каждого этапа детям и родителям было предложено посетить достопримечательность по теме этапа, подготовить фото или видеоотчет и небольшой рассказ об увиденном. Темы этапов были следующие:
    1. «Люблю тебя Петра творенье…»
    2. «Оригинальные памятники Санкт-Петербурга»
    3. «Война с блокадой черной были рядом…»
    4. «Храмы Петербурга»
Представление своего объекта - достопримечательности происходило следующим образом: родители рассказывали, почему в данном уголке города им хотелось побывать со своим ребенком, чем он им дорог. Затем ребенок представлял свой отчет о проделанной работе, свое «открытие Петербурга».
      Данный курс преподавался мной как в своем классе, где я была классным руководителем, так и в «чужом», где я была лишь учителем- предметником. Большая удача, если в «чужом» классе классный руководитель идет навстречу и создает свой план воспитательной работы с учетом курса ОРКСЭ, или даже отталкивается от тематического планирования данного предмета. Тогда у учителя появляется возможность раскрыть глубину изучаемого материала за счет внеклассных занятий и мероприятий, которые являются органическим продолжением уроков ОРКСЭ. И создаются благоприятные условия для проявления творческих способностей детей младшего школьного возраста и родителей. А также появляются реальные дела, доступные для учащихся и имеющие конкретный результат. В таких делах есть дух фантазии, элементы игры, что вызывает повышенный познавательный интерес у детей к духовно-нравственной культуре. Например, при изучении темы «Православные традиции и семейные ценности» мы говорим, что «Семья — малая церковь». В нашей стране отмечается День семьи, любви и верности – это светский и церковный праздник. А на внеурочном занятии с детьми изготавливаем открытку, уточняем символы и историю праздника. Изучение темы «Рождество. Крещение» совпадает с календарем церковных праздников и на внеурочном занятии дети слушают и разучивают рождественские колядки, а потом исполняют для учеников 1-3 класса.
      Что касается самих уроков, данный предмет настолько многогранен, что хорошо интегрируется с русским языком, литературным чтением, курсом «Окружающий мир», изобразительным искусством, музыкой.
В курсе ОРКСЭ ребенок знакомится с разными понятиями, новыми терминами, часть из которых вынесены в толковые словарики в конце учебника, но не все. Чтобы раскрыть смысл неизвестного слова, мы используем толковые словари С.И.Ожегова (в расчете 1 словарь на группу) и формируем очень важное умение работать со справочной литературой.
На каждом уроке мы работаем с текстом. И это не только текст учебника, ежеурочно предлагаю детям отрывки из русской классической литературы. Само общение с дивным русским литературным языком делает детей чище и нравственней. Огромный интерес у школьников вызывают притчи и песни. Читая и обсуждая их содержание, раскрывая их тайный глубинный смысл, перенося его на себя, отвечают на вопросы «Что ты должен делать, чтобы не оказаться в подобной ситуации?» или «Как выйти из этой ситуации Человеком?»
       Другим языковым средством нравственного и духовного прозревания детей на уроках ОРКСЭ стали афоризмы. К теме подбираются несколько афоризмов и дети должны их объяснить. Чаще всего объяснение идет, отталкиваясь от жизненного опыта ребенка. После обсуждения в свою тетрадь ученики записывают тот афоризм, который понравился им больше всего. Некоторые афоризмы из курса ОРКСЭ продолжили свою жизнь на уроках литературного чтения. Так афоризм «Получил добро — помни, а сделав его — забудь» который изучался в теме «Гордость и гордыня», стал применяться на уроках литературного чтения. Дети приводили афоризм, как пример, оценивая поступки литературных героев, объясняя, почему следует делать добро, кому нужно это добро. Таким образом, уроки ОРКСЭ становятся уроками жизни.
Также на уроках я использую работу с репродукциями картин великих художников Леонардо да Винчи, Рембрандта, Микельанжело. Этот вид работы вызывает и интерес у детей, и определенные трудности. Подбирается ряд репродукции, которых объединяет одна тема. Мною составляются вопросы, отвечая на которые, дети внимательнее рассматривают картину, узнают сюжет, ищут характеристики героев, делают выводы, предполагают, что хотел сказать художник своей картиной, какие чувства вызывает это произведение.
       Ещё одной находкой этого курса является использование музыки, причем, в самых разных видах - колокольный звон, звучание органа, народная песня, авторская песня – все это вызывает интерес к изучаемой теме, делает урок «живым» и глубоким. Но самое большое впечатление и эмоциональную отдачу я получила на уроках, где использовались песни-притчи Светланы Копыловой. При изучении темы «Милосердие» был показан ролик песни-притчи «Окно». Этот ролик не оставил равнодушным никого, многих тронул до слез. Дети сопереживали тому, что видят на экране. И в обсуждении высказались все! Вот это и есть сердечный отклик, движение Души. На одном из заключительных уроков прозвучала песня этой же исполнительницы «Так дано много» (включить её)
           Так дано много!
           Так легка трата:
           Возлюби Бога,
           Полюби брата.
                        Накорми пташку,
                        Пожалей кошку,
                        Дай больным чашку,
                        А другим - ложку.
           Уступи в споре
           Да уважь старость,
           Раздели горе,
           Подари радость,
                        Помирись первым,
                        Не держи камень,
                        Защити веру,
                        Обними маму.
           Так уж Всевышний
           Создал: мы - люди
           Не когда дышим,
           А пока любим.
                         Так дано много,
                         Так легка трата...
                          Возлюби Бога,
                          Полюби брата.
       Эта песня настолько тронула детей, что ее не обсуждали, а просто решили выучить, чтобы петь вместе всем классом. Ее выучили и пели, как другие песни, которые они поют вместе на праздниках и в поездках.
       Особое место на уроках я отвожу рефлексии. На последней странице рабочей тетради в конце каждого урока ученик должен записать «На этом уроке я понял…» или «На этом уроке я решил…» Дети самостоятельно записывают вывод или эмоцию, которые им дал этот конкретный урок. В конце учебного года ребята делятся тем, что они поняли, какие решения приняли, какие из принятых решений уже начали воплощаться в жизнь, а какие ждут своего времени. Урок этот всегда особенный, дети делятся друг с другом той добротой, которая в них вкладывалась в течение года. Урок, который показывает необходимость данного предмета, который помогает формировать мировоззрение ребенка, будит в нем такие качества как чуткость, внимательность, умение признать свою неправоту, честность и другие, а значит, формирует этическое поведение и нравственные убеждения ребенка.
Из опыта преподавание курса  «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

Назад в раздел


© НМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга