Поиск по сайту

Пространство школьного музея, как фактор формирования личности

Автор: Лебедева Надежда Игоревна, учитель истории и обществознания ГБОУ школы № 453 имени Сергея Жукова Выборгского района Санкт-Петербурга


       Одной из самых актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования полноценной, здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические, духовные ценности. На сегодняшний момент, особую роль отводят школьному музею и его пространству, как одному из важнейших факторов формирования современной личности.
Школьный музей сегодня – это пространство, максимально открытое для деятельности ребенка, его творческой и созидательной активности. В школьном музее ученик не только «потребитель» музейных ценностей, но и непосредственный их создатель.
       В системе воспитательной работы миссия музея – быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Благотворительная, социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому 1.
Термин «школьный» должен определять не нахождение, а специфику музея. Он нужен школе не тогда, когда оказывается церемониальным залом, куда приглашают почетных гостей или где проводят торжественные линейки, а побудителем формирования личности у ребёнка.
      Почему всё-таки пространство школьного музея является одним из главных факторов формирования личности?
               1. Несмотря на то, что мы с вами проживаем и работаем в культурной столице нашей страны городе Санкт-Петербурге, согласитесь, у нас всё-таки нет такой возможности регулярно посещать со всеми классами (особенно,             когда в каждой параллели по 3, а то и более классов) городское музейное пространство. Соответственно, вспомогательную роль начинает играть школьный музей и его экспозиция.
               2. В связи с развитием теорий, методик музейной педагогики, интерактивных технологий школьный музей преобразует свои возможности работы: расширяя профиль работы. Несмотря на то, что профиль школьного музея,               например, – военно-исторический, благодаря слаженной работе руководителя музея, активу школьного музея, педагогам школы на его базе могут организовывать различные интерактивные экскурсии, временные выставки по             другим профилям, связанные не только с основной тематикой музея.
         Немаловажную роль в формировании личности играют направления, которые осуществляются музеем (приведём лишь некоторые):
- поисково-собирательское, формирует такие ценности как толерантность, ценность знания, учащиеся задумываются о смысле жизни;
- экспозиционное (оформительское), в нём складываются такие ценности как красота, уважение и любовь к людям, понимание прекрасного.
Помимо этого, мы должны не забывать, что в сочетании «школьный музей» ключевым является слово музей. Как и любой другой, он обладает рядом характеристик и функций, присущих этому социальному институту. К традиционным его функциям относят: комплектование, изучение, учет, хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания.
На сегодняшний день музей работает в двух направления:
   - проведение экскурсий на базе и по материалам музея для обучающихся школы и других образовательных организаций;
   - приём новых членов актива школьного музея, их подготовка и участие в мероприятиях на уровне микрорайона «Шувалово-Озерки», района и города.
         Анализируя деятельность школьного музея ГБОУ школы № 453 «Защитники Отечества» надо отметить, что являясь площадкой гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, и сохранения памяти военной истории страны, музей не остаётся в стороне, используя в своей работе как традиционные, так и новые функции, подходы и методики в рамках музейной педагогики. В настоящее время музейный фонд содержит 271 единицу хранения: основной фонд – 176 единиц хранения, вспомогательный фонд – 95 единиц хранения. Экспозиция музея состоит из нескольких разделов, перечислю только некоторые:
   1. Рота, ушедшая в бессмертие
   2. Семейные традиции
   3. Война в истории моей семьи
Члены актива музея работают по разным направлениям: экскурсионное, связи с общественностью, хранение и уход экспозиции и фондов музея, научно-организационная. Круг внутришкольных мероприятий традиционно является разноплановым, охватывающим большую, разновозрастную аудиторию посетителей: обзорные экскурсии, тематические экскурсии, интерактивные экскурсии, конкурсы творческих работ.
Ежегодно на основе музейной экспозиции для учеников и гостей школы проводятся следующие мероприятия:
  - тематические экскурсии для обучающихся детских садов (например, частым гостем в нашем музее является ГБДОУ № 141 Выборгского района);
  - ознакомительные экскурсии по школьному музею для учеников 1-ых классов;
  - уроки мужества, посвящённые Дню неизвестного солдата, Дню героев Отечества;
  - уроки памяти, посвящённые Дню начала блокады Ленинграда, Дню снятия блокады Ленинграда, Дню Победы.
Важным показателем работы школьного музея, является проведение интерактивных экскурсий, посвящённые различным тематикам (к Дню космонавтики, Дню народного единства, либо по конкретному музейному экспонату).
Ещё одним немаловажным моментом является то, что учителями ГБОУ школы № 453 на базе музея проводятся уроки, используя музейные экспозиции музея. Например, уроки-практикумы по истории по теме «исторические источники» (на основе имеющихся музейных экспонатов. Кроме активной работы в школе, актив музея в 2017–2018 учебном году участвовал в программах патриотической и музееведческой направленности районного, городского и регионального уровня: например, районный конкурс экскурсоводов, районная выставка экспонатов музеев образовательных учреждений Выборгского района Санкт-Петербурга «Хранители памяти», памятные митинги у мемориалов, посвященных подвигу 6-ой роты Псковской ВДД «Журавли», интерактивные игры.
         Таким образом, музей сегодня рассматривается не только, как средство образования, но и как один из важнейших факторов формирования личности. Безусловно, что каждый из музеев нашего района имеет свою особую специфику работы, отдельное направление, но всех их объединяет то, что они на основе своего пространства могут сформировать личность, которая будет нести в себе ключевые ценности, характерные для современного общества.

                         Литература

   1. Таушканова А. О., Шанц Е. А. Роль музея в образовательном процессе школы / А. О. Таушканова, Е. А. Шанц // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 98-100.
   2. Полоудин В. А. Роль и значение музеев общеобразовательных учреждений в формировании личности школьников / В. А. Полоудин // Проблемы современного образования. – 2010. – № 4. С. 97-102.

Поделиться:


Назад в раздел