Поиск по сайту

Использование кейс- технологий в системе образования для устойчивого развития

Автор: Храбрая Марина Николаевна, директор ГБОУ №97, Беткова Ольга Игоревна, методист ГБУ ИМЦ, учитель истории и культуры Санкт-Петербурга, Лаврова Елена Юрьевна, учитель истории и истории и культуры Санкт-ГБОУ №97 Санкт-Петербурга


Развитие системы образования для устойчивого развития основано на выполнении резолюции Генеральной ассамблеи ООН «наше общее будущее». Устойчивое развитие- это альтернативная стратегия в основе которой учет баланса трех компонентов окружающей среды. Устойчивым называется такое развитие, которое удовлетворяет потребностям сегодняшнего дня, но не ставит под угрозу существование будущих поколений. Вспомним, что  цель устойчивого развития не только в выживании человечества, а в повышении качества жизни каждого отдельного гражданина. Вторая конференция ООН по окружающей среде и развитию определила принципы устойчивого развития мирового сообщества, в соответствии с резолюцией данной конференции образование  - это важнейший инструмент устойчивого развития, способствовующий прежде всего тому, чтобы каждый осознавал, что может и должен внести вклад в благополучное состояние окружающей среды. Педагоги призваны донести до учащихся, что от их конкретных действий будет зависеть гармоничное состояние цивилизации.
Развивая принципы образования для устойчивого развития (далее ОУР) в нашем образовательном учреждении, мы основывались прежде всего на выводах ряда исследователей (С.В.Алексеева, Н.ф.Глазовского, В.Б. Калинина и др.)о том , что ОУР- это процесс и результат прогнозирования и формирования человеческих качеств, обеспечивающих повышение качества жизни в пределах естественной емкости природных экосистем. ГБОУ №97 занимается реализацией принципов ОУР на протяжении достаточно долгого времени: первоначально деятельность педагогического коллектива была направлена прежде всего на формирование экологической культуры учащихся в сфере охраны природы и проведения социально значимых акций как на территории Выборгского района, так и на территории Санкт-Петербурга. Поэтому для многих представителей педагогической общественности ОУР отождествляется только с экологическим образованием. При реализации нашей экспериментальной работы сегодня мы ставили задачу освоения новых смыслов совместного развития человека, общества и природы на основе формирования восприятия учащимися самих себя объектами экосистемы.
Коллектив школы ориентирован на создание практико-ориентированной модели образовательной деятельности в рамках образовательного учреждения, на становление поколения, способного реализовать устойчивое развитие с целью повышения качества жизни. В основе данной модели – сочетание теоретической подготовки с практической деятельностью. Применяются интерактивные методы обучения, а также информационно-коммуникативные технологии. В результате реализации данной модели в школе должен быть разработан комплект учебно-методических материалов для организации преемственного формирования компетентностей учащихся в области понимания человека как субъекта экосистемы. Важным аспектом реализации ОУР является его технологическая реализация. В основе обучения лежат прежде всего интерактивные технологии обучения взаимодействия учащихся между собой, с учителем и родителями, как участниками образовательного процесса.  Именно такие технологии дают возможность формирования ключевых для ОУР компетентностей.
Выбирая технологию, которая бы удовлетворяла требования сегодняшнего дня и прежде всего стандартам нового поколения, мы основывались на необходимости создания условий для взаимного обучения учащимися, использования их собственного жизненного опыта, связи обучения с реальной жизнью. Таким образом в качестве одной из технологий, ставшей основой для реализации  в урочной и внеурочной деятельности принципов ОУР, нами был выбран метод «кейс-стади».
Кейс-стади  - один из эффективных способов обучения, при котором формируются навыки принятия самостоятельного решения как в стандартных, так и нестандартных ситуациях.
В образовательном процессе термин «кейс» употребляется в двух значениях: как проблемная ситуация, имеющая несколько решений и как пакет методических документов, предназначенный для самостоятельного поиска.
Работа с кейсами имеет множество преимуществ: во-первых , возможно совместное использование как традиционных, так и нетрадиционных методов обучения, способствующих реализации компетентностного подхода, достижению метапредметных результатов; во-вторых, технология позволяет использовать различные формы организации деятельности обучающихся, что позволяет разрушить возможную монотонность образовательного процесса; в-третьих, один и тот же пакет материалов может быть использован в разных возрастных группах, на уроках разных предметных областей, в урочной и внеурочной деятельности и т.д.
С помощью данной технологии педагог имеет возможность решения множества педагогических задач: формирование компетенций как в конкретной сфере деятельности, так и в области  общечеловеческого существования, повышение мотивации к учению и активизация самостоятельной учебной деятельности, развитие навыков критического мышления, объективного оценивания различных точек зрения, развитие коммуникативных умений и т.д.
При разработке плана реализации опытно-экспериментальной работы мы поставили задачу – создать комплекс кейсов, перенеся акцент с экологического образования в части охраны и сохранения окружающей среды. Исходя из  стратегических задач  развития образования, мы произвели коррекцию своей деятельности, направив ее прежде всего на формирование компетенций учащихся в сфере экологии человека, здорового образа жизни. В настоящий момент мы приступили к формированию так называемого «древа кейсов». Древо кейсов «Здоровый ученик сегодня – здоровое общество в будущем»» включает в себя материалы как по здоровому образу жизни, так и по формированию психологически комфортной  обстановки в образовательном учреждении в условиях совместной деятельности всех участников образовательного процесса.
Содержательную основу составляют кейс-пакеты документов, обеспечивающих эффективное взаимодействие участников образовательного процесса, направленных на решение практических, бытовых задач по формированию навыков применения принципов здорового образа жизни у каждого учащегося.
Мы представляем кейс для учителя «Эколого-краеведческая акция как педагогическая технология». Кейс включает набор методических инструментов, в который входят сценарий занятий (первичный текст, проблема, возможный алгоритм ее решения, набор вспомогательных материалов), желательные технологии и методические рекомендации для проведения эколого-краеведческих акций на территории Выборгского района. В составе кейса методические материалы для проведения четырех краеведческих акций.

Цель занятий: осознание учащимися значимости сохранения исторического наследия и побуждение их к посильному участию в решении этой проблемы.
Задачи:
•    Показать важность сохранения исторического наследия каждым человеком
•    Найти варианты посильного участия учащихся в решении этой проблемы.
•    Привлечь внимание учащихся школы, жителей района к проблеме сохранения исторического наследия.
Ожидаемые результаты:
1.    Личностные: формирование у учащихся мотивации на активную жизненную позицию, личностного восприятия окружающего мира; навыков социализации и сотрудничества.
2.    Метапредметные: развитие универсальных учебных действий: умение ставить цель, составлять план, использовать ресурсы для достижения целей; умение общаться и взаимодействовать, применять навыки исследовательской деятельности, представить результаты проекта в заданном формате.
3.    Предметные: освоение знаний о городе и районе и способах действия в городском пространстве.
Возраст – 8-9 класс (III год обучения по программе «Санкт-Петербург. Выборгская сторона. Лесное»). Возраст аудитории на акции – учащиеся 5-7 классов
Место занятия - «Урок наследия», или внеурочное занятие в рамках авторской краеведческой программы «Санкт-Петербург. Выборгская сторона. Лесное» и модуля «Памятные Даты».
Темы занятий:
1.    Замечательный фенолог Д.Н. Кайгородов
2.    Историческая местность «Выборгская сторона»
3.    «Выборгский калейдоскоп»
4.    Марафон Памяти»
Занятия цикла предполагают использование разнообразных технологий: проектную деятельность, решение ситуационных задач, технология образовательного путешествия.
Оборудование: полный комплект компьютерных дидактических материалов для проведения занятий (тест для проверки знаний истории Выборгской стороны, сценарий акции, иллюстративный материал для выступления, авторские презентации, буклет, маршрутный лист путешествия, карта маршрута, возможный вариант рефлексии (презентация путешествия)), прилагается.
Каждое занятие включает в себя несколько этапов:
Первый этап – погружение в проблему: учитель предлагает учащимся посмотреть результаты тестов пятиклассников по истории Выборгского района - (в приложении тест к модулю «Из истории Выборгской стороны») и анализ допущенных ошибок. В результате обсуждения, учащиеся приходят к выводу о недостаточности знаний пятиклассников. Учитель предлагает учащимся определить причину такого положения. Предполагаемые ответы: «мало читают», «не интересно», «не обращают внимания», «проходят мимо, не замечают необычного в обычном».  В процессе обсуждения, учащиеся формулируют цель проекта -  привлечь внимание школьников к истории малой Родины. Сделать изучение ее интересной.
Учащиеся разбиваются на творческие группы, определяют правила взаимодействия.
Второй этап – выбор способа решения проблемы: групповая работа школьников по решению проблемы – «мозговой штурм». Учащиеся предлагают различные варианты решения проблемы: проведение радиопередачи, выпуск стенгазеты, создание страницы в Интернете на сайте школы, проведение акции. Учитель предлагает оценить степень вовлечённости учащихся в данные формы действий. В ходе дискуссии учитель подводит учащихся к выводу, что наиболее активной формой привлечения внимания к проблеме является проведение акции. Учитель знакомит учащихся с правилами проведения акции: она должна быть краткой по времени, яркой и чёткой по изложению, интригующей, интересной, содержащей какую-то тайну (загадку).
Третий этап - подготовка акции. Учащиеся обсуждают выбор темы акции, определяют место её проведения, форму участия школьников в этом мероприятии. Учащиеся осуществляют поиск информации по теме. Выбирают интересные факты. Составляют сценарий выступления. Готовят театрализованное действие.  Создают буклет с информацией по теме в программе Microsoft Office Publisher (в приложении есть шаблон буклета для редактирования), флайеры, объявление, приглашение на акцию.
Четвёртый этап. Проведение акции (выступление учащихся на акции). Выступление учащихся длится не более 10-15 минут. Содержит информацию о Дне исторического наследия, яркий рассказ по теме занятия, возможно театрализованное представление (в приложении сценарий акции). Акция заканчивается слоганом:
«Наследие – память!
Апрель - день весенний!
Сохраним наследие
Для будущих поколений!»
Пятый этап - образовательное путешествие (разработано учителем) для всех участников акции. По окончании акции-выступления, участникам предлагаются маршрутные листы для образовательного путешествия по теме занятия (в приложении маршрут путешествия). Во время образовательного путешествия учащиеся заполняют маршрутные листы, делают фотографии.
Рефлексия – по окончании путешествия участники обрабатывают информацию, готовят сценки, фотоотчеты о путешествии. Учитель создает на диске Google шаблон презентации и присоединяет все группы для совместного редактирования презентации путешествия. Представление результатов, обмен впечатлениями. (Возможно проведение рефлексии сразу после путешествия, возвращение в школу и работа мастерских, возможно в качестве домашнего задания)
УМК для проведения занятий: полный комплект компьютерных дидактических материалов для проведения занятий (тест для проверки знаний истории Выборгской стороны, сценарий акции, буклет, маршрутный лист путешествия, карта маршрута, возможный вариант рефлексии (презентация путешествия), прилагается.
Форма проведения занятий универсальна, учитель может воспользоваться как готовыми материалами, так и создать собственные занятия на основе рекомендаций и шаблонов.
Технология внедрения продукта:
Для внедрения продукта не требуются  особые ресурсы, условия или специальные организационные мероприятия. Папка с составляющими методической разработки размещена на сайте школы. Каждая школа может скачать и применять этот инновационный продукт. В папке содержатся методические рекомендации, которые позволят образовательным учреждениям самостоятельно применять материалы в образовательном процессе.

Поделиться:


Назад в раздел