Поиск по сайту

Мир, в котором ты живешь...(о приобщении дошкольника к миру материальной бытовой культуры)

Автор: Соловьёва Юлия Александровна, воспитатель ГБДОУ №135 Санкт-Петербурга


«В жизни каждого ребенка наступает пора, когда из него,
словно горох из мешка, так и сыплются порой докучающие взрослых
«почему», «отчего», «как»… В очередной раз серьезно и терпеливо
удовлетворяя любопытство ребенка, мы тем самым наталкиваем его
на все новые и новые «почему», «как»…»  
С.Михалков.

    Задумавшись однажды над словами, положенными в эпиграф данной статьи, я пыталась найти ответ на вопрос – как же удовлетворить любопытство ребенка так, чтобы мои ответы наталкивали его на всё новые и новые вопросы, побуждая проявлять любопытство, развивали познавательную активность детей.  Знакомясь с опытом работы коллег-педагогов, разрабатывая собственные методические приемы, анализируя результаты их внедрения в работу с детьми, я пришла к выводу, что помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный мир помогают игры-путешествия в прошлое предметов окружающих нас. Только с помощью игры мы можем рассказать о преобразующей деятельности взрослых. Как меняется один и тот же предмет в зависимости от потребности в нем людей.
Такой ретроспективный подход интересен не только сам по себе, но и важен для развития перспективного взгляда ребёнка на окружающий мир. Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, мы открываем перед ними перспективу, даем возможность пофантазировать, например, как еще можно изменить предмет, сделать его красивее, полезнее. Эта творческая преобразующая деятельность чрезвычайно важна. Она опережает детское «Почему», развивает у ребенка потребность открывать для себя мир, совершенствовать его.
Теперь, осваивая с детьми новую лексическую тему,  мы обязательно путешествуем в прошлое предметов, будь то мебель, одежда, транспорт, посуда и т.д. Все разработанные мною игры-путешествия  направлены на решение основных задач:
•    обогащать познавательную среду информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности;
•    помогать  дошкольникам упорядочивать сведения о мире, формировать представление о его целостности;
•    обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе непосредственного взаимодействия с объектами, явлениями, с другими людьми;
•    формировать бережное и созидательное отношение к миру и в том числе к рукотворному миру;
•    создавать условия для проявления самостоятельной познавательной активности, для развития познавательных процессов в разных видах деятельности.
Необходимо отметить, что наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, в большой мере обеспечивает использование в играх-путешествиях  мультимедийных презентаций. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Предлагаю вашему вниманию один из конспектов непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира из нашей копилки путешествий.

Конспект непрерывной образовательной деятельности
по формированию целостной картины мира
«Путешествие в мир обуви: от лаптей до туфель»

Цель
Дать детям представление об истории возникновения обуви и её изменении с течением времени.
Задачи
Обучающие:
•    Закрепить обобщающее понятие «обувь», виды обуви.
•    Рассказать о возникновении обуви, проследить за её историей развития.
•    Обсудить: люди каких профессий участвовали в изготовлении обуви, и как изменились эти профессии сегодня.
Развивающие:
•    Развивать память, внимание, мышление и воображение детей, обогащать их словарь по теме занятия.
•    Развивать умение разгадывать кроссворды.
Воспитательные:
•    Воспитывать интерес к предметам окружающего мира, учить оценивать удобство и функциональность вещей (обуви).
•    Воспитывать бережное отношение к вещам, сделанным руками людей, понимание важности труда, приносящего людям пользу.

Предварительная работа
Чтение:  К.И.Чуковский «Чудо-дерево», «Что сделала Мура, когда ей прочли «Маленький Мук» и др. Экскурсия в обувной магазин.

Материалы и оборудование
Мяч, разрезные картинки (3 шт.: сапоги Кота в сапогах, туфли скороходы, хрустальные туфельки), кроссворд, слова-отгадки, картинки-отгадки, лапти и валенки (в коробке), аудио записи рус.нар.песен: «Лапти мои» и «Валенки», картонные жетоны для рефлексии по количеству детей ( на одних – пара новеньких лаптей, на других – пара стоптанных башмаков).
В ходе НОД используется мультимедийная презентация Power Point «Путешествие в мир обуви: от лаптей до туфель»

Ход
    Воспитатель вносит в группу коробку, но не показывает детям, что в ней находится, говорит, что покажет содержимое чуть позже, а пока в задумчивости обращается к детям:
            - Ребята, мы с вами утром узнали о том, что сделала Мура, когда ей прочитали сказку «Чудо-дерево», помните? (Ответы детей)…
            - Вот  как вы думаете, у Мурочки действительно может вырасти обувное дерево? (Ответы детей).
            -  А хотели бы вы узнать, откуда взялась обувь и какую обувь люди носили давным-давно? (Ответы детей).
            -  Тогда, я предлагаю вам отправиться в путешествие в далекие времена и найти ответы на эти наши вопросы. Готовы? Занимайте места в нашей машине времени (дети рассаживаются напротив экрана), закрывайте глаза.
Звучит космическая музыка из презентации, воспитатель обходит детей, касаясь плеча каждого и произносит слова:
       Вокруг вас я обойду,
       в путешествие возьму.
      Один, два, три, четыре, пять
      можно глазки открывать.

Слайд 1, на котором по ходу рассказа воспитателя открываются изображения первобытных людей и варианты обуви первобытного человека.
Воспитатель.
       Давным-давно, ребята, жили на свете первобытные люди и ходили они по земле босиком. И вот однажды человек понял, что передвигаться босиком ему неудобно. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Правильно, приходилось ему ходить и по острым камням, и по мокрой траве, и по горячему песку, и по ледяному снегу. Поэтому человек решил свои ноги защитить.
       А какие материалы могли использовать древние люди для изготовления такой защиты? (Ответы детей). Да, скорее всего началось всё с куска дерева, травы, полосок кожи или плоских кусочков коры. Человек прикреплял их к подошвам ног бечевкой, а концы заматывал вокруг лодыжек.
       Была ли такая обувь удобной для ношения и долговечной, как вы думаете? (Ответы детей). Вы правы: стопу она защищала плохо и была неудобной. Поэтому приходилось проявить еще большую изобретательность.

Слайд 2, с изображением  вариантов первых сандалий.
Воспитатель. Чуть позже человек додумался до сандалий (кора сандалового дерева). Известно, что открытые сандалии появились в Египте, Риме  и Древней Греции. Так жители этих стран защищали свои ноги от воздействия горячего песка. Постепенно сандалии усовершенствовались, для удобства ношения, появлялись на них ремешки, а позже и украшения. Стали изготавливать как открытую, так и закрытую обувь. А еще позже появилась обувь для правой и левой ноги.  Но она продолжала оставаться роскошью, была доступна только богатым гражданам. Поэтому многие люди продолжали ходить босиком.

Слайд 4: изображения воинов, пастуха, богатых и бедных граждан.
Воспитатель. Обувь в основном носили воины, путешественники и пастухи, чьи ноги часто сталкивались с неровностями и трудностями пути больше других, а также представители высших сословий (знатные и богатые люди). Чем богаче был человек, тем удобнее и привлекательнее была его обувь.

Слайд 5: ботинки.
Шли времена, и люди придумали что-то вроде ботинок. Эти ботинки, предназначенные  для богатых людей и вельмож, имели очень длинные носы, причем, чем длиннее был нос (мысок) башмака, тем престижнее считалась обувь, и тем респектабельнее был ее владелец. Простым горожанам не разрешалось иметь обувь длинными носами. Как вы думаете, они  очень переживали по этому поводу? (Ответы детей). Я тоже думаю, что нет: посмотрите, какие длинные носы, в таких ботинках только спотыкаться.

Слайд 6: туфли с каблуком.
Шли времена и обувь совершенствовалась. Появились ремешки и подошва. Обувь стали изготавливать из более тонкой кожи, различных тканей, с украшениями в виде бантов и пряжек. Появились ботинки, сапоги и туфли.
А Египту история обязана изобретением каблука, без которого невозможно представить современную обувь. Правда, носили их не женщины-модницы, а простые землепашцы, чтобы  легче было передвигаться по рыхлой земле.
Только позже каблуки стали показателем социального положения.

Слайд 7: «Давайте поиграем»
Воспитатель. Ребята, мы заглянули в самое начало истории, но ведь вы уже знаете, какое множество видов современной обуви существует. Я предлагаю вам игру с мячом «Скажи одним словом»
Игра «Речевая разминка» на образование прилагательных. Дети встают в колонну перед воспитателем. Воспитатель бросает мяч с вопросом, ребенок, перебрасывая мяч обратно воспитателю – отвечает и перебегает в конец колонны.
Пример:     обувь для мужчин – мужская
        обувь для детей – детская
        обувь для ношения дома – домашняя
        обувь для ношения весной и осенью – демисезонная
        и т.д.
По окончании дети занимают свои места у экрана.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Вот видите, как много видов обуви существует на сегодняшний день. А я хочу вам напомнить еще про один вид – национальная обувь (народная). У каждого народа она своя.
       - В какой стране мы с вами живём? (Ответы детей). Правильно, в России, раньше говорили на Руси. И у нас, россиян (а раньше говорили русичей) тоже есть национальная, исконно русская обувь.
       - Кто знает, что это за обувь, как она называется? (Ответы детей). Сегодня эта обувь у нас в гостях. Воспитатель открывает коробку, внесенную в начале занятия. Это лапти и валенки!
Дети передают друг другу валенки и лапти, рассматривают, ощупывают, делятся друг с другом впечатлениями, возвращают воспитателю.

Слайд 8: изображения лаптей и валенок.
Воспитатель:
     - Как вы думаете, ребята, из чего плелись лапти? (Ответы детей) Лапти плелись из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), изготавливались из бересты. Иногда для прочности в древесные волокна вплетались кожаные ремни. Лапти обувались на портяные и шерстяные подвертки ( онучи, или опорки) и подвязывались крест-накрест  до колена. Лапти обувь дешевая (нарви лыка в лесу, да плети) и быстро изнашиваемая. Летом лапти носили 4-7 дней (работали в поле, лапти быстро изнашивались), а зимой 3-4 недели (больше времени проводили в избе, да на дворе).  
     - А из чего делали валенки? (ответы детей).  Валенки – от слова «валять». Валенки изготавливались (валялись) из овечьей шерсти, процесс этот довольно трудоемкий, да и овцы были не у всех.  Раньше на Руси валенки носили только зажиточные крестьяне, потому как стоили они довольно дорого. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой.
Упоминание о лаптях и валенках встречается во многих  русских сказках, потешках, загадках, частушках, поговорках, пословицах. Я предлагаю вам сейчас размять свои ножки и потанцевать под русские народные песни «Эх, лапти мои» и «Валенки».
          Физкультурная минутка.
Дети делятся на две команды, встают друг против друга. Одной команде даются валенки, другой – лапти. Первые игроки одевают пару обуви, под соответствующую музыку выходят в середину, выполняют простые танцевальные движения (пятка, носок, перетоп и др.). Музыка чередуется. Пока играет песня одной команды, игрок другой – переодевает обувь.
    Воспитатель:      Молодцы, ребята! В такой обуви, да под такую задорную музыку ноги сами в пляс идут, согласны?
А сейчас, у меня для вас еще одна игра – «Разрезные картинки». Картинки не простые, они помогут вам вспомнить названия еще одного вида обуви – сказочно-волшебного.
Дети делятся на 3 подгруппы и собирают разрезные картинки. Затем называют сказочных героев, которым принадлежит обувь с картинки. Чтобы проверить правильность ответов -

Слайд № 10.
      Воспитатель. Ну что ж, кажется, мы с вами вспомнили все виды обуви, которые существуют. Но если вы вспомните самое начало нашего путешествия, то мы говорили о том, что обувь не растет на дереве, а её изготавливают люди. И вот для вас следующее задание – отгадав кроссворд, вы сможете узнать название древнейшей обувной профессии.
    Детям предлагается лист бумаги с нарисованным кроссвордом, воспитатель читает вопрос, ответ дети находят на столе (те, кто читает – слово, те, кто пока еще не читает – картинку) и накладывают на клеточки кроссворда. После разгадывания в середине кроссворда дети прочитывают слово «сапожник».
Вопросы к  кроссворду (все ответы – по горизонтали):
1.    Как называется обувь, которую носят футболисты? (бутсы)
2.    Какую обувь носят аквалангисты? (ласты)
3.    Кто был третьим персонажем в русской народной сказке «Пузырь, соломинка и…» (лапоть)
4.    Какую обувь носят фигуристы? (коньки)
5.    Какую обувь надевают на босые ноги? (босоножки)
6.    Какую обувь одевают роллеры? (ролики)
7.    Как называется обувь, в которой танцуют балерины? (пуанты)
8.    Какую обувь носит Дед Мороз? (валенки)

Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы быстро справились с кроссвордом.
      - Что же за слово было в нем спрятано? (Сапожник). Правильно! Появились первые сапожники (башмачники), которые занимались ремонтом обуви. Они зашивали дырки на подошве кожаными ремешками, а позже стали ставить кожаные заплаты по контуру следа обуви. Так, кстати,  появился прообраз подошвы.

Слайд 12.
     Воспитатель. Посмотрите внимательно на картинку. На ней изображен мастер-сапожник, он передает свое мастерство внуку. Так и было. Профессия была почитаема и мастерство передавалась от отца – к сыну, к внуку. А теперь посмотрите какие инструменты появились вокруг картинки (запускается по щелчку).
    - Назовите те предметы, которые здесь лишние и сапожнику не нужны. (Ответы детей: расческа, шприц, кисточка, балалайка, пила). Проверка правильности ответа осуществляется щелчком мышки, лишние картинки выделяются, а потом исчезают. Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием.

Слайд 14: демонстрирует современное производство обуви.
     Воспитатель. Прошло много лет и стали появляться большие фабрики по производству обуви. На них работает много людей, каждый из которых выполняет свою работу: одни придумывают модель обуви, другие изготавливают верхнюю часть, одни приклеивают подошву, другие упаковывают готовую обувь в коробки и т.д. На фабриках людям помогают специальная техника, которая выполняет высокоточную, сложную работу. Но к сапожникам (обувным мастерам) люди обращаются до сих пор, чтобы отремонтировать обувь.

Слайд 15: памятники сапожнику.
     Воспитатель. В знак уважения и почитания профессии сапожника во многих городах установлены  памятники сапожных дел мастерам. (Дети рассматривают картинки на слайде, находят сходства). А кроме этого, по всему миру существуют памятники и самой обуви (Слайд 16. Дети рассматривают слайд и дают название обуви, изображенной на картинках).
    Ну что ж, ребята, наше путешествие во времени подошло к концу. Настройтесь на полет, закрывайте глаза. Мы отправляемся в обратный путь.
Звучит космическая музыка, дети закрывают глаза, воспитатель обходит детей, дотрагивается до каждого ребенка, произносит слова:
        Вокруг вас я обойду,
        В детский сад я вас верну.
        Один, два, три, четыре, пять
        Можно глазки открывать.

Подведение итогов

   -  Что вы узнали в сегодняшнем путешествии?
    - Из чего и зачем первобытный человек мастерил себе обувь?
    - Кто ремонтирует обувь?
    - Какую исконно русскую обувь вы знаете?
Дети отвечают на вопросы, воспитатель хвалит детей за активность на занятии, за слаженную коллективную работу во время выполнения заданий.

Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, если вам понравилось сегодняшнее путешествие, возьмите на память о нем карточки с изображением лаптей, а если нет – с изображением стоптанных башмачков.

    Введение тематики образовательной ситуации в игровую деятельность.
Лапти и валенки вносятся в игровую среду группы в уголок ряжения для использования детьми во время сюжетно-ролевых игр.


Поделиться:


Назад в раздел