Поиск по сайту

Формирование национального характера через сохранение традиций


Авторcтво: Шестакова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания МАОУ Лицей 12 г. Красноярск


         

 Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных народом в течение многих веков лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов ведет к системному кризису всех сфер общественной жизни, происходит разрыв ценностных связей между старшими и новыми поколениями. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о развитии, сохранении и укреплении народных традиций и обычаев. Традиции прямо обращены к духовному миру человека, формируют духовные качества и определенные правила поведения. Обычаи - это отношения, передающиеся из поколения в поколение, они не имеют юридической силы, но обладают силой общественного влияния. Сегодня понятие «россияне» объединяет этнические общины, принадлежащие к различным языковым семьям и группам. Разнообразие этнического и конфессионального состава населения России определяет основные особенности состояния и развития традиционной народной культуры Российской Федерации. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, формирование национального характера.
           В содержание национальной культуры входят такие базовые элементы как, национальные ценности, которые общество хранит в своих культурных, семейных и социально-исторических традициях, передавая их из поколения в поколение, обеспечивая тем самым развитие общества в современных условиях. Необходимо выделить некоторые источники нравственности и человечности в сфере национальной культурной жизни, которые являются основополагающими для того, чтобы человек мог противостоять разрушительному влиянию и мог плодотворно развиваться, совершенствуя свое сознание, систему общественных отношений и свою жизнь в целом. Традиционно принято считать, что к основным источникам нравственности в нашей стране относятся - многонациональный народ нашей страны, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. На основе традиционных источников нравственности можно определить базовые национальные ценности России. В первую очередь к национальным ценностям необходимо отнести патриотизм, проявляющийся в любви к России, в частности к своей малой родине, к своему народу, служение Отечеству.
           В переводе с греческого слово «характер» – Charakter – означает «отпечаток», «чеканка». Уже из самого названия видно, что во все века характер рассматривался как устойчивая система особенностей личности человека, такой своеобразный внутренний стержень, на который как кольца нанизываются остальные свойства. «Сколько людей – столько и характеров», – часто повторяем мы. И это действительно так, двух одинаковых людей нет. Люди имеют различные системы ценностей, увлечения, принципы и мировоззрения, по-разному реагируют на внешние раздражители. Характер человека обуславливает его поступки, из которых и складывается жизнь.
В основном формирование характера человека обусловлено генетически, но и фактор воспитания играет не маловажную роль и имеет мощную силу. Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей из простого населения народом, нацией». Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим.
           Главная цель ОДНКНР - «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России», выступает здесь как нельзя кстати. В связи со спецификой моего предмета (история и обществознание), духовно - нравственное развитие не является для меня новизной. На своих уроках всегда отводится место для обсуждение тем религии, морали, нравственности и т.д. Но сегодня выделившись в отдельную предметную область ОДНКНР, требует и особый подход, систему преподавания. Так как программа ОДНКНР предполагает вариативность реализации, я как учитель - предметник выбрала для себя интегрированный вариант: через включение в рабочие программы тем и вопросов, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания, а также через внеурочную , а именно проектную деятельность обучающихся.
           Особое внимание я хотела бы уделить именно внеурочной деятельности.
Одной из целей федерального государственного образовательного стандарта является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных). Проектная деятельность - одна из форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь необходимых результатов, как общеобразовательных и метапредметных, так и личностных. Проектная деятельность способствует развитию активного самостоятельного, критического мышления обучающихся, умению работать с информацией, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей, делать обоснованные выводы и ориентировать их на совместную исследовательскую работу. Для ученика проект представляет возможность расширять кругозор, раскрыть творческий потенциал, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат, который носит практический характер и очень значим для них самих. Особое место в проектной деятельности учащихся я отвожу тематике имеющей прямое отношение к формированию и воспитанию гражданина России, воспитанию патриотизма у подрастающего поколения, что позволяет развивать нравственные качества, способствовать приобретению патриотических знаний, укреплять традиции и обычаи народов России. Проектную деятельность я использую как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность при этом занимает значительное место, а связь этих видов деятельности является одним из способов развития и поддержания интереса к предмету, потому что большинство проектов начинается и заканчивается на уроке.
    

Опираясь на содержание ОДНРНР, я выделила несколько блоков:

Содержательный модуль ОДНКНР

Тематический блок

Темы проектов

«Я – человек»

«Человек как духовное и нравственное существо» (общечеловеческие

ценности)

-Что такое доброта?

-Добро и зло в сказках

- Честность в притче

«Я и моя семья и мои друзья»

«Что такое семья?» (семейные ценности)

-Формула семьи

-Правила поведения из книги «Домострой»

-Жилище

-Одежда и обувь

«Я и культура моего народа»

«Культурное развитие» (традиции, обычаи и религия моего народа)

- Питание Древней Руси

-Животные древнеславянской мифологии

-Рождество

-Роспись (гжель, хохлома, городецкая, дымковская)

«Я – гражданин России»

«Национальная гордость»

(человек в истории)

-Княгиня Ольга

-Вооружение древнерусского война

-М.И.Кутузов


В основу выбора тематических блоков были положены такие ценности как:
         - Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
         - Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
         - Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
         - Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
         - Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
         - Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
         - Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающеееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
         - Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогрессса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Предлагаемые тематические блоки могут быть наполнены разным содержанием в зависимости от возраста обучающихся, воспитательной и образовательной целей. В своей педагогической практике я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста обучающихся и выбранной темы. Работаю второй год в данном направлении: в 2016-2017 уч.году в 6 классах, в 2017-2018 уч.году с учащимися 5,7 классов. Инициатива учащегося при выборе темы на первых порах ограничивается возрастными особенностями, а также рамками школьного курса. Но при этом у детей 10-13 лет наблюдается большой интерес к духовному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. По своему содержанию проекты в значительной степени межпредметные, так как интегрируют знания по истории, литературе, искусствознанию, краеведению. Проекты в основном групповые. Структура проектов одинакова для разных классов: актуальность, цель, задачи, применение. Продукт проекта может быть различный: карта, буклет, костюм, макет, модель, мультимедийный продукт, выставка, газета и т.д.
         Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов проводится на лицейской конференции в 4 четверти, которая проводится по классам. Одноклассник являясь только участником конференции и не работая с духовно- нравственной темой, прослушивая выступление все равно приобщается к ней. Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения , соответствует заложенному в нем основному подходу и реализует главную цель ОДНКНР.
В процессе проектной работы учащиеся «проживают» тему, приобретают личностный опыт. Также углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.
Все это откладывает отпечаток и целенаправленно формирует национальный характер учащегося через сохранение традиций народа.




Литература:

Бычков А.В. « Метод проектов в современной школе» – М., 2000.
Иванова Н.В. «Возможности и специфика применения проектного метода на уроках истории» // Просвещение – 2004.
«Проектная деятельность в средней школе» авт.- сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: «Учитель»2009.
Шлинке Т.Н. «Метод проектов, как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся»// « Преподавание истории в школе» 2008.
Балабанова В. В.Предметные недели по истории в школе. Волгоград:Учитель,2002.
Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО / Т. Л. Брославская // Молодой ученый. — 2015.


Поделиться: