Поиск по сайту

Использование пиктограмм в работе по коррекции общего недоразвития речи дошкольников


Авторcтво: Ловчая Светлана Алексеевна, учитель-логопед, Целоусова Инна Волдемаровна, учитель-логопед, ГБДОУ №6 Санкт-Петербурга


Для повышения интереса к занятию детей с ОНР, предотвращения истощаемости внимания и быстрой утомляемости учителям-логопедам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие и систематизирующие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Учителя-логопеды ГБДОУ №6 разработали систему пиктограмм для коррекционной работы по всем направлениям  преодоления ОНР. Названия игр, которые используются практически на каждом занятии, закодированы в картинках-пиктограммах. В статье описаны многофункциональные пособия и игры, которые позволяют сделать занятие учителя-логопеда динамичным и более результативным.

Каждый учитель-логопед ищет новые подходы, идеи организации коррекционно-развивающей работы, чтобы сделать свои занятия максимально эффективными. Организуя работу с детьми с общим недоразвитием речи, логопед сталкивается с такими проблемами в их обучении как истощаемость внимания и быстрая утомляемость. Дети могут быстро потерять интерес к занятию. Для преодоления этих проблем педагогам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие и систематизирующие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Наглядное моделирование - один из популярных методов обучения детей дошкольного возраста. «В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которой могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, другие предметы» [1, 173]).

На использовании наглядных моделей  основаны многие методы дошкольного обучения. Данный метод использовал Д.Б Эльконин для обучения дошкольников грамоте. Он для  материализации звуковой формы слова применял звуковые модели и схемы. Моделирование в виде мнемодорожек и мнемотаблиц традиционно используется педагогами для формирования связной речи детей. Широкое применение получило графическое изображение предлогов.

Учителя-логопеды ГБДОУ №6 разработали систему пиктограмм для коррекционной работы по всем направлениям  преодоления ОНР.

Метод пиктограмм входит в состав метода наглядного моделирования.

Пиктограмма — (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде (Энциклопедический фонд России)  [2].

Некоторые игры, задания являются обязательной частью логопедического занятия. Например, при работе над лексической темой «Дикие животные» , мы закрепляем умение называть детёнышей животных, учим образовывать притяжательные прилагательные. При работе над лексической темой «Фрукты»  закрепляется умение образовывать имена существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, умение образовывать относительные прилагательные. Для оптимизации работы мы закодировали названия всех используемых игр в картинках-пиктограммах.


В зависимости от этапа обучения и целей занятия используем конкретные пиктограммы. Чтобы привлечь внимание детей и повысить  результативность работы, мы создали  яркие настенные пособия, на которые пиктограммы крепятся с помощью липучек.

Настенные пособия изготовлены из недорогого практичного материала – выставочного ковролина или кожезаменителя.

Предлагаем вашему вниманию пособия и игры, которые мы используем в работе.

«Семицветик» (рис.1)- комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи. В центре цветка находится кармашек для картинки, на лепестках - кармашки на липучках. На лепестки прикрепляются картинки с изображениями предметов по изучаемой лексической теме. В центр цветка прикрепляется пиктограмма с изображением нужной игры.

Варианты игр:

«Назови ласково». Формирование умения образовывать имена существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

«Жадный мишка» («Мой, моя, моё)».  Формирование умения определять род имён существительных.

«Один-много». Формирование умения образовывать множественное число имен существительных.

«Назови слова-родственники». Формирование умения образовывать однокоренные слова.

Так же с помощью «Семицветика » можно отработать навык словоизменения   (пиктограммы  «Вижу кого? Что?, «Подарок кому?», «Гуляю с кем?», «Пою о ком?»)


«Петушок-помощник» (рис. 3). Пособие можно использовать при изучении лексических тем: «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы» и т.д.

На грудке петушка находится кармашек для картинки по лексической теме. На разноцветных перышках хвоста прикреплены съёмные пиктограммы. Каждая пиктограмма

соответствует определённой игре.

Варианты игр:

«Назови одного детёныша»

«Назови детёнышей»

«Назови маму»

«Чей хвост?»  (рис. 4)

«Чьи лапы?»

«Чья голова?».

При формировании этих словообразовательных моделей логопед показывает многообразие однокоренных слов, которое  можно получить от исходного слова.

 «Логопедический гриб» (рис. 5). Настенное пособие для формирования навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст). На ножке гриба расположен кармашек, в который вставляется картинка с изображением слова для разбора. К «шляпке» с помощью липучек прикрепляются необходимые пиктограммы.

«Назови гласные». Формирование навыка последовательного называния гласных в слове.

«Назови согласные». Формирование навыка последовательного называния согласных звуков в слове.

«Раздели на слоги». Формирование навыка слогового деления.

«Сосчитай звуки» (рис.6). Формирование навыка последовательного выделения и определения количества звуков в слове.

 «Расскажи про звук». Формирование навыка последовательного выделения звуков в слове и их анализа.     

После устного звукового разбора на «грибке» можно выложить звуковую схему слова, используя традиционные обозначения фишек (синие -согласный твердый звук, зеленые – согласный мягкий звук и красный – гласный звук).

«Бабочки». (рис.7) Пособие для формирования умения составлять предложения с предлогами по предметным картинкам и схемам предлогов: на, в, за, к, от, около. В кармашки на крылья бабочки вставляются картинки с изображением предметов. На брюшке бабочки – схема предлога. Ребенок должен составить предложение с этими словами по предложенной схеме.

Например, на крылышках бабочки картинки-солдат и сторожевая вышка, на брюшке-схематичное изображение предлога на.

Ребёнок по предложенной схеме составляет предложение «Солдат стоит на вышке».

Наши  пособия многофункциональны, обладают широкой областью применения, неизменно вызывают интерес у детей. Использование пиктограмм позволяет сделать занятие динамичным и более результативным.

Литература

  1. Т.В.Пятница. Т.В. Солоухина-Башинская «Справочник дошкольного логопеда». Ростов-на-Дону «Феникс» 2011 г.

  2. Энциклопедический фонд России.


Поделиться: