Поиск по сайту

Подготовка учителя к духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

Автор: Григоренко А.Ю.


Будущее любого народа зависит, преж­де всего, от того, насколько подрастающее поколение усвоит и сбережет духовно-нравственные ценности и традиции наро­да. Для современной России, находящейся на сложном этапе своего развития, это вдвойне актуально. Сегодня российское общество и особенно молодое поколение продолжают переживать глубокий духов­но-нравственный кризис. Снижается воз­раст, когда начинают употреблять нарко­тики, с 18 лет до 14. Одно из первых мест в мире по уровню самоубийств среди под­ростков, по числу абортов среди девушек, не достигших 19 лет, по уровню потребле­ния наркотиков и алкогольных напитков занимает наша страна. Как явствует из со­циологических опросов, около 55% моло­дых людей высказывают готовность нару­шить моральные нормы для того, чтобы достигнуть личного успеха. Словом, нали­цо нравственный кризис, который и есть главная причина указанных явлений. Сложившуюся ситуацию в нашем обществе многие расценивают сегодня как угрозу национальной безопасности и заявляют о необходимости принятия неотложных мер по духовно-нравственному воспитанию молодежи. Всё больше и больше педаго­гов, общественных и политических деяте­лей начинают понимать, что «приобще­ние детей и молодёжи к культурным тра­дициям на основе мировых и отечествен­ных духовных ценностей — одна из важ­нейших задач российского общества и го­сударства» (из доклада министра образо­вания и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко).

На совещании 21 июля 2009 г. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев во время встречи с лидерами традиционных российских конфессий подчеркнул акту­альность «духовно-нравственного просве­щения подрастающего поколения» и заявил о своём решении поддержать «идею препо­давания в школах России основ религиоз­ной культуры и светской этики». При этом он коснулся деталей практической реализации этой идеи в российских школах. В пер­вую очередь он отметил вариативность чте­ния таких дисциплин: «Во-первых, это мо­гут быть основы православной культуры, основы культуры мусульманской, основы иудаизма, буддизма. То есть по этим вопро­сам и ученики, и их родители смогут при­нять решение. Если найдутся те, кто захочет изучать всё многообразие российской рели­гиозной жизни, для таких учеников может быть разработан общий курс по истории традиционных крупнейших конфессий нашей страны. И тогда все эти вопросы бу­дут погружены в одну программу, соответ­ственно, это будут одни и те же пособия по изучению. Наконец, третий вариант: тем, кто не имеет определенных религиозных убеждений, у кого они не сформировались, должно быть предоставлено право изучать основы светской этики. Таким образом, мы охватим всех, кто имеет разные представле­ния о том, что необходимо для обучения, сообразуясь с представлениями, конечно же, их родителей».

Тем самым Президент сформулировал право учеников и родителей на мировоз­зренческий выбор, заявил о недопустимо­сти насильственного навязывания учени­кам того или иного предмета. К принципу добровольности мировоззренческого вы­бора учеников и их родителей Президент возвращался в своих выступлениях неодно­кратно: «Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добро­вольным... Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный ха­рактер, но и будет абсолютно контрпродукгивным».

Президента на совещании поддержал и патриарх Русской Православной Церкви (далее — РПЦ) Кирилл, который по этому поводу сказал: «Тогда (до 1917 г. —Авт.) все учили Закон Божий, а потом шли спили­вать кресты. В результате выбора (учеников и родителей. — Авт.) будут покрыты все озабоченности».

На совещании 21 июля 2009 г. Президент выступил против тех, кто ратует за клерикализацию российского образования, по­требовал при введении в учебные плане современной школы дисциплин, связанных с духовно-нравственным просвещением подрастающего поколения, сохранить свет­ский характер школы, что соответствует Основному закону нашей страны. Прези­дент при этом недвусмысленно и одно­значно сказал: «Преподавать эти предметы будут светские педагоги». С Президентом были единодушны и главы всех традици­онных конфессий нашей страны, присутст­вовавшие на совещании. Их мнение выра­зил патриарх РПЦ Кирилл: «Правильно, что все эти дисциплинь1 будут преподавать светские педагоги, так как ни один закон не подвергается деформации...»

Во исполнение поручений Президента (от 2 августа 2009 г. № Пр. — 2009) Прави­тельство Российской Федерации приняло решение (от 11 августа 2009 г. №ВП-П44-4632) о проведении в 19 субъектах Россий­ской Федерации эксперимента по апроба­ции комплексного учебного курса для об­щеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики». Поручение Президента и решение Прави­тельства Российской Федерации оказались очень своевременными для нашей страны, в которой, как, впрочем, и в других стра­нах, наблюдаются симптомы духовно-нравственного кризиса общества, возраста­ет напряжённость в этнических, конфес­сиональных, этнокультурных отношениях. В этом смысле мы идём «в ногу» с мировым сообществом, встали, если так можно выра­зиться, на «европейский путь»: глобализа­ция, миграция, увеличение доли мусуль­манского населения, рост нетерпимости — все это подтолкнуло Западную Европу на осуществление неожиданных и небывалых ранее шагов.

В 2007 г. в Сан-Марино была принята декларация Совета Европы по религиозно­му измерению межкультурного диалога, а в апреле 2008 г. в Страсбурге прошла зна­менательная встреча: светские деятели со­вместно с представителями различных ре­лигиозных организаций обсуждали вопрос о месте религии в средней школе. Участни­ками встречи были и представители Рос­сии, в том числе Православной Церкви. В 2006 г. была начата разработка Толедских руководящих принципов по обуче­нию вопросам религии и убеждений в го­сударственных школах. Испанский город Толедо выбрали как исторический символ пересечения культур и религий в Европе: иудаизма, христианства и ислама. Один из разработчиков рабочих документов встре­чи,, профессор Миланского университета Сильвио Феррари, так сказал о причинах встречи: в результате значительных мигра­ций получился «неожиданно резкий рост плюрализма в области культуры и рели­гии», «люди других религий и культур ста­ли восприниматься как "другие", "чужие", что часто приводит к межрелигиозному напряжению». Так что, объясняет профес­сор, сегодня обучение религии стало делом не только религиозных общин, но и госу­дарства. В числе толедских принципов ука­заны: научные принципы преподавания, уважение к правам человека, обязательная приверженность преподавателей идее ре­лигиозной свободы.

Комиссар Совета Европы по правам че­ловека Альваро Хиль Роблес во время сво­его визита в Россию специально пояснил: речь идет об изучении религий, а не обу­чении религиям. В европейских странах, в России в том числе, сегодня широко пре­зентуется так называемая Белая книга по межкультурному диалогу — «Живем вме­сте как равные», которая недавно была принята Советом Европы. В книге говорит­ся, что в государственных школах религия должна преподаваться как светское знание.

Таким образом, становится понятно, что введение в школы в нашей стране изучения основ религиозной культуры и светской этики не есть нечто, нарушающее право на свободу совести, форма клерикализации образования, а напротив — есть проявле­ние и дальнейшее развитие этнической, религиозной и межкультурной толерант­ности, форма углубления межэтнического, межконфессионального и межкультурного диалога, форма духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Подготовка к эксперименту и его даль­нейшее развитие — мероприятие не из простых. В своем выступлении весной 2009 г. Президент Российской Федерации поставил перед Министерством образова­ния и науки РФ задачу до наступления эксперимента по чтению указанного выше курса в 19 субъектах Федерации подгото­вить весной 2010 г. 40 000 учителей, а также разработать соответствующие учебные про­граммы и учебно-методические материалы.

Большую роль в решении поставленных на совещании задач могут и должны сыг­рать педагогические вузы, которые всегда готовили педагогов, владеющих не только знанием предмета, но и обладающих ком­петенциями и навыками воспитательной работы среди учащихся разных возрастных категорий. Именно таких педагогов, кото­рые и в годы коммунистического режима не переставали воспитывать своих учени­ков в духе гуманистических ценностей, формировать из них духовно-нравствен­ных, самостоятельных и инициативных личностей, имел в виду протоиерей Алек­сандр Пелин, кандидат богословия, ректор Саранского духовного училища, когда го­ворил, что «и при советской власти школа хранила основы гуманитарного знания, заложенного в царской России, сохраняла и передавала народу духовное наследие. Ка­ждый урок литературы был возвращением к основам нормальной нравственности — и в человеческой жизни, и в государственной политике. Даже Жданов, идеолог партии, не посмел разрушить эту преемствен­ность... Введение "духовно-нравственного воспитания" — позитивное усиление этой преемственности, возвращение современ­ному человеку знания о себе самом».

К числу таких педагогических вузов от­носится и РГПУ им. А. И. Герцена, который ведет свою историю с 1797 г. и который все­гда был и остается по сей день кузницей педагогов-воспитателей. Вьшускники Герценовского университета не испытывают растерянности сегодня, когда перед мно­гими учителями встает задача проведения уроков по основам религиозных культур, основам православной культуры и т. д. Герценовская кафедра религиоведения, в составе которой три доктора философских наук и пять кандидатов исторических и философских наук, каждый из которых за­нимается изучением и преподаванием ос­нов той или иной религиозной культуры (православной, буддистской, мусульман­ской, иудаизма), обеспечивает препода­вание истории религий мира на разных факультетах нашего университета: физи­ки, математики, философии человека, пси­холого-педагогическом, филологическом и т. д. При этом следует отметить, что лек­ционный курс, в соответствии с разрабо­танной на кафедре религиоведения про­граммой, не превратился в историю церк­вей (в каком году произошло разделение христианства, когда и где был принят хри­стианский «Символ веры», когда родился Мухаммад, когда состоялся Первый Все­ленский собор и т. д.). Он знакомит студен­тов, прежде всего, с культурой различных религиозных традиций, с их гуманистиче­ским потенциалом. Студенты должны по­нять, во-первых, что в основе всех религий лежат общие духовно-нравственные цен­ности (их общность обусловлена единством рода человеческого); во-вторых, что каждая религия, каждая религиозная традиция, культура имеют свою специфику и обла­дают уникальностью, ибо связаны с разны­ми историческими судьбами, с разным менталитетом народов. Именно эти цели и являются главными, приоритетными для преподавателей кафедры религиоведения. Чтение лекций по истории религий, религиозных культур в Герценовском уни­верситете способствует не только духовно-нравственному просвещению и воспита­нию наших студентов, но и их профес­сиональному становлению. Ведь будущие учителя литературы, истории, мировой художественной культуры, русского языка не могут не обращаться к темам религии и этики в развитии мировой и отечествен­ной литературы, живописи, архитектуры. Будущие преподаватели истории Древне­го мира, Средневековья, Нового и Новей­шего времени не смогут осветить многие темы, обойдя вниманием роль религиоз­ного фактора в историческом процессе. Учитель географии нуждается в знаниях о

современной географии религий, учитель естествознания должен знать не только теорию Дарвина, но и религиозное учение креационизма, уметь сопоставлять рели­гиозные и научные знания о мире. Буду­щие преподаватели физики, математики, химии и других естественных и точных наук также нуждаются в соответствующей информации, ибо преподаваемые ими науки, помимо всего прочего, несут в себе глубокий мировоззренческий смысл. Все это вместе взятое обусловливает необхо­димость и важность преподавания основ религиозных культур, истории мировых религий в педагогическом вузе на разных факультетах.

Кафедра религиоведения является не только общеуниверситетской, но и выпус­кающей: ведет подготовку бакалавров и специалистов по направлению «Религио­ведение». В настоящее время она проходит процедуру лицензирования двух маги­стерских программ: по направлению «Ре­лигиоведение» — программы «История религии», а по направлению «Социально-экономическое образование» — програм­мы «Мировые религиозные культуры».

Помимо учебной работы, кафедра рели­гиоведения ведет значительную учебно-методическую работу, связанную с методи­кой преподавания истории религии и религиозных культур, с разработкой учеб­но-методической литературы по указанной проблематике для учителей средних об­щеобразовательных учреждений и сту­дентов педагогических вузов — будущих педагогов и воспитателей. Так, в 2008 г. было издано учебное пособие для студен­тов педагогических вузов «Религиоведе­ние» (30 п. л.), в котором даны общие зна­ния о религии как духовном институте, подробно и глубоко рассказано об истории различных религий мира и их культурах, об их вкладе в общечеловеческую культу­ру. В 2009 г. было опубликовано справоч­ное издание для студентов и школьни­ков «Религии мира: словарь-справочник» (25 п. л.), в котором дана подробная ин­формация о религиозных культурах, их традициях.

В настоящее время коллектив ка­федры работает над программами, учеб­ными пособиями и рекомендациями по истории мировых религий и основам рели­гиозных культур. Некоторые из них завер­шены и в ближайшем будущем на их осно­ве будут прочитаны соответствующие кур­сы в Институте переподготовки и повыше­ния квалификации учителей средней шко­лы и преподавателей высших учебных за­ведений Северо-Запада России. Кафедра имеет большой опыт работы по повыше­нию квалификации работников образова­ния Санкт-Петербурга в области истории религии, религиозной культуры и толе­рантности.

В течение последних пяти лет кафедра ежегодно проводит международную науч­но-практическую конференцию «Религи­озная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии», в которой участвуют как отечественные, так и зарубежные ученые, преподаватели, государственные, общест­венные и религиозные деятели. Благодаря этому удается осуществлять постоянный мониторинг религиозной ситуации в ре­гионе, в том числе состояния и уровня ре­лигиозности молодежи. Материалы кон­ференций регулярно публикуются: на се­годняшний день выпущено пять сборни­ков по материалам этих конференций. По­следние два изданы в рамках программы «Толерантность» Правительства Санкт-Пе­тербурга.

Под общей редакцией заведующего ка­федрой А. Ю. Григоренко был подготовлен и издан в 2007 г. учебно-методический комплекс «Технологии межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия», а под редакцией доцента кафедры Д. А. Головушкина — учебно-методический комплекс «Технологии фор­мирования политической, этнической и религиозной толерантности».

Кафедра при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в конце апреля 2011 г. провела Всероссийскую конференцию «Актуальные проблемы духовно-нравственного образования и воспитания», на которой выступили как ученые и учителя Санкт-Петербурга и Ленинградской области, так и других регионов нашей страны. На конференции работала и секция, посвященная специфике преподавания знаний о религии и религиозной культуре в светской школе «Проблемы преподавания религиозной культуры в светских образовательных учреждениях. Выступавшие отметили целый ряд трудностей, с которыми связано преподавание религиозной культуры в современной школе. Многие указывали на то, что не все учителя в достаточной степени владеют информацией, которая бы позволила им преподавать одновременно и православную, и иудейскую, и мусульманскую, и буддийскую культуры в том случае, если им придется разделить классы по конфессиональному признаку. Часть учителей отметила, что нельзя сводить духовно-нравственное образование и воспитание исключительно к преподаванию одной только религиозной культуры или светской этики. Они также указали, что нельзя игнорировать предыдущий опыт духовно-нравственного образования и воспитания. В частности, было указано на то, что духовно-нравственным образованием и воспитанием должны заниматься не только учителя, преподающие курс «Основы религиозной культуры и светской этики», но и другие предметники – учителя русского языка и литературы, истории и даже физики с математикой. Впрочем, этот аспект учли и организаторы конференции, которые не свели всю программу конференции к методике преподавания религиозной культуры, а подошли к духовно-нравственному воспитанию и образованию комплексно, включая в систему духовно-нравственного образования и воспитания и воспитание толерантности, и экологической культуры, и патриотизма, и здорового образа жизни и т.д. Конференцию планируется сделать если не ежегодной, то по крайне мере регулярной.


Подготовка  учителя к духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

Назад в раздел