Поиск по сайту


Авторcтво: Богодаева Александра Анатольевна, старший воспитатель, Клыкова Ирина Васильевна, воспитатель, Макаева Ольга Николаевна, воспитатель. ГБДОУ детский сад № 85 Красносельского района Санкт-Петербурга


       Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент познания

       При формировании содержания образования дошкольников необходимо охватить многочисленные аспекты того или иного явления, обогащая и развивая при этом всю совокупность личного опыта ребенка. С учетом принципа интеграции (связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей) в подготовительной к школе группе был разработан и реализован образовательный проект «Что такое время?», В основе проекта – решение задачи по формированию понимания детьми абстрактного понятия - ВРЕМЯ через конкретные образы искусства и культуры. Данный проект реализовывался через разные виды детской деятельности, в том числе с использованием культурно-образовательной практики «Коллекция часов Санкт-Петербурга», что позволило осуществить связь проекта «Время» с социокультурной реальностью, обеспечить вовлечение детей и родителей в активный и деятельный процесс по взаимодействию и освоению социальной действительности, мира культуры и искусства Санкт-Петербурга.

       В помощь родителям для организации поискового досуга педагогами были разработаны маршруты прогулок «Собираем коллекцию часов Санкт-Петербурга» в форме маршрутных листов на бумажном носителе. Часы в городе кроются в самых необычных местах и далеко не всегда просто показывают время. В архитектуре они часто становятся яркой деталью, имеющей самостоятельную ценность.

       Цель культурно-образовательной практики: способствовать знакомству детей с многообразием городских часов, принципами их работы и развитию восприятия уникальности и красоты часов как произведений искусства Санкт-Петербурга.

       Задачи:         

1.                  Закрепить знания о принципе работы часов, развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

2.                  Раскрыть функциональное назначение часов, показать их роль жизни города и человека.

3.                  Способствовать развитию словесно-логического мышления, умения сравнивать и анализировать, ориентироваться в пространстве, делать выводы в процессе поиска ответов на поставленные вопросы.

4.                  Обогащать словарный запас за счет названий достопримечательностей города и названий необычных часов (Дворцовая площадь, Витебский и Московский вокзалы, Верстовой столб, Думская башня, зодиакальные часы, часы-барометр и т.д.)

5.                  Учить делать зарисовки по итогам путешествия по городу, рассказывать о пройденном образовательном путешествии «Коллекция часов Санкт-Петербурга»

Проблемный вопрос: Какие есть часы на улицах и зданиях Санкт-Петербурга, и чем они отличаются? Сможем ли мы все вместе собрать коллекцию разных часов Санкт-Петербурга?

Участники: воспитанники подготовительной к школе группы (6-7лет) общеразвивающей направленности и их родители.

Продолжительность культурно-образовательной практики: 3 недели (декабрь-январь).

Используемое оборудование и материалы: маршрутные листы, разные виды часов (настоящие и макеты) для создания мини-музея часов, иллюстрации, книги и фото с изображением разных часов, материалы для продуктивной деятельности (акварель, карандаши, шаблоны, трафареты цифр, бросовый материал для создания макетов часов, раскраски), игра «Выложи циферблат», разрезные картинки «Мир часов», игра «Который час», стенд для размещения маршрутных листов, карта Санкт-Петербурга, ноутбук, телевизор (или экран).

Взаимодействие с семьями:

·                    индивидуальные беседы с родителями

·                    участие родителей (совместно с детьми) в выставке творческих поделок «Новогодние часы», создании мини-музея «Мир часов» (подборе экспонатов)

·                    оформление информации для родителей об организации прогулки в выходной день «Коллекция часов Санкт-Петербурга» в чате группы WhatsApp, в группе ВКОНТАКТЕ

·                    создание маршрутных листов с заданиями на бумажном носителе, размещение маршрутных листов на официальном сайте ДОУ (родители могут использовать не только маршрутный лист, который выбрал ребенок, но выбрать дополнительно на сайте ДОУ).

Ход культурно-образовательной практики:

Предварительный этап работы (перед семейной прогулкой «Коллекция часов Санкт-Петербурга»)

Содержательный этап работы

Описание содержания работы с дошкольниками

Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики

Организация самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности воспитателей с детьми

Погружение в тему проекта «Что такое время?»

Дети знакомятся с темой проекта «Что такое время?»

Дети участвуют в беседе «Что я знаю о времени? Что я хочу узнать? Где можно это узнать?»

Дети рассматривают книги, энциклопедии по теме «Время»

Дети выполняют задания                                 с использованием моделей «Части суток», «Круглый год», «Неделя», заполняют рабочие листы с игровыми заданиями, играют в настольные игры.

Дети вместе с родителями изготавливают поделки на тему «Новогодние часы» (см. Приложение № 1)

 

Заполняют вместе с детьми стенд с использованием технологии «Модель трех вопросов»

Педагоги создают развивающую среду в группе по теме проекта совместно с детьми и родителями:

  • книги, иллюстрации, фотографии по теме «Время»

  • шаблоны, трафареты, образцы, алгоритмы для изобразительной деятельности (рисование, аппликация, конструирование из бросового материала – часы, песочные часы, часы-фантазия, часы будущего и т.д.)

  • модели «Части суток», «Неделя», «Круглый год», «Часы»

  • разрезные картинки «Мир часов», игра «Который час»

Педагоги организуют деятельность детей в центрах активности.

Педагог организует выставку поделок (дети и родители) «Новогодние часы»

(см. Приложение № 1)

Мотивация

 

Виртуальное путешествие

«Какие бывают часы?»

 

Создание мини-музея «Мир часов» (дети приносят из дома разные часы, макеты часов)

Экскурсии по мини-музею (дети в роли экскурсоводов, экскурсантов)

Дети рассказывают о своих экспонатах, рассказывают о строении, принципах работы.

Просмотр презентации «Какие бывают часы?»

https://drive.google.com/file/d/1Eo9HvanMulPZzBqxXQV73j4IWAZc3w7Z/view?usp=sharing

Участвуют в беседе на тему «Какие часы я видел на улицах и зданиях                   в Санкт-Петербурге?»

 

Рассматривание иллюстраций –загадок, участвуют в обсуждении

Могут ли быть такие часы в Санкт-Петербурге?

 

Педагоги вместе с детьми родителями создают в группе мини-музей «Мир часов»

Педагоги вместе с детьми рассматривают экспонаты, рассуждают о значении часов                   в жизни людей, о разных видах часов и т.д.

Педагог предлагает детям посмотреть, какие бывают часы                и совершить виртуальное путешествие.

Педагог проводит беседу                    по содержанию презентации «Какие бывают часы?, задает вопросы: «Какие часы большего всего понравились? Почему», Какие часы самые необычные? Чем отличаются?

Педагоги вместе с детьми после обсуждения приходят к выводу, что часов очень много, все они отличаются друг от друга, имеют свои особенности. Спрашивает детей, где они видели часы на улицах Санкт-Петербурга? Какие они?

Предлагает рассмотреть иллюстрации – карета, шар, фонтан, знаки зодиака. Дети называют эти предметы. Педагог спрашивает детей, верят ли дети, что это необычные предметы, это предметы-часы, и они есть                                          в    Санкт-Петербурге?

Педагог предлагает собрать коллекцию разных часов                     Санкт-Петербурга и создать карту часов Санкт-Петербурга, а для этого нужно совершить прогулку вместе с родителями по Санкт-Петербургу                         с помощью специальных маршрутных листов

Знакомство с маршрутными листами

Дети рассматривают разные маршрутные листы

Дети выбирают маршрутный лист                 и забирают домой

(информация для родителей размещена на сайте и кратко на маршрутном листе)

Педагог объясняет, как ими пользоваться и обращает внимание на задания, которое нужно выполнить во время прогулки, что нужно взять               с собой на прогулку

 

Основной этап (семейная прогулка «Коллекция часов Санкт-Петербурга»)

Обращение к родителям:

«Уважаемые родители!

     Вы знаете, что сейчас в нашей группе реализуется проект «Что такое время?, вы знаете, что в нашем городе есть часы-карета? солнечные часы? часы-шар? часы со знаками зодиака?

     Наши дети тоже очень удивились и очень захотели их увидеть, рассмотреть и конечно, сфотографироваться. Помогите им открыть мир часов Санкт-Петербурга, ведь городские часы в нашем городе, это не просто часы, а настоящие произведения искусства.

      Маршрутные листы, которые выбрали дети в группе, помогут Вам в поисках интересных необычных часов. Маршрутный лист нужно рассмотреть вместе с детьми, отправиться на прогулку по Санкт-Петербургу, воспользовавшись представленной картой на маршрутном листе, а после прогулки и выполнения заданий, принести в группу. В группе дети будут рассказывать своим сверстникам о своей семейной прогулке, и о тех часах, которыми они смогли пополнить нашу «коллекцию часов Санкт-Петербурга» в виде фотографий, сказок и ярких впечатлений.

       Желаем Вам и вашим детям познавательной прогулки и интересного общения»

Дидактические материалы (см. Приложение № 2) представляют собой маршрутные листы «Собираем коллекцию часов» (8 вариантов), в которых отражена следующая информация:

·   информация для родителей (карта СПб, вопросы к детям, графические указания по заполнению маршрутного листа)

·   задания для детей, ответы, на которые необходимо найти во время семейной прогулки

Итоговый этап – образовательное событие, в дошкольном образовательном учреждении, подводящее итоги семейного досуга в городе

Содержательный этап работы

Описание содержания работы с дошкольниками

Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики

Утренний круг

Дети собираются и рассказывают                 о результатах своей прогулки,                   о том, где были, какие смогли увидеть часы что в них необычного; показывают заполненные маршрутные листы, фотографии, рисунки, по желанию рассказывают свои придуманные сказки о часах

Ссылка на альбом (заполненные маршрутные листы)

https://drive.google.com/file/d/1pgOos5kw9ybSl2Fr92CoJa9KckOLg_pQ/view?usp=sharing

Воспитатель организует пространство:

-продумывает размещение заполненных маршрутных листах, фото (мольберт, магнитная доска).

Карта Санкт-Петербурга

«Коллекция часов Санкт-Петербурга»

Дети принимают участие в оформлении карты Санкт-Петербурга «Коллекция часов Санкт-Петербурга» (см. Приложение № 3), размещают свои фото около часов и отмечают цифрами вместе с педагогами на карте СПб место нахождения этих часов.

Дети отвечают на вопросы:

Какие есть часы на улицах и зданиях Санкт-Петербурга, и чем они отличаются?

Смогли ли мы собрать коллекцию разных часов Санкт-Петербурга?

 

Педагоги подготавливают карту Санкт-Петербурга, распечатываю фотографии детей, изготавливают карточки                       с цифрами.

Воспитатели вместе с детьми рассматривают карту                            и обсуждают названия часов, их принципы работы, подводит детей к ответам на вопросы:

Какие есть часы на улицах                 и зданиях Санкт-Петербурга,                 и чем они отличаются?

Смогли ли мы собрать коллекцию разных часов Санкт-Петербурга?

Создание книжки-самоделки

«Сказки о часах Санкт-Петербурга»

Дети рассказывают сказки о часах, вместе с педагогами создают книжку-самоделку, вклеивают тексты сказок, рисунки.

Рассматривают книжку-самоделку, делятся впечатлениями.

Воспитатели записывают сказки, печатают, вместе с детьми создают книжку-самоделку, помещают в центр петербурговедения.

 

       Результаты реализации культурно-образовательной практики - семейная прогулка «Коллекция часов Санкт-Петербурга» можно определить как положительные, это подтверждают восторженные рассказы детей, позитивные высказывания родителей. Дети и родители, которые приняли участие в этой семейной прогулке, активно поддерживают данную практику и предлагают вновь организовать интересное путешествие. 

       Хочется отметить, что некоторые родители самостоятельно разработали маршрутные листы прогулок - «Часы на башне Финляндского вокзала», «Часы-фонтан «Наводнение», и совершили по этим маршрутам прогулки. Созданная карта города «Коллекция часов Санкт-Петербурга», по результатам поисковых семейных прогулок, повлияла на возникновение интереса к данной практике и у других детей и у их родителей, желания увидеть такие интересные часы Санкт-Петербурга, как зодиакальные, часы-барометр, часы-фонтан.

        Культурно-образовательная практика семейная прогулка «Коллекция часов Санкт-Петербурга» позволила в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников охватить задачи нравственно-патриотического, умственного воспитания дошкольников, а также развить в детях художественно-эстетическое восприятие.

 

Литература:

1.    Кравченко Т.Ю. Путеводитель для детей. Санкт-Петербург – СПб: АСТ, 2019

2.    Кудрявцева Т.А. Азбука Санкт-Петербурга.- Санкт-Петербург: Искусство-СПб, 2010.

3.    Рапопорт А.Д., Санкт-Петербург: Иллюстрированный путеводитель для детей и родителей –                             СПб: Издательство Фордевинд, 2011.

 


Поделиться: