Поиск по сайту

Пути взаимодействия дошкольного учреждения с семьей

Автор: Плахина Е. В., Драчёва Л.Е.


На современном этапе развития дошкольного воспитания устанавливается новый тип взаимосвязи детского сада и семьи - сотрудничество.

Семья остается важным государственным институтом. Хорошая семья - та семья, где дети чувствуют свою защищенность и знают, что их любят. Чем меньше дети, тем более значима для них семья. Особое значение имеет она для детей с нарушениями в развитии. Такие дети нуждаются в крайне бережном отношении к себе, а  взрослые должны постараться сделать их жизнь как можно более интересной и содержательной. Однако, общественное воспитание таких детей не менее значимо. Далеко не все родители обладают высоким уровнем общей культуры и педагогическими знаниями. Помощь профессионалов им необходима. Главная задача на данном этапе - разрушить барьер недоверия между детским садом и семьёй.

Наше дошкольное учреждение посещают дети со сложной структурой дефекта, для этого состояния характерно поражение центральной нервной системы с тяжелыми нарушениями двигательных функций организма.

 Такие дети нуждаются в постоянном уходе. Родители зачастую считают себя жертвами судьбы, чувствуют себя виноватыми перед ребенком. А ребенок, в свою очередь, ощущает свою изолированность, недостаточную значимость в своей семье. За несколько лет работы с такими детьми мы поняли, что помочь им можно только помогая их родителям. Для более близкого ознакомления с семьей мы использовали такие методы как изучение медицинских карт, наблюдение за детьми, анкетирование родителей, посещения на дому. Наиболее характерным, на наш взгляд, в таких семьях является нестабильное социальное и эмоциональное состояние родителей, они не желают и не умеют осуществлять различные формы взаимодействия со своими детьми, как необходимое условие социальной адаптации и подготовки их к дальнейшей жизни. Самым сложным для нас в работе с семьей было преодоление недоверия родителей к нам.

По результатам исследования семей, мы условно разделили родителей на 3 группы:

1. Родители, которые отрицают саму возможность каких-либо нарушений у ребенка Любой человек, высказывающий такую мысль, вызывает у них лишь обиду и недоверие.

2. Группа родителей, которые понимают, что ребенок плохо справляется с программой детского сада, но считают, что будь воспитатель немного более строг с ребенком, то результаты были бы лучше. Они сами готовы наказывать ребенка, лишать его удовольствий, так как лень считают основной причиной неуспеваемости.

3. Реалистически оценивающие своего ребенка родители, с готовностью следуют всем советам специалистов в том случае, если они видят искреннюю заинтересованность педагога.

В результате проведенных собеседований и анкетирования мы увидели, что дома родители мало времени уделяют общению с детьми, не знают в какие игры и как можно играть с ними каким делом их занять, как объяснить некоторые понятия и свои чувства. В таком случае дети часто не чувствуют себя полноправными членами семьи, не чувствуют защищенности и уверенности в своей значимости для родителей.

В работе с семьей мы определили две основные задачи:

1. Приобщить родителей к жизни ребенка в детском саду, установить доверительные отношения между детским садом и семьей путем ознакомления с педагогической и коррекционной работой учреждения.

2. Привлечь родителей к совместной деятельности в создании развивающей среды и организации мероприятий для детей.

Для решения этих задач нами было выбрано два направления в работе:

1. Обучение детей и родителей совместным играм

2. Использование творчества родителей для создания развивающей среды.

Значение игры для ребенка нельзя переоценить. Через игру он познает

и воспроизводит различные сферы деятельности человека, осваивает

разнообразные способы общения людей друг с другом. По нашим наблюдениям малыши, поступающие в детский сад, совсем не умеют играть. Зачастую у них отсутствуют даже элементарные предметные действия, преобладают неадекватные действия с игрушками. Поэтому мы стараемся не просто научить ребенка манипулировать игрушкой, а показать родителям, как можно играть с ним. Мы убеждены в том, что все, чему мы учим ребенка в детском саду, необходимо закреплять дома. Помочь нам в этом могут только родители.

Для родителей мы провели практикум, состоящий из серии занятий «Поиграем вместе» в такой последовательности:

- «Ознакомительная экскурсия по группе»

-«Моем руки Маше»

-«Магазин продуктов»

- «Едем на машине»

- «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку»

-«Накроем на стол»

- «Масленица».

- «Врача вызывали?»

Большое значение в организации обучения детей игровой деятельности в коррекционном дошкольном учреждении имеет оборудование игрового пространства. Оно должно строго отвечать требованиям задач развития игровой деятельности и возраста детей, быть доступным. Мы размещаем игрушки на нижних полках стеллажей. Наиболее важным мы считаем обучение детей логике игры, усвоения алгоритма простого бытового сюжета. Например, обучая детей игре «Магазин продуктов», мы провели большую предварительную работу с детьми и родителями. Она включила в себя экскурсию в ближайший продуктовый магазин, неоднократное посещение магазина родителями вместе с ребенком, составление рассказа «Магазин продуктов», изготовление атрибутики и оформление игрового пространства, проведение серии занятий, способствующих усвоению детьми ролевых действий и ролевых диалогов. Своеобразным итогом такой большой работы стало проведение сюжетно-ролевой игры «Магазин продуктов» с привлечением родителей. Родители вместе с детьми выполняли роль покупателей, помогая им поддерживать ролевой диалог. Для проведения этой игры мы купили настоящие продукты. После окончания игры все вместе с удовольствием пили чай с теми сладостями, которые сами «купили» в нашем «магазине».

Для проведения игр и занятий в группе необходим разнообразный дидактический материал. Мы решили привлечь родителей к его изготовлению. Работу начали с организации выставки «Родители детям» к родительскому собранию. Затем мы провели экскурсию по группам, где показали в действии дидактический и игровой материал, изготовленный руками родителей. Это разнообразные совместные игры:

фланелеграф с пуговицами, тарелка с фруктами, кастрюля с овощами. Родители заинтересовались увиденными играми, задавали вопросы по их функциональному назначению и изготовлению. На родительском собрании мы познакомили их с перспективами работы по изготовлению атрибутов и дидактических пособий в группах. Первая выставка «Папины руки» была организована в феврале, где папы продемонстрировали свое умение в использовании бросового материала для изготовления разных видов транспорта. Следующая выставка «Мамины руки» была в марте, где мамы проявили свои творческие возможности на тему «Самый красивый платочек». Совсем не обязательно было вышивать этот платочек, можно и нарисовать. Рисунок «Цветик-семицветик» на лепестках которого мамой написаны самые сокровенные желания одного из наших воспитанников, была оформлена выставка по росписи яиц к Пасхе,

Эти выставки посетили дети и родители ДОУ. В результате этой работы мы почувствовали, что у родителей появился интерес к совместной с нами деятельности, они сами стали предлагать свою помощь. Например, в изготовлении дидактического ковра «Дикие и домашние животные»,кукол «Би-ба-бо» , «Ладонных кукол» и т. д.для пополнения развивающего игрового пространства. Эта работа заняла много времени и сил. В результате мы имеем хорошие дидактические пособия, которые помогают нам обогатить знания детей и формировать у них обобщающие понятия , а так же творческую активность родителей. Некоторые из наших детей не могут изготовить поделку даже с помощью взрослого, поэтому участие родителей в таких мероприятиях очень важно, прежде всего, для самих детей. Они чувствуют свою сопричастность к содеянному, гордость за своих родителей. Также это помогло родителям объединиться в коллектив, помогло им раскрыть свои способности и таланты, вызвать желание помогать дошкольному учреждению. Все дидактические материалы и пособия используются воспитателями в работе с детьми.

В ходе совместной работы с родителями мы узнали много нового о детях, их жизни в семьях. А родители, видя нашу заинтересованность, стали лучше откликаться на наши просьбы, стали больше доверять детскому саду, помогать нам в решении многих проблем. Хочется верить, что наше сотрудничество с семьей на этом не закончится и принесет немало пользы, так как игра зачастую даёт детям образец поведения в обществе, а расширение круга общения ребёнка в игровом процессе даёт возможность формировать элементарное социальное поведение.


Пути взаимодействия дошкольного учреждения с семьей

Назад в раздел