Поиск по сайту

Анализ социологического опроса среди родителей обучающихся (осведомлённость в области базовых национальных ценностей)


Авторcтво: Белова Наталья Александровна, Авин Владислав Анатольевич, методисты ГБУ ДО ДДТ «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга


   Часто можно услышать рассуждения ученых-педагогов о положении дел с воспитанием подрастающего поколения в нашем обществе, и эти отзывы отнюдь не радуют. Снижается уровень воспитания, молодые люди не считают ценным то, что было дорого для предыдущих поколений, теряются традиции…

   Но что думает об этом нынешнее поколение родителей?

   Готовясь к семинару в рамках ПМОФ-2022 «Формирование базовых национальных ценностей у обучающихся: из опыта работы учреждений дополнительного образования», мы задались вопросом, насколько родители современных детей сами разбираются в этих понятиях, насколько они осведомлены в том, что такое базовые национальные ценности, какую важность они имеют для воспитания подрастающего поколения. Актуальность темы опроса определяется тем, что в настоящее время наше общество переживает не только социально-экономический, но и духовный, ценностный кризис. Духовный кризис оказывает негативное влияние на все без исключения сферы жизни общества – культуру, политику, образование, социальные отношения. Причиной такого кризиса является отсутствие духовного развития, потеря базовых ценностей, которые составляют основу человеческого бытия.

    В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определены базовые национальные ценности как приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению.

    В Указе Президента от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности названы основой российского общества. Перечислим их:

•              патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу;

•              высокие нравственные идеалы;

•              крепкая семья, созидательный труд;

•              приоритет духовного над материальным

•              гуманизм, милосердие, справедливость.

•              коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,

•              историческая память и преемственность поколений,

•              единство народов России.

    Итак, исследование задумывалось с целью выявить уровень осознания понятия базовых национальных ценностей у родителей обучающихся. Опрос проводился в Google-форме с помощью анонимной анкеты (автоматический сбор адресов электронной почты был отключён). Анкета включала в себя тринадцать вопросов с утверждениями либо выбором из нескольких вариантов ответов.

1.                  Считаете-ли вы себя патриотом?

2.                  Как вы для себя определяете понятие "патриот"?

3.                  В какой степени, на ваш взгляд, оказывают влияние на формирование патриотических ценностей у учащихся    следующие направления патриотического воспитания

·                    Личный пример и ваше отношение к патриотизму

·                    Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн

·                    Фестивали, конкурсы патриотической направленности

·                    Деятельность патриотических клубов, центров

·                    Литература патриотической направленности

·                    Выставки патриотической направленности

4.                  Вы согласны с утверждением, что гражданин-это человек, принадлежащий к постоянному населению того или иного государства, пользующийся его защитой и наделённый совокупностью прав и обязанностей в рамках действующих законов государства?

5.                  Как вы считаете, для чего нужно гражданское общество?

6.                  Как вы считаете, настоящая дружба может быть между представителями разных национальностей и культур?

7.                  Как вы считаете, в семье должны быть свои традиции?

8.                  Какой труд объединяет вашу семью?

9.                  Согласны ли вы, что уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано руками другого человека

10.              Как вы считаете, необходимо ли получение образования сегодня?

11.              Как вы считаете, почему так важно развивать целеустремлённость в личности ребёнка?

12.              В чём на ваш взгляд основная ценность межконфессионального диалога?

13.              Важно ли поддерживать мир во всём мире?

    Обработка и интерпретация результатов проводилась по методу контент-анализа (по частоте встречаемости ответов).

В ходе социологического исследования было опрошено 200 респондентов. В результате мы получили материалы, которые позволяют нам нарисовать портрет некоего современного родителя.

    Итак, среднестатистический родитель, приводящий своего ребёнка в ДДТ «Современник», считает себя патриотом, то есть «человеком, который любит свою страну», но не прилагает особых усилий со своей стороны для заботы о родине (интересно, что лишь единицы добавили: патриот «трудится на благо своей страны», «заботится о благосостоянии своей Родины»). При этом уверен, что патриотическое воспитание невозможно без семьи, так как личный пример родителей для ребёнка является определяющим (в этом уверены 54% опрошенных).

Хорошо знаком с понятием «гражданин», считает, что гражданское общество необходимо для контакта общества и власти, а также способствует самореализации человека.

   Уверен, что между представителями разных национальностей и культур может быть настоящая дружба; видит ценность межконфессионального диалога в формировании терпимости между людьми, принадлежащими к различным культурам, национальностям, придерживающимися различных верований и политических взглядов; считает важным поддержание мира во всём мире, так как это помогает избежать конфликтов.

   Считает, что в каждой семье обязательно должны быть свои традиции, причём допускает возникновение новых традиций, если они складываются естественным образом.

   Среднестатистический родитель бережно относится к чужому труду; полагает, что трудовые обязанности в семье должны быть распределены между всеми домочадцами, чтобы каждый вносил в общее дело свою лепту. При этом можно отметить такую тенденцию: в жизни среднестатистической семьи становится всё меньше общих дел, которые были бы интересны всем её членам и которые их объединяли бы (исключение составляет, пожалуй, лишь уборка жилища).

   Современный родитель считает приоритетным получение его ребёнком образования для успешной социализации, отмечает необходимость воспитания целеустремленности у ребёнка как условия для ясного понимания смысла своей жизни

      Полученные данные могут иметь большое практическое значение для организации системы воспитательной работы в ОУ, в том числе при составлении программы воспитания, событийного наполнения её модулей. Обсуждение данных может служить и предметом для разговора на родительских собраниях в объединениях, и отправной точкой для выстраивания стратегии воспитания в детском объединении и в учреждении в целом.

 

 

 

 


Поделиться: