Поиск по сайту

К вопросу о родительской помощи в учёбе


Авторcтво: Андреев Владимир Иванович, директор и учредитель ЧОУ «Школа «Обучение в диалоге», Санкт-Петербург


       Своим детям, учащимся в школе, помогают учиться если не все, то наверняка многие из родителей. Конечно, ситуации бывают разные, и в ряде случаев родители по разным причинам не принимают участия в процессе обучения своих детей. Такое происходит как в силу недостатка времени, так и вследствие безответственности и безразличия родителей по отношению к своим детям и их судьбе. Но всё это крайние случаи, хотя и в них ребёнку определённо нужна помощь.

       Бывает и так, что ребёнок в силу своих способностей вполне успешно справляется со своей школьной учебной программой самостоятельно, что подтверждают его отметки, табель его успеваемости, и родителям даже не нужно контролировать выполнение домашнего задания и проверять, правильно ли оно сделано. Но это бывает  крайне редко. В большинстве же случаев учащиеся нуждаются в помощи своих родителей в освоении школьной программы.

      Однако помощь эта может быть разной. Кто-то может полностью выполнять домашнее задание по какому-нибудь предмету за своего ребёнка.

      Кто-то – оказывать давление на учителей и администрацию школы, требуя от них более высоких, но необъективных оценок для своего ребёнка. А кто-то потворствует списыванию из учебника или у своих одноклассников, подготовке шпаргалок, поощряет использование во время урока различных гаджетов для получения высокой отметки – все, мол, средства хороши.

      Но всё это не настоящая помощь своему ребёнку в учёбе, а «медвежья услуга», поскольку цель образования – не получить заветную «бумажку» - аттестат с хорошими отметками, а обучить и воспитать наше подрастающее поколение, дать ему знания, которые так или иначе пригодятся ему на его жизненном пути, и дать возможность определиться с выбором профессии. А в том случае, если отметки в аттестате хорошие, а знаний на самом деле нет, то их отсутствие может сослужить выпускнику плохую службу. Учиться в вузе будет тяжело, поскольку ни основных знаний нет, ни учиться по-настоящему он не умеет, за годы учёбы в школе не научился – научился только хитрить, обманывать учителя и списывать, идти кривой дорожкой, скользким окольным путём.

       Поэтому настоящей помощью со стороны родителей по отношению к своим детям, которые учатся в школе, будет помощь как раз в овладении знаниями. Она состоит в том, чтобы помогать своему ребёнку понять материал, если ему в нём что-либо неясно.

       Но вот незадача: как это сделать, если сами родители свою школу окончили уже давно, и многие знания уже просто-напросто забыты? А если они к тому же и сами в своё время были не самыми хорошими учениками, что-то пропускали по невнимательности или потому, что что-либо не поняли и прошли мимо, либо просто-напросто списывали, а не осваивали материал как следует? Тут уж тем более родители ничем помочь в учёбе своим детям просто не в состоянии, особенно если любимое чадо уже в основной школе, и у него начались такие предметы, как физика, химия, биология. И желание помочь есть, а возможностей для этого уже нет.

       Если позволяет время, можно засесть за учёбу вместе со своим ребёнком и сообща вновь осваивать или восстанавливать в памяти, освежать свои знания за курс основной школы. Но кто проверит эти ваши вновь полученные или обновлённые знания, кто даст гарантии, что вы всё поняли верно? А если уж вам и самим не всё понятно в том или ином предмете, то похвальное стремление помочь своему ребёнку в учёбе наталкивается на непреодолимое препятствие. Интернет в данном случае помощник ненадёжный – мало ли что в нём есть, всему подряд доверять не стоит.

      Есть и ещё один вариант помочь своему ребёнку в учёбе – нанять для него репетитора. Но не все могут по своим финансовым возможностям позволить себе воспользоваться его услугами.

      Систематические, упорядоченные знания по всем школьным предметам даёт только школа. Но какая школа примет на повторное обучение взрослого человека? Ответ один: наша школа, школа «Обучение в диалоге». Только она даёт возможность заинтересованным родителям восполнить пробелы в своих школьных знаниях, став участником программы повторного обучения взрослых «Снова в школу!» [2].

      «Хорошо, – может сказать кто-то из родителей – я бы и не прочь восстановить свои знания по школьной программе. Но снова пойти в школу – это значит, что опять нужно будет проводить в школе по 5-7 уроков каждый день, ходить в неё 5-6 дней в неделю? У меня на это просто нет времени. И как на меня посмотрят пятиклассники, когда к ним в класс приду и сяду рядом с ними за парту я, взрослый человек, у которого уже свои дети есть? Да ещё и учиться начну заново? Это же представить себе невозможно!».

       Действительно, вообразить себе подобную ситуацию сложно. Но это и не нужно, поскольку программа «Снова в школу!» и не предполагает настолько интенсивного посещения школы. В школе «Обучение в диалоге» имеются три формы обучения, и программа «Снова в школу!» осуществляется в одной из них, которая носит название «Диалог». Благодаря своей необычной организации, данная форма обучения позволяет нашим учащимся посещать школу не каждый день, а в среднем два-три дня в неделю [4]. И вам для начала достаточно будет выбрать всего один день, когда вы сможете придти в школу на пару часов — один раз в неделю!

      Участник программы «Снова в школу!» вновь становится учеником и проходит программу с 5 по 9 класс в системе «Диалог» наряду с учащимися.

      Вы начнёте своё повторное обучение с программы 5 класса, но это не значит, что восстанавливать свои школьные знания вы будете в окружении одних только пятиклассников, с недоумением смотрящих на вас, взрослого человека, вдруг вернувшегося за школьную парту.

      В «Диалоге» одновременно, за одним и тем же столом учителя-предметника учатся учащиеся разных классов, а также наши учителя, поскольку в программе «Снова в школу!» принимают участие и учителя нашей школы. Поэтому наши ученики, обучающиеся в форме «Диалог», уже привыкли к тому, что вместе с ними учатся и взрослые, и нисколько не будут смотреть на вас косо и с подозрением.

      Итак, программа «Снова в школу!» даёт уникальную возможность вернуться в школьную жизнь, чтобы восстановить и восполнить свои школьные знания. Принять участие в ней может любой взрослый.

      Почему данная программа может быть интересна заботливым родителям?

      Родители должны проявлять доброе внимание к тому, что делает их ребёнок, и, конечно, понимать, что ребёнок делает, и по возможности уметь помогать ему это делать. Хороший родитель всегда должен быть в курсе жизни своего ребенка, должен быть готов дать совет, не перехватывая инициативу.

      Программа  «Снова в школу!» – это уникальная возможность переосмыслить свой школьный опыт обучения. Но для того чтобы осуществить это, надо самому снова пройти свой школьный путь осознанно и ответственно. А что это значит – осознанно и ответственно? Это значит быть въедливым, дотошным (в хорошем смысле слова) учеником, не пропускать ни одного непонятого слова, прояснять по словарю его значения [1]. Не бояться спрашивать учителя, если вам что-либо неясно, и не останавливаться до тех пор, пока не добьётесь полного понимания изучаемого материала.

      Кроме того, необходимо восстановить, а кое-где и впервые обрести, если вы ими в своё время не овладели, те учебные умения и навыки, которые так необходимы ученику для того, чтобы успешно учиться [5]. Это и умение читать медленно и вдумчиво, с полным пониманием текста, и владение устной и письменной речью, и умение работать со словарями, и многое другое.

       Результатом такого подхода будет уверенное знание школьной программы. Теперь вы со всей уверенностью сможете помогать своему ребёнку в учёбе.

      Но даже ещё до завершения освоения всего курса основной школы, уже в ходе обучения вы почувствуете, как изменится ваша жизнь – ваше отношение к детям, к самим себе. Программа «Снова в школу!» даёт своим участникам возможность стать активным учеником, мотивированным на получение знаний. Воспользовавшись этой возможностью и осуществив её, вы обретёте умение учиться по-настоящему, то есть с интересом и пониманием. А самое главное – сможете передать это умение своему ребёнку, стать для него примером того, как нужно относиться к обучению.

      Став для своего ребёнка примером, вы утвердите и укрепите свой авторитет в его глазах. Теперь вы как компетентный и авторитетный родитель с полным правом сможете требовать от него такого же честного и ответственного отношения к учебе, а сами – по-настоящему помогать ему получать знания.

      Более того, и в своей работе – в любой профессии, кем бы вы ни работали, – вы будете чувствовать себя на порядок увереннее, если вы начнёте учиться так, как предполагает наша программа повторного обучения взрослых. Это позволит вам по-новому взглянуть на то дело, которым вы занимаетесь, и начать иначе относиться к нему – так же честно, внимательно и ответственно, как и к учёбе.

      Приятным дополнением к участию в программе «Снова в школу!» для вас станет ещё одна возможность окунуться в ощущения детства. А кто из нас не хочет этого – хотя бы ненадолго вернуться в детство?

      Проект «Снова в школу!» начал свою работу в 2012 году. И к настоящему времени у нас уже накопился достаточный опыт, которым мы хотим поделиться с вами.

      В программе повторного обучения взрослых принимали и продолжают принимать участие не только наши учителя, но и администрация школы, в том числе, и директор. Вновь погрузившись в материал основной школы, её участники отметили, что они относятся к нему иначе, с высоты своего жизненного опыта, более критично и глубоко.

      И мы поняли, что взрослый – это качественно другой ученик: внимательный, вдумчивый, ответственный. Он более основательно подходит к изучению материала. Обращает внимание на структуру текста, на иллюстрации, понятия. Это позволило увидеть то, что многое в учебниках нелогично и потому непонятно для детей. Это открытие поставило перед участниками проекта новую задачу: проанализировать логику содержания программы среднего образования.

      В ходе обучения мы анализируем учебники. И во многих учебниках мы видим недостатки, неправильно сформулированные и неправильно записанные задачи, задания. Мы собираем недостатки, которые обнаружили.

      И мы сделали очень интересный вывод из нашего опыта: лучше всего недостатки в учебниках видят учителя-предметники другого профиля. Например, в математике – учителя русского языка, а в русском языке – математики. Потому что они смотрят на этот материал свежим взглядом, в отличие от тех учителей, для которых данный предмет является их профилем – он для них привычен, примелькался, и недостатков в нём они уже не видят.

      Но если взрослый человек и особенно учитель обращает внимание на несовершенство учебников, на допущенные в них огрехи, то дети их не видят – по крайней мере, не все и не всегда. Они имеют дело с несколько иной первоочередной задачей: понять и освоить изучаемый материал, справиться с заданным им объемом знаний. Где им до анализа учебных пособий? Им бы освоить то, что им дано. И лишь немногие из них доходят до осознания того, или хотя бы догадываются о том, что им трудно осваивать и усваивать материал потому, что учебник плохой – непоследовательный, материал в нём непонятен, изложен сухим, усложнённым и потому непонятным для ученика языком.

      Исходя из этого, становится понятно, как и почему детям так трудно учиться. Ребёнку, в отличие от взрослого, действительно очень трудно обучаться в силу его возрастных особенностей. Он ещё только перестраивается на долгую, упорную целенаправленную работу, ему трудно усидеть на одном месте продолжительное время, он быстрее отвлекается, переключает внимание на что-либо иное. И понимание этих особенностей учащихся обозначило для участников программы «Снова в школу!» ещё одну цель: выявить эти и другие трудности в освоении учеником школьной программы.

      Участники программы должны не только подтянуть свои школьные знания, но и продвинуться дальше в своих учебных умениях. Любопытно посмотреть на то, что уже было вами пройдено в школе в своё время, с позиции зрелого человека, с уровня тех знаний, которые вы имеете сейчас, систематизировать школьные знания по-новому, совершенно иначе, чем в своём детстве. Обучаясь повторно сейчас, вы можете для себя открыть что-то новое, что в свои школьные годы вы бы никогда и не увидели.

      Также мы поняли, что устранять пробелы в своих школьных знаниях не только очень важно, но и приятно. Это своего рода «психотерапия», причём необыкновенная. Ни один «психотренинг» такого не сделает. В программе «Снова в школу!» получаешь огромный заряд душевного здоровья. Списывание, невыполнение домашних заданий и другой негативный опыт вытесняются из прошлого.

     Первым положительным моментом обучения становится ваша уверенность – в своих знаниях, в учебных умениях, в самих себе.

     Второй очень важный момент — это удовольствие от глубины освоения материала.

     А главное, мы – и родители, и учителя – начинаем ещё лучше понимать своих детей, и дети начинают понимать нас, потому что отныне мы с ними находимся на одной стороне, мы с ними, так сказать, играем на одном поле.

     Наши учителя, ставшие первопроходцами в проекте «Снова в школу!», отмечают, что они на деле ощутили, какая серьёзная нагрузка лежит на плечах их учеников. И как им непросто сохранить внимание, сосредоточенность на каждом уроке. Ведь другое поколение иначе воспринимает информацию, и это тоже нужно понимать и учитывать.

      Осознав это, учителя начинают терпимее и с пониманием относиться к непониманию своих учеников. Они осознают, что не надо излишне перегружать учеников информацией. Поэтому с точки зрения контакта с детьми совместное обучение с ними за одним столом – это бесценный опыт!

      Работая в окружении учеников так, как того требует программа «Снова в школу!», её взрослые участники формируют и задают для них новую планку, более высокий стандарт обучения. Ответственность у ребят и уровень их подготовки растут.

      Таким образом, взрослый становится для детей идеальным учеником, примером, которому они стараются подражать. Но иногда и взрослые тоже могут кое-чему поучиться у детей.

      Необходимо помнить, что это НЕ ИГРА, это часть работы школы. Работа участников программы ни в коем случае не должна осложнять обучение учеников, нарушать дисциплину и излишне отвлекать учителя. Участники программы должны неукоснительно выполнять правила обучения в системе «Диалог» и подчиняться регламентированным требованиям старшего преподавателя.

      Показателем продвижения в обучении для участника проекта выступают сданные им зачёты по предметам, а уровня успешности их освоения – отметки, полученные за освоение той или иной темы.

      Проходя обучение, участник программы при этом не должен забывать анализировать учебник с точки зрения взрослого человека, умеющего критически оценивать информацию и то, как она преподносится.

      После каждого своего учебного дня необходимо сделать отчёт по специальной форме. В обязанности участника программы также входит посещение еженедельных собраний, на которых вы сможете представить свой краткий отчёт за прошедшую учебную неделю и поделиться своими впечатлениями с другими участниками проекта.

      Не стесняйтесь учиться вместе с ребёнком. Это не только для него, но и для вас большая помощь и удовольствие на всю жизнь.

 

Литература

 

1. Андреев В.И. Новая культура работы со словарем // Педагогические технологии. – 2021. – № 3. – С. 55-63. – URL: http://kco-kras.ru/wp-content/uploads/2021/12/Andreev-Rabota-so-slovarem-2021.pdf (дата обращения: 25.01.2022)

2. Андреев В. И. Педагогическая интернатура «Снова в школу». — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. – URL: https://shod.ru/wp-content/uploads/2021/04/Snova-v-shkolu-izd2020-1.pdf (дата обращения: 25.01.2022)

3. Андреев В.И. Талгенизм (таланты и гении). Формула успеха: честность и компетентность. Описание обучающейся организации – СПб.: Древо жизни, 2012 г. – 128 с. – URL:  https://shod.ru/wp-content/uploads/2016/03/Talgenism.pdf (дата обращения: 25.01.2022)

4. Дроздов Н.А. Организация альтернативной формы обучения («Диалог») // Педагогические технологии. – 2021. – № 2. – С. 2-8. – URL: http://kco-kras.ru/wp-content/uploads/2021/11/Drozdov-Organizacija-formy-obuchenija-Dialog.pdf (дата обращения: 25.01.2022)

5. Обучение в диалоге . Учить учиться. Учебно-методический комплекс: метапредметные программы./ Автор идеи, разработ- чик, руководитель творческого коллектива Андреев В.И. – 2-е изд. – СПб.: Свое издательство, 2018. – 104 с. – URL: https://shod.ru/wp-content/uploads/2018/06/UU2018.pdf

Поделиться: