Авторcтво: Лалетина Алёна Валерьевна, методист ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района Санкт-Петербурга |
"Давайте детям больше и больше содержания общего,
человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь
знакомить их с этим через родные и национальные явления".
В.Г. Белинский
О формировании базовых национальных ценностей у учащихся я могу рассказать, исходя их опыта работы в образовательных учреждениях разных регионов нашей страны. Я работала в школе Омска в Западной Сибири, работала на Чукотке в школе в национальном эскимосском посёлке Уэлькаль и в профессиональном училище города Билибино (с преобладанием учащихся-чукчей и эвенков), работала педагогом в Нижегородской области и теперь работаю здесь, в Санкт-Петербурге.
Могу сказать, что чем дальше от столиц, тем больше интереса к сохранению традиционности, даже обрядовости, а чем больше город, тем больше преобладает восприятие национальных традиций как яркой лубочной картинки, т.е. есть тяготение к стилизации. Стилизация «под этно», на мой взгляд, с одной стороны привлекает интерес молодёжи к народной культуре, а с другой стороны размывает границы между национальными культурными особенностями и ведёт к уравниванию традиций разных народов. В таком познании своей культуры нет глубины и понимания. В итоге, например, кокошники воспринимаются как девичий традиционный головной убор славян на всей территории России (на некоторых массовых мероприятиях в так называемых кокошниках щеголяют даже мужчины), изысканные узоры вышивки и украшений из Якутии относят вообще ко всем народам Севера – примеров можно привести много.
Поэтому я считаю, что сохранение национального самосознания в нашей стране в настоящее время становится всё более острой проблемой.
Современный мир – это мир глобализации, размывания национальных и гендерных границ, стремления к потреблению и раздражающе одинакового, уравнивающего желания молодёжи быть особенными. Это отражается на манере поведения, речи, стиле одежды.
Мир треплет ветрами новых веяний как корабль в долгом выматывающем шторме. Нужно искать якорь, способный удержать от гибели, от падения сознания в пучину окончательного безумия.
Таким якорем может стать фольклор, народное творчество, традиции. В той или иной мере в разных странах люди начинают обращаться к народным традициям – видимо, из чувства самосохранения общество инстинктивно находит самые верные способы спасения. Поэтому, к примеру, ирландцы с увлечением танцуют свои знаменитые танцы, члены королевской семьи Великобритании надевают шотландские килты даже на официальные мероприятия, а японские школьницы наряжаются в кимоно на выпускные балы. В соцсетях всё более популярны видеоролики, в которых показываются способы приготовления самых разных национальных блюд или мастер-классы по декоративно-прикладному искусству в народных традициях.
А у детей и молодёжи в нашей стране пока ещё слабо развит интерес к народной культуре и творчеству.
Между тем у России огромный потенциал для активного развития интереса среди детей и молодёжи в отношении народного творчества. У нас богатая история и богатейшие культурные традиции, у нас бесплатное дополнительное образование с огромным количеством программ народного декоративно-прикладного творчества, у нас всё популярнее становятся выставки-ярмарки декоративно-прикладного искусства, а изделия ручной работы в этно-стиле ценятся намного дороже фабричных изделий масс-маркета.
Каким образом педагоги нашего Дворца творчества Кировского района на занятиях развивают интерес к народной культуре? Прежде всего, через игры, творческие задания и демонстрацию зрительных образов. Наша задача – сделать погружение в народную культуру делом занимательным, зрелищным и даже немного сказочным.
Практически в каждой образовательной программе запланированы либо воспитательные моменты на занятиях, либо всё занятие посвящается изучению народной культуры. Создаются методические разработки по обучению играм народов России или изучению народного наследия. На занятиях педагоги стараются представлять красочные фото или эффектные видео – например, дети могут оценить красоту русского народного костюма на фото образцов из музея или с личной свадьбы, которую педагог провела в аутентичной атмосфере этно-комплекса «Богословка» в соответствии с традиционным свадебным обрядом, синтезированным из русских свадебных обрядов Пермского края и Ленинградской области.
Увлечённый делом человек увлекает этим делом и других – личный пример всегда очень эффективен.
Когда сформируется привычка и культура восприятия информации, то можно переходить к более глубокому погружению в народную культуру.
Для примера приобщения к национальной культуре можно рассмотреть учебные занятия и внеучебные воспитательные мероприятия театрального коллектива «Раёк» и фольклорного ансамбля «Елань».
Раёк – это народный театр, состоящий из небольшого ящика с двумя увеличительными стёклами на передней стенке. Райки получили огромную популярность в народных гуляниях и на ярмарках в России в 18-19 вв. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки и прибаутки, относящиеся к тому или иному сюжету.
На занятиях театрального коллектива «Раёк» используются наиболее интересные и понятные детям средства народного творчества в лучших традициях народного театра. Это, прежде всего, скороговорки, пословицы и поговорки, которые могут перерастать в мини-спектакли. В театральных этюдах важны такие интересные формы русского народного фольклора как потешки, частушки, страшилки, былички. Эти этюды служат основой для уличных праздников, таких как Масленица, Святочные действа, в новогодних представлениях и многих других. После проработки исторических реалий (знакомство с устаревшим словами, с народной музыкой и песнями, предметами быта, особенностями взаимоотношений) многие учащиеся вдохновляются на написание сценариев тематических спектаклей.
В фольклорном ансамбле «Елань» основной подход на занятиях к изучению традиционной народной культуры исходит из её принципиальной особенности – синкретичности. В русской культуре неразрывно связаны разные сферы художественного творчества: пение, движение (хореография), игра и театральное искусство, поэтому данные направления нужно изучать в комплексе. А художественные формы неотделимы от контекста и обряда: масленичные песни не исполняются на Пасху, а святочную пляску ряженых не увидишь во время Великого поста.
Реализация комплексного подхода в образовании детей и молодёжи в фольклорном коллективе позволяет органично включать в работу различные виды деятельности: через игру осваиваются и пение, и координация (которая пригодится в освоении форм хореографического движения), а также развиваются актёрские таланты и умение импровизировать. Разные песенные жанры изучаются непременно в неразрывной связи с контекстом исполнения. Календарные песни дети проживают на собственном опыте. В ансамбле «Елань» дети не только разучивают песни святочных обходов дворов, но и ходят колядовать, устраивают вечерки на Покров и Кузьминки. Участники и родители отмечают важность и необходимость такой деятельности и принимают в ней активное участие.
Актуальным для педагога ансамбля «Елань» стало включение в образовательный процесс нематериального культурного наследия: аутентичных художественных форм и сведений об обрядах. На занятиях не используются фонограммы или "минусовки". Дети знакомятся с этнографическими записями, видят и слышат голоса народных исполнителей, диалектную речь и причудливые интонации голосов уходящей эпохи.
Важный аспект, на который педагог обращает внимание – это исполнительская манера пения. Наша страна богата локальными традициями — уникальными, не похожими друг на друга. Если включить в репертуар псковскую песню, её звучание будет круглым, объёмным (грудным), "трубным" и ярким, а произношение верным с точки зрения региональной диалектной нормы. Если педагог обращается к северно-русской традиции, то звук будет направлен в головной регистр. Звучание будет лёгким и выразительным, а диалект сохранит окание и четкость согласных. Учащиеся понимают эти различия и учатся находить в своём голосе краску той или иной традиции.
Комплексный характер работы в фольклорном коллективе открывает также для детей возможность обращения к народному быту и ремеслам. Учащиеся знакомятся с примерами ручного ткачества, вышивки и кружевоплетения.
Сохраняя народную традиционную культуру как комплекс художественных средств, мы создаём среду для будущего поколения. Эта среда ещё была у человека начала XX века, но была уже утеряна человеком XXI века.
По мнению педагогов театрального коллектива «Раёк» и фольклорного ансамбля «Елань», зародив зерно понимания, любви и уважения к русской традиционной культуре у молодёжи, мы воспитаем у неё любовь и уважение к России в целом, с её традициями и историческими ценностями, что является настоящим патриотизмом, базирующимся не на подражательстве, а на знании. Дети, обучаясь по программам, соприкасаются с элементами народного творчества, всё больше погружаются в народную культуру, проникаются ею, становятся её частью.
Таким образом, для погружения в традиционную культуру в нашей стране есть множество ресурсов. Народное творчество даёт возможность удовлетворить внутреннюю потребность современной молодёжи в необычности и волшебстве. Педагогам необходимо лишь выбрать для себя наиболее действенные средства, которых за столетия существования народной культуры накопилось невероятное количество.
Поделиться: