Поиск по сайту

«Чаепитие у русского самовара»

Автор: Радомская Марина Николаевна, Кулешова Татьяна Георгиевна


Приобщение детей к истокам русской традиционной культуры

В современном мире вопросы нравственно-патриотического воспитания стоят остро. Будущее русского народа непосредственно зависит от уровня нравственности и патриотизма подрастающего поколения. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит самоопределение. В связи с этим особенно значимым является формирование предпосылок нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям.

Работая с детьми, я заметила, что они с большим интересом слушают сказки, учат потешки и прибаутки, любят отгадывать загадки. Это привело меня к мысли более углубленно знакомить ребят с русским народным творчеством посредством русского фальклора.

Чтобы приблизить детей к народному творчеству, я стала собирать предметы русского народного быта: самотканные половики, занавески для окон, чугунок, ухват, прялку, самовар, деревянные ложки, расшитые полотенца, крынки и другую бытовую утварь. Родители проявили большой интерес к этому начинанию и приняли в нем активное участие.

Наиболее интересной и продуктивной формой работы с детьми в этом направлении мне видится организация вечера досуга с участием родителей.

Программное содержание:

· Пробуждать у детей чувство духовного, творческого патриотизма, воспитывать понятие, что дети являются частью великого русского народа.

· Прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.

· Воспитывать добрые отношения к своим родителям и друг к другу.

· Создать эмоцианально-положительноый фон в общении детей, родителей и педагогов.

· Приобщить к активному участию в празднике родителей.

· Расширить представление детей о русских народных традициях.

· Познакомить детей с народными календарно-обрядовыми праздниками встречи весны «Алексей - с гор потоки», «Герасим - грачевник».

· Сформировать представление о временных изменениях в природе.

· Познакомить детей с малыми формами детского фольклора - поговороками, пословицами, загадками, закличками, песнями, хороводами, народными играми.

· Расширить словарь за счет толкования поговорок, пословиц, загадок, закличек, песен, хороводов, народных игр.

· Активизировать словарь за счет слов: соха, борона, сноп, колос, колодец.

Историческая справка.

17 марта – Герасим-грачевник.

На грачевник возвращались в родные края первые весенние птицы – грачи. О них сложили пословицы: «Грач на горе – весна на дворе», «Увидел грача, весну встречай!», «Грач зиму расклевал». Примечали: прилетели грачи и дружно взялись за ремонт своих гнезд – через день – два будет теплая погода.

30 марта - Алексей с гор потоки.

Говорили: «На Алексея с гор вода, а рыба со стану трогается», «Пришел Алексей – выверни оглобли из саней». На улице дети обливались талой водой, дающей здоровье, и трижды восклицали: «Лада!». В русских деревнях устраивали гусиные бои. Если в березах пробуждался сладкий сок, то устраивали праздник березового сока.

Оборудование.

Фонограмма лирической русской мелодии в исполнении оркестра народных инструментов, шапочки с изображением птиц – два грача, два скворца, шапочка солнца, костюм медведя, платочек, поднос с призами, атрибуты и бытовая утварь русской народной избы: самовар, русское расшитое полотенце, гжелевская посуда, деревянные ложки, чугунок, печка, самотканные половики.

Действующие лица: Хозяюшка – взрослый

Весна, 2 грача, 2 скворца, Солнышко – дети

«Чаепитие у русского самовара»

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Красному гостю, красное место. Где потеснее, там веселее. А пригласили мы вас на веселые посиделки возле русского самовара, Весну-красну встречать-величать, в гости зазывать. Посидим рядком, да поговорим ладком. На ребят посмотрим, и себя покажем.

Под музыку Весна выводит детей в зал «змейкой», встают в круг.

Дети: Весна- красна,
На чем пришла?

Весна: На сохе, на бороне,
На овсяном снопочке,
На ржаном колосочке.

Дети: Весна- красна,
Ты с чем пришла?

Весна: С рожью золотистой,
С пшеницей зернистой,
С травой шелковой,
С водой ключевой,
С калиной - малиной,
С красной рябиной!

Хоровод «На горе то калина»

Хозяюшка: Весна – это всегда праздник, это всегда радость ожидания солнышка, пения птиц, ярких цветов, звонких ручьев. На Руси несколько праздников, связанных со встречей весны. Один из них « Алексей - с гор потоки». Крестьяне с этого дня начинали подготовку к весенним работам.

Хозяюшка: А вы ребята знаете пословицы и поговорки о труде?

Дети: Дело мастера боится.
Есть терпенье, будет и уменье.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Хозяюшка: А вы родители удивить нас не хотите ли?

По порядку начинаем, кто последний пословицу называет, тот приз получает.

Инсценировка песни «У колодца».

Хозяюшка: Ну-ка, Матушка Весна
Раскрасавица-душа!
К нам скорее приходи,
С собой солнце приводи.
Будем Солнышко мы звать,
Будем Солнышко встречать.

Русская народная закличка.

Дети: Солнышко-ведрышко!
Выгляни в окошко.
Солнышко нарядись,
Красное покажись!

Входит Солнышко.

Солнышко: Буду по небу ходить,
Буду всех будить,
Буду землю согревать,
И капелями стучать!

Народная игра « Горелки с платком».

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два не воронь
Беги, как огонь.

Хоровод « Ой, вставала я ранешенько».

Солнышко: Долго Солнышко гуляло
Долго с детками играло
Завтра снова к вам приду,
С новым днем опять затею
Явеселую игру.

Народная игра «Дударь».

Хозяюшка: Давайте-ка мы, как наши прадедушки и прабабушки в прежние времена, сядем рядком и поговорим ладком. Вечерние посиделки не обходились без любимых загадок. Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Весна: Яраскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна, зовут меня ...(весна)

Была белая, седая.
Пришла зеленая, молодая. ( зима, весна)

К маме-речке я бегу, и молчать не могу.
Я ее сын родной, а родился я весной, (ручей)

Хозяюшка: А вы знаете загадки о весне?

Ребенок: Дует теплый южный ветер
Солнышко все ярче светит
Снег худеет, мякнет, тает
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнал? (март)

Хозяюшка: А еще март называли – капельник, протальник.

Ребенок: Яростно река ревет и разламывает лед,
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель,
Кто же к нам пришел? (апрель)

Хозяюшка: Апрель называли снегогон, водолей.

Ребенок: Зеленеет даль полей, запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет, угадай,
Что за месяц это? (май)

Хозяюшка: Май называли цветень, травень, песенник.

Весна, приходи три угодья принеси:
Первое угодье – на полях половодье,
Второе угодье – Солнце на подворье,
Третье угодье – зеленое раздолье.
Выходите все к нам погулять,
В игру «Растяпа» играть!

Народная игра «Растяпа» (играют дети вместе с родителями)

Хозяюшка: Расскажи-ка нам Весна,
Как дорогу к нам нашла?

Весна: Грачи-кулики из-за моря прилетали
И мне путь указали.
Вы, ребята, птиц встречайте,
Кричать закличку начинайте!

Дети: Жаворонки прилетали,
Весну-красну отмыкали.

Весна: Прилетели грачи и скворцы,
Что вы скажете, друзья мои?

Грачи: Мы – грачи, мы – грачи,
Слуги верные твои.
Первыми летим, спешим,
Про весну всем говорим.

Скворцы: Нет, Весна, грачей не слушай.
Мы скворцы не бьем баклуши.
Знай, из теплых стран скворцы
Тепло и солнце принесли,
Чтоб люди Весну ждали,
Чтоб тебя, Весна, встречали.

Грачи: Мы – слуги верные весны.

Скворцы: Нет, мы.

Грачи: Нет, Мы!

Весна: Не надо ссориться, друзья!
Кто верен мне, узнаю я.
Ваш спор решит соревнованье.
Вы приложите все старанье.

Народная игра « Плетень», (играют дети и родители)

Хозяюшка: А теперь, гости дорогие, за стол садитесь, да с нами чаю попейте!

Хозяюшка: В круг скорее становитесь,
Попляшите да повеселитесь!

Заключительная пляска «Кадриль» (танцуют дети и родители)

Хозяюшка: До свидания, гости дорогие!
Будем рады Вас видеть снова!
«Делу время – потехе час».


Поделиться:


Назад в раздел