Поиск по сайту

Педагогическая династия Радечко-Кутузовых-Чижовых

Автор: Кутузова Светлана Афанасьевна, ветеран труда, педагогический стаж -45 лет, отличник народного просвещения РФ


din1.jpgНа протяжении трех поколений члены нашей семьи выбирают делом своей жизни профессию учителя. Любовь к педагогической работе у нас от мамы, Радечко Надежды Адольфовны (1914-2000г.), закончившей педагогическое училище в городе Слуцке (БССР), батальонной учительницы начальных классов. В 1933 году она вышла замуж за военного Радечко Афанасия Петровича, он служил на Дальнем Востоке. В 1937 году в Ворошилове-Уссурийском родилась моя сестра, Радечко Людмила Афанасьевна, а в 1939 году – я. Родители рассказывали, что жить приходилось и в землянках и за ширмочками в казармах, как в фильме «Офицеры».

Мы росли в дружной семье в атмосфере любви. Мама была великолепной рассказчицей. Ее воспоминания о работе в школе оставляли неизгладимый след в памяти, нам хотелось быть похожими на нее. Она рассказывала, как ей, молодой учительнице, дали «неуправляемый» класс, с которым не могли справиться другие педагоги. Когда она впервые зашла к своим ученикам, ее поразило то, что дети сидят на полу, на подоконниках. Она сумела заинтересовать их чтением книги, и так вопрос с дисциплиной был решен. Директор, который в тот момент проходил по коридору, поразился тишине, царящей в классе.

Однажды на занятия не пришел один из ее учеников, маленький китаец Ли, и молодая учительница пошла к нему домой выяснять причину его отсутствия. Неожиданно для себя она попала к контрабандистам. Ли спас ей жизнь, предупредив об опасности.

Мы с сестрой, еще не зная, что выберем эту профессию, уже любили ее.

Сестра, окончив среднюю школу №58 города Торжка Калининской области, поступила в педагогический институт на физмат, осваивала целину, за что была награждена медалью «За освоение целинных земель». Она, получив диплом Калининского педагогического института, будучи на последних месяцах беременности, уехала с мужем, Чижовым Валентином Васильевичем, работать по направлению в мордовскую деревню. Вернувшись в Торжок, работала учителем математики, завучем в своей школе, позже - в педагогическом училище преподавателем методики математики. Муж сестры, Чижов Валентин Васильевич, преподавал физику в том же педагогическом училище. Их ученики работают по всей России. Для меня сестра всегда являлась примером. Она – отличник просвещения РСФСР и СССР, ветеран труда. Чижов Валентин Васильевич – ветеран труда, отличник просвещения РСФСР. Дочь Чижовых, Ольга Валентиновна, окончила Тверской университет, исторический факультет, работает преподавателем истории в Торжокском педагогическом училище. Чижова Елена Николаевна, невестка сестры, по образованию музыкальный работник, работает заведующей детского сада города Торжка.

Я после десятого класса поступила в Торжокское педагогическое училище, окончила его, получив диплом по специальности «Учитель начальных классов». В 1959 году поступила в Калининский педагогический институт на заочное отделение русского языка и литературы. Работала в детском доме пионервожатой, позже - воспитателем. Училась мастерству у замечательного педагога заслуженного учителя РСФСР, участника войны, Соколова Алексея Константиновича, преподавателя физкультуры. Он все силы отдавал детям, те любили его и ласково называли «батенька».

Детский дом, в котором я работала, был рассчитан на 60 детей. На работу ходить приходилось с одного конца города на другой, в дни дежурств вставала в 5 утра, чтобы к подъему в 6:30 уже быть на месте.

В детском доме было печное отопление. Под пищеблок отвели отдельное деревянное здание, здесь же было помещение, где дети готовили уроки. При детском доме была лошадь, за которой ухаживали воспитанники. Дрова на зиму заготавливали старшие дети. На футбольном поле зимой заливали каток, где воспитанников учили кататься на коньках, к ним с удовольствием присоединялись ребята с окрестных улиц. А летом грузотакси везли в Грузины, куда детский дом выезжал на дачу, оттуда – 3 километра пешком по деревням, лесам, полям. Но времена были спокойные, и меня ни разу никто не обидел. Детей на даче учили плавать. И девочки, и мальчики хорошо играли в баскетбол, к ним приезжал тренер, преподаватель физкультуры из Калининского медицинского института, чтобы подготовить команды к областному первенству. Нередко наша команда занимала первые места. Ребята вели насыщенную, активную жизнь – мы проводили пионерские слеты, посвященные героям-комсомольцам, которые были для нас примером – Зое Космодемьянской, Молодой Гвардии. А какие у нас были пионерские костры с песнями в лесу на поляне! Какие Зарницы, походы с факелами по ночам!

Мы жили одной большой дружной семьей. Когда дети поступали учиться в техникумы и ПТУ, они не порывали связи с детским домом, приглашали на свои дни рождения, свадьбы. До сих пор люблю вспоминать те годы, ведь мне было тогда 19 лет, а старшим воспитанникам – 17.

В 1962 году я вышла замуж за Кутузова Владислава Александровича, переехала в Ленинград, перевелась в ЛГПИ имени А.И.Герцена на вечернее отделение. Когда я начала работать в школе, я сравнивала своих четвероклассников с детьми из детского дома. Это были совсем другие дети, из хороших семей. Классы большие – по 42-45 человек. Я работала на Варшавской улице, где шло интенсивное строительство жилых домов, каждый год открывались новые школы. В первом классе учился 51 ребенок, но мы не боялись трудностей. Мне нравилась работа, мой 4а класс активно участвовал в жизни школы, сменах пионерских дружин. По-моему, им очень нравилось, что их учительница – студентка Ленинградского педагогического института, и мы мечтали не расставаться до 10-го класса. Но мои частые переезды помешали этому. Когда мои любимые ученики закончили 10-й класс, они не забыли пригласить меня на выпускной вечер. Наши отношения не были формальными, я всегда чувствовала тепло их сердец, за это я очень благодарна им и их родителям.

Работа педагога хороша тем, что ты не стоишь на месте, постоянно учишься, самосовершенствуешься, ищешь новые формы работы.

din2.jpg Я работала в начальных классах 496, 432 школ Московского района. Переехав на Васильевский остров, перевелась в среднюю школу №15 с архитектурным уклоном. Директор школы, Темнова Серафима Петровна, была в те годы молодой, энергичной женщиной, мы до сих пор сохранили теплые, дружеские чувства друг к другу. Отношения в коллективе у нас были доброжелательными, молодые педагоги учились у более опытных. В 1969 году мы с мужем, наконец, получили квартиру в Выборгском районе, к тому времени в семье было двое детей - Александр и Юлия. Итак, мы стали «выборжанами». В школу было не устроиться, и я пошла работать в ясли-сад №23 воспитателем под руководством заведующей Ивановой Антонины Васильевны. Ее сменила Шалаева Александра Егоровна, которая предложила мне перейти на должность методиста в ясли-сад №115, где я многому научилась у Носковой Нины Алексеевны, отличника просвещения РСФСР, жителя блокадного Ленинграда, ветерана труда. В 1983 году я сменила ее на должности заведующей и работала в этом качестве до выхода на пенсию в 2003 году.

1990 год. Перестройка. Закрываются детские сады. Падает рождаемость, и в саду, где было 340 детей, остается 240; из 4 ясельных групп остается одна. Мы лишаемся шефов, завода Климова, государство не выдает деньги на литературу, на игрушки. Выживаем. Только благодаря самоотверженному труду заведующих, работников и родителей удалось сохранить детские сады. После выходных дети приходили голодными, но и в садах питание было скудным. Больно вспоминать. Не платили отпускные, по стране начались забастовки.

В труднейших условиях наш сад выстоял. Мы участвовали в экспериментальной работе в районе по преемственности работы детского сада со школой, открыли 1ый класс 92-ой школы (в дальнейшем – гимназии), выделив им помещения ясельной группы. Работали над опережающим развитием ребенка, пытались комплектовать группы по интеллекту. Думаю, что эта работа еще ждет своего продолжения.

Практику педагогического училища №4 вела Лурье Дина Лазаревна, позже – Бодрова Екатерина Владимировна, которая считала наш сад «творческой лабораторией». Многие практикантки оставались работать со своими наставниками. В детском саду, по словам коллег, был хороший микроклимат, душевные отношения. Работали в активе по развитию речи при городском методическом кабинете под руководством Фокиной Эмилии Дмитриевны. Мы проводили открытые занятия для методистов, заведующих детскими садами из города. Участвовали в конкурсах рисунков, поэзии, получали призовые места. Проводил конкурсы районный методический кабинет - методисты Якимова Л.В., Емельянова А.Г. Открыли в детском саду группу Монтессори, воспитатель Бердичевская А.А. в 2009 году стала победителем конкурса «Учитель года» в Выборгском районе.

Мы работали с ОЦ «Гармония», председателем которого была Михайлова Татьяна Андреевна, осваивали инновационные методики по развивающим играм, обучению чтению, театрализованным играм, петербурговедению. Воспитатели обобщали опыт работы, учились сами, посещая курсы института усовершенствования учителей, городского методического кабинета, районного методического кабинета, ОЦ «Гармония». Мы знали: нет предела совершенствованию, и не считались со временем. Мы учились, постигая новое, внедряя это в практику, учили детей, играя. Родители высоко ценили нашу работу. Мы выстояли, выжили и сохранили наш детский сад для будущих поколений, и в этом есть частица моего труда, сердца, любви к делу всей моей жизни. Моя благодарность тем педагогам «невольникам чести, детей не предавшим», которые в трудное время продолжали работать в детских садах и школах!

Мы стали работать

С утроенной силой,

Хотелось нам видеть

Россию красивой!

Мой общий педагогический стаж – 45 лет. Моя работа отмечена грамотами, благодарностями, премиями, знаком «Отличник народного просвещения», медалями «Ветеран труда», «В память трехсотлетия Санкт-Петербурга». Но главное для любого педагога – это благодарные дети и их родители, воспитатели.

Под руководством ПО профсоюзов (председатель Белов Михаил Михайлович) совместно с Мостовой Валентиной Ивановной веду работу с ветеранами-пенсионерами бывшими заведующими детских садов.

Мой муж окончил с отличием исторический факультет ЛГУ, по назначению уехал работать в Тверскую область, город Ржев, учителем средней школы №8, затем работал в школе-интернате. Позже занимался партийной и научной работой. Поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию. Он автор 150 публикаций, в основном посвященных историческим биографиям, Великой Отечественной войне и послевоенному восстановлению народного хозяйства. Он первым в отечественной историографии опубликовал статью о «Ленинградском деле». В 1991 году вернулся к преподавательской деятельности. Сейчас он доктор наук, профессор, работает в СПБГУ на кафедре Новейшей истории России. Награжден почетной грамотой министерства образования, медалями «Ветеран труда», «В память трехсотлетия Санкт-Петербурга», знаком «Почетный работник высшего профессионального образования».

Наш сын, Кутузов Александр Владиславович, окончил исторический факультет ЛГУ, отслужил 2 года в армии лейтенантом артиллерийских войск. Демобилизовавшись, работал учителем истории и обществоведения в средней школе №92 Выборгского района. Поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию, с 1988 года – преподаватель кафедры истории в ЛИСИ. С 1999 года – преподаватель истории, культурологии и религиоведения, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических наук СЗФ Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, автор более 50 научных публикаций.

din3.jpg Наша дочь, Кутузова Юлия Владиславовна, окончив среднюю школу №97 Выборгского района, поступила в ЛПИ на факультет русского языка и литературы. После окончания института уже семнадцать лет работает в 189 школе Центрального района Санкт-Петербурга. Мечта ее сбылась, она продолжила семейные традиции. В 2009 году она, педагог-организатор, была награждена за работу с блокадниками медалью «В честь шестидесятипятилетия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

В нашей семье много педагогов, о трех поколениях я рассказала. В последней книге моих стихов «Души прекрасные порывы», выпущенной ко Дню учителя в 2009 году и посвященной педагогам, я поместила педагогическую династию нашей семьи. В нашей семье 11 педагогов (помимо трех поколений, наследовавших эту традицию по прямой ветви): мой свекор, Кутузов Александр Петрович (1914-1974г.), - преподаватель спецдисциплин и обществоведения, директор ПТУ №27 города Торжка. Кутузова (Пимкина) Светлана Владиславовна окончила ЛГУ, начинала свою педагогическую деятельность в ПТУ в Бегуницах Волосовского района Ленинградской области учителем истории, выйдя замуж, стала работать в средней школе №92. Получила второе высшее образование. Сейчас работает старшим преподавателем теории государства и права в СЗФ Российской правовой академии Министерства Юстиции РФ. Награждена почетной грамотой Министерства Юстиции РФ.

Возможно, наша педагогическая династия на этом не прервется, и внуки продолжат наше дело.

din4.jpg


Поделиться:


Назад в раздел