Поиск по сайту

Организация совместной работы специалистов ГДОУ по коррекции нарушений речи детей младшего дошкольного возраста

Автор:  Селезнева М.Ю., Пожога И.Г., Атарова А.Н., Цуркина Т.Г.


Исследования в области развития детей, имеющих речевую патологию, ведется с 60-х годов XX века. За последние 10 лет из-за неблагоприятных факторов окружающей среды, развития хронических заболеваний, ухудшения качества питания резко увеличилось количество детей, имеющих подобные нарушения в речи. Среди них - алалия, общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое нарушение. Этиология речевых нарушений различна – это токсикозы беременности, хронические заболевания матери, вирусные инфекции, курение, наркомания и др. Все эти причины вызывают нерезко выраженные минимальные органические повреждения мозга. Для детей имеющих такие нарушения характерны: недостаточность внимания и памяти (синдром дефицита внимания и гиперактивность СДВГ), моторные нарушения (синдром навязчивых движений СНД, ММД, гипо- и гипертонус конечностей), нарушения в психо-эмоциональной сфере (повышенная тревожность, плаксивость, более длительный и сложный период адаптации), различные речевые расстройства, сопровождающиеся таким диагнозом, как дизартрия (С.С. Ляпидевский, 2000).

Наиболее часто в логопедических группах ДОУ встречаются дети с общим недоразвитием речи (ОНР) I-II уровня.

У детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом ОНР представляет собой нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

В современной литературе выделены 4 уровня, характеризующие речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова).

В связи с увеличением числа детей с подобными патологиями в речи стала актуальной проблема поиска новых путей для решения коррекционных задач в условиях ДОУ. Одним из возможных путей является введение такой формы работы, как организация совместного планирования педагогов ДОУ.

В настоящее время разработана психолого-педагогическая технология М.Н. Поповой «Навстречу друг другу» (2004 г), в которой раскрываются особенности взаимодействия воспитателей, руководителя физического воспитания и родителей с детьми на совместных физкультурных занятиях. Ю.А. Кириллова, М.Е. Лебедева, Н.Ю. Житкова в своей работе «Интегрированные физкультурно-речевые занятия» (2005 г.) рассматривают совместную деятельность руководителя физического воспитания и логопеда в детском саду. Музыкальные руководители и логопеды используют метод логоритмики, введенный В.А. Гриннер (1958 г.). Д.С. Бойков, С.В. Бойкова (2004 г.) предлагают методику развития коммуникативных возможностей детей старшего возраста в рамках занятий по развитию и коррекции речи, где происходит взаимодействие детского психолога и логопеда.

Однако, данные исследования не отражают всех возможностей взаимосвязи специалистов ДОУ, работающих с детьми – логопатами. На наш взгляд, взаимодействие только двух специалистов и/или родителей, недостаточно для решения коррекционных задач.

Воздействуя на ребенка разнообразными средствами, приемами и методами, характерными для каждого специалиста, педагоги выстраивают систему коррекционной работы с целью успешного развития ребенка и подготовке его к школе.

Практика показывает, что начинать такую работу следует как можно раньше, а именно с младшей группы детского сада.В то же время современные исследования (Л.М. Шипицина, Л.В. Шапкова, А. Сиротюк), затрагивают только старший дошкольный, младший и средний школьный возраст. Одним из условий успешной реализации совместного планирования, является взаимодействие специалистов ДОУ как между собой, так и с внешними организациями и родителями. Мы предлагаем примерную схему такого взаимодействия (Рис.1).

pog1.gif

Рис.1. Схема взаимосвязи специалистов ГДОУ

Мы предположили, что организация совместного планирования будет положительно влиять на результаты коррекционно-развивающей работы.

Таким образом, целью нашего исследования является: выявить влияние совместной работы (планирования) специалистов ГДОУ на развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Мы ставили перед собой следующие задачи:

1) разработать направления совместного планирования;

2) внедрить форму совместного планирования в образовательную деятельность ГДОУ;

3) оценить эффективность совместного планирования;

Такая работа возможна при выполнении следующих условий: определение особенностей развития детей; наполнение содержания занятий специалистами, в соответствии с рекомендациями логопеда.

В нашем исследовании приняли участие 2 группы детей младшего возраста (3-4 лет) по 12 человек в группе со сходными логопедическими заключениями, (ТНР ОНР I-II уровня), и сопутствующими к ним диагнозами (ПЭП, СНД, СДВГ, дизартрия). В экспериментальной группе проводилась работа на основе совместного планирования специалистов ДОУ (воспитателя, логопеда, руководителя физического воспитания, музыкального руководителя, педагога-психолога). В контрольной группе велась работа с традиционной формой планирования.

Логопедическая и коррекционно-воспитательная работа проводилась нами в III этапа:

I этап (диагностический). На этом этапе проводится обследование детей: логопедом, с целью уточнения логопедического заключения, руководителем физического воспитания, с целью определения уровня физической подготовленности и развития физических качеств детей. Задача психолога изучить особенности интеллектуальной и эмоциональной сферы. Задача музыкального руководителя определить музыкально-сенсорные способности, умение слушать музыку, петь и ритмично двигаться.

На основании обследования детей специалистами ГДОУ определялись направления совместной коррекционной работы.

II этап (коррекционно-развивающий). Первым шагом стала разработка направлений совместного планирования специалистов. В основу планирования учителем-логопедом были включены следующие разделы: лексика; грамматика; ОРН (общеречевые навыки), фонематические процессы, НПП (неречевые психические процессы), РЭМП (развитие элементарных математических представлений (количественный и порядковый счёт)); моторика (Таб.).


Таблица

Примерная схема планирования работы на неделю

Лексическая тема:

Учитель-логопед

Руководитель физического воспитания

Музыкальный руководитель

Педагог-психолог

Воспитатель

1. Лексика:Цель: Обогащение, уточнение и активизация словаря

2. Грамматика:

– задания на словоизменения и словообразование

(«Один-много»,

«Назови ласково»,

«Сосчитай»,

«Какой, какая?»)

3. ОРН.Фонематические

процессы:

- задания на развитие

силы, высоты голоса;

- задания на развитие

диафрагмального

дыхания;

- задание на развитие

фонематической

стороны;

-упражнения на

развитие слоговой

структуры слова;

4. НПП, РЭМП.

- задание на развитие сенсорных эталонов;

- ориентировки в пространстве;

- количественного и порядкового счета;

- конструктивного праксиса;

5. Моторика

- координация речи с движением;

- развитие пальцевой моторики;

- графомоторные навыки

Мотивация занятия в зависимости от лексической темы.

П/и и И/у с речью

Считалки.

- игровые упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса («Эхо», «Паровоз и пароход», «Ниточки» и др.)

- дыхательные упражнения по «Методике развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи» Л.Белякова, Н.Гончарова, Т.Шишкова;

- ориентировка в пространстве (игры на ориентировку в собственном теле, в пространстве)

«Ключик», «Дверь», «Открываем двери в сказку», «Найди свое место»

логоритмические игры и игровые упражнения, направленные на развитие чувства ритма и темпа, коммуникативных навыков, пальцевой и кистевой моторики рук и ног.

Песни и хороводные игры по тематике

Распевки. Песни. Упражнения на развитие силы голоса, высоты голоса и речевого дыхания

-развитие слухового внимания, памяти.

-танцы и хороводные игры, направленные на развитие ориентировки в пространстве и в схеме собственного тела.

-музыкально-ритмические игры, направленные на развитие чувства ритма и темпа.

-танцы и музыкальные композиции с предметами

1.Социально-

эмоциональное

развитие.

- Закрепление лексики – показать детям возможность употребления данных слов в контексте их повседневной жизни (беседы, составление рассказов, обращение к опыту детей и т.д.)

- Психогимнастика.

Цель: Развитие эмоциональной и коммуникативной культуры детей.

- игры на развитие фонематического слуха.

2. Развитие познавательной сферы.

- игры и упражнения, направленные на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения, соответствующие по содержанию лексической теме.

- упражнения, направленные на развитие зрительно-вербальных функций и ориентировки в пространстве.

упражнения для развития графо- и сенсомоторных навыков («Графический диктант», «Нарисуй», «Копирование» и т.д.)

Обогащение и активизация словаря в разных видах деятельности (КГН, игра, труд, наблюдение и т.п.)

- задания на развитие грамматических категорий на занятиях и во время индивидуальной работы;

-упражнения на развитие фонематического слуха и просодики – высоты и силы голоса, тембра и ритма голоса

- задания на развитие слоговой структуры;

-дыхательная гимнастика в режимные отрезки дня (перед дневным сном, после дневного сна)

-задания на развитие сенсорных эталонов (занятия, совместная и индивидуальная деятельность)

-в игровой деятельности закрепление конструктивного гнозиса и пространственного праксиса

-во время дежурства развитие ориентировки в пространстве; порядкового и количественного счёта;

- задания на развитие общей и пальцевой моторики в игровой, совместной, индивидуальной деятельности; а также во время занятий и на прогулке;

-развитие графомоторных функций во время совместной, индивидуальной и подгрупповой деятельности (штриховки, обводки, разные приемы рисования), а также на прогулке (рисование мелками на асфальте, палочками на земле)

Разделы наполнялись содержанием специалистами ДОУ, в зависимости от направлений их работы. Например, в младшей группе основной задачей логопеда является «разговорить» ребёнка, расширить не только его пассивный словарь, но и активизировать уже имеющуюся лексическую базу. При составлении плана совместной работы на первое место ставится развитие лексико-грамматических категорий, поэтому занятия специалистов объединены общей лексической темой, которая в течение недели уточняется и закрепляется на занятиях в разных видах деятельности. Руководитель физического воспитания использует лексическую тему в качестве мотивации занятия, и строит занятия в сюжетной форме. Педагог-психолог предлагает игры и упражнения, где показывает детям возможность употребления данных слов в контексте их повседневной жизни. Музыкальный руководитель включает песни и хороводные игры по тематике. Воспитатель использует предложенный материал в разных видах взаимодействия с детьми.

Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, внимания, дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты по мнению Е.А.Веселовой, Ю.Р.Тамаразовой (2010) и др., без специальной «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития. Поэтому в следующем разделе планирования «Развитие общеречевых навыков (ОРН)» это отражается следующим образом: логопед дает задания на развитие силы и высоты голоса, диафрагмального дыхания, фонематической стороны и упражнения на развитие слоговой структуры слова.

Педагог-психолог использует игры на развитие фонематического слуха, музыкальный руководитель – распевки, песни, упражнения на развитие высоты и силы голоса и речевого дыхания, на занятиях у логопеда и в совместной деятельности детей с воспитателем используются дыхательные тренажеры и разнообразные пособия на развитие силы и длительности выдоха («Загони мяч в ворота», «Сдуй снежинку», «Разноцветные салюты», «Подуй на капельки» и др.)

На физкультурных занятиях широко используются игровые упражнения, направленные на развитие высоты и силы голоса («Паровоз» (у-у-у-у), «Ниточки», «Эхо» и др.), используются дыхательные упражнения для восстановления дыхания после интенсивной физической нагрузки, и развития силы неречевого выдоха с использованием элементов «Методики развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи» Л.И. Беляковой, Н.Н.Гончаровой, Т.Г.Шишковой (2004).

Психолог предлагает в игровых этюдах показать как «мяукает маленький котенок», «лает злой пес», «рычит мама медведица». Так же предлагаются игры «Что ты слышишь?», «Что прозвучало?», «Кто тебя позвал?», которые помогают развивать слуховое внимание.

Научные исследования доказали, что сенсорные системы являются частью нервной системы человека. Они способны воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать её в мозг и анализировать (В.Б. Брин, 1999).

Для развития сенсорных систем необходимо сенсорное воспитание, которое предполагает формирование у ребёнка процессов восприятия и представления о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и др. видов ощущений. Поскольку дети 3-х лет ещё недостаточно хорошо владеют сенсорными эталонами, которые включают в себя: системы геометрических форм, шкалы величин, цветовой спектр, пространственные и временные ориентировки, звуковысотный ряд, фонетическую систему языка и др. (Л.А. Митиева, Э.Я. Удалов, 2006 год), работа над развитием этих эталонов проводится на занятиях у всех специалистов ДОУ.

Так учитель-логопед включает задания на развитие сенсорных эталонов (д/и «Цвет и форма», «Четвертый лишний и др.), на развитие ориентировки в пространстве и понимании и употреблении предлогов. Для этого широко применяются мнемотаблицы, схемы предлогов, и задания на практическое усвоение этой грамматической категории.

Музыкальный руководитель использует хороводные игры и танцы с элементарными перестроениями (в круг, стайкой), а также с использованием предлогов.

Руководитель физического воспитания широко использует упражнения со спортивными атрибутами разного цвета и размера (начиная с больших предметов), включает в занятия игры на ориентировку в пространстве («Найди, где спрятано», «Прятки с игрушкой» и др.) в которых развивается не только умение ориентироваться в пространстве, но и активно пользоваться предлогами.

Педагог-психолог использует на занятиях упражнения на развитие зрительно-вербальных функций, умения выделять разные признаки в предметах «Чем похожи и чем отличаются?», «Что к чему?». Игры на совершенствование восприятия – «Кто спрятался на картинке?», «Перепутанные контуры» и т.д. Игры на развитие умения ориентироваться на собственном теле «Снежинка», «Я назову, а ты покажи», в пространстве «Где игрушка?», «Робот».

Одной из особенностей работы с детьми с ОНР является наличие неврологического статуса (СДВГ, ММД, резидуально-органическая энцефалопатия, СДН), именно поэтому детям требуется закреплять полученные знания в разных видах деятельности, используя при этом и речедвигательный, и слуховой, и зрительный анализаторы.

Зрительный анализатор в младшем дошкольном возрасте является ведущим в развитии познавательных способностей (Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина). Исходя из этого (а также одного из основных принципов педагогики – наглядности) весь материал на занятиях с логопедом, педагогом-психологом и воспитателем представлен иллюстрациями, а на занятиях по физическому воспитанию – показом упражнений педагогом (используется игры «Зеркало» и «Обезьянки»).

У детей с различными нарушениями в речи наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики. В исследованиях М.М. Кольцовой (1973) отмечается особое, стимулирующее влияние движений пальцев рук на созревание ЦНС. Выявлено полное взаимодействие движений пальцев рук и артикуляционной моторики ребёнка. Развитие пальцевой моторики способствует формированию функциональной готовности речедвигательного анализатора, особенно его коркового отдела для последующего развития произносительной стороны речи.

Учитывая проблемы в развитии мелкой моторики детей, на занятиях с логопедом широко используются пальчиковая гимнастика, самомассаж пальцев и ладоней с использованием разнообразного материала (ребристая поверхность карандаша,

веревочки с узелками, малые массажные мячи, колючие коврики и т.п.), развитие

графомоторных навыков («Раскраски», «Обводки» и т.д.)

Руководитель физического воспитания, на основе рекомендаций логопеда, включает в содержание занятий упражнения на развитие мелкой моторики, на первом этапе упражнения по показу, по картинкам, на втором этапе большое количество общеразвивающих упражнений с предметами (мячи, массажные мячи, обручи, ленты, кубики, платочки и др.), на третьем этапе, на основе лексического материала, сюжетные сказки.

Стоит отметить, что строение опорно-двигательного аппарата дошкольников имеет свои особенности. До 4-х лет свод стопы уплощен - это физиологическое явление. Поэтому в занятия также включены упражнения на развитие пальчиковой моторики ног («Обезьянки собирают каштаны», «Положи в корзинку» и др.), что позволяет не только способствовать формированию речедвигательного анализатора, но и проводить профилактику плоскостопия.

Педагог-психолог может предложить детям игры с пальчиками, рисование. Вызывает у детей интерес игры «Волшебный мешочек», «Что я спрятала?», «Потрогай и назови», в которых развиваются тактильныеощущения, совершенствуются умения обследовать предмет с помощью пальцев.

Музыкальный руководитель разучивает с детьми танцы и музыкальные композиции с предметами (с деревянными ложками, с погремушками, с платочками).

III этап (заключительный). На данном этапе мы провели контрольную диагностику детей с речевыми нарушениями и можем говорить об эффективности использования такой формы работы, как совместное планирование специалистов (Рис. 2).

pog2.gif

Рис.2. Динамика развития речевой функции (по уровням) детей младшего возраста экспериментальной (а) и контрольной (б) групп

Данный этап помогает определить не только умения и навыки, полученные детьми в процессе занятий, но и проанализировать недочеты в планировании, и разработать дальнейшие совместные действия специалистов.

Таким образом, проведенная работа позволяет говорить о том, что в условиях современного дошкольного учреждения комбинированного вида (с логопедическими группами), в котором работают специалисты разного профиля, необходима система работы, объединяющая их действия, направленные на коррекцию речевых нарушений детей. Одной из форм такой работы может выступать организация совместного планирования специалистов ГДОУ.

Литература

1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. - М., 2004 г., 56 с.

2. Бойков Д.С., Бойкова С.В.Как учить детей общаться. - СПб., НОУ «СОЮЗ» 2004 г., 352 с.

3. Брин В.В. Физиология человека в схемах и таблицах. Издательство Феникс, 1999 г. 350 с.

4. Веселова Е.А., Тарамазова Ю.Р. Формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста. Методическое пособие. 2010 г.

5. Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Житкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет.- СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 г. 224 с.

6. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. - М., 1973 г.

7. Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики. Учебник для высших учебных заведений под ред. В.И.Селиверстова. М., Владос 2002 г. 384 с.

8. Митяева Л.А., Удалов Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. 2006 г.

9. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. - М., Мозаика-Синтез, 2000 г., 152 с.

10. Попова М.Н. Навстречу друг другу. Методические рекомендации. 3-е издание. – СПб., 2004 г., 164 с.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М., «ГНОМ и Д» 2002 г. 80 с. Практическая логопедия.

Шипицына Л.М., Основы коммуникации. - СПб, 1995 г.


Организация совместной работы специалистов ГДОУ по коррекции нарушений речи детей младшего дошкольного возраста

Назад в раздел