Поиск по сайту

Педагогическая династия Шарковых (4 поколения)

Автор: Шаркова Т.А., Шаркова Г.А.


sh1.jpg  Андрей Сергеевич Шарков родился 2 июля (по старому стилю) 1905 года в деревне Сопины Боровичевской волости Новгородской губернии в семье священника, депутата от духовного ведомства Демянского уездного собрания Шаркова Сергея Ивановича.

  Сергей Иванович Шарков активно содействовал распространению начального образования в Новгородской губернии. Начав свою педагогическую деятельность с преподавания Закона Божия в земских и церковно-приходских школах, он послужил и делу воспитания учителей. Будучи избранным членом школьной комиссии Демянского уездного училищного совета, преподавал на краткосрочных педагогических курсах.

Первые азы знаний Андрей Сергеевич получил от матери (урожденной Комаровской) Ольги sh2.jpgЯковлевны, имевшей прекрасное образование.

Сводные сестры Ольги Яковлевны Комаровские Мария Яковлевна и Лидия Яковлевна также учительствовали в городе Боровичах Новгородской области. Мария Яковлевна была удостоена звания «Народный учитель».

  Позже Шарков Андрей Сергеевич обучался в училище при духовной семинарии. В 1917 году грянула революция, пришло время больших испытаний, уничтожения всего старорежимного. Служители культа, особенно сельское духовенство, первыми попали под удар, их уничтожали без суда и следствия. Андрей так и не узнал, как погиб его отец. В 1921 году он остался круглым сиротой с шестилетней сестрой на руках (Сестра Вера Сергеевна Шаркова стала впоследствии также учительницей, как и ее дочь Валентина – историк и учитель музыки). Надо было как-то выживать. Устроился писарем на строительстве Волховской ГЭС.

  В 1921 году А.С. Шарков поступает в Земскую учительскую школу (семинарию) в Петрограде. Это закрытое учебное заведение с 1907 по 1925 год находилось на Петровском острове, на территории великолепного парка. Двадцать двухэтажных коттеджей составляли архитектурный ансамбль Земской школы, «городка Сан-Галли». Здесь жили под одной крышей подростки 12-18 лет из Петрограда и окрестных губерний и их учителя и воспитатели. Пять лет обучались будущие педагоги в городке на Петровском острове. Попасть туда мог далеко не каждый. Только выдержав конкурсные экзамены, на которых всесторонне проверялось качество знаний и умение творчески мыслить, абитуриенты становились членами большой дружной семьи «учащих» и «учащихся». Уезжая на летние каникулы домой в ближайшие к Петербургу губернии – Псковскую, Новгородскую – сангалльцы с нетерпением ждали начала учебного года, когда они вновь вернутся в родной городок. Сангалльцы называли свою школу «Домом радости» (“Domus Gloria”).

  Сельским детям, ученикам Земской школы, посчастливилось учиться у педагогов с универ­ситетским образованием, талант­ливых творческих учителей-новаторов, создателей первых программ ГУСа (многие из них впоследствии - профессора Ленинградского государственного педагогического института имени А.И.Герцена): Н.В. Чехов, Э.Ф. Лесгафт, М.И. Мигай, З.Б. Вулих, И.Н.Кавун, М.Н.Николаевский, П.А. Зна­менский, С.А. Павлович, Е.Н.Медынс­кий, А.П. Пинкевич, Е.И. Досычева, В.Н. Бернадский, П.А. Компанийц и других.

  Андрей Сергеевич Шарков пронес через всю свою жизнь идею создания подобного «Городка» «вдали от шума городского». «Идея «служения народу» была определяющей мысли, чувства и поведение питомцев Учительской школы на всех этапах ее развития», – пишет Шарков в своей рукописи о Земской учительской школе.

  Будучи еще студентом, А.С. Шарков с 1.10.1924 года по 7.05.1925 года работает учителем начальных классов в школе детей беженцев Поволжья. После окончания техникума имени К.Д. Ушинского (Учительской земской школы) работает воспитателем в детдоме имени III интернационала при второй школе Октябрьской железной дороги. sh3.jpg

  Примечательно, что выпускники Земской школы имели право на получение диплома только через год работы. Надо было на деле доказать, что диплом учителя присвоен не зря. Таким образом, в 1926 году Шарков вместе с женой, Шарковой Аполлинарией Сергеевной (также сангалльской выпускницей), по распределению едут работать учителями начальных классов в сибирский поселок Купино Барабинской области.

   В 1930 году в результате анонимного доноса молодой педагог арестован и посажен в Барабинский окружной Дом заключения. Обвиняется в том, что без надлежащих документов обеспечивал подопечных школы продовольствием и одеждой. Только благодаря самоотверженности супруги А.С. Шаркову удалось избежать смертельной опасности, то есть передать дело из ОГПУ в гражданский суд.

  Возвратившись в Ленинград, с 1.05.1931 года по 1.10.1934 года А.С. Шарков работает завучем школы в Гостилицах Ораниенбаумского района Ленинградской области. Там он обретает новых друзей-коллег: Куракиных Сергея Романовича и Лидию Федоровну и Маловых Марию Андреевну и Наталью Дмитриевну – педагогов, оставивших о себе добрую, светлую память.

  С тысяча девятьсот тридцать четвертого года по тысяча девятьсот тридцать пятый год – Шарков завуч и учитель русского языка 31-ой начальной школы Петроградского района Ленинграда.

  Тысяча девятьсот тридцать пятый год. Все молодые, энергичные едут на Магнитку. С августа 1935 года по октябрь1936 года Шарков – завуч и учитель русского языка в четвертой неполной средней школе Магнитогорска.

  Десятого октября 1936 года Дзержинским РОНО А.С. Шарков направляется в 185-ую среднюю школу в качестве учителя русского языка.

  Первого марта 1937 года назначается завучем, а 21 января 1938 года – директором 185 средней школы.

 В 1939 году заочно оканчивает ЛГПИ имени А.И. Герцена по специальности «Русский язык и литература».

 В начале Великой Отечественной войны А.С. Шарков назначается начальником эшелона нескольких эвакуируемых на восток ленинградских школ (около тысячи детей). Ни один ребенок из эшелона, прибывшего на станцию Свеча (Кировская область) не погиб!
С 1.08.1941 года по 25.03.1942 года Шарков – директор интерната и учитель русского языка в средней школе «Красная Заря» Свечинского района Кировской области.

  В деревне Каменка в пяти избах были размещены примерно сто детей. Все воспитанники были разбиты на 4 группы-бригады. Работали в колхозе: сгребали сено, вязали снопы, работали на току, у веялок, косили высоченную траву. Младшие пасли скот.

  Общий уклад жизни в Каменке напоминал жизнь в трудовой коммуне во главе с А.С.Макаренко. Андрея Сергеевича так и называли за глаза.

  После мобилизации на фронт в 1943 году А.С. Шарков получает тяжелейшее ранение на переправе Днепра. Так до конца жизни он проходил с осколком в легких.

  Демобилизованный 18 августа 1945 года А.С. Шарков организовывает и возглавляет коллектив 3-го Ленинградского педучилища (на Костромском проспекте), где учатся дети, потерявшие родителей в годы войны.

sh4.jpg  Он воссоздает в среде учащих и учащихся ту атмосферу, которой когда-то славился «городок Сан-Галли». Преподаватели живут так же – под одной крышей со своими подопечными. Так же, как когда-то в Земской школе, тщательно подбирается преподавательский состав, ибо по выражению К.Д. Ушинского «от первоначальной закваски зависит главный успех семинарии». Атмосфера настоящей творческой лаборатории была создана Шарковым в стенах Педучилища на Костромском: там работало множество кружков, часто приглашались деятели искусства и культуры. На лето студенты выезжали на свое приусадебное хозяйство. Частенько ребята ходили в турпоходы. У каждого студента Педучилища был свой подопечный, ученик базовой школы, которого он курировал в течение учебного года и оказывал необходимую помощь.

«У всех нас воспоминания о школе юности какие-то особенно радостные, волнующие, и это оттого, что мы жили в особом мире дружелюбия, возвышенных дум, сильных чувств и непрестанного честного труда, сплотившего нас в одну семью». Из воспоминаний выпускников 1947-48 годов.

  В 1949 году А.С. Шарков, как заведующий РОНО Курортного района, задумал и добился строительства 445 школы в Зеленогорске, ставшей воплощенной мечтой его юности. Он стал первым директором замечательного школьного архитектурного ансамбля «вдали от шума городского»: великолепной школы-дворца на высоком холме, с лестницей, ведущей через комсомольский сквер (посаженный руками старших школьников) к «Золотому пляжу» Финского залива.

  В 2005 году к sh5.jpg100-летию А.С. Шаркова в 445 школе установлена мемориальная доска – Инициатору строительства и первому директору школы.

   Известно, что А.С. Шарков в 445-ой школе собирал коллектив, приглашая учителей из разных уголков нашей великой страны. Библиотекарь Е.Ф. Иванова приехала из Ашхабада, Н.Д. Кирсанова - из Рыбинска, Н.Д. Малову Шарков разыскал под Москвой.

  Заслуженный старейший педагог 445 школы Волкова Раиса Андреевна была скромным работником садово-паркового хозяйства, а стала не только прекрасным преподавателем биологии, но Учителем с большой буквы. «Отличник народного образования», автор оригинальных идей проведения научных опытов на пришкольном участке, создания дендрария, живого уголка с вольерами для животных: попугаев, белок, кроликов. Одно время в школьном сарае держали даже медвежонка Машу. Каким-то образом Шаркову удалось переманить в свою школу и кандидата биологических наук, Алексеева Николая Николаевича, ставшего «отцом» чудесного школьного фруктового сада.

  Как и в педучилище на Костромском, А.С. Шарков заботился о формировании единой семьи преподавателей и учащихся. К Лукиной Марии Федоровне, учительнице начальных классов в первый класс пришли 55 малышей, - все родители Курортного района стремились отдать своих детей в новую школу. «110 пар ног!» – и ничего, через четыре года благополучно выпустила всех своих питомцев.

Из воспоминаний Волковой Р.А., преподавателя ботаники

  В школе был сад, раскинувшийся на площади между Красноармейской, Комсомольской и пр. Ленина. Каждый класс имел свой участок, а каждый ученик – свои растения. В саду были яблони, вишни, черная смородина и крыжовник. Был и пришкольный участок, на котором учащиеся получали навыки сельскохозяйственных работ, а также воочию наблюдали жизнь и развитие культурных растений. Этот участок привил ребятам любовь ко всему живому. Прошли десятки лет, но при встрече с выпускниками, когда речь заходит об участке, они сожалеют, что их дети и внуки не имеют возможности посмотреть на живые растения: злаки, бобовые, технические и декоративные растения.

  В фойе второго этажа в школе были вольеры с многочисленными пернатыми.

  Жизнь в школе буквально бурлила. У А.С. Шаркова был неиссякаемый багаж идей. Кроме сада, пришкольного участка Андрей Сергеевич задумал построить и теплицу, где ребята могли бы заниматься изучением растений и уходом за ними круглый год.

  У А.С. Шаркова была способность заражать окружающих своей идеей. Он был прекрасным оратором, его слушали с большим вниманием, к нему тянулись ученики и учителя.

  За долгие годы работы в системе народного образования мне доводилось общаться с разными людьми, но только Андрей Сергеевич на всю жизнь остался для меня настоящим педагогом и прекрасным человеком с большой буквы.

  Проповедуемый когда-то в Земской Учительской школе принцип неформальной оценки знаний учащихся А.С. Шарков также перенес в стены 445 школы и неукоснительно требовал соблюдения его от своих педагогов. Так же просто, без мелочных придирок относился Шарков и к своему педагогическому коллективу: он никогда никого не отчитывал на совещаниях, никогда не требовал соблюдения всех предписаний, которыми «чиновники от образования» завалили школы, мешая учебному процессу. В основе подхода А.С. Шаркова как к ученикам, так и к учителям, лежал один и тот же принцип индивидуального подхода к человеку не как к части коллективного механизма, "винтику", а как к единственной, неповторимой личности.

  До последних дней жизни Андрей Сергеевич Шарков и как учитель, и как директор школы,  и как заведующий РОНО, и как методист училища всегда стремился помочь людям, поддержать человека, придать ему сил для преодоления высшей планки.

  Дело Шаркова живет в его учениках, детях, внуках.

sh6.jpg   Татьяна Андреевна Михайлова, старшая дочь А.С. Шаркова (педагогический стаж 56 лет, в том числе 50 лет в Выборгском районе, в школах №123, №102, в Радиополитехникуме, в дошкольном Педучилище №4)
После войны в 1945 году отца Татьяны назначили директором Педучилища и интерната для сирот, потерявших в войну родителей. Семья директора жила в училище. Галя училась в базовой школе на третьем этаже, Ира родилась в 1946 году, с ней нянчились девочки из интерната. Таня училась в 118 школе, а затем в училище.

С 1950 по 1954 год училась на двух факультетах: русский язык, литература, логика и психология и дирижерско-хоровой факультет.

  Работала в сельской школе в Архангельской области, в зеленогорской вечерней школе, в Радиополитехникуме Выборгского района.

  В 1976 году вернулась в свое родное педагогическое училище на Костромском уже в качестве преподавателя русского языка и литературы. Работала классным руководителем, заведующей Кабинета, председателем экзаменационной комиссии.

  Жизнь была очень интересной. Каждый месяц ходили в театры: ТЮЗ, Горьковский, Ленсовета. Бурно обсуждали новые книги, спектакли, курировали детский дом, ездили на родину А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в Минск, а также, в Брест, Выборг, встречались с новаторами Ильиным Е.Н., Никитиным Б.П., Щетининым М.П., готовили семинары на литературные темы (А.С. Пушкин), на педагогические (А. Лиханов), в общем, жили радостно и плодотворно. Многие выпускники после окончания училища сразу поступили в институт имени А.И. Герцена. Окончив его, вернулись работать в свое училище (это – традиция). В Педучилище был очень сильный коллектив преподавателей. Уликова Надежда Алексеевна вела выразительное чтение, театрализованные игры, Григорьева Ольга Васильевна – рисование и лепку, Мазикова Людмила Вячеславовна – пение и музыку, Румянцева Людмила Сергеевна – Петербурговедение.

   В 1988 году Михайлова Татьяна Андреевна с коллегами создали Образовательный центр «Гармония» при РОНО.

Александр Михайлович Михайлов, внук А.С. Шаркова sh7.jpg
(педагогический стаж более 25 лет).

  Будучи еще студентом Политехнического института, начал работать пионервожатым в лагере «Алые паруса».

После окончания ЛГПИ имени А.И.Герцена он работал в детском доме №9 воспитателем. Ценнейший опыт этой работы во многом повлиял на его решение посвятить свою деятельность сфере детской психологии. Получл второе высшее психологическое образование в ЛГУ, прошел профессиональную подготовку в Институте Группового Анализа (Лондон), институте имени Анны Фрейд (Лондон), обучился техникам креативной терапии по методике Р.Гарднера, песочной терапии по методике Д. Бержера. Придя в ОЦ «Гармония» как педагог-психолог и заместитель директора по научно-организационной работе, Михайлов А.М. организовал работу с детьми по современным эффективным методикам в ДОУ №37 Калининского района, в ДОУ №7 и №23 Приморского района, открыл класс гувернеров в школе №92 Выборгского района, в школе №91 Петроградского района и в 175 школе Калининского р-на, ввел новое перспективное направление педагогики Монтессори, осуществил связь ОЦ «Гармония» с институтом имени А.И. Герцена и с областным институтом ЛОИРО, ездил с семинарами во многие города России: Ижевск, Иркутск, Свердловск, Москву, Воронеж, Новороссийск и Ленинградскую область: Лугу, Кингисепп, Сосновый Бор, Выборг.
Ныне в сферу его научных и практических интересов входят психодиагностика и психокоррекция детей, подростков и взрослых, он курирует направление развивающего обучения дошкольников и перспективное педагогическое направление по методике М. Монтессори. В соавторстве с Т.Д. Зенкевич А.М. Михайлов написал книгу «Теория и практика сказкотерапии». (Опыт психодиагностики и психокоррекции.)

  Александр Михайлович Михайлов организует научное сотрудничество с немецкими коллегами по методическому направлению в системе воспитания по Фребелю – предшественнику Монтессори.

  Имя Монтессори связало через время Земскую школу и ОЦ «Гармония». Когда-то руководящий принцип преподавателей в Земской школе – внимательное отношение к личности воспитанника, развитие его индивидуальных способностей, образование через восприятие всеми органами чувств – стал руководящим и для педагогов «Гармонии».

  Таким образом, совмещая несколько видов деятельности, «Гармония» не только идеологически, но и структурно оказалась связанной со своей далекой предшественницей – Земской школой. Ведь в Земской школе тоже обучали детей в образцовом (базовом) училище и так же читали лекции, проводили курсы для взрослых: студентов, курсантов – будущих учителей.

   Сегодня в каталоге библиотеки ОЦ «Гармония», число книг которой за 21 год выросло до 2 тысяч, можно обнаружить те же знаменитые имена, что звучали в Земской школе: Ушинский, Фребель, Монтессори, Фаусек, Дьюи. По настоящему действенным оказывается в ОЦ «Гармония» принцип самообразования, который был когда-то ведущим в Земской школе.

  Осипова Галина Андреевна, средняя дочь А.С. Шаркова (образование высsh8.jpgшее педагогическое, педагогический стаж 50 лет.)

  В 1955 – 1960гг. училась в педагогическом институте по специальностям физика и основы производства, музыка и пение.
В выборе профессии, конечно, сыграла роль, прежде всего, семья. У родителей был единый взгляд на воспитание детей, так как оба окончили педагогический техникум имени К.Д. Ушинского. Они постоянно уделяли внимание развитию всех способностей детей, никогда не наказывали. Отец всегда считал, что фундамент образования создается начальной школой, поэтому Галя училась в отличной школе №118 Выборгского района, а затем в базовой школе при педагогическом училище №3, где он был директором школы и интерната. Школа была уникальная, с совместным обучением девочек и мальчиков, с предметным обучением. Немецкий язык дети изучали со второго класса. В школе было множество кружков: рисование, пение, папье-маше, танцы, художественное чтение. С третьего класса училась в музыкальной школе на улице Некрасова. Все семь лет ездила с Удельной в школу самостоятельно. Семья Шарковых жила в квартире директора интерната на проспекте Энгельса, 84. Галя посещала все интересные мероприятия и кружки: встречи с артистами, учеными, пела в хоре с учащимися ЛПУ, занималась бальными танцами, ходила в театры и ездила на экскурсии (даже в Москву).

  Все мы родом из детства, поэтому, будучи учителем, классным руководителем, Галина Андреевна, естественно, делала то, чему научилась в своей семье.

  Первые 10 лет, кроме физики и математики, Г.А. Осипова преподавала пение, вела хор (принимала участие в конкурсе хоров и была награждена дипломом). Позже, работая в старших классах школы и в оптико-механическом лицее, Галина Андреевна создала один из лучших кабинетов физики в Курортном районе. Ее кабинет стал опорой в комплексном обеспечении преподавания физики и во внеклассной работе.

  С 1990 года Г.А. Осипова (Шаркова) работала в ОЦ «Гармония» заведующей Педагогическим кабинетом и библиотекарем.

  Галина Андреевна Осипова собрала библиотеку по методике Монтессори, наладила сотрудничество с образовательными центрами Санкт-Петербурга, провела презентацию книг ОЦ «Гармония», приняла участие в издании книг для логопедов, обеспечила методической литературой ОЦ «Гармония» по заказам многих городов, участвовала в организации конференций ОЦ «Гармония».

sh12.jpg   Захаревич Елена Валерьевна, внучка А.С. Шаркова, 1970 г.р. (педагогический стаж 11 лет, СПбГУ, филологический факультет, 1999г.). Начальное образование получила в школе № 445 (г. Зеленогорск), среднее – в СХШ имени Б.В. Иогансона и ЛХУ имени В.А. Серова (1991г.) После окончания училища работала преподавателем рисунка, живописи и композиции в художественной школе №16 Фрунзенского районана. С 1992 года по 1995 год вела уроки ИЗО в школе №431 Красногвардейского района. С 1995 года, будучи студенткой последних курсов СПбГУ, начала преподавать русский язык и литературу в лицее №111 с углубленным изучением немецкого языка Калининского района. В 2006 – 2008 гг. – преподаватель Истории и культуры Санкт-Петербурга в школе №51. В 2006 году – педагог развивающих игр с элементами системы Монтессори в частном детском саду в поселке Репино. С 2006 – педагог дополнительного образования, издатель школьной газеты «Планета №51». Успешно прошла школьную аттестацию на первую квалификационную категорию, представив проекты, разработанные со школьниками «Моя Петроградская сторона», «Лики и лица Петроградской стороны», «Каменные стражи Петербурга», «Там, где модерна дух царит» и другие.

  В 2007 году окончила аспирантуру ИРЛИ (Пушкинский Дом) и защитила диссертацию на тему «Петербургский анекдот первой трети ХХ века». С 2008 года – совмещает работу заведующей школьным музеем с должностью старшего научного сотрудника Государственного литературного музея «ХХ век». Ее ученики – победители городских олимпиад по краеведению (А. Титаренко, М. Шиян), лауреаты городских конкурсов «Юный экскурсовод Петербурга» (Е. Черкасова, П. Новиков) – награждены поездками по местам боевой славы России, Беларуси и Украины, Германии. С 2007 года Елена В.алерьевна Захаревич – куратор детских и игровых проектов в ГЛМ «ХХ век» (в том числе фестиваля «Детские дни в Петербурге»). Елена Валерьевна имеет несколько благодарностей в трудовой книжке, награждена грамотами и дипломами за творческий подход к работе и патриотическое воспитание подрастающего поколения.

  С 1999 года по 2005 год Е.В. Захаревич – научный редактор НОУ ДО «Гармония». В серии «Педагогическое наследие» подготовила к изданию 2 книги.



Поделиться:


Назад в раздел