Поиск по сайту


Авторcтво: Гах Елена Викторовна, учитель математики ГБОУ СОШ № 136 Калининского района Санкт-Петербурга


     В наше время всеобщей телефонизации, все труднее попасть в ситуацию, когда к вам внезапно, без предупреждения нагрянули гости, или вы, проходя мимо знакомого подъезда, решили заглянуть «без звонка». Но бывает, что все же такое случается. Когда тебя в гости не звали, но ты вынужден прийти, потому что другого выхода нет. Например, когда организация должна переехать из своего родного здания в чужое и временно существовать на территории иного учреждения. Осенью 2020 года старое здание школы № 136 Калининского района Санкт-Петербурга закрыло свои двери для учащихся, педагогов и родителей: постройка ушла под снос, а на прежнем месте к 2022 году должна была появиться новая современная школа на 550 мест. ОУ продолжило свою работу на площадках других образовательных организаций Калининского района, в том числе на территории школы № 119. На одном этаже обучались как учащиеся 136, так и 119 школы. И, конечно, как и в любой молодежной среде, школьникам из разных образовательных организаций было сложно вначале наладить отношения друг с другом. До открытых конфликтов ситуация не доходила, но напряженность во взаимодействии на переменах чувствовалась.
     Эту непростую социальную ситуацию нужно было разрешить посредством социального партнерства. Поэтому совместными усилиями педагогов ОУ № 119 и 136 Калининского района была продумана и реализована социокультурная практика «Кто ходит в гости…». Она была направлена на гармонизацию отношений между учащимися разных ОУ. В центре внимания школьников оказалось понятие «гостеприимство». «Гостеприимство – распространенный повсеместно (в самых различных культурах и во все временные периоды) социальный феномен, предполагающий предоставление чужаку («гостю») защиты и заботы». В нашем случае «хозяевами» справедливо считали себя ученики школы № 119, а вот «гостями» (можно сказать даже «незваными гостями») оказывались ребята из 136 школы. Чтобы избежать конфликтов и разногласий «хозяевам» и «гостям» необходимо было выстроить свои отношения по особым законам – законам гостеприимства. Самый главный из них: хозяин не может причинить гостю вреда, а гость – хозяевам.
     Рассмотрим детали организации социокультурной практики.
     Социальные партнеры практики: учителя и учащиеся старших классов 119 школы и учителя и учащиеся 5-х классов 136 школы.
Продолжительность практики: 1 месяц
Адресат:- учащиеся 5-х классов школы № 136 и 11-х классов школы № 119 Калининского района, обучающихся вместе на одном этаже.
Образовательная цель практики: осознание учащимися своего отношения к законам гостеприимства, оценка своих возможностей стать «гостеприимным хозяином» или «вежливым гостем».
Культурологическая идея практики: прием гостей или посещение другого дома – это уникальная возможность узнать лучше себя; изучая «гостя»/»чужака», ты начинаешь понимать свои установки и ценности; вглядываясь в «хозяина» – сравниваешь себя, свои взгляды и поведение с ним
Главный (общий) вопрос практики: Как ходить в гости и принимать гостей?
Личностно ориентированные частные вопросы, на которые искали ответ школьники разных ОУ (в зависимости от их социальной роли – «хозяева» или «гости»):
• учащиеся школы № 119: Что значит «быть гостеприимным»? Зачем и кому это нужно? Легко ли сегодня быть гостеприимным? Как обеспечить гостю («чужаку») защиту и заботу? Что гость может дать хозяину? (почему грузинская поговорка гласит «Гость нам послан Богом»?);
• учащиеся школы № 136: Трудно ли быть «гостем»? Что можно, а чего нельзя делать в гостях? Может ли гость стать для хозяина своим? При каких условиях? Нужно ли гостю быть благодарным за гостеприимство? Как можно отблагодарить тех, кто проявил по отношению к тебе заботу?
Суть социокультурного творчества:
• учащиеся школы № 119: организация и проведение для учащихся 136 школы событий, которые позволили бы им почувствовать себя комфортно на новой для себя территории;
• учащиеся школы № 136: поиск способа, с помощью которого можно было бы отблагодарить учащихся 119 школы за гостеприимство; его реализация в реальности.

           Ход практики:

     Участие детей в практики проходило при поддержке педагогов обоих организаций. Учителя школы № 119 курировали своих подопечных, учителя школы № 139 – своих воспитанников.
Можно выделить три этапа проведения социокультурной практики.
а) мотивационно-целевой.
     Работа на этом этапе была организована в каждом из классов отдельно силами классного руководителя. Проводились фасилитированные дискуссии, в ходе которых были выявлены: проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся школы 136 на новой для них территории, а также отношение учащихся школы 119 к ребятам из другой школы, обучающимся на одном этаже. Педагог помогал учащимся осознать, что возникшие проблемы носят социальный характер и связаны с нарушением законов гостеприимства. Ученикам предлагалось попробовать найти практический выход из сложившейся ситуации.
б) деятельностный.
На этом этапе учащиеся 119 школы придумывали способы, с помощью которых можно наладить отношения с ребятами из школы 136. Было решено, что гостеприимство начинается со знакомства. Поэтому первым шагом было представление друг другу. «Хозяева» решили познакомить «гостей» со своими традициями, историей своей школы, замечательными людьми, которые вышли из стен данного учебного заведения. Чтобы связь была не односторонней, в ответ «гости» также рассказали о своих традициях, о своей истории. Ребята обменялись сувенирами, спели гимн каждой школы. Знакомство и первый контакт состоялись.
Далее необходимо было договориться о правилах «совместного проживания». Следующим шагом в работе было проведение учащимися школы № 119 интерактивной игры «Правила хорошего тона», где рассматривались нормы поведения в общественных местах, правила этикета. Ознакомившись в игровой форме с этими правилами, «гости» уже не так недовольно реагировали на замечания «хозяев».
Затем «хозяевами» были проведены различные мероприятия по поддержке «гостей», направленные на то, чтобы учащиеся ОУ № 136 не скучали на новом месте. Это была «Новогодняя мастерская», где ребята своими руками делали украшения для школы № 119, так как традиционно школа оформлялась в едином стиле. Это были флешмобы, связанные с разучиванием новых песен и знакомством с творчеством автора этих песен. А также различные конкурсы, эстафеты, игры. Все эти мероприятия проходили на переменах и учащиеся школы № 136 с нетерпением ждали, когда же придут старшеклассники из 119 и что сегодня они им предложат.
Последний шаг в практике был сделан пятиклассниками школы № 136. Наш проект проходил перед Новым годом, поэтому ребята решили сделать ответный подарок «хозяевам» – это была стенгазета со своими пожеланиями и благодарностью за гостеприимство.
в) рефлексивный.
На момент написания статьи данный этап еще не был реализован. Но задумано, что рефлексия пройдет в виде свободной дискуссии (возможно в формате «аквариума»), в которой примут участие школьники 136 и 119 школ. Им предстоит обсудить такие вопросы как: Кто мы? Почему мы такие? Как комфортно существовать в непривычных условиях? Как не чувствовать себя чужим? Как контролировать злобу? Как получать удовольствие от нахождения на чужой территории? Как хозяевам не раздражаться от прихода непрошенных гостей? Чему же мы научились? Что нам это дало? Будем мы дальше продолжать общение?
Первые положительные результаты практики очевидны. Социокультурная практика «Кто ходит в гости» помогла учащимся разных организаций определить свое отношение друг к другу. Безусловно, не на все вопросы были найдены ответы, но проект продолжается. Адаптация детей 5 класса всегда проходит достаточно не просто, поэтому такое своеобразное шефство старшеклассников поможет им вступить в среднее звено с минимальными стрессами.

                            Список использованной литературы:


1. Карабущенко П. Л. Искусство гостеприимства. Русские традиции: учебное пособие для среднего профессионального образования. – Москва: Издательство Юрайт, 2020.
2. Уокер Дж. Р. Управление гостеприимством. Вводный курс: учебник для студентов ВУЗов. / пер. с англ. В. Н. Егорова – М.: ЮНИТИДАТА, 2006.


Поделиться: