Поиск по сайту

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛИЦЕЕ №78 ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

Автор: Мухтярова Э. И.


Юность – прекрасная пора, но ею надо умело пользоваться.   Петр I

Основой всей научной работыслужит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность.    А. Эйнштейн

Воспитание – это помощь ребёнку в развитии его потенциальных возможностей.   Э. Фромм

Педагогический коллектив лицея № 78 имени А.С.Пушкина считает, что абсолютной истиной является утверждение: “Высоко взлететь сумел не орел, имеющий этот дар от природы, а человек, создавший летательный аппарат”. Основываясь на данном тезисе, считаем, что для нашего лицея позитивным результатом развития может выступать показатель уровня вовлечения в процесс творчества всех участников учебно-воспитательного процесса и постепенное освоение высот интеллектуального Олимпа.

Ежегодно в ноябре - декабре проводится научно-практическая конференция “Эврика” для учащихся лицея в 4 этапа:

1. для уч-ся начальных классов

2. для уч-ся среднего звена (5 – 8 классы)

3. для старшеклассников (9 – 11 классы)

4. для всех победителей лицея – интеллектуально-познавательная игра “Научный лабиринт”.

Исходными принципами, определяющими цели, задачи содержание и формы деятельности НОУ «Эврика», выступают гуманизация, развитие исследовательской компетенции. Мы стремимся формировать творческое мышление и практический интеллект учащихся через вовлечение в различные мероприятия и виды деятельности, организуем экскурсии, встречи с интересными людьми, познавательные викторины, развиваем навыки межличностной коммуникации и взаимопонимания.

Проблема развития и становления творческой личности приобретает в настоящее время особую значимость, так как повышаются требования к личности молодого человека. Сегодня нужны творческие, нестандартно мыслящие люди, легко воспринимающие новые идеи и способные самостоятельно эти идеи генерировать, принимать оригинальные решения. Под руководством научных руководителей – педагогов лицея, ученых вузов учащиеся выбирают самые различные темы научно-исследовательских, проектных работ - например:

- Проблема скрытого расизма в современном мире (социология);

- Проблемы ипотечного кредитования в городе Набережные Челны (экономика);

- Социально-правовые особенности усыновления в Республике Татарстан (правоведение);

- История морского пиратства: истоки и современность (история);

- Великой Победе посвящается… (мемориальное краеведение);

- Правовой аспект влияния СМИ на воспитание современной молодежи (социальная психология) и др.

Воспитанники НОУ «Эврика» постепенно вовлекаются в исследовательскую работу, получают основные знания по технологии проведения исследования и описания результатов научно-исследовательских проектов, для них работа становится интересной и важной. Научные исследования дают учащимся творческий импульс и огромное удовольствие от достигнутых успехов, приучают их к постоянным действиям, становятся привычкой и образом жизни. Ученики на практических семинарах и мастер-классах обучаются ораторскому искусству, стилю поведения, принятому в интеллектуальном обществе, становятся лидерами и даже идеалами для остальных учащихся, пользуются уважением, что является важнейшим стимулом повышения учебной активности учащихся.

Воспитанники НОУ «Эврика» отмечают, что им предоставляется возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, развивается познавательный интерес, любознательность. Научно-исследовательская деятельность дает возможность успешного участия в различных интеллектуальных конкурсах, конференциях, расширения кругозора и получения более глубоких знаний в различных областях знанийСотрудничество учителя и ученика должно всегда осуществляться на принципах равенства, необходимо предоставить возможность самостоятельного поиска учащемуся в различных видах деятельности.

В реализации научно-исследовательской деятельности на первый план выдвигаются нравственные аспекты обучения и воспитания – это свобода самоопределения профессиональной направленности, творческий подход, культура личности и ее гармоничное развитие и совершенствование. Расширяются возможности социализации учащихся, создаются условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ, устанавливается равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями, обеспечивается преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно идет подготовка выпускников лицея к освоению программ высшего профессионального образования. Образовательное учреждение тесно сотрудничает с учеными филиала Поволжского (Казанского) федерального университета, Набережночелнинского государственного педагогического института, преподавателями Елабужского государственного педагогического университета, Казанского государственного педагогического университета, Камской инженерно-экономической академией (ИНЭКА), Института управления и других вузов республики.

Каждый ребенок – это особый и неповторимый мир. В каждом есть искра познания, которую можно и нужно разжечь, а затем бережно поддерживать творческое горение. А научно-исследовательская деятельность представляет как раз то пространство, в котором успешно идет процесс интеллектуального развития, формирования способностей к социализации, усвоению культурных ценностей. Профессия в жизни человека играет одну из самых важных ролей, и научно-исследовательская деятельность позволяет выбрать необходимое направление, чтобы в последующем заниматься любимым делом, приносящим удовлетворение и возможность перспективного саморазвития личности.

Современная школа через организацию научно-исследовательской деятельности должна стремиться к формированию основной мировоззренческой парадигмы: «Nonscholaesedvitaediscimus» (лат.), то есть «Учиться не для школы, а для жизни».

И завершить статью хотелось бы словами известного мыслителя А.Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто пожелает к ним приобщаться, должен достичь этого своей собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1

Рекомендации учителям и родителям

для воспитания в детях исследовательских наклонностей и умения самостоятельно получать знания:

Ø Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

Ø Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

Ø Научите учеников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.

Ø Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

Ø Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

Ø Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

Ø Подходите ко всему творчески.

Приложение 2

Полное название международных, всероссийских, республиканских и региональных конкурсных мероприятий, в которых принимают активное участие учащиеся лицея:

· Международная научно-исследовательская конференция старшеклассников и студентов «Образование. Наука. Профессия.», г.Отрадный Самарской области;

  Всероссийская научная конференция школьников «Юность. Наука. Культура.» в рамках федеральной программы «Одаренные дети-интеллект будущего», г.Обнинск, г.Санкт-Петербург;

· Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «Первые шаги в науку», г. Москва;

· Республиканский конкурс научно-исследовательских работ «Будущие лидеры Татарстана», г.Набережные Челны, г.Казань;

· Гуманитарно-просветительская конференция «История моей семьи – страница тысячелетней истории края», посвященная 1000-летию г.Казани;

· Российская научная конференция школьников и студентов «Открытие», г. Ярославль;

· Поволжская научная конференция учащихся имени Н.И. Лобачевского, г.Казань;

· Республиканский фестиваль научно-исследовательских работ «Паруса науки», г.Набережные Челны;

· Республиканская научно-исследовательская конференция учащихся «Я – исследователь», г.Нижнекамск;

· Городские научно-практические конференции «Через творчество в науку» для учащихся 9-11 классов и «Ломоносовские чтения» для учащихся 5-8 классов, проводимые на базе отдела интеллектуального развития Городского центра творчества детей и молодежи города Набережные Челны Республики Татарстан;

· Городской интеллектуальный турнир «Академический марафон», проводимый Камской инженерно-экономической академией (ИНЭКА), г.Набережные Челны;

· Общелицейская научно-практическая конференция «Эврика» в рамках Праздника Науки для 1-11 классов на базе МАОУ «Лицей № 78 имени А.С.Пушкина» города Набережные Челны Республики Татарстан.

Приложение 3

Алгоритм подготовки, проведения и оформления учебного (научного) исследования

1. Выбор темы, её обоснование:

- проблема, актуальная для теории и практики;

- проблема малоисследованная;

- «белые пятна» проблемы;

- формулировка темы исследования.

2. Цель исследования и задачи.

3. Гипотеза.

4. Научная новизна и практическая значимость.

5. Методология, методы, этапы исследования.

6. Планирование предстоящей работы.

7. Описание содержания работы.

а) теория:

- историография изучения проблемы;

- современное состояние в науке;

- анализ имеющегося практического опыта.

б) Практическая часть:

- описание опытной или экспериментальной работы;

- анализ полученных результатов;

- выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу;

- проведение апробации.

8. Заключение: краткие выводы, рекомендации, неисследованные проблемы.

9. Библиография.

10. Приложения: схемы, таблицы, документы, методики и т.д.

11. Подготовка доклада, презентации, защиты…

Рекомендованная литература по проблеме:

1. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

3. Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаём. – М.: Знание, 1995.

4. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: кн. для учащихся ст.классов. – М.: Просвещение, 2002.

5. Комаров В.Н. Путь к тайне. Беседы со старшеклассниками. - М., 2004.

6. Николаева Н.А. Учись быть читателем: старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. – М.: Просвещение, 2008.

7. Образовательные результаты / Под ред. О.Е.Лебедева. – СПб.: специальная литература, 2003.

8. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.: Просвещение, 2007.

9. Сенько Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения. – М., 2003.

10. Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., 2004.

11. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2007.

12. Чернякова Н.С.Наука как феномен культуры: Учебное пособие. – СПб.: Изд.РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.


Поделиться:


Назад в раздел