Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛИЦЕЕ №78 ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Юность – прекрасная пора, но ею надо умело пользоваться. Петр I
Основой всей научной работыслужит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность. А. Эйнштейн
Воспитание – это помощь ребёнку в развитии его потенциальных возможностей. Э. Фромм
Педагогический коллектив лицея № 78 имени А.С.Пушкина считает, что абсолютной истиной является утверждение: “Высоко взлететь сумел не орел, имеющий этот дар от природы, а человек, создавший летательный аппарат”. Основываясь на данном тезисе, считаем, что для нашего лицея позитивным результатом развития может выступать показатель уровня вовлечения в процесс творчества всех участников учебно-воспитательного процесса и постепенное освоение высот интеллектуального Олимпа. Ежегодно в ноябре - декабре проводится научно-практическая конференция “Эврика” для учащихся лицея в 4 этапа: 1. для уч-ся начальных классов 2. для уч-ся среднего звена (5 – 8 классы) 3. для старшеклассников (9 – 11 классы) 4. для всех победителей лицея – интеллектуально-познавательная игра “Научный лабиринт”.
Исходными принципами, определяющими цели, задачи содержание и формы деятельности НОУ «Эврика», выступают гуманизация, развитие исследовательской компетенции. Мы стремимся формировать творческое мышление и практический интеллект учащихся через вовлечение в различные мероприятия и виды деятельности, организуем экскурсии, встречи с интересными людьми, познавательные викторины, развиваем навыки межличностной коммуникации и взаимопонимания. Проблема развития и становления творческой личности приобретает в настоящее время особую значимость, так как повышаются требования к личности молодого человека. Сегодня нужны творческие, нестандартно мыслящие люди, легко воспринимающие новые идеи и способные самостоятельно эти идеи генерировать, принимать оригинальные решения. Под руководством научных руководителей – педагогов лицея, ученых вузов учащиеся выбирают самые различные темы научно-исследовательских, проектных работ - например: - Проблема скрытого расизма в современном мире (социология); - Проблемы ипотечного кредитования в городе Набережные Челны (экономика); - Социально-правовые особенности усыновления в Республике Татарстан (правоведение); - История морского пиратства: истоки и современность (история); - Великой Победе посвящается… (мемориальное краеведение); - Правовой аспект влияния СМИ на воспитание современной молодежи (социальная психология) и др. Воспитанники НОУ «Эврика» постепенно вовлекаются в исследовательскую работу, получают основные знания по технологии проведения исследования и описания результатов научно-исследовательских проектов, для них работа становится интересной и важной. Научные исследования дают учащимся творческий импульс и огромное удовольствие от достигнутых успехов, приучают их к постоянным действиям, становятся привычкой и образом жизни. Ученики на практических семинарах и мастер-классах обучаются ораторскому искусству, стилю поведения, принятому в интеллектуальном обществе, становятся лидерами и даже идеалами для остальных учащихся, пользуются уважением, что является важнейшим стимулом повышения учебной активности учащихся. Воспитанники НОУ «Эврика» отмечают, что им предоставляется возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, развивается познавательный интерес, любознательность. Научно-исследовательская деятельность дает возможность успешного участия в различных интеллектуальных конкурсах, конференциях, расширения кругозора и получения более глубоких знаний в различных областях знанийСотрудничество учителя и ученика должно всегда осуществляться на принципах равенства, необходимо предоставить возможность самостоятельного поиска учащемуся в различных видах деятельности. В реализации научно-исследовательской деятельности на первый план выдвигаются нравственные аспекты обучения и воспитания – это свобода самоопределения профессиональной направленности, творческий подход, культура личности и ее гармоничное развитие и совершенствование. Расширяются возможности социализации учащихся, создаются условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ, устанавливается равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями, обеспечивается преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно идет подготовка выпускников лицея к освоению программ высшего профессионального образования. Образовательное учреждение тесно сотрудничает с учеными филиала Поволжского (Казанского) федерального университета, Набережночелнинского государственного педагогического института, преподавателями Елабужского государственного педагогического университета, Казанского государственного педагогического университета, Камской инженерно-экономической академией (ИНЭКА), Института управления и других вузов республики. Каждый ребенок – это особый и неповторимый мир. В каждом есть искра познания, которую можно и нужно разжечь, а затем бережно поддерживать творческое горение. А научно-исследовательская деятельность представляет как раз то пространство, в котором успешно идет процесс интеллектуального развития, формирования способностей к социализации, усвоению культурных ценностей. Профессия в жизни человека играет одну из самых важных ролей, и научно-исследовательская деятельность позволяет выбрать необходимое направление, чтобы в последующем заниматься любимым делом, приносящим удовлетворение и возможность перспективного саморазвития личности. Современная школа через организацию научно-исследовательской деятельности должна стремиться к формированию основной мировоззренческой парадигмы: «Nonscholaesedvitaediscimus» (лат.), то есть «Учиться не для школы, а для жизни». И завершить статью хотелось бы словами известного мыслителя А.Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто пожелает к ним приобщаться, должен достичь этого своей собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». ПРИЛОЖЕНИЯ: Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3 Алгоритм подготовки, проведения и оформления учебного (научного) исследования
1. Выбор темы, её обоснование: - проблема, актуальная для теории и практики; - проблема малоисследованная; - «белые пятна» проблемы; - формулировка темы исследования. 2. Цель исследования и задачи. 3. Гипотеза. 4. Научная новизна и практическая значимость. 5. Методология, методы, этапы исследования. 6. Планирование предстоящей работы. 7. Описание содержания работы. а) теория: - историография изучения проблемы; - современное состояние в науке; - анализ имеющегося практического опыта. б) Практическая часть: - описание опытной или экспериментальной работы; - анализ полученных результатов; - выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу; - проведение апробации. 8. Заключение: краткие выводы, рекомендации, неисследованные проблемы. 9. Библиография. 10. Приложения: схемы, таблицы, документы, методики и т.д. 11. Подготовка доклада, презентации, защиты…
Рекомендованная литература по проблеме: 1. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 2. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. 3. Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаём. – М.: Знание, 1995. 4. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: кн. для учащихся ст.классов. – М.: Просвещение, 2002. 5. Комаров В.Н. Путь к тайне. Беседы со старшеклассниками. - М., 2004. 6. Николаева Н.А. Учись быть читателем: старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. – М.: Просвещение, 2008. 7. Образовательные результаты / Под ред. О.Е.Лебедева. – СПб.: специальная литература, 2003. 8. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.: Просвещение, 2007. 9. Сенько Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения. – М., 2003. 10. Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., 2004. 11. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2007. 12. Чернякова Н.С.Наука как феномен культуры: Учебное пособие. – СПб.: Изд.РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. Поделиться:Назад в раздел |