Поиск по сайту

Шаг за шагом на пути к современному уроку (Из опыта работы над единой методической темой)

Автор: Корчма Н.В.


Через два года коллектив гимназии им. Сервантеса будет отмечать сорокалетний юбилей. Изначально это была школа с углубленным изучением испанского языка, с 1995 года – гимназия имени Сервантеса:

И в туманах Северной столицы,

Всей душой Испанию любя,

Именем Сервантеса гордится

Наша школа, наша и моя….

Все мы здесь немного Дон Кихоты,

Рыцари, мечтатели, поэты.

Не для нас житейские заботы,

Не для нас преграды и запреты.

(Гимн гимназии)

Один запрет все-таки настиг нас – с 2007 года мы вынуждены были перейти на базисный учебный план для общеобразовательных средних школ, потеряв часы на изучение третьего иностранного языка ( немецкого или французского), часы на предметы на испанском языке ( «Страноведение», «Живопись», «Литература» Испании и стран Латинской Америки); лишившись возможности осуществлять языковые практики. Сегодня в гимназии преподается испанский язык со 2-го класса, английский язык с 5-го класса, специфика ОУ, гимназия, где системообразующими являются гуманитарные предметы, сохраняется и за счет элективных курсов, дополнительного образования, международных обменов.

Коллектив справляется с задачей сохранения специфики гимназического образования благодаря своему профессионализму, самоотверженности и большому опыту. Сегодня в гимназии работают 48 учителей высшей категории, 17- первой и 1- второй квалификационной категории; 25 из них имеют отраслевые награды. Педагогический стаж работы многих очень солидный: от 15 до 20 лет – 15 человек, от 20 до 25 – 10 человек, свыше 25 лет – 35 человек.

Сохраняя специфику гуманитарного образования, стараемся дать высокое качество обучения и по другим предметам. Приведем лишь один показатель качества – результаты ЕГЭ за 2009-2010 учебный год, сопоставляя средний балл по гимназии со средним баллом по району и городу:

Обязательные экзамены

Средний балл по городу 2009-2010

Средний балл по району 2009-2010

Средний балл по гимназии 2009-2010

Русский язык

58,5

58,89

69,83

Математика

43,49

43,89

55,13

По всем предметам на экзаменах по выбору, включая физику и информатику, этот показатель тоже выше.

Высокий профессиональный уровень педагогов, дающих такое качество знаний, нельзя не учитывать учитывать, определяя содержание, направления и формы методической работы в гимназии. Мы исходим из того, что повышение педагогического мастерства – процесс непрерывный. Кроме того, всегда есть проблемы, хотя проблемы учителя со стажем отличаются от проблем начинающего учителя. Особенно это актуально в периоды перемен в системе образования.

Организуя методическую работу, мы решаем следующие задачи: максимально дифференцировать, индивидуализировать процесс повышения педагогического мастерства, стараясь удовлетворить запросы конкретных учителей; создать условия для предупреждения возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу; выработать единую педагогическую позицию.

Единая педагогическая позиция нашла свое отражение в методической теме гимназии «Организация диалогового взаимодействия в образовательном процессе как необходимое условие достижения новых образовательных результатов», которую мы сформулировали 3 года назад на основе анализа работы над предыдущей темой, выделив проблемы, вставшие перед коллективом на том этапе. Педагоги пришли к выводу, что в эпоху нежелания и неумения слушать и слышать друг друга, в «эпоху разведённых мостов» всем нам, участникам образовательного процесса, необходимо повышать уровень культуры диалога, развивать «гостеприимство ума», как говорил об этом академик Д.С.Лихачёв. Ключевые понятия – «диалог», «диалоговое взаимодействие» - отражают ценности, объединяющие педагогов гимназии: подход, основанный на принципах гуманной педагогики, когда обучающийся в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса; ориентация на межличностное взаимодействие; гуманизация педагогического воздействия; переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей значение личной свободе и самостоятельной деятельности обучающегося. Здесь уместно оглянуться на то, что Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения сформулировали требования к трём результатам освоения программ: личностным, метапредметным и предметным, - из которых на первое место поставили личностные результаты.

Таким образом, главной характеристикой современного урока для нас стал диалог как «способ познания действительности, средство реализации «понимающих подходов», дидактико-коммуникативная среда, цель, содержание образования, технология, результат». Была разработана программа работы над единой методической темой, рассчитанная на 3 года, поставлена цель: «Повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива в области теории и практики организации диалогового взаимодействия на уроке и во внеурочной деятельности; развитие способностей к диалоговому взаимодействия». Направления и формы деятельности достаточно традиционны, характерны для многих педагогических коллективов. Остановимся на тех из них, которые непосредственно, шаг за шагом, приближают нас к современному уроку: методический семинар «Эврика»; опытно-экспериментальная работа; проблемно-целевые курсы «Учитель и ученик на современном уроке»; взаимодействие с городской образовательной средой.

Постоянно действующий методический семинар «Эврика» - форма повышения теоретических знаний и совершенствования практических умений учителя. Уже более 15 лет он проходит в гимназии ежегодно и выполняет свою задачу. Расскажем о трёх последних. Семинар «Организация диалогового взаимодействия на уроке и во внеурочной деятельности: современная ситуация» (март, 2008) был первым по новой теме. На нём мы ставили задачу получить некий срез современной ситуации на уроке, представить, как мы умеем организовывать диалоговое взаимодействие. Впервые использовали модель анализа урока с позиции организации диалогового взаимодействия (автор Татарченкова С.С.). Второй семинар «Учитель и ученик на современном уроке: организация диалогового взаимодействия» проходил через год, уже после того, как педагоги гимназии проучились на проблемно-целевых курсах «Учитель и ученик на современном уроке», организованных на базе гимназии СПб АППО. Программу курсов специалисты кафедры педагогики и андрагогики составляли с учётом наших пожеланий и выявленных проблем. Особенностью этого семинара было то, что в анализе открытых мероприятий принимали участие дети – учащиеся 10-ых классов; на сайте гимназии была открыта страница, где можно было разместить уроки; а материалы семинара – конспекты открытых мероприятий и их анализы – прошли экспертизу на кафедре педагогики и андрагогики, в которой принимали участие автор учебно-методического пособия «Современный урок: тенденции, возможности, анализ» Ермолаева М.Г. и преподаватель СПб АППО Андреева Ж.О. На третьем семинаре «Использование эффективных педагогических технологий и современных подходов к оцениванию достижений учащихся в рамках диалогового взаимодействия» (март, 2010) впервые, помимо уроков, были даны мастер-классы об успешном опыте использования ИКТ на разных предметах и ступенях обучения . Кроме того, анализ мероприятий был аспектный, созданный на основе моделей анализа современного урока с позиции организации диалогового взаимодействия с отдельно выделенным аспектом «Оценочная деятельность»

Темы семинаров отражают развитие ситуации. В работе семинаров принимает участие практически весь коллектив. Отрабатываются коммуникативные технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, диалоговое обучение, педагогическая мастерская, проектная деятельность, дебаты, ИКТ. Все они развиваются в рамках педагогики сотрудничества. Идёт активный поиск современных подходов к оцениванию (критериальный подход, комплексная оценка, портфолио достижений учащихся).

Модели аспектного анализа уроков и открытых мероприятий соответствуют целям семинаров – позиция педагога, взаимоотношения участников учебного процесса, оценочная деятельность должны быть личностно-гуманными, способствующим развитию личности.

Опытно-экспериментальная работа тоже отражает наше движение к современному уроку. В течение трёх лет группа учителей-экспериментаторов, преподающих испанский и английский языки, занималась адаптацией и внедрением Европейского языкового портфеля в гимназическое образование. Продуктом этой деятельности стал авторский вариант языкового портфеля для изучающих испанский и английский языки, представленный на конкурсе инновационных продуктов, проходившем в рамках северо-западного образовательного форума в марте 2009 года, одобренный независимыми экспертами.

Использование языкового портфеля на уроке и во внеурочной деятельности способствует повышению мотивации в изучении иностранных языков, открывает новые возможности для личностно-ориентированного подхода к обучению, выдвигает учащегося в позицию субъекта образовательного процесса, создаёт условия для выстраивания индивидуального образовательного маршрута, смещает акцент с преподавательской деятельности на деятельность учащегося, позволяет использовать инструмент самооценки и рефлексии собственной деятельности.

Электронная версия языкового портфеля позволяет организовать диалоговое взаимодействие обучающихся друг с другом, с преподавателем, с носителями изучаемого языка, что значительно расширяет образовательное пространство.

Расширять образовательное пространство необходимо и для учителя. Убеждены, что основная функция методической службы связана с созданием поля для профессионального роста учителя, с укреплением педагогического коллектива через развитие профессиональных и личностных контактов, в том числе с организацией взаимодействия с партнёрами из городской образовательной среды. Здесь у наших педагогов большие возможности в выборе источника, из которого можно почерпнуть необходимые для сегодняшней образовательной ситуации знания.

СПБ АППО, кафедра педагогики и андрагогики (зав. кафедры доктор п.н., профессор Вершловский С.Г.) проводит на базе гимназии курсы проблемно-целевые «Учитель и ученик на современном уроке», осуществляет диагностику «Социальный портрет ученика», участвует в проведении педсоветов и осуществляет индивидуальные консультации.

Ассоциация гимназий СПб приглашает участвовать в научно-практических конференциях и семинарах на базе ресурсных центров (гимназии № 2,56,271), в ежегодных конференциях Победителей и Дне словесника, проводит на базе гимназии конференции юных журналистов, публикует выступления учителей и поддерживает их в конкурсах педагогического мастерства.

ГМПИ России руководит исследовательской деятельностью гимназистов, участвует в научно-практических конференциях «Сервантеcовские чтения», проводит экскурсии и интерактивные уроки в музее.

ОИРШ ( президент д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО Лебедев О.Е.) информирует о новых тенденциях в современном образовании, организуя встречи с разработчиками ФГОС, авторами учебников, учеными; знакомит с успешным опытом деятельности ОУ; создает проекты для учащихся: «Молодые петербуржцы», «Общественно-политический молодежный клуб, проводит консультации.

Вузы СПб поддерживают в организации исследовательской деятельности учащихся, осуществляют независимую экспертизу продуктов инновационной деятельности.

НМЦ Калининского района поддерживает в конкурсном движении, осуществляет консультации по вопросам ОЭР, методической работы.

Взаимодействие с образовательной средой города обеспечивает научную поддержку гимназии в ее развитии. Мы благодарны нашим партнерам за поддержку.

Так, работая над единой методической темой, шаг за шагом приближаемся к цели, к осуществлению мечты о нашей новой школе – школе диалога.


Поделиться:


Назад в раздел