Поиск по сайту

Формирование метапредметных умений и навыков в свете стандартов второго поколения.

Автор: Плукш Д.О.


Стандарты второго поколения еще не вступили в действие, но для ознакомления и обсуждения уже опубликованы примерные программы основного общего образования по всем предметам, в том числе и по обществознанию.

В разделе «Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию» выделены метапредметные результаты изучения обществознания, которые должны показать выпускники основной школы. В принципе, ознакомившись с перечнем умений, которые должны быть сформированы, любой преподаватель не обнаружит в них ничего того, чтобы значительно отличалось бы от требований еще действующих стандартов. Процитирую некоторые требования:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следования этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умение выполнять познавательные и практические задачи, в том числе и с использование проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.

Фактически речь идет о тех метапредметных навыках (ранее называвшихся надпредметными), которые большинство педагогов в той или иной степени стараются отрабатывать на своих уроках. На уроках истории, географии, обществознания и других мы учим систематизировать материал, составляя разнообразные таблицы ( в новых стандартах это формулируется как перевод информации из одной знаковой системы в другую). Умение работать с картой нужно на уроках истории и географии. Изучение большинства предметов предполагает процесс выявления причинно-следственных связей, объяснение изученных положений теории на конкретных примерах, поиск материала в разных источниках, определение собственного мнения, формулирование собственной точки зрения. Безусловно, в новых стандартах на это делается значительный акцент, поэтому на новый уровень должно выйти сотрудничество педагогов из разных методических объединений, координирование своих действий в направлении формирования метапредметных навыков и умений. Это не так просто, для этого нужно разрабатывать определенную программа в ГОУ. В качестве иллюстрации могу привести пример из практики работы школы № 453, в которой я преподаю обществознание и историю. В 11 классе вместе с учителем литературы Беляевой Наталией Николаевной мы проводили урок «Роль искусства в духовной жизни человека на примере изучения произведения М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Известно, что этот роман очень сложно воспринимается не только учащимися, но и многими взрослыми. Для урока мы подобрали иллюстрации – рисунки девочки-художницы Нади Рушевой, которые в виде слайд-шоу демонстрировали на экране. Для обсуждения был выбран вопрос о том, как воспринимает человек окружающий мир и выражает свое восприятие в художественных образах, и всегда ли наше восприятие совпадает с восприятием других людей. Очень интересно было выслушать мнение детей и другого коллеги на эту тему. Если переложить это на сухой язык стандарта: на уроке формировались как предметные навыки (понимание специфики познания мира средствами искусства), так и метапредметные (определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения).

Опыт формирования метапредметных связей есть у большинства педагогов. В этом я еще раз убедилась, побывав на открытом уроке у учителя ГОУ № 463 Васильевой Ольги Евгеньевны. На уроке в 9 классе по теме «Гражданское общество и правовое государство» прослеживалась практическая направленность: теория была связана с оценкой своего места в обществе, соотнесения своих стремлений и желаний с запросами общества и государства. На уроке обсуждалась  проблема профориентации современных выпускников, а правильное определение своего места в будущей жизни и в профессии – это, на мой взгляд, один из основных метапредметных результатов, который должен быть получен в результате обучения в основной школе.

Задача педагога в свете появления новых стандартов усилить практическую направленность своих уроков, более четко продумывать, какие метапредметные результаты и на каком этапе обучения он хочет получить, развивать профессиональное сотрудничество с учителями разных методических объединений.

Поделиться:


Назад в раздел