Поиск по сайту

Сотри стереотипы современности – научись играть на гармони!


Авторcтво: Баженова Елена Игоревна, преподаватель по классу гармони. Детская музыкальная школа № 1 им. М.П. Мусоргского г. Великие Луки, Псковская область


     Именно с этих строк я начала свою деятельность, как говорится, с нуля. До этого было много разных мыслей, но все они крутились вокруг одной – нужно привлечь внимание людей (детей, подростков, родителей) и набрать учеников для обучения в музыкальной школе по классу ГАРМОНЬ.
     Современность диктует нам свои стереотипы, в том числе и музыкальные, поэтому я понимала, что деревенский русский инструмент просто так плавно, без особых усилий внедрить в массы не получится, что нужна какая-то «бомба». И в голове началась «движуха» - как, что, где и для чего.
     И первый важнейший этап, который нужно было «прокачать» – это РЕКЛАМА. Вариантов этой самой рекламы было несколько.
        1. Печатная (листовки с картинками и приглашением учиться).
        2. Интернет (фото, видео и опять же приглашения)
        3. Практика.
      Начну с последнего. По старой доброй традиции и совету коллег отправилась в общеобразовательные школы и средние учебные заведения в поисках «своего счастья». Вариантов преподнесения гармони учащимся было ДВА. Первый – одеться в русский традиционный костюм. Второй – полностью отойти от традиционного стиля одежды и поддаться нынешней «моде».
Мы с Вами прекрасно понимаем, хоть порой и не хотим признавать, что в наше время НЕВОЗМОЖНО пребывать в состоянии «полной традиции», не обращая внимания и не принимая современные тенденции и изменения. Русский наряд привлечет внимание старших поколений, тех, которые уже поняли ценность наших корней, или тех, кто еще застал живую традицию. Современные дети и подростки уже этого не знают. Поэтому я пошла другим путем. Джинсы, белая рубаха, кожанка, белые кеды и красивейшая белая гармонь с «цветочным» мехом. Вот мое обмундирование.
      Обошла большое количество учебных заведений. Да не просто обошла. Договаривалась с преподавателями и играла детям известные мелодии. После нескольких дней плотных походов по классам и аудиториям выдохнула и стала ждать. Была практически уверена, что толпы детей придут ко мне учиться после такой рекламы! В итоге не пришел ни один ребенок! Результат – ноль. Руки стали опускаться, если честно. Но сидеть без дела тоже не вариант.
В ход пошли другие этапы рекламы – интернет. Для этого были сделаны эффектные фото и видео с игрой на гармони и видом на красивый зеленый город. Все те же кеды, джинсы и… солнцезащитные очки, потому что съемка велась в жаркие солнечные дни. Далее рассылка готовых рекламных роликов по местным сайтам и группам социальных сетей. И да, пришел первый парнишка с мамой. С этого всё и началось. Продолжались видеосъемки, фотосессии, реклама в интернете. Не скажу, что учеников набралось огромное количество, но процесс пошел. Сейчас я уже не одна, мы вместе с ребятами ведем активное продвижение в народ нашего инструмента.
      Как только первые ученики немного освоили игру на гармони – был организован ансамбль. А чтобы удержать внимание и интерес к музыке малышей (от 4 до 7 лет) я задействовала их в ансамбле в качестве ложкарей. Были созданы и исполнены на концертах интересные совместные номера. На данном этапе некоторые малыши-ложкари освоили (начально) гармонь, и ансамбль пополнился гармонистами. Стиль одежды выбран современный, перед концертами с нами не редко работает стилист (внешний вид очень важен).
Так же ребята любят совместное вольное музыкальное общение, учатся друг у друга, что порой я то и дело удивляюсь новым успехам и наигрышам, исполняемым ими. И уже в этих условиях они без проблем приняли и традиционные наигрыши. Особенно ребятам нравится импровизация, здесь они без стеснения используют все освоенные навыки, и мне, как педагогу, такая исполнительская свобода очень импонирует. Теперь в планах сшить и традиционные костюмы – порты, рубахи и все остальные важные составляющие! Вот так через призму современности дети прикасаются к традиции и, надеюсь, будут познавать ее шире и масштабнее.
      Это, конечно, один из опытов. Я не исключаю заинтересованность детей традиционной средой с самого начала, но для этого нужна хорошая команда, которая станет авторитетом, например, как фольклорный ансамбль «Горница» из Санкт-Петербурга. Пути разные, но цель одна – развитие культурного наследия нашей необъятной Родины.

Поделиться: