Поиск по сайту

Silentium, или Когда учителю лучше помолчать (методика борьбы с «нечтением» на уроках литературы)


Авторcтво: Финагентов Алексей Юрьевич, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии №92 Выборгского района Санкт-Петербурга


Предлагаемая вниманию читателя статья является результатом довольно продолжительной работы в рамках образовательного процесса гимназического учреждения. Это и итог педагогических размышлений в направлении ФГОС нового поколения, и востребованность поисками инновационных методов, способов преподавания, основанных на диалоге содействия, сотрудничества, сопонимания, совместности действий ученика и учителя. Основное - в создании комфортности обучения, основанного на взаимности, что и представлено в данном размышлении – рассуждении - демонстрации.

Разговоры об отсутствии детского интереса к чтению набили оскомину, и причины этой «беды» довольно хорошо изучены и указаны: отсутствие традиций семейного чтения, как и родительского примера-модели перед глазами растущего индивида, отсутствие навыка чтения, эффект принуждения, сложные в мыслительном отношении произведения с точки зрения языка, отсутствие книг, близких и понятных возрастному цензу, и многое другое. Заменителем чтения в некоторой степени стал гаджет, предоставляющий все возможности получения удовольствия без особых затрат и усилий. И, как следствие, обеднение словарного запаса, понижение уровня интеллектуальных и познавательных способностей, духовное обнищание и отчуждение.

   О пользе и вреде быстрых носителей для получения мгновенной информации сказано тоже достаточно, но к чему это приводит на уроках литературы, можно пояснить на жизненных примерах из школьной практики. Конечно, роль информационных технологий в современном мире отрицать нельзя: что поделаешь, век цифровизации. Но Интернет стал не только нашим помощником, но и, в некоторой степени, врагом. Дети «не мудрствуя лукаво» при получении задания обратиться к поэтическому тексту или приготовить его к следующему уроку, тут же ищут поддержки у непроверенных сайтов всемирной паутины, откуда «скачивают», как правило, с ошибками художественные произведения. В результате «дольняя лоза» у А.С. Пушкина становится «дальней лозой»

(«И внял я неба содроганье, /И горний ангелов полет/, И гад морских подводный ход, /И дольней лозы прозябанье»), «дольние бури и битвы» превращаются в «дальние» («Отцы пустынники и жены непорочны, /Чтоб сердцем возлетать во области заочны, /Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, /Сложили множество божественных молитв»); «парки бабье лепетанье» («Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы») принимают вид «парков» и так далее и тому подобное.

   Визуальные средства информации (в особенности реклама) и их влияние на ум ученика можно продемонстрировать следующим примером: пишут семиклассники итоговый контрольный диктант по русскому языку в конце учебного года: «Из раскрытых настежь окон слышались звуки рояля и чей-то прекрасный голос, исполняющий известную арию». Два ученика записывают: «Из раскрытых настежь окон слышались звуки рояля и чей-то прекрасный голос, исполняющий известную Ариэль».

«Сломать», изменить негативную тенденцию позволяет методическая система, выросшая из многолетней практики преподавания русского языка и литературы. Поговорим о плюсах и минусах данного начинания.

Во-первых, система предполагает «жёсткость»: она «заставляет» каждого без исключения ученика включаться в работу, ибо единственным мотиватором в нашем случае является оценка (а то и не одна), которая «принуждает» учащегося работать от начала урока до самого его конца.

Во-вторых, она позволяет учащемуся контролировать процесс обучения, потому что он сам оценивает как свои знания, умения и навыки, так и знания, умения и навыки своих товарищей.

В-третьих, система обладает определённым и довольно чётким механизмом, понятным всем и каждому.

Покажем это на примере урока литературы, ну, скажем, в 5-ом классе. Предположим, что темой данного урока является сказка Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева». После литературного «эшафота», который является проверкой-восстановлением терминологических знаний, дети получают тестовые варианты, с которыми работают от 5 до 10 минут в зависимости от сложности тестового материала художественного произведения. Выглядят получаемые детьми варианты тестовых заданий следующим образом на листах, раздаваемых учащимся:

«Я, конечно же, внимательно читал(-а) сказку «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена и готов(-а) ответить на предложенные вопросы, выбрав вариант ответа (-ов) и записав его (-их)

Вариант 1.

А 1. «Снежную королеву» следует считать

1) волшебной сказкой     2) легендой        3) притчей     4) сказанием

Ответ ______________________________________________________________________

А 2. «Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол». А предлагает начать

1) выросший Кай    2) Ганс Христиан Андерсен    3) повествователь     4) сказитель

Ответ ______________________________________________________________________

А3. После создания дьявольского зеркала «ученики тролля - а у него была своя школа - рассказывали всем, что сотворилось чудо: теперь только, говорили они, можно увидеть весь мир и людей в их … свете». Каком?

Ответ_______________________________________________________________________

А 4. Г.Х.Андерсен называет своё произведение «Снежная королева», потому что

1) она является главной героиней, раз стоит в названии

2) она является центром, вокруг которого группируются события сказки

3) она проявляет лучшее в героях: бабушке, Кае, Герде

4) её может только победить человек с горячим сердцем

Ответ ________________________________________________________________________

А 5. «Историю первую, в которой рассказывается о зеркале и его осколках» следует считать

1) вступлением к сказке    2) завязкой сказки    3) кульминацией    4) развязкой

Ответ ________________________________________________________________________

Вариант 2.

А 1. Снежная королева при первом появлении перед Каем «так прелестна и нежна…, и глаза её сияли, как две ясных звезды, но не было в них ни…, ни…» Чего?

Ответ ________________________________________________________________________

А 2. После попадания в сердце и глаз осколков дьявольского зеркала Кай изменился: «Скоро мальчик научился передразнивать и всех соседей - он отлично умел выставить напоказ все их странности и недостатки, - и люди говорили:

- Что за голова у этого мальчугана!... И забавы его стали теперь совсем иными, такими мудреными». Как изменился Кай?

1) он стал чёрствым     2) он стал безразличным     3) он стал жить только сердцем    4) он стал видеть красоту в неживом и восторгаться стройностью и строгостью линий

Ответ ________________________________________________________________________

А 3. Попадание осколков дьявольского зеркала в сердце и глаз Кая следует считать

1) завязкой действия    2) развязкой действия    3) кульминацией действия    4) развитием действия

Ответ ________________________________________________________________________

А 4. Герда ради своего названого братца Кая готова отдать реке свою «первую» драгоценность, а это

1) блестящая заколка для волос     2) черепаховый гребень     3) новенькие красные башмачки    4) любимую куклу

Ответ ________________________________________________________________________

А5. Герда, уносимая на лодке рекой, испытывает ужас, побороть который ей позволяет

1) распеваемая песня    2) мысль о Кае    3) молитва    4) нежелание жить без Кая

Ответ ________________________________________________________________________

Вариант 3.

А 1. Старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе «продолжала расчесывать кудри девочки, и чем дольше чесала, тем больше Герда забывала своего названого братца Кая, - старушка умела колдовать. Она не была злою колдуньей и колдовала только изредка, для своего удовольствия…» А этим удовольствием в данном случае было

1) желание доставить радость девочке   2) размять движением свои больные руки

3) желание оставить у себя девочку    4) желание помассировать девочке больную голову

Ответ ________________________________________________________________________

А 2. Была ли доброй старушка, умевшая колдовать?

1) да, была, потому что помогла Герде

2) нет, не была, потому что отправила розовые кусты в самом цвету глубоко-глубоко в землю

3) да, была, потому что заботилась о Герде

4) и да, и нет, потому что в тексте говорится: «она не была злою колдуньей и колдовала только изредка, для своего удовольствия», но при этом отправила цветы глубоко-глубоко под землю, туда, где «лежат все умершие»

Ответ ________________________________________________________________________

А3. Следовательно, для читателя образ старушки, умевшей колдовать, является

1) простым образом   2) двойственным, состоящим из противоположностей   3) однозначным образом     4) понятным

Ответ ________________________________________________________________________

А 4. Герда считает Кая самым умным, потому что

1) он знает все четыре действия арифметики, да ещё с дробями

2) он здорово передразнивает старую бабушку

3) он восхищается красотой снежинки

4) когда мы любим, не замечаем недостатков того, кто рядом

Ответ ________________________________________________________________________

А 5. А двойственность образа маленькой разбойницы   проявляется в авторском указании

1) на её избалованность и упрямство («она была ужасно избалована и упряма»).

2) при сравнении с Гердой («Маленькая разбойница была ростом с Герду, но сильнее, шире в плечах и гораздо смуглее»)

3) на цвет и выражение её глаз («Глаза у нее были совсем черные, но какие-то печальные»).

4) на её действия («И она отерла слезы Герде, а потом спрятала обе руки в ее хорошенькую, мягкую и теплую муфточку»)

Ответ ________________________________________________________________________

Вариант 4.

А 1. Мудрая финка указала на силу Герды: «— Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила - в ее милом, невинном детском …». В чём?

Ответ __________________________________________________________________

А 2. Но добраться до Чертогов Снежной королевы Герде помогли

1) олень    2) ангелы   3) босые ноги    4) вера

Ответ_____________________________________________________________

А 3. Кай в это время «… складывал разные затейливые фигуры из льдин, и это называлось «ледяной игрой разума»). Ему необходимо было сложить слово …

1) любовь    2) счастье     3) вечность    4) радость

Ответ __________________________________________________________________

А 4. «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и …», -пообещала ему, улетая, Снежная королева. Что?

1) «игру разума» в придачу   2) хоккейную форму     3) хоккейную клюшку 4) пару новых коньков

Ответ __________________________________________________________________

А 5. Льдинки после воскрешения Гердой Кая сами сложились в необходимое слово, и это символически означает

1) победу жизни над смертью

2) победу веры над неверием

3) победу добра над злом

4) всё вместе взятое

Ответ __________________________________________________________________»

После самостоятельной работы учащиеся меняются вариантами для того, чтобы поставить и получить оценку за выполнение тестовых заданий. При этом они знают, что за пять правильных ответов ставится оценка «5», за четыре – «4», за три- «3», за два и ниже – «2».

Затем желающие выходят к доске, где проявлены те же самые варианты, и дают правильные ответы; в это время дети ведут конспект урока.

Первый вышедший к доске, ответив на предложенные вопросы, соединяет в логической последовательности сказанное, чтобы получить связное монологическое высказывание на заданную тему.

Например, обобщённый ответ первого ученика может в упрощённом виде выглядеть так: «Снежную королеву» Ганса Христиана Андерсена следует считать волшебной сказкой. ««Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол»,- предлагает начать повествователь. Ученики тролля создают «дьявольское зеркало», чтобы посрамить самого Бога и, по замыслу тролля, дать возможность человеку увидеть себя в «истинном свете». И Г.Х.Андерсен называет своё произведение «Снежная королева», потому что она является главной героиней, раз стоит в названии, и является центром, вокруг которого группируются события сказки, и проявляет лучшее в героях: бабушке, Кае, Герде, и её может только победить человек с горячим сердцем. А «Историю первую, в которой рассказывается о зеркале и его осколках» следует считать вступлением к сказке «Снежная королева».

Второй ученик должен обязательно повторить сказанное первым, затем, продолжая устно выполнять тестовые задания второго варианта, продолжает составлять общий ответ. Таким образом, высказывание, как и конспект урока, продолжает разрастаться, чтобы прийти к своему логическому концу.

Поскольку вариантов в данном случае чтения и анализа (не побоимся этого слова) тестовых заданий к сказке «Снежная королева» четыре, то и в два раза больше будет происходить повторение сказанного до окончательного варианта ответа и конспекта, что приобретёт и в устной, и в письменной формах следующий вид:

«Снежную королеву» Ганса Христиана Андерсена следует считать волшебной сказкой. ««Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол», - предлагает начать повествователь. Ученики тролля создают «дьявольское зеркало», чтобы посрамить самого Бога и, по замыслу тролля, дать возможность человеку увидеть себя в «истинном свете». И Г.Х.Андерсен называет своё произведение «Снежная королева», потому что она является главной героиней, раз стоит в названии, и является центром, вокруг которого группируются события сказки, и проявляет лучшее в героях: бабушке, Кае, Герде, и её может только победить человек с горячим сердцем. А «Историю первую, в которой рассказывается о зеркале и его осколках» следует считать вступлением к сказке «Снежная королева».

Снежная королева при первом появлении перед Каем «так прелестна и нежа, и глаза её сияли, как две ясных звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя», -говорит нам автор.

А после попадания в сердце и глаз осколков дьявольского зеркала Кай изменился: «Скоро мальчик научился передразнивать и всех соседей - он отлично умел выставить напоказ все их странности и недостатки, - и люди говорили:

- Что за голова у этого мальчугана!... И забавы его стали теперь совсем иными, такими мудреными», он стал чёрствым и стал видеть красоту в неживом и восторгаться стройностью и строгостью линий.

Попадание осколков дьявольского зеркала в сердце и глаз Кая следует считать

завязкой действия.

Герда же ради своего названого братца Кая готова отдать реке свою «первую» драгоценность - новенькие красные башмачки и, уносимая на лодке рекой, испытывает ужас, побороть который ей позволяет мысль о Кае.

Старая-престарая старушка расчёсывает волосы Герде из-за желания оставить девочку у себя, и автор ставит вопрос о мере добра и зла, ибо говорит: «Она не была злою колдуньей и колдовала только изредка, для своего удовольствия», но при этом отправила цветы глубоко-глубоко под землю, туда, где «лежат все умершие». Следовательно, для читателя образ старушки, умевшей колдовать, является двойственным, состоящим из противоположностей. Герда, рассказывая старушке о названом братце, считает Кая самым умным, выражая наивно своё убеждение, ведь Кай «знает все четыре действия арифметики», но это потому, что «когда мы любим, не замечаем недостатков находящегося рядом». Двойственным образом выглядит у автора и Маленькая разбойница, о чём свидетельствуют цвет и выражение её глаз: «Глаза у нее были совсем черные, но какие-то печальные».

   Мудрая финка укажет на силу Герды, сказав: ««- Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила - в ее милом, невинном детском сердечке». Но добраться до Чертогов Снежной королевы Герде помогли ангелы. А Кай в это время «… складывал разные затейливые фигуры из льдин, (и это называлось «ледяной игрой разума»), ведь ему необходимо было сложить слово

«вечность», за что он должен был получить от Снежной королевы «весь свет» и «пару новых коньков». А льдинки после воскрешения Гердой Кая сами сложились в необходимое слово, и это символически означает и победу жизни над смертью, и победу веры над неверием, и победу добра над злом».

   Таким образом полученный текст прозвучал по мере «приращения» и обретения окончательного вида не менее 8-10 раз, что позволило материалу урока отложиться в долговременной памяти, кроме того, помогло тем учащимся, которые не прочитали сказку (а ведь есть и такие), получить довольно полное представление не только о содержании, но и проблематике, как и художественном своеобразии произведения Г.Х.Андерсена.

Это способствовало обретению «пластичности» языка («У человека, читающего в течение трёх лет одну и ту же книгу, вырабатывается пластичность языка», - высказала мысль в одном из своих романов Дина Рубина); при составлении конспекта, который обязательно служит основой для ответа в начале следующего урока, формировались орфографические и пунктуационные умения и навыки; дети овладевали основами «красивой» связной монологической речи.

В результате подобной работы учащиеся были аттестованы заслуженными оценками: одной – за выполнение тестовых заданий, одной - за ответ у доски, одной- за составленный конспект. Таким образом, дети обязательно получают в качестве результата либо одну, либо две, а то и три оценки в журнал.

При этом неудачная отметка –«2»- за выполнение тестовых заданий может быть компенсирована либо оценкой за работу у доски, либо оценкой за составленный конспект, либо устным ответом на заданную тему (в нашем случае «Сказка Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева») в назначенное для всего класса дополнительное время.

На подобную работу с текстом и проблематикой «Снежной королевы» отводится, как правило, два урока, третий урок – письменная работа по литературе в формате ОГЭ, и к подобной форме дети (по глубочайшему убеждению) должны быть приучены с 5 класса.

Работа существует в следующем виде:

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и ответьте на проблемный вопрос объёмом 5-10 предложений

«- Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку! - сказала старушка.

- Вот увидишь, как ладно мы заживем с тобою!

И она продолжала расчесывать кудри девочки, и чем дольше чесала, тем больше Герда забывала своего названого братца Кая, — старушка умела колдовать. Она не была злою колдуньей и колдовала только изредка, для своего удовольствия; теперь же ей очень захотелось оставить у себя Герду. И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в полном цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в землю, и следа от них не осталось. Старушка боялась, что Герда при виде ее роз вспомнит о своих, а там и о Кае, да и убежит. Сделав свое дело, старушка повела Герду в цветник. У девочки и глаза разбежались: тут были цветы всех сортов, всех времен года. Что за красота, что за благоухание! Во всем свете не сыскать было книжки с картинками пестрее, красивее этого цветника. Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за высокими вишневыми деревьями. Тогда ее уложили в чудесную постельку с красными шелковыми перинками, набитыми голубыми фиалками; девочка заснула, и ей снились такие сны, какие видит разве только королева в день своей свадьбы.

На другой день Герде опять позволили играть на солнышке. Так прошло много дней. Герда знала каждый цветочек в саду, но как ни много их было, ей все— таки казалось, что какого-то недостает, только какого же? Раз она сидела и рассматривала соломенную шляпу старушки, расписанную цветами; самым красивым из них была как раз роза, - старушка забыла ее стереть. Вот что значит рассеянность!

- Как! Тут нет роз? - сказала Герда и сейчас же побежала искать их но всему саду - нет ни одной!

Тогда девочка опустилась на землю и заплакала. Теплые слезы упали как раз на то место, где стоял прежде один из розовых кустов, и как только они смочили землю — куст мгновенно вырос из нее, такой же свежий, цветущий, как прежде.

Герда обвила его ручонками, принялась целовать розы и вспомнила о тех чудных розах, что цвели у нее дома, а вместе с тем и о Кае.

- Как же я замешкалась! - сказала девочка. - Мне ведь надо искать Кая!..

Не знаете ли вы, где он? - спросила она у роз. - Верите ли вы тому, что он умер и не вернется больше?

- Он не умер! - сказали розы. - Мы ведь были под землею, где лежат все умершие, но Кая меж ними не было».

(Г.Х.Андерсен. «Снежная королева»)

1.1.1. В чём проявляется двойственность старушки, умевшей колдовать?

Ответ

                                                                                                                                               











(при недостатке места писать на обороте)

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и ответьте на проблемный вопрос объёмом 5-10 предложений

«Вот Герда въехала в темный лес, но карета блестела, как солнце, и сразу бросилась в глаза разбойникам. Они не выдержали и налетели на нее с криками: «Золото! Золото!» Схватили лошадей под уздцы, убили маленьких форейторов, кучера и слуг и вытащили из кареты Герду.

- Ишь, какая славненькая, жирненькая. Орешками откормлена! - сказала старуха разбойница с длинной жесткой бородой и мохнатыми, нависшими бровями.

- Жирненькая, что твой барашек! Ну-ка, какова на вкус будет?

И она вытащила острый, сверкающий нож. Вот ужас!

- Ай! - закричала она вдруг: ее укусила за ухо ее собственная дочка, которая сидела у нее за спиной и была такая необузданная и своевольная, что любо!

- Ах ты дрянная девчонка! - закричала мать, но убить Герду не успела.

- Она будет играть со мной! - сказала маленькая разбойница. - Она отдаст мне свою муфту, свое хорошенькое платьице и будет спать со мной в моей постельке.

И девочка опять так укусила мать, что та подпрыгнула и завертелась на одном месте. Разбойники захохотали:

- Ишь, как скачет со своей девчонкой!

- Я хочу сесть в карету! - закричала маленькая разбойница и настояла на своем - она была ужасно избалована и упряма.

Они уселись с Гердой в карету и помчались по пням и по кочкам в чащу леса. Маленькая разбойница была ростом с Герду, но сильнее, шире в плечах и гораздо смуглее. Глаза у нее были совсем черные, но какие-то печальные. Она обняла Герду и сказала:

- Они тебя не убьют, пока я не рассержусь на тебя! Ты, верно, принцесса?

- Нет! - отвечала девочка и рассказала, что пришлось ей испытать и как она любит Кая.

Маленькая разбойница серьезно поглядела на нее, слегка кивнула головой и сказала:

- Они тебя не убьют, даже если я рассержусь на тебя, - я лучше сама убью тебя!

И она отерла слезы Герде, а потом спрятала обе руки в ее хорошенькую, мягкую и теплую муфточку».

(Г.Х.Андерсен. «Снежная королева»)

1.1.1. В чём заключается двойственность маленькой разбойницы?

Ответ

                                                                                                                                                 












(при недостатке места писать на обороте)

Ответы детей оцениваются в соответствии с методическими рекомендациями ФИПИ, и полученные баллы превращаются в оценки, что позволяет решать прагматические задачи – подготовки к экзамену по литературе в 9-11 классах. Полученные и проверенные работы анализируются, и лучшие ответы обязательно зачитываются, а также учащимся предоставляется возможность улучшить свои ответы после разбора, подкорректировав или исправив их.

Что даёт такая система?

Во-первых, от начала и до конца звучит текст произведения, поэтому решается вопрос о разрешении проблемы отсутствия текста письменного источника-оригинала на уроке;

во-вторых, учителю не надо монологизировать, превращая урок в «спектакль одного актёра» и «задыхаясь от восторга и упоения» собственной значимости и понимания литературы, ведь говорят только дети, используя в качестве образца предъявляемое системой на уроке; в-третьих, учащимся, получившим к следующему уроку задание просто прочитать произведение, приходится не только прочесть, но и использовать дополнительные сведения, предоставляемые «любимыми» гаджетами; в-четвёртых, система «заставляет» учащегося правильно выражать свои мысли, контролируя письменную и устную форму речи.


Поделиться: