Авторcтво: Лебедева Ольга Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Немдинская СОШ», Республика Марий Эл |
Возраст учащихся – 9-11 классы.
Цели и задачи: - знакомство с цветочным этикетом (т.е. научить дарить цветы по разным случаям жизни) и знакомство с «языком» цветов;
- профессиональная ориентация на специальность аранжировщика цветов и дизайнера-строителя природного ландшафта;
- привитие любви к цветам, к красоте окружающей природы.
1. Вступление. Многообразие цветочного мира.
Тихо звучит музыка: вальс цветов из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» или песня в исполнении Вячеслава Малежика «Букет» на стихи Н. Рубцова.
Ведущий ученик (читает):
Всю жизнь цветы не оставляют нас,
Красивые наследники природы –
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят
Они нам продлевают радость встреч,
Откладывают время расставания.
Мы душу и цветы должны беречь
От хищных рук, от зла и прозябанья.
Любая мысль возвышенной мечты
Тогда лишь перельется в ликованье,
Когда пред ней склоняются цветы,
Посредники живого пониманья.
Учитель: Трудно представить, как обеднел бы мир, если исчезли бы из него цветы. Как потускнела бы палитра красок, как погрустнела бы музыка ароматов и сколько бы очарования потеряла красота. Этими словами мы начинаем наш разговор, посвященный цветам. Будем говорить с вами о цветах – символах выражения чувств и мыслей. И в самом деле, где мы можем найти более нежного истолкователя наших самых сокровенных дум и чувств, как не в тихом чудном мире цветов? Существует целая наука о значении цветов и даже язык, при помощи которого любящие сердца неслышно, но понятно друг для друга изъясняются о своих чувствах. Будем с вами говорить об искусстве дарения цветов. И начнем разговор с цветочного этикета.
Ведущий ученик: Какие цветы лучше преподнести, если отправляешься в гости?
1 ученик (рассказывает, а в это время 2 ученика – юноша и девушка разыгрывают сцену вручения букета):
Букет собственного изготовления или купленный в магазине для подарка может быть небольшим, полностью завернутым в бумагу или целлофан. В букете, содержащем до десяти цветов, их должно быть нечетное количество, при большем – произвольное. Прежде чем войти в квартиру, следует снять бумагу с цветов или открыть их наполовину, но можно оставить букет в целлофане – это допустимо. Если мужчина сопровождает женщину, он передает цветы хозяйке после того, как женщины приветствуют друг друга. Мужчина вначале держит букет в левой руке, а после своего приветствия переносит его в правую руку и вручает хозяйке. Мы привыкли, что в основном дарят цветы женщинам. Дарят ли цветы мужчинам? Дарят. Когда юбиляр мужчина, цветы вручают его жене. Женщина дарит мужчине цветы при его чествовании в связи со знаменательной датой или при значительной разнице в возрасте.
2 ученик (рассказывает): Букет ко дню рождения лучше составлять из цветов, которые любит виновник торжества. Это могут быть розы, гвоздики, каллы, ирисы или более скромные цветы: нарциссы, георгины, астры, ромашки, ландыши, васильки. Если розы предназначены в подарок молодой девушке, то лучше выбрать бутоны светлых тонов, только начинающиеся распускаться. Женщинам постарше дарят цветы любых окрасок, однако, фиолетовый цвет остается вдовьим. Мужчинам рекомендуется дарить цветы с крепкими прямыми цветоносами: розы, гвоздики, каллы, гладиолусы, ирисы.
Букет для первоклассника, лучше составить из ярких осенних цветов: разноцветных астр, георгин. Не следует составлять букет из гладиолусов, за которыми не букет видно самого ребенка.
3 ученик (рассказывает): Основные цветы букета для невест – это белые и розовые розы. У нас любят желтые цветы, которые в России традиционно считают символом измены. Хотя в Европе и на Востоке желтый цвет воспринимается как праздник, радость, богатство. Букет должен гармонировать не только с нарядом, но и с внешностью самой невесты. Для миниатюрных лучше всего сделать букет в стиле бидермейер: округлой формы из большого количества цветов, плотно примыкающих головками друг к другу. Для крупной девушки больше подойдет ниспадающий букет – односторонний, вытянутой формы, с цветками, головки которых не касаются друг друга. Такие букеты обычно оформляют большим количеством аранжированной зелени: аспарагусом, плющом, папоротником. В ниспадающем букете цветы имеют разную длину. Невеста держит его на полусогнутом локте. В Германии составляют букет для женственной невесты, спортивной, деловой и т.д.
4 ученик (рассказывает): Букет для артиста удобнее подготовить плоский, односторонний, без шуршащей упаковки и сильного запаха. До вручения его удобно держать на коленях, да и артисту будет легче нести его домой. При посещении больного также не рекомендуется приносить остро пахнущие цветы. Не уместны и громоздкие букеты. Лучше всего небольшой букет, составленный из нежных цветов изящной формы.
5 ученик (рассказывает и показывает). Можно взять в качестве примера не цветок, а ветку любого кустарника): Нужно уметь не только дарить, но и за полученными в подарок цветами ухаживать. Во-первых, прежде чем поставить цветы в воду, необходимо обработать их стебли – удалить всю зелень, обновить под водой косой срез стебля; во-вторых, дольше не вянут цветы, которые стоят в воде комнатной температуры; в-третьих, нужно менять воду через день или два, при этом обновить срезы и вымыть вазу.
Ведущий ученик: Сейчас поговорим о «языке» цветов.
6 ученик (рассказывает): «Язык» цветов зародился на Востоке в глубокой древности. В Японии к праздникам делают композиции, состоящие из растений, несущих определенную символику. Например, в новогоднюю композицию обязательно должна входить веточка сосны – символ долголетия; весной на праздник девочек ставят композицию из цветущих веток персика – символа нежности и красоты, а на праздник мальчиков – букет из цветов ириса и веток дуба, символизирующих мужество и стойкость. В России девушки объяснялись в чувствах с помощью цветов, имевших тайный смысл. Например, ландыш – вернувшееся счастье, лаванда – недоверие, нарцисс –эгоизм, мак – утешение, георгин – новость, ирис – час счастья, роза ярко-красная – здоровье, белая – невинность, желтая – кокетство, тюльпан – объяснение в чувствах, гладиолусы – юность и забота, ромашка – мир, белая сирень – одиночество, яблоневый цветок –несогласие в любви, василек – нежность, ночные фиалки – «я разгадал твое коварство».
Ведущий ученик (спрашивает): А где учатся на профессию аранжировщика цветов?
7 ученик (рассказыв): В марийском государственном техническом университете есть факультет лесного хозяйства и экологии. На этом факультете готовят по специальности «Садово-парковое ландшафтное строительство». А еще в городе Мытищи есть заочная школа аранжировщика цветов, и там готовят по специальности «фитодизайн» и «аранжировка цветов». Программа курса включает японское искусство икэбана (школа Соцегу) и европейский стиль составления композиций, букетов, корзин и прочее, в том числе по технике «Интерфлора» (Адрес: г. Мытищи ул. Железнодорожная, 20 Осиповой Н.В. индекс141024)
8 ученик (выступает): Технологии на основании своих исследований объясняют тягу определенных людей к тем или иным цветам. Подумайте хорошенько, какие цветы вы любите. А я расскажу, какими чертами вы обладаете, если любите те или иные цветы.
Розы и пионы. Эти цветы любят люди пламенные, жизнелюбивые, страстные и ревнивые. И наоборот, их не любят те, кто в жизни видит только серые будни и сторонится любви и увлечений.
Гвоздики. Их предпочитают люди свободолюбивые, решительные, страстные и ревнивые. И наоборот, их не любят те, кто старается идти в ногу со временем. Ещё люди с широкой душой, которые не придерживаются строгих догм.
Тюльпаны и гиацинты. Это любимые цветы тех, кто страдает от неразделенных чувств, от превратностей любви, от глубокого разочарования в тех, кому был предан.
Гладиолусы, георгины, ирисы. Эти цветы – символ великодушия, спонтанности, любви к природе. В то же время они приятны людям практичным, без излишних сантиментов.
Фиалки. Эти цветы предпочитают те, кто рассчитывает продлить молодость и сохранить лиричность души; эти люди способны на сильные чувства в любом возрасте.
Сирень. Это сезонные цветы. Обычно им отдают предпочтение люди, которые не очень-то задумываются о смысле жизни, несколько ветрены, имеют склонность к развлечениям. Отцветет сирень – они отдадут предпочтение другим цветам.
Цветы без аромата. Склонность к ним присуща людям деликатным, выдержанным, расположенным к раздумьям.
Цветы с сильным ароматом. Им отдают предпочтение люди вспыльчивые, неуравновешенные, способные на сильные чувства и в какой-то мере агрессивные.
Ведущий ученик (читает):
Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим другом,
Который сам не терпит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты –
Всё улеглось! Одно осталось ясно –
Что мир устроен грозно и прекрасно –
Что легче там, где поле и цветы.
(Николай Рубцов).
ІІ. Конкурс «Кто больше всех знает стихотворений с названиями цветов». Рассказывают или читают по очереди. Победитель тот, кто больше всего знает стихотворений (или хотя бы строки из стихов), где встречаются названия цветов.
ІІІ. Цветочная викторина. (Отгадывание загадок и ответы на вопросы ведущего учащегося)
8 ученик: Когда-то в России был обычай класть цветы между двойными рамами в домах. На дворе снег,
1) Этот цветок не боится ни жары, ни холода. Оттого и прозвали это растение и мороз-травой. Что это за цветок? (Бессмертник. Цветы не меняют свою золотисто-солнечную окраску даже тогда, когда их срезают. И за это им дали такое название)
2) Рос шар бел, дунул ветер – улетел (Одуванчик)
3) Беленькие горошки на зеленой ножке (Ландыш)
4) Лик пахучий, а хвост пахучий (Роза)
5) Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (Подснежник)
6) Эй, звоночки с язычком. Синий цвет, а звону нет (Колокольчик)
7) Кувшинки и блюдца, не тонут, не бьются (Лилия)
8) Белая корзинка, золотое донце. В ней лежит росинка и сверкает солнце (Ромашка)
9) Какой цветок считается символом Солнца и символом Японии? (Хризантемы)
10) Какой цветок называется последней улыбкой осени? (Астра)
ІV. Музыкальная викторина. (Учащиеся делятся на 2 команды и каждая по очереди исполняют по 1 куплету из песни о цветах)
V. Заключительное слово учителя: объявление благодарности участникам, награждение активных участников и победившей команды.
VI. Методические советы по подготовке и проведению.
Форма проведения: информационно-познавательная беседа с элементами драматизации, конкурс, викторина.
Непосредственно перед мероприятием оформить помещение яркими красочными иллюстрациями, фотографиями с изображением цветов, предметы для показа при выступлении – букет, ножницы, цветок с толстым стеблем или ветка кустарника; столы и стулья расположить в форме полукруга, а в конце полукруга – место для ведущего ученика. Тихо звучит музыка: вальс цветов из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» или песня в исполнении Вячеслава Малежика «Букет» на стихи Н.Рубцова.
7. Использованная литература:
1. Мир цветов – С-Пб.: ООО «Издательсто «Тригон», 2004.
2. Ерохин Н.Д. Приусадебное цветоводство. Ярославль, Верх.-Волж. кн. изд., 1972.
3. Кудрявец Д.Б., Петренко.Н.А. Как вырастить цветы: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
4. Табунщиков Н.П.Символика в цветочной композиции: Киев, Книж. изд., 1988.
5. Киреева М.Ф. Составление букета – М.: Россельхозиздат, 1983.
6. Рекламный буклет для поступающих в вузы. Факультет лесного хозяйства и экологии: Й-Олин. кн. изд., 2008.
Поделиться: