Авторcтво: Смирнова Евгения Павловна, учитель биологии ГБОУ гимназия №446 Колпинского района Санкт-Петербурга |
«Что может сделать каждый – не навредить!
Не быть равнодушным!
Не разрушать!
Посадивший деревце его не сломает».
Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) –
российский зоолог, эколог.
Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания.
Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которая строится на базе экологического сознания. Ответственное отношение к природе- сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: - образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; - воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; - развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды; интеллектуальных (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственных.
Процесс экологического воспитания в широком смысле – это процесс экологизации личности, формирование ее как носителя определенного типа культуры взаимодействия с окружающей средой (природной и социальной) под воздействием различных факторов окружающей среды (включая целенаправленный педагогический процесс) и внутренней природы человека.
Под экологической культурой мы понимаем часть общей культуры – совокупность гармонично развитых интеллектуальной, деятельностной, эмоционально-чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой). Общее представление об экологической культуре конкретизируется на каждом этапе развития личности определенными показателями, что обусловлено психологическими особенностями возраста. Уровень развития экологической культуры выступает, таким образом, в качестве критерия экологической воспитанности ребенка.
Понятие экологической культуры – комплексное, распространяющееся на весь спектр взаимоотношений человека с окружающей средой и пронизывающее всю личностною структуру. Это понятие включает в себя и бережное, ответственное отношение к окружающему миру, и любовь к природе и ряд других понятий, которые неоднократно выдвигались как самостоятельные цели экологического воспитания. Учитывая непрерывный характер развития личности, необходимость придания педагогическому процессу целостного характера, мы считаем целесообразным в качестве целевой установки определить развитие экологической культуры личности и в процессе образования, и воспитания.
Мир природы – среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия. Природа является для людей объектом познания и эстетического отношения. Ее явления эстетически совершенны и доставляют эстетически развитому человеку глубокое духовное наслаждение. Проникновение в ее тайны способствует формированию научного мировоззрения.
Его составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. В состав экологического сознания входят волевые устремления человека, направленные на охрану природы, на активную борьбу с нарушителями законодательства об охране окружающей среды. Экологическое сознание выполняет важные функции. Просветительская функция помогает школьникам осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство. Подрастающему поколению внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращение опасного и необратимого нарушения экологического равновесия.
В работе экоклуба при ГБОУ гимназия №446 за несколько прошедших лет приняли участие многие обучающиеся в гимназии. Свою работу мы координируем с Дворцом творчества детей и молодежи Колпинского района (ДТДиМ). При посещении практических и теоретических занятий экоклуба учащиеся получают новые знания, которые позволяют им не быть равнодушными к происходящим вокруг положительным и отрицательным явлениям в жизни родного города. В работе задействованы лаборатории "Архимед", позволяющие получить достоверную информацию о состоянии нашей среды обитания. Члены экоклуба делятся своими знаниями и опытом со сверстниками, выступая на конференциях, олимпиадах и конкурсах разного уровня, участвуют в различных акциях природоохранного характера.
В составе районной группы участники клуба участвовали в экологическом слете «Шаги в природу», проходившем в детском оздоровительном лагере «Голубое озеро», в экскурсиях в ДТДиМ по абонементу «Экологический марафон», в научно-практических конференциях «Союз наук», в выездах на фестиваль экологических фильмов «Зеленый взгляд», в проектной и исследовательской деятельности по программе «Зеленый пакет», в районных играх «Сад на окне», «Форт Ботсад», «Берегиня».
Основными показателями экологической воспитанности является понимание школьниками современных экологических проблем, сознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею.
Список использованной литературы:
1. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. –
Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.
2. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Улан –
Удэ, 1990. – 29с.
3. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя /Н.
И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. – М.: Просвещение,
1983. – 303с
4. Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. М., 1998г. - Концепция и стратегия развития системы экологического образования школьников.
5. Рюкбейль Д.А. Экология и мировоззрение/ программа по экологическому воспитанию и образованию/ - М.: ИСАР, 199
6. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение 1984г.
Поделиться: