Поиск по сайту

Роль музыки в развитии ребенка


Авторcтво: Голубничая Наталья Викторовна, педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга


Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби, тихой грусти. Характерной особенностью музыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мир человека.

В годы детства закладывается основа, на которой позже будет возводиться здание художественных пристрастий человека. Роль первых воспитателей в пробуждении духовного мира ребенка, в формировании его вкусов бесспорна и велика. Говорить о музыкальном искусстве – значит живо, эмоционально откликаться на него. Понимать музыкальное искусство – значит с его помощью непременно открывать что-то новое.

Задача искусства и музыки, в частности, заключается в том, чтобы «помочь ребенку в познании мира».

Слушание музыкальных произведений чрезвычайно важно для развития человека. Многократное восприятие лучших образцов музыкального творчества учит ребенка мыслить, чувствовать, переживать настроения, выраженные в художественных образах. Музыка имеет большое познавательное значение. Благодаря ей речь детей обогащается словами и фразами, характеризующими настроение, чувства, образы, тем самым увеличивая их словарный запас. С ее помощью осуществляется нравственное, эстетическое воспитание, понимание прекрасного.

Игра на музыкальном инструменте, пение или слушание музыки развивают эмоциональность и восприимчивость ребенка. Восприятие – это исходная точка возникновения переживаний, в том числе и музыкальных. Если музыкальное восприятие сопровождается зрительными, осязательными и другими компонентами, то музыкальное переживание ребенка становится глубже. Музыка воздействует благодаря целому комплексу выразительных средств: тембр, темп, динамика. Они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, окружающими ребенка.

Важно формировать у детей знания, умения и навыки, необходимые для полноценного восприятия музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.

Исследования последних десятилетий показывают, что музыка оказывает благотворное влияние на интеллектуальное развитие детей. Она стимулирует мозговую деятельность в целом: музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы. Музыка помогает формированию аналитических мыслительных навыков, на которые во многом полагается школьная наука, так как среди всех видов искусств наиболее абстрактна и структурирована.

Есть много профессий, где нужно реагировать на одновременные показания многих приборов, мгновенно аккумулировать информацию из разных источников и тут же принимать решение. Чтобы уметь мыслить многоканально, принимать адекватные решения и осуществлять их, нужно, прежде всего сохранять спокойствие. Музыкант воспринимает многообразие как норму. Контроль над сложными процессами дается им легче и требует меньших затрат энергии.

Музыканты открыты для общения, им есть что сказать, чем поделиться, что обсудить, этому способствует большой музыкальный кругозор. Привычка слушать другого и понимать его делает музыкантов мягче и терпимее. При этом их волевые качества не страдают, а только крепнут.

Единство музыки и речи признано всеми учеными. Они восходят к общим корням и имеют общее происхождение. Музыка и речь – психологические родственники и нейропсихологические соседи. «Музыкальный язык» и «музыкальная речь» вовсе не метафоры. В мозгу человека образовано единое речемузыкальное пространство, основы которого заложило пение. Пение – наиболее фундаментальное свидетельство речемузыкальной близости и ее средоточие, и потому пение до сих пор помогает развитию речи. Этим объясняется, что занятия музыкой оказывают помощь в изучении языка, освоении навыков чтения, в излечении речевых расстройств. Вначале был Звук, от которого отделилось Слово – таков ход эволюции. Музыкальный человек отличается от других тем, что владеет смысловым ключом речи – осмысленным интонированием. Грамотность школьника также напрямую связана с интонацией и фразой. Часто дети переставляют местами и пропускают буквы и слоги в словах. Пишут слитно слова в предложении, а новую фразу с маленькой буквы. Часто у первоклашек не сформированы элементарные двигательные навыки и мелкая моторика руки: пальчики плохо двигаются сами по себе и плохо переключаются с одного движения на другое. Занятия музыкой учат координировать свои движения. А игра на музыкальном инструменте сформирует в ребенке чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук. Музыкальная фраза, как и речевая схожи по своей структуре. Она имеет начало, развитие и завершение. И музыкальный ребенок, воспринимая на слух, начало предложения никогда не напишет с маленькой буквы.

Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности, потому что у музыки с математикой очень много общего. И там и тут господствует идея числа и отношения. В ладах – определенное число ступеней. Ритм делит время на единицы и устанавливает между ними числовые связи. Музыкальная форма основана на идее сходства и различия, тождества и контраста. В математике красота и гармония ведут за собой творческую мысль так же, как в музыке. (Только то верно, что прекрасно).

Сущность психологических связей между музыкальными и математическими способностями заключается в повышенно абстрактном характере восприятия, в переносе навыков пространственно-геометрического восприятия на реальную действительность.

Пифагор считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба эти занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

Из-за плохо развитого пространственного мышления дети часто не могут правильно понять условие задачи (особенно на тему времени, скорости и расстояния), ошибаются в устном арифметическом счете. А знакомство с геометрией при отсутствии пространственного мышления просто невозможно. Музыка - верный помощник в преодолении этих трудностей.

Ребенок, знающий азы игры на музыкальном инструменте, подобных затруднений не испытывает. Он твердо усвоил, где правая, где левая рука. Знание подкреплено наглядностью - перед ним лежат ноты, на которых ясно обозначены партии левой и правой руки. В ребенке закреплено и такое понятие, как «вверху-внизу», хотя регистры фортепиано расположены горизонтально. А чтение нот с листа является специфической пространственной операцией. Пальцы извлекают звуки при отсутствии зрительного контроля, опираясь только на тактильные ощущения, метрическую основу и слух.

Музыкальные занятия оказывают влияние на здоровье ребенка и в некоторых случаях рекомендованы врачами. Так, пение за инструментом или в хоровом коллективе развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает артикуляцию речи, стимулирует работу дыхательной системы организма.

Занятие музыкально-ритмическими упражнениями, основаны на взаимосвязи музыки и движения. Такие упражнения улучшают осанку ребенка, координацию движений, у ребенка формируется четкость ходьбы и легкость бега. Этому способствует ощущение сильной доли, желание попасть в такт музыки, не сбиться с заданного ритма. Динамика и темп музыкального произведения, способствует приобретению навыков быстрого реагирования: изменения скорости музыкального движения, степени эмоционального напряжения, амплитуды направления.

Влияние музыкального воспитания на формирование характера ребенка, бесспорно. Ребенок, занимающийся музыкой, привыкает планировать свое время по минутам, и в результате успевает сделать гораздо больше, чем его сверстники. Такой ребенок, помимо музыки, способен вместить в свой обычный день чтение книг, изучение языка, занятия спортом. В то же время, маленький человек учится нести ответственность за свою выполненную или невыполненную работу. Ребенок, не занятый ничем, кроме школы, после возвращения домой часто не находит себе места, томится от скуки, его дни проходят впустую. Чем больше и активнее ребенок занимается различными видами деятельности, тем меньше времени у него остается на асоциальную деятельность.

В результате всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы.

Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания носят прежде всего развивающий характер. В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для развития личности, и происходит это только через деятельность.

   Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь.

Она развивает все виды восприятия: зрительного, слухового, чувственного, и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.

Музыка развивает фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств.

Музыка развивает пространственное и логическое мышление.

Музыка помогает чутко реагировать на интонации голоса, что способствует точности воспроизведения услышанного при написании под диктовку.

Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, помогает контролировать характер и сдерживать эмоции, дает особое видение окружающего мира.

Обучать детей музыкальным дисциплинам: пению в коллективе, игре на музыкальных инструментах необходимо. Цель педагога - сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто желает прикоснуться и понять музыкальную культуры, поскольку каждый из них может стать подлинным любителем музыки — слушателем, участником музицирования.

Обучение музыки способствует воспитанию гармонично-развитого, духовно богатого человека.

Приложение: методическая разработка «Музыкально-литературная гостиная» (сценарий)


Список литературы:

1. Асафьев Б. Речевая интонация. – М.-Л.: Музыка, 1965.

2. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. – М.: Музыка, 1975.

3. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.- М.: «Академия», 2000.

4. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. – М.: «Современный композитор», 1982.

5. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.: Таланты-ХХI век, 2004

6. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. – М.: «Академия», 1988.

7. Михайловская Н.М. Музыка и дети. – М.: «Современный композитор», 1977

8. Сохор А. Музыка как вид искусства ⁄⁄ Вопросы социологии и эстетики музыки. – Л.: Советский композитор, 1981.


Поделиться: