Поиск по сайту

Основы организации и методики интегрированного обучения в культуросообразной школе

Автор: СИНЯЕВА С.А.


В современных условиях интенсивного расширения человеческих знаний об окружающем мире, ускоренного развития науки и техники важнейшее значение приобретает разработка такой системы обучения, которая позволяла бы в течение отведенного лимита времени подготовить из любого ребенка образованного человека. Для решения этой задачи система обучения должна строиться с учетом основных положений педагогики или дидактики и психологии.

В процессе обучения (в том числе и в рамках освоения программы общеобразовательной школы) ребенок овладевает некоторой системой знаний, навыков и умений. При этом содержание обучения определяется рамками учебной программы и может быть ограничено перечнем тех требований, которые предъявляются к выпускнику школы.

Общеобразовательная школа должна обеспечивать достижение своей главной цели - подготовку из учащихся образованных людей. Образованным же человек может считаться только в том случае, если он просвещен, обладает разносторонними знаниями и отличается высокой степенью культуры.

В то же время организация учебного процесса в школе базируется на системе отдельных дисциплин (учебных предметов), каждая из которых охватывает определенную область знаний или человеческой деятельности. Преподаванием по каждому отдельному предмету обеспечивается решение задач обучения, то есть привития ученикам определенных знаний, умений и навыков в соответствующей области деятельности.

Переход количества, характеризующегося достигнутым уровнем обученности ученика по всем предметам школьного курса, в новое качество -уровень образования - возможен только в том случае, когда полученные на различных уроках знания и умения складываются в единую, гармоническую систему.

Современная педагогическая наука представляет идеалом человека третьего тысячелетия свободную от конформизма, креативную, полностью самоактуализировавшуюся личность, и, следовательно, для формирования такой личности необходим переход от знаниецентрической к культуросообразной школе. Учить нужно не столько формальным знаниям (хотя знания по соответствующим предметным областям лежат в основе содержания учебных программ), но ценностям и нормам. Именно культурные ценности, воплощенные в произведениях искусства, во всем многообразии реальных объектов культурного наследия – составляют основу культуры. Такой подход позволяет обозначить основные ориентиры современного образования и воспитания: духовность, мораль, самосовершенствование.

Говоря о культуросообразной школе, нельзя не привести основных понятий, относящихся к характеристике человеческой культуры.

Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности, отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека, воплощенная в предметных, материальных носителях и передаваемая последующим поколениям.

Образование и совершенствование культурного человека основывается на использовании сохранившегося культурного наследия — части материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, выдержавшей испытание временем и передающейся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Именно передачу этого ценного и почитаемого культурного наследия должна обеспечить школа, осуществляющая обучение и воспитание своих учеников.

В свою очередь культурное наследие охватывает все многообразие культурных ценностей, к которым относятся (по законодательству РФ): нравственные и эстетические идеалы; нормы и образцы поведения; национальные традиции и обычаи; языки, диалекты и говоры; фольклор; художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии; уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Еще Ф. М. Достоевский говорил, что «красота спасет мир». Говоря о красоте, великий писатель имел ввиду вовсе не эстетическую категорию, а нравственную, моральную.

Но нравственная красота не возникает сама по себе. Моральные устои и основы духовности человека формируются реальной жизнью и им невозможно обучить на курсах хороших манер. В этом плане можно согласиться с Г. Гессе, который утверждал, что «истина должна быть пережита, а не преподана».

В ситуации с культурой, культурным наследием – все его ценности нажиты («пережиты») предыдущими поколениями, и задача школы – сделать так, чтобы существующие культурные ценности и для нового поколения граждан страны стали столь же ценными и почитаемыми, какими они являются для старших поколений.

Современная программа «Изобразительное искусство в общеобразовательной школе» ориентирует педагогов на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единый процесс. Это еще выше поднимает уровень требований к качеству работы обучающего (учителя), который обязан не только строить учебный процесс с использованием произведений искусства – наглядных примеров, имеющих в своей основе реальные факты и достижения человеческой культуры, но и стремиться формировать у учеников соответствующие нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения.

В этом плане следует отметить, что использование в обучении примеров из реальной истории (жизни) человечества – воспитательный прием исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности. Явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Знаменитый афоризм Сенеки звучит: «Долог путь наставлений, короток путь примера».

Для того чтобы найти наиболее эффективные пути и методы обучения, позволяющие обеспечить достижение требуемых уровней развития личности ребенка, необходимо опираться на общие закономерности процесса овладения знаниями, навыками и умениями, которые изучаются дидактикой (или педагогикой) и психологией.

Структура обучения (учения) на макроскопическом уровне включает два основных компонента, представляющих собой неразрывные составные части любого процесса обучения.

Первый компонент обучения - получение усваиваемых знаний об объекте (процессе) и действиях с ним. В ходе коммуникативного процесса, реализуемого в рамках проведения занятий с учениками, на этом этапе обеспечивается предъявление учебной информации учителем, её восприятие, внимание, понимание, осознание, ориентировка, осмысление, отвлечение, поиск, заучивание, установление связей, кодирование, хранение.

Если подойти к этому с точки зрения системного анализа, то в составе первого компонента обучения в самом обобщенном виде можно выделить четыре отдельных стадии:

1. - стадия идентификации - начальная форма восприятия и преобразования информации на основе физиологического приспособления к среде, ознакомление с информацией;

2. - стадия репродукции - подсознательное восприятие, преобразование информации на базе безусловных рефлексов и начального осознания информации;

3. - семантическая (смысловая, содержательная) стадия - преобразование информации и обращение ее в форму понятий, выражаемых речевой или другой символикой;

4. - прагматическая (практически-смысловая) стадия - возникновение способности и умения применять усвоенную информацию в практической сфере.

В общем смысле знания - это та информация, которую усваивает (накапливает в памяти) ученик в процессе обучения и повседневной деятельности.

Второй компонент обучения включает в себя отработку знаний и умений. При этом производится углубление знаний, переработка их и выражение в действии, проверка в деятельности, пробное выполнение действия, заучивание действия (приобретение навыка), практическое действие, применение знаний в реальной деятельности.

В этом случае можно говорить о наступлении следующей стадии учения

5. - стадия закрепления навыков и совершенствования умения.

На этом стандартное обучение заканчивается и начинается развитие, выводящее обучаемого на уровень трансформации, позволяющей ориентироваться в новых ситуациях и вырабатывать новую, принципиально отличную от прежних программу действий.

Рассмотренным выше стадиям обучения и развития соответствует четыре уровня обученности:

I уровень - уровень ознакомления, приобретаемые здесь знания называются знаниями-знакомствами. Этот уровень соответствует первым двум стадиям обучения.

II уровень - уровень репродукции, ему соответствуют знания-копии (вторая и третья стадии обучения).

III уровень - уровень знаний и умений, ему соответствуют знания -умения и навыки (четвертая и пятая стадии обучения).

IV уровень - уровень трансформации (эвристический), этому уровню соответствует способность решать нетиповые задачи без готового алгоритма решения на основе приспособления к новым условиям ранее усвоенных знаний.

Каким же образом эти дидактические рассуждения могут быть реализованы в рамках системы обучения, реализованной в общеобразовательной школе?

С точки зрения психологической знания могут выступать в форме наглядных представлений (образов) и понятий, являющихся абстрактным отражением действительности. Одним из существенных свойств системы знаний ученика средней школы является такая ее организация, которая обеспечивает возможность легкого перевода (трансформации) наглядных представлений в понятия и наоборот. Это составляет важнейшее условие формирования поведенческих моделей деятельности человека. Обучение в общеобразовательной школе целеустремлено именно на то, чтобы дать ученику достаточно полный и разносторонний набор знаний и навыков, которые могли бы гарантировать его свободное (в смысле - без затруднений) взаимодействие и общение с окружающей средой и обществом.

Чтобы система знаний обладала указанным качеством, в процессе обучения должны сочетаться различные способы и методы обучения, реализуемые в форме соответствующих видов уроков (учебных мероприятий).

Преподавание любого предмета в школе комплексно по содержанию и осуществляется методами комбинированного обучения. Что это означает?

Комплексное содержание обучения подразумевает охват учебной программой по каждой дисциплине полного перечня изучаемых вопросов и требуемого уровня обученности учеников по каждому разделу (теме). Здесь нет отрыва теории от практики. При этом за время обучения в школе каждый ученик должен приобрести весь, предусмотренный учебным курсом, объем знаний, умений и навыков.

Комбинированное обучение - это целенаправленная система взаимосвязанных, согласованных по целям, задачам, месту и времени учебных мероприятий (уроков), в ходе которых учитель с использованием определенного набора методов, способов и приемов педагогического воздействия (учения) обучает детей знаниям, умениям и навыкам, определяемым содержанием учебной программы по конкретной дисциплине.

При этом даже в рамках каждого отдельно взятого урока учитель комбинирует различные методы обучения и контроля - устное изложение, обсуждение, показ, практическая работа, упражнение, тренировка, устный или письменный опрос и т.п.

Комбинированное обучение на каждом уроке организуется в соответствии с замыслом проведения занятия, его композицией и осуществляется в рамках коммуникативного процесса «преподавание-учение». При этом сам процесс взаимодействия учителя с учениками в ходе урока строится с учетом обратной связи, то есть комбинация применяемых учителем способов, методов и приемов обучающего воздействия должна быть гибкой и обеспечивать достижение комплексных задач обучения.

Очевидно, что существующие педагогические приемы являются в определенном смысле стандартными и, методика их применения достаточно хорошо известна всем учителям. При этом в зависимости от конкретного содержания учебной дисциплины (темы урока или стоящих перед учителем задач и возможности их решения) изменяется частный перечень педагогических приемов, используемых каждым учителем.

Любой педагогический прием, реализованный учителем в рамках коммуникативного процесса на уроке, характеризуется определенным набором каналов передачи информации. Опыт преподавания показывает, что задействованные в ходе проведения классного занятия различные каналы передачи информации - зрительный, лингвистический, интонационный, кинетический - приводят к возникновению у учеников соответствующих реакций обратной связи, отражающих процесс восприятия ими учебного материала. Эти реакции могут быть конструктивными, конформистскими, индифферентными или конфликтными.

Существенным является то, что характер реакций обучаемых на обучающее воздействие учителя может изменяться в зависимости от множества различных факторов. К таким факторам могут быть, в частности, отнесены : уровень мотивации к изучению темы урока (или дисциплины в целом), сложность изучаемого материала, новизна предъявляемой информации, наличие связи с ранее изученными темами, скорость предъявления и объем учебного материала. Для достижения требуемого качества усвоения материала урока учитель стремится вызывать у аудитории именно конструктивные реакции. При этом одним из педагогических приемов, позволяющим облегчить процесс восприятия информации учениками, является использование эффекта новизны, опирающегося на уже имеющиеся у обучаемых знания и умения.

Эффект новизны может быть достигнут либо с точки зрения содержания изучаемого материала, либо своеобразием используемых учителем способов, методов и приемов его изучения.

Содержательная новизна учебного материала обеспечивается принятой в школе системой учебных дисциплин (предметов), формирующих полную программу общеобразовательного обучения. Однако не следует забывать о том, что «полнота каждого специалиста одностороння». Окружающая же нас действительность гораздо более разнообразна. Любой предмет, событие, явление, являющийся объектом изучения в ходе урока, рассматривается, как правило, с особенной точки зрения, определяемой видом учебной дисциплины, в рамках которой проводится это занятие.

Дидактическое единство общих основ методики обучения создает положительные предпосылки к тому, чтобы учителя, преподающие разные предметы, могли организовать взаимодействие между собой и совместно (вернее согласованно) осуществлять комбинированное обучение учеников. Необходимость же в подобных действиях объективно существует и базируется она именно на особенностях существующей системы обучения.

Комплексность системы обучения в общеобразовательной школе имеет свои сильную и слабую стороны.

Сила комплексного обучения по каждому предмету заключается в полноте его учебной программы. Полноте, пусть не исчерпывающей, но вполне достаточной, чтобы вывести учеников на требуемый уровень обученности. Этот уровень обученности определяется изложенным в программе каждого класса конкретным перечнем учебных вопросов, с которыми ученики должны быть либо только ознакомлены (иметь представление), либо знать теоретически (в основном репродуктивно), либо уметь практически выполнять.

Слабость же такого подхода определяется тем, что весь учебный курс приходится буквально втискивать в отведенный лимит учебного времени. Объем знаний, необходимых современному человеку, чтобы считаться «образованным», постоянно увеличивается, а общее время учебы в школе практически не меняется. (Если говорить строго, то это время тоже растет, но не столь стремительно, как объем требуемых знаний и умений. К тому же увеличение сроков обучения в школе ограничивают экономические, социальные, физиологические и другие факторы.)

Реально преодолеть существующие проблемы комплексного обучения в школе можно на основе внедрения интегрированных методов организации учебного процесса.

Сущность методики организации интегрированного обучения школьников рассмотрим на примере преподавания предмета «Изобразительное искусство в общеобразовательной школе».

Одним из основных показателей педагогической эффективности методики обучения по этому предмету является формирование познавательного интереса детей к искусству, проявление у них творческой активности, бережного отношения к памятникам культуры, понимание учениками роли искусства в жизни общества; а также углубление и обобщение представления детей об окружающей действительности.

Представление о различных сторонах окружающей действительности дети получают на всех уроках, проводимых по разным предметам. При этом структура учебных дисциплин практически в явном виде является результатом приложения к нашим знаниям о природе и обществе одного из приемов системного анализа — декомпозиции. Мир делится на грани (физику, лирику и т.п.) и изучается по частям. Но окружающий учеников мир объективно един и наши знания о нем, пусть даже разделенные на составляющие, тоже едины.

Три измерения (три проекции) одинаково органично вписываются в рисование (черчение), физику и математику. Композиция проявляется в эскизе, в сочинении, в оформлении решения задачи по химии. Прямая линия, как говорится, и в Африке остается прямой. Твердость и скоординированность движений руки, держащей кисточку и карандаш на рисовании, сродни утомительному труду чистописания на уроках русского языка. И подобный перечень можно продолжать до бесконечности. Это свидетельствует о том, что единство окружающего мира гораздо более объединяет разные учебные предметы, чем могут их разделить особенности учебных программ.

Ориентиром в работе с учениками на уроках ИЗО служат требования к знаниям и умениям для каждого класса, которые помещены в программе изучения курса изобразительного искусства. Но все человеческие знания и умения, в том числе и описываемые учебными программами, могут быть разделены по ряду признаков.

Знания (в общем смысле этого слова) - это та информация, которую усваивает (накапливает в памяти) человек в процессе прохождения различных этапов обучения и повседневной деятельности.

С точки зрения психологической знания могут выступать в форме наглядных представлений (образов) и понятий, являющихся абстрактным отражением действительности. Одним из существенных свойств системы знаний школьника как ученика является такая ее организация, которая обеспечивает возможность легкого перевода (трансформации) наглядных представлений в понятия и наоборот. Это составляет важнейшее условие формирования концептуальных моделей, оперативных образов, субъективных моделей характера взаимодействия ребенка и окружающей среды, которые осуществляют функцию регуляторов человеческой деятельности.

Чтобы система знаний школьника, вступающего в мир, обладала указанным качеством, в процессе обучения должны сочетаться различные способы и методы обучения, реализуемые в форме соответствующих видов учебных мероприятий.

Но знания существуют «простые» и «сложные». Простые (или элементарные) знания полученные человеком осваиваются им практически на уровне приобретенных рефлексов. Они, как правило, универсальны по содержанию и легко применяются школьником к любой области деятельности (изучаемой в школе учебной дисциплины). Эти знания имеют фактологический характер и содержательно характеризуются ответами на вопросы «Что это?» или «Какое это?».

В этой области преподаватель ИЗО может оказать помощь своим коллегам уже тем, что на его уроках дети учатся не просто смотреть на мир, но уже видеть его и адекватно воспринимать увиденное.

Например, при рисовании натюрморта из одного помидора многие ученики первого класса изображают на бумаге совсем не то, что стоит перед ними. Большинство рисует стереотипный образ помидора, который отложился у каждого детей в сознании - круглый или продолговатый, малиновый или оранжевый, блестящий или матовый и т.п. И учителю приходится разбирать ошибки школьников, в буквальном смысле слова «открывая» им глаза. После этого на уроках других учителей ребята уже по-иному воспринимают увиденное.

Сложные знания характеризуются ответами на вопросы типа «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Каким образом?» и тому подобными. Они отражают определенную сущность явлений и процессов и требуют существенного умственного труда для их использования.

В то же время сложные знания образуются на основе простых, являясь, по существу, результатом определенного рода моделирования (логического, математического, физического и др.) и использования приемов синтеза и анализа. Сложные знания гораздо менее универсальны, чем элементарные, и именно на их основе базируется необходимость разделения школьного курса обучения на изучение отдельных учебных дисциплин.

С этой точки зрения на уроках ИЗО дети учатся анализировать окружающий их мир и познавать его законы. Они уясняют понятия перспективы линейной (почему человек на рисунке большой, а дерево маленькое) и перспективы воздушной (далекий лес подернулся дымкой), пропорции, ритма, композиции, а затем успешно применяют свои знания на других уроках.

Посмотрим на известные (перечисленные выше) стадии обучения и этапы познавательной деятельности обучаемых - восприятие, осмысление, запечатление и воспроизведение (применение) информации - с точки зрения целесообразности применения в школе интегрированных методов обучения.

Восприятие и осмысление информации (стадия идентификации) учениками может быть улучшено, если сведения о каком-либо явлении или процессе они смогут получить многократно (на нескольких уроках по разным предметам) и в различной интерпретации (с разной точки зрения и от различных педагогов).

Во II-III классах на уроках природоведения ученики наблюдают за природой в родном городе, его парках, окрестностях. Учитель же ИЗО в это время проходит с ними тему «Глухие и звонкие краски», приводя в качестве иллюстрации вид природы на примере золотой и дождливой осени.

На уроках биологии в V-VI классах дети изучают строение растений, формы их стеблей, листьев и соцветий. А потом они рисуют цветы, и учитель ИЗО опять обращает их внимание на венчики и метелки, пестики и тычинки.

Запечатление или запоминание информации (стадия репродукции) тоже может быть существенно облегчено, если знания будут подкреплены соответствующими примерами и разъяснениями от разных учителей-предметников.

В V классе на уроке истории идет рассказ о древнегреческой керамике с изображениями олимпиоников. Это значит, что пришло время всерьез браться за изображение человека, причем обращать внимание не только на пропорции его тела, но делать особый упор на физическую красоту и пластику движений.

Математики в VII классе изучают с учениками прямоугольные и цилиндрические поверхности, параллельные линии, пропорции. А на уроках черчения в это время дети чертят изометрические проекции и производят сечения разных фигур. Иллюстрируют все это причудливые формы архитектурных шедевров средневековья на уроках истории, которые затем ученики старательно воспроизводят на рисовании.

Контрольные вопросы, задаваемые учителями на своих уроках, вынуждают отвечающих учеников проходить семантическую стадию обучения, преобразуя свои знания в форму понятий, которыми им приходится оперировать, давая ответы. На этом этапе, кстати, еще раз повторяется восприятие и осмысление информации остальными учащимися класса.

Преподаватель ИЗО с учителем музыки может скоординировать изучение общих понятий, таких, как ритм, акцент, гармония, диссонанс и др. И ученики должны при этом лучше прочувствовать единство звука (музыки) и изображения (орнамента, картины).

Выполнение практических заданий школьниками завершает этап усвоения знаний. При этом они воспроизводят (применяют) полученную информацию, проходя, соответственно, прагматическую стадию обучения.

Дети на уроках ИЗО изучают и рисуют то, что уже прошли по истории, литературе, анатомии, и при этом учитель изобразительного искусства должен обращать их внимание не только на графическое исполнение учебных рисунков, но и на характерные черты, существенные особенности изображаемых предметов, событий, явлений, характеров. Его уроки играют роль обучающего дополнения и позволяют лучше проверить качество усвоения учениками пройденного материала.

С этой точки зрения преподаватель ИЗО оказывает помощь многим другим учителям. Ведь он практически на каждом уроке разбирает особенности композиционного исполнения различных произведений - от каракулей первоклашек до шедевров великих художников.

Понятия композиции, пропорции и ритма очень универсальны по области их использования. Существует композиция графической работы, композиция музыкального произведения, архитектурного ансамбля, литературного сочинения, оформления решения математической задачи, отчета о лабораторной работе по физике и даже письма на деревню дедушке (или, в худшем случае, объяснительной записки по поводу разбитого стекла).

Поэтому для организации интегрированного обучения в школе необходимо обеспечить согласованное межпредметное планирование учебного процесса. Сходные по содержанию темы должны изучаться синхронно, а учителям необходимо проводить занятия с опорой на знания, полученные детьми на уроках других специалистов-предметников.

С навыками и умением дела обстоят почти аналогичным образом, но тут следует учесть и определенную специфику, поскольку они относятся к последней стадии обучения.

Навыки - это действия, доведенные до известной степени совершенства, выполняемые легко, быстро, экономно, с наивысшим результатом и в то же время с наименьшим напряжением, т.е. как бы автоматически. Основными методами их формирования являются упражнение, практическая работа и тренировка.

Конечно, далеко не всякое действие ученика нужно доводить до «автоматизма». Более того, излишняя «автоматизация» может превратиться в бездумность и явиться причиной ошибок. Как правило, легче всего отработать те действия, которые характеризуются известным однообразием и могут выполняться по шаблону, жесткому алгоритму.

В психологии различают три основных вида навыков: сенсорно-перцептивные (навыки восприятия), моторные (двигательные навыки) и интеллектуальные (приемы решения задач). Все эти навыки бывают необходимы ученикам как при освоении школьного курса обучения так и в повседневной (в том числе и последующей трудовой) деятельности.

Процесс формирования любого навыка обладает некоторыми общими чертами.

Первая из них - это объединение ряда элементарных движений (или других элементов действия, например, умственных актов) в единое целое. В основе объединения элементов действия в целостное образование лежит закон формирования временных нервных связей, открытых И.П.Павловым. Особая форма проявления этой черты навыка - совмещение во времени нескольких разных действий.

Вторая черта - постепенное устранение лишних движений (или иных элементов действия) и уменьшение напряженности.

Третья черта - перемещение внимания с процесса на результат. В начале отработки навыка внимание ученика направлено на собственные действия, позднее оно направляется на результат деятельности, на объект.

Четвертая черта - формирование ритма выполняемых действий. Благодаря ритмичности человек, владеющий навыком, может работать длительное время без утомления.

Пятая черта заключается в приобретении широких возможностей произвольно изменять темп работы. Темп ученика (в смысле новичка, только приступившего к обучению чему-либо), как правило, неустойчив и плохо подчинен его воле. Обученный человек способен сравнительно легко переходить от одного темпа к другому. При этом высокий темп не снижает, а часто повышает качество работы. Кроме того, опытный человек может легко переключаться с одного вида деятельности на другой.

В процессе формирования навыка наблюдается следующие основные этапы:

- предварительный этап, на котором человек получает знания о составе действия, орудиях (приборах, механизмах) и условиях деятельности;

- аналитический этап - этап овладения отдельными элементами действия;

- систематический этап, на котором элементы действия объединяются в целое;

- этап закрепления и «автоматизации» действия.

Таким образом, отработка практических навыков деятельности осуществляется на третьем уровне обученности (четвертой и пятой стадии обучения.) В то же время на первом этапе формирования навыка обучающийся должен получить некоторые знания о той деятельности, которой он будет обучаться.

Ученик берет карандаш и рисует в альбоме для рисования прямую или ломаную линию. Эту же операцию он выполняет на уроке черчения, математики, русского языка, и т.д. Если учителя на всех уроках проявляют требовательность к почерку детей и аккуратному оформлению письменных работ, то у учеников постоянно совершенствуется и отрабатывается навык красивого оформления графических материалов. Это уже признак достижения определенного уровня культуры. К тому же развитие у детей координации движений пальцев и рук (лепка, рисование, игра на музыкальных инструментах) положительно сказывается на их умственных способностях.

Умения - это навыки, применяемые в соответствии с полученными знаниями. На базе знаний и навыков, относящихся к некоторому определенному виду деятельности, формируется умение человека работать.

Когда говорят, что человек (ученик) умеет что-то делать, то имеется в виду, что он может самостоятельно выполнять определенную работу.

Умение проявляется при решении нестандартных задач. Оно предполагает хорошую ориентировку человека в новых условиях и выступает не как простое повторение прошлого опыта, а включает в себя элементы творчества. Если ученик освоит некоторую систему навыков, но не сможет применить их в изменившихся условиях, его нельзя назвать умелым.

Умение выполнять какую-либо деятельность подразумевает способность человека самостоятельно ее планировать в зависимости от конкретных условий обстановки. В процессе планирования «умелый» ученик оценивает не только условия предстоящей деятельности и определенные требования к результату своих действий, но и свои собственные возможности. Кроме того, планирование должно включать прогнозирование хода управляемого процесса деятельности, оценку вероятности возникновения тех или иных событий (программы деятельности), путей и способов воздействия на ход решения очередных возникающих задач и прогнозируемый результат.

Умения и навыки находятся в неразрывном единстве. С одной стороны, овладение определенным кругом навыков необходимо для формирования умения, с другой - человек (ученик), обладающий умением что-либо делать в определенной области деятельности, может более легко освоить и новые навыки.

В то же время между навыками и умением есть существенные различия с точки зрения методики их освоения учениками.

Навыки следует постоянно отрабатывать и поддерживать на определенном уровне, а это значит, что основным методом отработки навыков является метод тренировки, то есть регулярного и многократного повторения соответствующих относительно однообразных действий. Длительный перерыв в тренировках приводит к утрате навыков, снижению уровня подготовленности учеников к выполнению соответствующей деятельности с требуемыми (заданными программой обучения) результатами.

Умение следует закреплять и совершенствовать, а это подразумевает необходимость применения методов практической работы и упражнения, в ходе которых ученик должен выполнять разнообразные стандартные и нестандартные задания в различных условиях.

Специфика обучения в общеобразовательной школе заключается в том, что многие навыки и умения, вырабатываемые у учеников на уроках, являются простыми по содержанию и универсальными по области применения. Это означает, что типовым навыкам и умениям вполне возможно обучать учеников на занятиях по самым различным дисциплинам школьной программы.

Но это все требует времени. А где его взять, если учебная программа конкретной школьной дисциплины вынуждает учителя переходить к следующим темам, учить детей другим, более сложным вопросам теории и практики? Как, в конце концов, добиться того, чтобы обучение превратилось в развитие, а ученик вырос в образованного человека?

Сделать это можно, если организовать обучение на каждом уроке по отдельному предмету, а весь учебный процесс в школе построить в соответствии с концепцией и методикой интегрированного обучения.

Интегрированное обучение - это организованная по единому замыслу и плану система взаимосвязанных, согласованных по целям, задачам, содержанию и времени проведения учебных мероприятий (уроков), в ходе которых весь коллектив педагогов школы осуществляет разностороннее обучение учащихся с целью усвоения ими знаний, навыков и умений, определяемых программными требованиями к уровню образованности учеников на соответствующем этапе обучения.

Для организации интегрированного обучения в школе следует соответствующим образом откорректировать (согласовать) учебные программы порядка прохождения различных дисциплин и внести некоторые изменения в учебные задачи, содержание и методику проведения уроков отдельными учителями-предметниками.

Например, если поклассные программы курса «Изобразительное искусство в общеобразовательной школе» тематически согласовать с учебными программами других предметов, то можно, не перегружая школьников, акцентируя их внимание на изучении основных вопросов, закрепить знания, полученные на других уроках.

Такие интегрированные уроки позволят наиболее результативно справиться с общеобразовательными целями обучения изобразительному искусству и значительно повысить престиж ИЗО, как уроков, расширяющих и закрепляющих знания и умения, полученные на других уроках.

Современное преподавание изобразительного искусства требует инициативы и творчества учителей. Учитель сам определяет количество часов, которые надо провести на изучение отдельных тем утвержденной программы, а также последовательность рассматриваемых вопросов внутри тем. Особенно большие перспективы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса открываются на основе использования логики межпредметных связей.

Педагогу-специалисту в области изобразительного искусства, ведущему уроки в I-IV классах, было бы крайне полезно поддерживать постоянный контакт с учителями начальных классов для совместной целенаправленной работы по эстетическому воспитанию школьников. Учитель начальных классов может помочь учителю изобразительного искусства, скоординировав работу по домашнему чтению (предлагая прочитать сказку, стихотворение), по правописанию (включая в задания по русскому языку термины по изобразительному искусству), выполнять подготовительную работу (изготовление клише или наклеивание отдельных элементов на задуманную композицию) на уроках труда.

Например, при изучении темы «Театр» (II класс), работу над театральными костюмами можно провести на примере сказки Гофмана «Щелкунчик». Прочитав предварительно сказку на уроке внеклассного чтения, прослушав музыку П.И. Чайковского к одноименному балету, дети смогут лучше проанализировать возможные изобразительные средства различных видов искусств (литература, музыка, балет, театр), разобраться в характере главных героев произведения. Это поможет школьникам справиться с подбором цветов для костюмов главных героев сказки на уроке, посвященном теме «Цвет - важное изобразительное средство для раскрытия характера героя».

Однако не только преподаватели других предметов могут помогать учителю ИЗО. Он, в свою очередь, проводя уроки тематического рисования, может выбирать сюжет для них, опираясь на те произведения, которые дети в данный момент изучают по литературе. Работу над конкретными изобразительными задачами можно проводить на примере сказки, басни, стихотворения и т.д.

Большой простор для творческой инициативы открывается на использовании межпредметной связи с курсом истории.

Например, закрепляя тему «Человек» (V класс), можно опираться на материал уроков истории в этом классе, посвященных истории Руси — изобразить костюм русской женщины и воина (человек в покое и в движении).

В свою очередь уроки истории могут быть логическим продолжением уроков ИЗО в начальных классах, на которых дети рисовали мужские и женские лица в русских национальных головных уборах (кокошниках, шлемах и т.п.).

И самое главное - эти уроки могут стать весомым дополнением к знаниям, полученным школьниками на уроках истории. Ведь знакомство с русским костюмом невозможно без изучения истории Руси, религии наших предков, обычаев, многие из которых, кстати, живы и по сей день (почему невеста в белом, почему нельзя здороваться через порог). Существенную помощь в проведении таких познавательных уроков помимо учебника истории 5-го класса может оказать популярная книга-энциклопедия М.Семеновой «Мы - славяне!» (изд. «Азбука», 1997 год).

Перед преподавателями ИЗО открывается и множество других возможностей для проведения интегрированных с курсом истории уроков.

Например, постановки для натюрмортов можно составлять из предметов быта и декоративно-прикладного творчества славян (ковши, туеса, горшки и т.п.). А знакомство со шрифтовыми работами следует начинать с изучения истории первых рукописей и книг, первых алфавитов, с рисования инициалов, буквиц.

Знания, полученные на уроках посвященных изучению второго закона линейной перспективы, можно закреплять на примерах изображения русских изб, деревень и городов. При знакомстве с древнерусскими городами можно использовать фрагменты из сочинений историков и писателей, способствующие формированию у детей образного представления о красоте, своеобразии российской культуры, приведены в книге Л.Любимова «Искусство Древней Руси» (М. 1981 г.).

Законы светотени хорошо закреплять на примере рисования куполов и барабанов русских храмов. Древнерусская архитектура вообще дает хорошие возможности для усвоения учениками особенностей классических математических поверхностей.

Программы по декоративно-прикладному искусству могут быть тесно связаны с особенностями русского национального творчества, с изучением истории. Так до работы над русскими костюмами можно, используя славянскую символику, составить эскизы вышивки для одежды. А это значит, что снова будут повторяться понятия гармонии, ритма, акцента.

Беседы по искусству следует проводить на примере картин, упомянутых в учебнике истории для этого класса («Грачи прилетели» А.Саврасова, «Московский дворик» В.Поленова и т.д.).

Учителям предоставлена возможность расширять и заменять изучаемые по программе курса ИЗО виды декоративно-прикладной деятельности с учетом национальных особенностей школ, производственного окружения, материальной базы.

Огромное значение в формировании отношения школьников к культуре родного края имеет слово учителя. Через все уроки этого года можно провести мысли, раскрытые в статье академика Д.С.Лихачева «Память культуры и культура памяти», о том, что отношение к памятникам истории и культуры - показатель нашей духовной зрелости.

Объединение программы уроков изобразительного искусства для пятых классов с программой истории древнего мира поможет выстроить изучаемый материал в стройную систему представлений о роли и месте изобразительного искусства в жизни людей, об истории развития искусства с древних времен.

Так, на примере наскальных рисунков можно знакомить учеников с новыми техниками (уголь, пастель и т.п.), закреплять навыки изображения животных в движении. На примере древнеегипетских настенных росписей можно вспомнить правила изображения человека и обсудить способ изображения пространства без перспективы, принятый у древних египтян и вавилонян. Разделы учебника истории древнего мира, посвященные искусству - благодатное поле для творческих поисков преподавателя ИЗО.

Если же учитель истории (природоведения, литературы) за рисунки по изучаемой детьми теме, выполненные на уроке ИЗО, поставит оценки по своему предмету, то тем самым он не только повысит престиж уроков ИЗО, но и поможет формированию у детей представления об образовании, как о единой, целостной, содержательной системе, соответствующей реальностям окружающего их мира.

В настоящее время учеными доказано, насколько состояние всей нашей планеты напрямую зависит от уровня духовности людей. Негативная информация, выбрасываемая человеком в атмосферу в словах, отрицательных эмоциях, действиях и т.п. также сильно отравляет экологию всей планеты, как и вещественное загрязнение. Очищение мира от бездуховности является сегодня первостепенной задачей не только школьного учителя, но и каждого человека. А начать этот процесс необходимо с постоянного диалога человека с искусством, бытия в контексте искусства и по законам искусства…

В завершение хочется отметить, что применение интегрированных методов обучения в школе требует слаженной, согласованной работы всего педагогического коллектива, и, кроме положительного влияния на эффективность и результаты учебно-воспитательного процесса, способствует укреплению товарищеских отношений между учителями, внедрению в практику их профессиональной деятельности элементов педагогики сотрудничества.


Поделиться:


Назад в раздел