Поиск по сайту

Проектная деятельность в детском саду как условие изучения мира животных Красной книги. Или Мир животных Красной книги: образовательный проект для дошкольников


Авторcтво: Ларина Светлана Юрьевна, заместитель заведующего по УВР детского сада №67 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга; Иванова Лариса Николаевна, воспитатель логопедической группы детского сада №67 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга; Мышко Екатерина Валерьевна, воспитатель детского сада №67 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга


«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума».

В.А.Сухомлинский


Природа и человек неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа является не просто средой жизни, источником необходимых ресурсов, но и нашим единственным общим домом. Однако потребительское отношение неизбежно ведет человеческое общество к катастрофическим последствиям. В последние годы интерес к экологическим вопросам возрастает.

Экологические проблемы напрямую связаны с отсутствием или недостаточностью образованности населения в данной области. Обретение экологической культуры, экологического сознания – это единственный выход из сложившейся ситуации. Особо остро встала задача экологического образования, первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего населения – школьников и дошкольников. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Система знаний о природе, построенная на различных взаимосвязях растений и животных с внешней средой обеспечивает образовательный стержень в экологическом образовании дошкольников.

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера, моральных качеств личности, важнейших человеческих чувств: честности, уважения, любви к Родине. Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира. Восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывает у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. У детей важно развивать гуманные черты: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу.В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность была нами использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Главная цель проектной деятельности по ознакомлению детей с миром животных Красной книги – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы,пропаганда экологических знаний, формирование гуманного отношения к природе и проблемам ее охраны.

Образовательная область Познание и одна из ее задач – формирование целостной картины мира, расширение кругозора у ребенка-дошкольника – было и остается одним из направлений работы детских садов города. В дошкольный период как было сказано ранее закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к окружающим людям. В ДОУ дети проводят большую часть времени, и в силах педагогов помочь им узнать, познать и раскрыть таинственный мир природы. Выстраивая образовательную деятельность учреждения в целом, мы попытались перейти от традиционного ознакомления с природой к экологическому воспитанию, то есть не только формировать представления о природе, но и формы отношения к ней.

Почему именно эта тема нас заинтересовала? Во-первых, 2013 год объявлен в России годом охраны окружающей среды, во-вторых, Красная книга является одним из основных документов, информирующих нас о редких, исчезающих и нуждающихся в охране животных, и третий фактор, - сами дети, которые задают массу вопросов о животных, которых им удалось наблюдать.

Деятельность в ходе первого этапа проекта «Нуждаемся в вашей защите! Животные планеты Земля» способствовал пропаганде экологических знаний среди воспитанников и их родителей, формированию гуманного отношения к природе и привлечению внимания к ее охране. Проект охватил все группы детского сада, а не одну. Это было сделано целенаправленно для того, чтобы объединить не только работу по экологическому воспитанию, но и с введением новых федеральных государственных требований задать образовательной деятельности поисково-исследовательский характер. Дети старшего возраста изучили и узнали новое о таких животных как: филин, белый медведь, снежный баран, амурский тигр, черный аист. Дети среднего и младшего возрастов – пингвин, северный олень, дельфин, даурский еж, бурый медведь.

Задачи:

· Расширение представления детей о разнообразии природы

· Формирование знаний о животных, занесенных в Красную книгу, причинах их исчезновения

· Привлечение внимания к проблемам взаимодействия человека с природой

· Формирование таких качеств как сочувствие, сопереживание ко всему живому

· Закрепление знаний воспитанников о правилах поведения в природной среде

· Обогащение словарного запаса

· Развитие творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера

· Инициирование обсуждения проекта в кругу сверстников

На организационном этапе педагоги создали проблемно-игровые ситуации, которые помогли воспитанникам осознать и личностно принять проблему, задачи предстоящей деятельности. Проблема была озвучена через показ фильма «Исчезающий мир животных планеты Земля». В каждой группе воспитателями бала создана игровая ситуация (дети 11-ой группы пошли в зоологический, дети группы №3 спасали дельфинов, дети 5-ой группы угадывали, чей голос они слышат, группы №10 попали на выставку «Белые медведи в Арктике»).

Второй этап исследовательский. Дети совместно с педагогами и родителями, выбрав интересующий вопрос, приступали к изучению частей животного мира, чтобы в итоге собрать в целое, почему необходимо беречь и заботиться о братьях наших меньших.

Поиск мы начали с вопроса: Почему гибнет животное?

Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо изучить животное. На данном этапе мы с детьми планировали свою деятельность по направлениям: внешний вид животного, его повадки, способы питания и характер пищи, среда обитания, размножение, уровень нахождения в опасности, профессии, связанные с животными.

Приведем пример: ребенок делает выбор – внешний вид животного. Поиск информации идет совместно с педагогом, родителями. Подбираются картинки. Составляется диалог. Затем информация самим ребенком озвучивается в группе и размещается в центре познавательной активности, где каждый воспитанник может воспользоваться в самостоятельной игре, а также педагог, проводя образовательную деятельность.

Следуя интегративной системе, реализацию проекта мы осуществляли по следующим направлениям:

· познавательно-речевое

Беседы о животном, его среде обитания, потомстве; просмотр DVD-фильмов, чтение художественной литературы. Рассказывание сверстникам об интересных фактах из жизни животных, найденных дома с родителями; обсуждение творческих работ - с кем делали, из чего; составление рассказов, обыгрывание.

· социально-личностное

Дети принимали участие в коллективных работах, где распределяли обязанности, творили в соответствии с общим замыслом. Изучали профессии людей, связанные с животными. Обсуждали проблемные ситуации – Что будет, если загрязнять водоемы? Вырубать леса? Вся информация размещалась в группе, и дети могли использовать ее в самостоятельной деятельности.

· художественно-эстетическое

Наши воспитанники в ходе проекта с большим удовольствием занимались продуктивной деятельностью – лепкой, аппликацией, рисованием, создавая образы животных.

А также музыкальной деятельностью – прослушивали песни о животных, придумывали танцы, играли в подвижные игры

Особое внимание мы уделяли самостоятельной деятельности, где дети проявляли выдумку, творчество, развивая сюжетную линию игры.Условия для игры дети создавали сами.

67-1.JPG

Родители принимали активное участие в проекте. Благодаря совместному творчеству детей с мамами, папами, дедушками и бабушками были создано большое количество поделок из самых разнообразных и неожиданных материалов.

67-2.JPG

В каждой группе создана папка, куда вошла информация, собранная воспитанниками, педагогами и родителями.

67-3.JPG

Творческие коллажи о животных стали страничками красной книги.

67-4.JPG

Мы разработали два вида игровых кубиков, позволяющие закреплять полученную в ходе поиска информацию, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности.

67-5.JPG

Каждая грань кубика предлагает выполнить задание:

-где живет животное, его среда обитания;

- внешний вид животного;

- чем питается;

- как называются профессии людей связанные с животными;

-причины гибели животного.

67-6.JPG

Речевой кубик

- назови части тела животного? (цель активизация словарного запаса);

- чьи следы?чей хвост? (цель развитие навыков употребления притяжательных прилагательных);

- какое животное? (подборка прилагательных: тигр – ловкий, сильный, полосатый);

- что умеет делать животное? ( цель - обогащение словаря детей глаголами, словами-действиями: бегает, прыгает, крадется);

- как животное разговаривает, какие звуки произносит.

67-7.JPG

Картотека CD-дисков с фотографиями и презентациями животного

67-8.JPG

Фильмы ВВС «Твои веселые друзья зверята»

67-9.JPG

Выставка творческих работ «Они нуждаются в нашей защите!»

В рамках проекта было разработано комплексно-тематическое мероприятие «Путешествие по планете Земля». Его участниками стали дети подготовительной группы. Дети совместно с воспитателем попадают в увлекательное путешествие. С помощью волшебного глобуса и магического заклинания путешественники трижды оказываются в самых разных уголках Земного шара, где знакомятся с профессиями людей, связанными с изучением и охраной мира природы.

67-10.JPG

Первое волшебное перемещение происходит на Северный полюс, где ребята узнают интересные факты из жизни его обитателей, знакомятся с профессией полярника. Благодаря использованию мультимедийных средств дети услышали звуки вьюги, увидели северное сияние.

67-11.JPG

Во время второго волшебного перемещения путешественники оказываются на берегу океана, перед ними раскрываются красоты подводного мира. Дети узнают о профессии океанолог, попадают в его лабораторию, проводят опыт по загрязнению водной среды.

67-12.JPG

Третье волшебное перемещение переносит детей во владения лесника. Как подведение итога, он предлагает юным путешественникам игру-ТРИЗ «Можно – нельзя», ставящей перед детьми вопросы:

- Можно ли в лесу разжигать костры? Шуметь? Разорять гнезда? Мусорить? Лежать на траве?

67-13.JPG

Пребывание в каждом пункте назначения требует от ребят активного участия в предлагаемых обстоятельствах, проявления смекалки, знаний на практике.

На память о встрече, герои дарят детям предметы, которые используют в своей работе. Оказавшись в группе, ребята смогли обыграть подарок в сюжетно-ролевой игре, поделиться впечатлениями о путешествии.

Занятия в детском саду имеют свою специфику. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Добиться этого нам помогла компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Использование анимации, вставок видеофрагментов сделало возможным показ динамических процессов, смоделировать явления, которые нельзя продемонстрировать в обычных условиях или трудно увидеть, наблюдать в повседневной жизни (северное сияние, звуки леса, пение птиц и т.д.). Анализ проектной деятельности показал применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)оптимизирует восприятие учебного процесса, повышает мотивацию, заинтересованность детей, позволяет активизировать непроизвольное внимание, развить произвольное; расширяет возможности работы с наглядным материалом, что способствовало достижению поставленных нами целей. ИКТ позволяют модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить его эффективность, мотивировать ребенка на поисковую деятельность, дифференцировать подачу материала с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

К каким результатам мы пришли?

· Родители повысили свою педагогическую компетенцию, получив возможность из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками образовательного процесса

· Дети знают животных, занесенных в Красную книгу, проявляют желание больше узнать об их жизни, повадках

· Понимают взаимосвязь Человек – Природа

· Высказывают предположения и делают простейшие умозаключения (например, что от человека зависит многообразие видов животных, живущих на Земле)

Приведем примеры высказываний:

- Что произойдет, если все льды на Северном полюсе растают? – Будет наводнение. Дед Мороз утонет.

-Что произойдет, если ручей пересохнет? – Животные умрут без питья. Рыбки и лягушки погибнут.

- Что произойдет, если исчезнут птицы? – Вредных насекомых будет больше.

- Что произойдет, если ученые изобретут черного зайца? – Зайца быстро съедят.

· Дети рядом с родителями, совместно осуществляют поиск, создают творческие работы

· Знают профессии, связанные с животными

· Действуют согласованно, договариваются в процессе продуктивной деятельности

· Активно используют новые слова в свободном общении

· Получают положительные эмоции в ходе подготовки и проведения проекта

На последнем этапе осмысления своих собственных действий и поисков мы встали перед решением другой проблемы. Дети стали задавать вопросы – есть ли Красная книга в нашем городе? Какие животные в нее занесены? Что мы можем сделать для них? Поэтому наша работа по экологическому воспитанию продолжается…


Поделиться: