Поиск по сайту

Использование игровых технологий в формировании навыков безопасного поведения на дорогах у воспитанников дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида


Авторcтво: Новикова Людмила Александровна, учитель-логопед высшей категории, ГБДОУ детского сада №17 Калининского района Санкт-Петербурга; Тимофеева Татьяна Вадимовна, воспитатель высшей категории, ГБДОУ детского сада №17 Калининского района Санкт-Петербурга


Актуальность темы безопасности на дороге не вызывает сомнения. Кому как не нам, жителям большого мегаполиса, знакомы проблемы состояния дорожно-транспортной обстановки в Санкт-Петербурге. Наша задача - подготовить малышей к вступлению во взрослую жизнь, помочь им стать примерными пешеходами, внимательными, ответственными и знающими участниками дорожного движения.

Углубленное изучение данной темы в логопедическом детском саду требует особой специфики работы, грамотного и тщательно регламентированного подхода к каждому ребенку. Логопедический детский сад посещают воспитанники со своими специфическими особенностями - ослабленным здоровьем, речевыми нарушениями различной степени сложности. Детям трудно сопоставлять и анализировать материал, ориентироваться во времени и пространстве, логично и последовательно выражать свои мысли. И, основная задача специалистов, – исправить или скорректировать имеющиеся проблемы развития.

Создание единого коррекционно-образовательного пространства в группе, тесная взаимосвязь и единство воспитательной политики педагогов, объединенных общими целями, тщательно спланированная и продуманная система работы - в этом мы видим залог успеха нашей деятельности.

Мы хотим рассказать о тех мероприятиях, которые проводятся в нашем детском саду, а также об используемых методах и приемах работы. Настоятельно их рекомендуем, так как, работая над этой темой несколько лет, смогли убедиться в их эффективности и полезности.

Самое главное - создать в группе эмоционально положительный настрой к изучению правил дорожного движения. Этому способствует интересно и грамотно организованная развивающая среда и подборка дидактических и развивающих игр по данной теме, многие из которых были придуманы и разработаны нами.

Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, мы уделяем ей большое внимание. Именно во время игр воспитывается характер, расширяются представления об окружающем мире, формируются и совершенствуются определенные навыки поведения, воспитывается умение сосредоточиться.

На логопедических занятиях в играх, заданиях и упражнениях, имеющих целью научить ребенка адекватно воспринимать дорожную обстановку, обязательно параллельно ведется работа по нескольким направлениям: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование звукослоговой структуры слов, развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи, а также общей и мелкой моторики. Естественно, в работе прослеживается тесная взаимосвязь логопеда и воспитателя.

Для развития фонематических процессов (восприятие и различение звуков речи) используются игры «Подбери пару» (на определение первого и последнего звука в слове), «Пассажир» (составление нового слова из первых звуков исходных слов), «Подбери схему» (выбор из предложенных звуковых схем подходящей для данного слова), «Звуковой светофор» (называние гласных звуков, имеющихся в слове, и составление схем слов из символов гласных звуков), «Отгадай ребус» (отгадывание зашифрованных в ребусе слов).

Для совершенствования звукослоговой структуры слов тема «Правила дорожного движения» очень актуальна. Она предлагает огромный выбор слов сложной слоговой структуры. Работа в этом направлении ведется в игре «Пешеходы».

Развивая лексико-грамматический строй речи, логопед использует игры «Перейди дорогу» (отработка различных форм словоизменения и словообразования на материале темы «Правила дорожного движения»), «Составь схему» (определение количества слов в предложении, выделение предлога, дифференциация частей речи, и, как итог - составление графической схемы предложения), «Составь предложение из рассыпавшихся слов» (слова могут быть даны в исходной и в начальной форме в зависимости от уровня развития детей), «Вставь предлог» (вставка пропущенного предлога в предложение), «Живые картинки» (упражнение в правильном употреблении в речи глаголов и предлогов, составлении предложений).

Развитие связной речи происходит в играх «Четвертый лишний», «Карта», «Построй улицу», составлении рассказов о различных видах транспорта, элементах дороги, дорожных знаках, дорожных ситуациях.

Для развития общей и мелкой моторики разработаны картотеки физминуток и пальчиковых гимнастик со стихами о дорожных знаках, транспорте, участниках дорожного движения.

Развивать внимание, сообразительность, закреплять знание о дорожных знаках помогают дидактические игры «В знаке ошибка», «Веселые знаки», «Расставь дорожные знаки». Дети учатся сопоставлять и анализировать изображение на картинке и находить правильное решение.

На дороге очень важно умение правильно ориентироваться в пространстве, определять направление и расстояние до ближайшего объекта. Такие игры «Гараж», «Поставь машину на стоянку» позволяют научить ребенка правильно определять свое местоположение и удаленность предметов относительно себя, а также закреплять сформированные понятия «далеко», «близко», «направо», «налево».

Часто для принятия правильного решения на дороге необходимы быстрота реакции, мгновенная оценка обстановки, умение предвидеть ситуацию. С помощью таких игр как «Лабиринт», «Что лишнее?» и др. мы учим детей продумывать и логически обосновывать свои поступки и поведение. Часто бывает затруднительно правильно оценить различные варианты заданий и выбрать единственно верное решение. Каждая ситуация обязательно анализируется с ребятами. В игре этот процесс становится наиболее увлекательным, интересным и полезным.

Правильно вести себя на дороге и соблюдать правила, можно только почувствовав себя участником движения. Для этого вовсе не обязательно выходить на улицу, можно построить дорогу самому и превратиться в маленького человечка-пешехода. Многие макеты в группе созданы руками детей. Из спичечных коробков, коробочек, палочек можно построить настоящий город, в котором будет все по настоящему – дома и человечки, улицы и проспекты, машины и светофоры.

Одним из интересных мероприятий, которое проводится в нашей группе, является «Почта Светофорика». Это двустороннее общение детей и «Светофорика» с помощью писем, записок, рисунков по правилам дорожного движения. Например, письмо Вани Р., 6 лет: « Для чего на светофоре мигает зеленый сигнал?» Или математическая задача от Миланы Д., 6 лет: «Пять мальчиков хотели перейти дорогу. Когда загорелся красный сигнал светофора, два мальчика начали перебегать дорогу. Сколько мальчиков знают и выполняют правила дорожного движения?» Дети ведут переписку в течение года, а вся корреспонденция читается и обсуждается в группе.

Целостность обучения и воспитания обеспечивается установлением связей в разных видах деятельности ребенка, взаимодействием между специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Главным авторитетом для ребенка всегда являются его папа и мама. Их поведение на улице, их отношение к правилам дорожного движения будет всегда примером для подражания. Сделать родителей наших воспитанников союзниками и единомышленниками - наша задача. С готовностью и большим желанием семьи воспитанников откликаются на все наши проекты и начинания. Ребята вместе с родителями принимают участие в конкурсе поделок «Веселый светофор», где проявляют незаурядную фантазию и творческий подход.

Большой интерес вызывает проведение в нашем ДОУ совместной деятельности родителей и детей «Валяние из шерсти Светофорика». Это занятие проводится с использованием нетрадиционной техники – мокрого валяния. Валяние из шерсти позволяет развивать мелкую моторику, вызывает приятные тактильные ощущения при соприкосновении с натуральными материалами и доставляет эстетическое удовольствие. Это мероприятие заинтересовывает не только детей, но, и в не меньшей степени, их мам.

Любой ребенок быстрее поймет и усвоит правила дорожного движения, о которых будет рассказано не в обычной беседе, а в близкой детям дорожной сказке. Именно это и привело нас к созданию сборника сказок о Светофоре. В этом нам также помогли родители наших воспитанников. Вместе со своими детьми они написали небольшие рассказы, сказки, стишки о правилах дорожного движения. Вот некоторые названия произведений из этого сборника сказок - «Светофорик в Петербурге», «Нужный Светофор», «Ленинградский Светофор». Мы очень благодарны родителям наших воспитанников за помощь, поддержку, активное участие в такой нужной и важной работе.

Специалисты ДОУ стремятся к тому, чтобы наши маленькие воспитанники обладали как можно более полной информацией о безопасности поведения на дорогах, обучались, играя, приобретали бесценный опыт равноправных и грамотных участников дорожного движения.


Список литературы:

1. Вдовиченко, Л.А. Ребенок на улице: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и правила дорожного движения. СПб, 2008.

2. Майорова, Ф.С. Изучаем дорожную Азбуку. М.,2006

3. Черепанова, С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. М.,2008


Поделиться: