Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Использование современной игровой технологии «квест» в образовательном процессе
«Игра – путь к познанию мира, в котором они (дети)
живут и который призваны изменить».
M. Горький Игра как педагогическая технология никогда не теряет своей актуальности. Как метод обучения игру люди использовали с давних времен. И в настоящее время она находит самое широкое применение в педагогике. В современном образовании игровая деятельность используется, как активный метод обучения для освоения учебных предметов, и может быть использован как для групповой, так и для индивидуальной работы, что позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию. Сегодня цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя в работе. Слово «Квест» сравнительно новое для нашей аудитории. Дословно с английского языка это — «поиск», который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр. Как современная образовательная технология «квест» решает следующие задачи: - Образовательные – вовлечение каждого в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности участников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме. - Развивающие – развитие интереса к предмету деятельности, творческих способностей, воображения участников; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации. - Воспитательные – воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, здоровье сбережение.
В Доме детского творчества «Юность» Выборгского район Санкт-Петербурга прошли квесты «Школа рукоделия», разработанный креативными педагогами отдела ИЗО и ДПИ: Е.В. Тыровой, Е.Ю. Соколовой, М.А. Зотовой, А.В. Богомоловой, Р.А. Пановой, Л.И. Мирошниковой: · 20 марта – для педагогов Городского методического объединения «Кружево-бисероплетение и вышивка», · 24 марта – для детей, родителей, педагогов в рамках открытия Городской выставки детского прикладного творчества по направлениям кружевоплетение, макраме, фриволите, бисероплетение и рукоделие «Мозаика талантов» · 23 мая 2014 года – для педагогов Городского методического объединения «Моделирование одежды»
Квест «Школа рукоделия» можно определить как: «живой», творческий, краткосрочный и межпредметный, так как объединяет различные виды рукоделия: батик, бисероплетение, валяние, кру́жево, вышивка, квиллинг, лоскутное шитье, макраме, мягкая игрушка, оригами, пергамано, скрапбу́кинг, ткачество, флористика, художественная роспись, шитье. Цель данных мероприятий - познакомить педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленности города, детей и их родителей с современной педагогической технологией, направленной на развитие личности ребёнка, его познавательных, и созидательных способностей. Участникам было предложено провести один учебный день в нашей «Школе рукоделия». Из них были сформированы команды-классы, выбраны старосты-капитаны, выдан маршрутный лист-дневник, с указанием изучаемых предметов: ¾ «Своя игра» - игра-викторина, разработанная на основе популярной телевизионной игры. Команды - участники отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь набрать наибольшее количество очков. ¾ «Бабушкин сундук» - игровая ситуация, в которой команды-участники имеют возможность наглядно и тактильно познакомиться с «продуктами» рукоделия выполненными в разных техниках, классифицируют их, решают дидактическое задание. ¾ «Мастерская моды» - творческое задание по созданию аксессуара из традиционных и нетрадиционных материалов. Итог своей креативной работы команды представляют на манекене. ¾ «Эрудит» - решение кроссворда на интерактивной доске для закрепления знаний о видах рукоделия. ¾ «Угадайка» - разгадывание загадок-шуток-ребусов по теме рукоделия для вовлечения каждого участника игры в активный познавательный процесс. ¾ «Переменка» - знакомство в увлекательной форме с методами и приемами снятия утомления и повышения умственной работоспособности. В лучших традициях квестов в сценарий включены задания c элементами ролевой игры, поиск объектов и информации, бонусы, штрафы, интрига, оценка, итоги, призы, и, конечно же — эмоции. Перемещения участников происходили в границах территории ДДТ «Юность». Продолжительность уроков – 10 минут. Вели их настоящие учителя – педагоги дополнительного образования отдела ИЗО и ДПИ, и педагоги-организаторы ДДТ «Юность». Также в расписании были факультативы — мастер-классы от ведущих педагогов города. В традициях игровой деятельности в данной игре так же предусмотрена командная деятельность. Организаторы, проводя беседы, обращают внимание участников на зависимость результата от умения взаимодействовать в группе, когда каждый участник несёт ответственность за всю команду. И если каждый заинтересован в лучшем результате, и стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием, то способность договориться, понять другого, решить определенную проблему сообща быстрее приведет к положительному результату. Итогом игры стал инновационный продукт – цветок-пазл, собранный участниками из элементов «добытых» при прохождении квеста. Победители квеста получили от организаторов креативные подарки. Он вызвал огромный интерес у педагогов, школьников и их родителей, так как представленные инновационные образовательные технологии не имеют в настоящее время широкого распространения в массовой практике. В конце игр был проведен экспресс-опрос, выявляющий отношение участников к деятельности, в которую они были вовлечены, их роли в команде, удовлетворенность мероприятием. В процессе опроса участников, выяснилось, какое значение для каждого имела игра, довольны ли участники своей ролью в ходе проведения мероприятия, насколько полезно и интересно им было . Из высказываний родителей: «Воздух просто пропитан идеями участников!» «Приятно видеть как сами участники и команда раскрывают идеи, о которых бы и не подумал!» «Командная игра, в которой развивается эрудиция, сообразительность, креативность и нестандартное мышление». «Идея игры проста – команды, перемещаясь по станциям, выполняют различные задания, но изюминка – в заданиях! Они подобраны таким образом, что бы быть максимально оригинальными, интересными, и не требующие специальных знаний или умений от игроков». «Игра позволила увидеть педагогов и своего ребенка с другой стороны!» «Я и не подозревал, что во мне есть задатки модельера!» «Большое разнообразие и качество заданий позволяет показать игрокам декоративное творчество с той стороны, которую большинство из нас никогда не замечало». Из высказываний детей: «Атмосфера просто улетная!!!» «Квест – это игра, которая создаст незабываемую атмосферу загадки, приключения и веселья для всех кто в ней участвует». «Мы приобрели новые знакомства». «Ребусы разгадывать очень весело!» «Соревноваться с родителями – это забавно и очень хотелось у них выиграть!» «Мы узнали много нового, и о родителях тоже!» «Оказывается, уроки могут быть классными, веселыми и нескучными!»
Из высказываний педагогов: «Не просто полезная информация, а реально действующие методики в очень доступной форме и дружелюбной атмосфере». «Очень эмоционально, интересно, а главное полезно. Доступные методики, с применением которых, можно создать что-то интересное. Спасибо, за то, что поделились опытом, полезной информацией и вдохновением!» «Как педагог, не могу не отметить очень хорошую структуру занятий. Было интересно и полезно, как профессионалам, так и любителям – это тот идеал, к которому стремится любой педагог». Вследствие проделанной работы мы выявили, что цель мероприятия достигнута нами в полном объеме, все поставленные задачи выполнены. Мероприятие получилось современным, нескучным, познавательным, запомнилось и участникам, и организаторам. Основные результаты организации и проведения квеста «Школа рукоделия», которые следует отметить: ¾ Создание условий для развития личности ребенка, формирование интереса к исследовательской и творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства. ¾ Расширение спектра совместных мероприятий, направленных на развитие познавательной деятельности, содействующей гармонизации детско-родительских отношений; ¾ Налаживание связей между учреждениями основного и дополнительного образования; ¾ Возможность трансляции опыта в учреждения района, города; ¾ Установление партнерских отношений с семьями воспитанников.
Использованные источники: 1. Специализированный электронный журнал «Экстернат. РФ» http://ext.spb.ru/index.php/webinars/2209-22012013-qq-q-q.html— 2. Своя игра http://www.ntv.ru/peredacha/svoya_igra/ 3. Элисия Рубин, Рита Мойсер. Мода и ваш стиль.- Ростов н.-Д.: Феникс, 2006 4. Ильинский М.М. Ее Величество Мода.- Смоленск: Русич, 1997г 5. Женский онлайн-журнал http://www.magiclady.net/publ/moda_i_stil/moda_osen_zima_2013_2014/69 6. Дамский дом. Клуб современных дам. http://damskiydom.com/moda/modnie-accessuary-2013-2014.html 7. Вайнер Э.Н., Кастюнин С.А. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура - М.: Советский спорт, 2003 . 8. Онлайн-сервисы создания кроссвордов http://pedsovet.su/publ/44-1-0-4139 http://interaktiveboard.ru/load/33-1-0-582 9. Генератор ребусов http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&enter=1
Поделиться: |