Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Современные тренды информатизации образования: Лондон , BETT, начальная школа
Японское море, город Владивосток, краешек земли. Лондон? Это же так далеко! 8533 км, среднее время в полете 14 часов 40 минут, разница во времени 11 часов. Непреодолимое расстояние… Но кто сказал, что это невозможно? Есть Программа и люди, которые дарят удивительные подарки. Поездку в Лондон на выставку BETT-2013 мне подарила Программа Intel «Обучение для будущего». Я перелистываю фотографии, вспоминаю свои короткие лондонские каникулы… Трудный и долгий перелет. Аэропорт Хитроу. Таможня. Мы с Ириной Заботиной, учительницей французского языка из Дзержинска, подходим к молодому сотруднику за стойкой. Улыбается хитро: «Цель прибытия в Лондон?» Мы отвечаем: «Образовательная выставка BETT и, конечно, сам Лондон!» Снова вопросы: «Ваша профессия? Кого вы учите? Как долго планируете пробыть Лондоне?» Понимаем, отвечаем. Таможня пройдена! Как приятно видеть улыбающееся лицо руководителя нашей делегации Татьяны Пирог! Встретились, и сразу в метро. Красивые вагончики, 45 минут мелькают пригороды Лондона, станции метро. Вот ты какой! Простой, низкоэтажный, твой цвет – цвет красного кирпича. Потом отель, короткий отдых. И первое мероприятие – Офис Google. Мечтала увидеть своими глазами людей, которые работают в компании Google. Они очень молоды, жизнерадостны и активны. Юноши и девушки. Из разных уголков мира. Экскурсию по лондонскому офису проводили двое молодых американцев. Жаль, что в самом офисе нельзя фотографировать. Попробую вспомнить самое интересное. Итак, в там работает около 200 сотрудников. Удивило огромное количество комнат отдыха, особенно тех, которые предназначены для кофе-пауз. «Кухня должна находиться от сотрудника на расстоянии не более 50 метров». Хорошее правило. Проголодался – иди в бар или столовую. В коридорах на стенах развешаны маркерные доски. Есть возможность выплеснуть эмоции. Берешь ручку и рисуешь, пишешь, радуешься, ругаешься, смеешься. Думаю, что работа у ребят напряженная. Поэтому можно забежать в музыкальную комнату и изо всех сил постучать по барабанам или поиграть на гитаре. А еще поваляться в шезлонге, уснуть в кресле, полежать на мягком коврике или спрятаться в автобусе, самом настоящем. Иногда нам удавалось заглянуть в пустые кабинеты сотрудников. Очень эргономично обустроено пространство. Здесь рождаются новые сервисы, идеи, будущее. Спасибо Google, мы еще не раз встретимся с тобой в Лондоне. Конечно, одно из самых ярких впечатлений нашего путешествия – выставка BETT (British Education and Training Technology), которая проходит в Лондоне уже в 29-й раз. BETT – это крупнейшая международная выставка образовательных технологий, на которой английские и международные фирмы представляют аппаратные и программные средства для образования. В 2013 году на выставке представили свою продукцию более 750 экспонентов, а посетили выставку более 30 000 человек из 119 стран мира. Итак, мы приехали в огромный выставочный комплекс в ExCeL. От количества людей кружится голова. Мы приготовили регистрационные листы, распечатанные с сайта выставки http://www.bettshow.com. Волонтеры помогли зарегистрироваться и получить пропуск. И вот перед нами выставочный город. В первое мгновение охватывает паника: «Как здесь не заблудиться?», «Куда отправиться?», «Как понять, что происходит?». Спокойно. Идем, осматриваемся. Хорошо, что я вместе с Ириной Заботиной. Она отлично владеет французским языком. «Vous parlez français?» Нам ищут переводчика, Ирина задает вопросы, получает ответы. Начинаем ориентироваться. (Забавно: мы – русские, находясь в Лондоне, ищем людей, разговаривающих на французском языке. В очередной раз понимаю, что современный человек не может не знать английского языка.) Что же предлагает мировая IT-индустрия образованию? Как высокие технологии изменяют образование? Первое, на что обратили внимание участники нашей делегации, – стремление производителей к интеграции. На многих стендах представлена комплексная информационно-образовательная среда. Предлагаются продукты, отвечающие принципу «все в одно устройство»: встроенный компьютер, проектор, видеоконференцсвязь, образовательный продукт. Общая тенденция выставляемых аппаратных и программных средств – обеспечение организации совместной деятельности учащихся – Collaboration. Для справки: коллаборация – процесс совместной деятельности, например, в интеллектуальной сфере, двух и более человек или организаций для достижения общих целей, при котором происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия (определение из Википедии). Удивило, что в современном мире любые поверхности превращаются в интерактивный дисплей (технологии teach touch) – стол, интерактивная доска, планшет, пол, потолок. Производители готовы даже стены сделать интерактивными, стоит только захотеть образовательным учреждениям, и тогда … пространство наших школ изменится до неузнаваемости. В 2013 году робототехника была представлена наиболее широко. Для развития критического мышления и улучшения пространственного восприятия школьников знаменитая компания LEGO предлагала новые модели: LEGO EV3, LEGO Mindstorms TNG с усовершенствованным интерфейсом, сенсорами и ходовой частью. Кроме того, современные роботы могут работать под Линуксом и даже учить школьников.
Но наиболее широко на BETT был представлен образовательный контент для школ, к сожалению, чаще всего платный. Так, например, компания Tigtagworld (http://dev.tigtagworld.com/international/) ссылка недействительна! предлагает интересные видеоролики по всем предметам школьного цикла. На выставке нам показали видеоролики о природе на русском языке. На портале Busythings (http://busythings.co.uk/) представлены обучающие игры для малышей и младших школьников. Есть свободный доступ к некоторым материалам. Например, такие смешные раскраски: 10monkeys (http://www.10monkeys.com/us/) – очень содержательный и красиво представленный контент для начальной школы, есть свободный доступ к некоторым материалам. Особое внимание на выставке было уделено технологиям создания 3D-изображений. По мнению разработчиков, такие технологии способствуют более качественному представлению учебного материала и усвоению новых знаний. Конечно, это всего лишь малая доля образовательных ресурсов, представленных на BETT–2013. Не обошли представители IT-индустрии стороной и вопросы управления образовательным процессом. Многие экспоненты демонстрировали платформы, объединяющие такие возможности, как управление учебными материалами, управление учебными планами, тестирование и оценка, отчетность по успеваемости учащихся, работа в интернете. Очень интересные решения предлагались для изучения языков. BETT–2013 поражает воображение. Новые технологии рождают образовательное пространство нового типа, в котором есть место «облакам», планшетам, роботам, виртуальной и дополненной реальности, интерактивным системам. Английские школьники – полноправные участники взрослой выставки – демонстрировали посетителям, что не использовать все эти технологии они уже не могут. Готовы ли мы, взрослые, сделать все возможное, чтобы все представленное на выставке работало на образование ребенка? Думаю, что у нас нет другого пути. Только нужно поработать над устранением разрыва между IT-технологиями и учителем. Еще одно событие оставило глубокий след в памяти. Экскурсия в лондонскую начальную школу Rosendale Primary school (http://www.rosendale.cc/). Пригород Лондона. Маленькие кирпичные дома, тихо, спокойно. Встречаем много молодых мам с маленькими детьми. Оказывается, мы идем в одном направлении – в образовательный комплекс. Школа состоит из нескольких небольших зданий, есть внутренний дворик. Необычно. Нас ждут. Приятный молодой человек проводит нас в небольшой зал. Потом узнаем, что это директор школы Нил Хопкин. Вместе с нами делегации из Дании. Нил приветливо улыбается и рассказывает о школе, в которой работает уже три года. Школа состоит из двух начальных школ и трех центров дополнительного образования. Обучаются в ней детишки в возрасте от 4,5 недель (да, это не опечатка!) до 11 лет. Конечно же, маленькие крохи учатся вместе со своими родителями. Но и детишки постарше начинали свой учебный день вместе с мамами и папами. Каждое утро родители 20 минут находятся вместе со своими детьми, чтобы понимать, что происходит в школе, как чувствуют себя дети, что им нравится, как они учатся. Когда ребята становятся постарше, то узнать о том, что происходит в школе, мамы и папы могут из классного блога. Первое, что решил изменить Нил в этой школе, – учебное пространство. Согласно теории Роберта Дилтса, новое пространство изменяет поведение, новое поведение рождает новые способы учебных действий и способствует достижению поставленных учебных целей. В результате портрет выпускника школы выглядит примерно так: выпускник Rosendale Primary school владеет высоким уровнем знаний и компетенций, согласно требованиям образовательной программы. Имеет богатый опыт проектной деятельности. Хорошо разбирается в музыке и живописи. Знает второй язык – китайский. Адаптирован для жизни в социуме, понимает и принимает других людей. Разбирается в современных IT и умеет применять эти технологии в учебной деятельности. Школа Нила Хопкина задает «моду» в области использования IT в образовательном процессе в Англии. Чтобы продемонстрировать результаты работы школы и всего школьного коллектива, Нил пригласил нас заглянуть на уроки в четыре класса. Первый урок. Project Learning. Возраст детей – 10 лет. Просторный учебный класс. Высокие потолки. Никаких излишеств. Все по-спартански просто. Осматриваемся. Дети работают в группах. Сидят в кружочках. Видят глаза друг друга. На столах тетради, коробки с карандашами и красками, лотки с кубиками, проводками, стопками лежат планшеты. Все пространство класса отдано ребятам. На стенах развешаны правила работы в группе, стенгазеты ребят (проект про теорию Дарвина), полки с книгами, баночки с краской, кисти. В зоне учителя расположена интерактивная доска SMART, ноутбук, обычная маркерная доска. В уголке под батареями лежат подушки – зона отдыха.
Нам разрешили перемещаться по классу, наблюдать за действиями школьников, задавать вопросы учителю и ребятам. Обычно работа над проектом длится в течение 4-х уроков. Проектная идея разрабатывается на первом уроке. Все последующие уроки посвящены доработке своей идеи, проведению экспериментов, оформлению результатов, созданию видеороликов и размещению их на youtube, рефлексии в классном блоге. Мы попали на заключительный урок. Ребята проверяли работоспособность своей идеи. Задача – создать машину Голдберга. В результате эксперимента созданная конструкция должна разрушаться самым сложным образом от одного легкого прикосновения к части машины. Ребята строили горки из кубиков, домино, проводков, машинок, солдатиков и приводили свою машину в движение. Эксперимент снимали на видео, загружали видео на youtube, описывали результаты в блоге. Ссылку на видеоролик зашифровывали с помощью QR-кода, который распечатывали и приклеивали в свою тетрадь. Учитель и любой ученик может подойти с планшетом к тетради, расшифровать QR-код, сразу же попасть в Интернет и увидеть результат работы группы. Поразило, что планшеты, сервисы Интернет в этом классе были так органичны. «Не кричали» нам: «Посмотрите, мы используем современные IT-технологии». Их можно поставить в один ряд учебных средств: ручка, тетрадь, кубики, машинки, планшет, блог, Интернет. Все работает на образование ребенка. Поразила атмосфера в классе. Рабочая, шумная, свободная. Но по одному движению учителя – поднятая рука – весь «хаос» прекращается, ребята слушают установку и работа вновь продолжается. Второй урок. Математика. Возраст детей – 11 лет. В классе один учитель и два ассистента. Дети также работают в группах. Учитель разбирает видеоролик: умножение трехзначного числа на двузначное. Очевидно, этот пример решал какойто ученик, все его действия на планшете записаны, и сейчас учитель разбирает ошибки. Разные группы выполняют определенные задания. Одни группы играют в математическую игру на листочках, другие – решают примеры посложнее на своих маленьких ноутбучках, третьи – работают на графических планшетах и в тетрадях. Тем ребятам, кому требуется помощь, помогают ассистенты учителя. Такой индивидуальный подход. По надписям на маркерной доске понимаем, что каждый стол работает над определенным заданием в течение 30 минут. Этот класс постигает математические тайны вот уже 1,5 часа. Но, к слову сказать, дети такие же, как у нас: одни работают увлеченно, у других в глазах нет «искорки». Наверное, к ним тоже нужен особый подход. А теперь малыши – 6–7 лет. Два класса. Новое здание. Гардероб. Полочки с надписями, пальтишки. Но даже здесь дети сидят на подоконнике, на полу, рисуют, пишут, смеются. Учительница очень увлеченно объясняет нам, что дети составляют договор на следующую неделю. Идея заключается в следующем: ребятам выдают бланк с учебными обязательствами на следующую неделю. Нужно выбрать, чему ты хочешь научиться – читать, считать до 20, рисовать и так далее. Малыши увлеченно обсуждают свои планы, рисуют, выбирают. Отвечают на вопросы: «Кто я?», «Что я люблю делать?», «Кто мои друзья?», «Я хороший?», «Во что я люблю играть?». В конце недели учитель будет ставить отметки о выполнении, а ребята напишут, как справились со своим обязательством: «Отлично», «Мне очень понравилось», «Это было весело», «Я молодец». И еще малыши. Еще один учебный кабинет. Несколько рабочих зон. Каждая группа работает над своим заданием. Сегодня одна из групп узнает о китайском новом годе, рисует и конструирует драконов. Другая группа сочиняет волшебную историю про «магическую кашу». Третья группа занимается математикой, а в четвертую группу приглашает учитель: здесь ребята работают на планшетах, решают задачи. Группы все время меняются. В течение дня маленькие ученики поработают над разными заданиями. В этой уютной лондонской школе учатся дети разных национальностей. Они очень подвижны, любопытны, открыты, улыбчивы. Им здесь нравится, это сразу чувствуется. Поразило, что на уроках мы не видели, чтобы учитель что-то долго объяснял всему классу. Главное правило: дети сами должны думать, сочинять, познавать мир, что-то конструировать, анализировать. Признаюсь, у меня было другое представление о лондонской школе: консервативная, строгая, «чопорная». Или мы попали совсем в другую школу? Но то, что я увидела, мне понравилось. Очень. Все просто, демократично, по-человечески. Встречается ли что-то подобное в нашей приморской школе? Думаю, да. Вспоминаю конкурсный урок учительницы начальных классов Ольги Олеговны Бордаковой. Она тоже организует учебное пространство по-особенному. Дети работают в группах, учатся друг у друга. Вот только принимают ли наши проверяющие такую школьную атмосферу? Нужно поверить учителю, дать ему больше свободы. И тогда мы тоже будем учить наших детей немного по-другому: не зазубривать даты и факты, а анализировать проблемы; разрешим ребятам делать ошибки, заблуждаться, спорить, думать, мыслить критически. Это так просто! А Лондон? Туманный, белоснежный и кирпичный, живой, разноцветный, теплый и дружелюбный. Я уже по нему скучаю… Может быть, когда-нибудь мы встретимся вновь? Поделиться: |