Поиск по сайту

Технология проектной деятельности. Образовательный проект «Учимся наблюдая»


Авторcтво: Атаева Жанна Михайловна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории ГБОУ ДОД ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга; консультант: Александрова Татьяна Павловна, методист ГБОУ ДОД ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга


Опыт практического освоения современных технологий в дополнительном образовании это и опыт активного творчества, и опыт обучения, и практика экспериментальной деятельности, опирающиеся на организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Для достижения поставленных целей и задач в развитии подростков средствами театра, необходимо применять технологии, позволяющие максимально приблизить обучающихся к пониманию окружающего мира и осознанию своего места в нем.

В рамках образовательной программы «Театр плюс» на подготовительно-обучающем этапе (1 год обучения) одним из основных способов введения обучающихся в мир театральных технологий является развитие внимания и наблюдательности в процессе восприятия объектов внешнего мира. Наблюдение – раздел, являющийся необходимой базой, первоосновой для работы над сценическим образом. Наполнение «копилки наблюдений» следует начинать с наблюдения за миром животных. Почему? Потому что в результате наблюдения дети приобретают способность соотнести жизненные законы существования животных и законы существования на сценической площадке.

В программе обучения актерскому мастерству в профильных вузах в разделе «Наблюдение» наблюдение за животными – начало пути поиска к образу, к перевоплощению.

Мы не претендуем на глубокое профессиональное погружение в материал, но если у педагога стоит цель научить детей органично и естественно существовать в предлагаемых обстоятельствах (без чего невозможен театр в принципе), данную тему пропустить нельзя. Наблюдение за животными, например, в зоопарке, способствует пониманию, осознанию способов и механизмов существования их в природе: подчинение инстинктам. Даже если животные содержатся в неволе, «в живую» наблюдать за ними очень интересно и познавательно. Если принять факт естественного существования, наблюдение за внешними проявлениями поведения зверей приобретает качественно другой интерес: присмотреться и понять, что животное живет своей жизнью – просто, наполнено, неповторимо, подчиняясь инстинктам и приспосабливаясь к окружающему миру («предлагаемым обстоятельствам»).

Для того чтобы первые шаги детей на сценической площадке не были сопряжены с зажимами, комплексами, боязнью и стеснительностью, существуют большое количество специальных игр и упражнений, применяемых на практике педагогами, а так же различные технологии, приемы и способы введения детей в мир художественных условностей – мир театра.

Вашему вниманию представлен проект «Учимся наблюдая».

Цель – научить существовать на сценической площадке просто, непринужденно, естественно.

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать стремление к правдоподобию через игру

2. Обучить элементарным приемам существования в сценической постановке

3. Познакомить с приемом существования в трех кругах внимания

4. Формировать двигательные умения и навыки

5. Научить находить познавательную информацию, используя различные источники: литературу, интернет-информацию, видеоматериал

Развивающие:

1. Развивать умение слушать, слышать и действовать

2. Развивать сценическую смелость и непосредственность

3. Развивать чувство ритма и координацию движений

4. Развивать наблюдательность, внимание, память, фантазию

Воспитательные:

1. Прививать навыки коллективной творческой деятельности

2. Способствовать социализации учащихся в среде сверстников

3. Развивать стремление к доброжелательной оценке действий товарища

4. Развивать чувство художественного вкуса через участие в оформлении сценической работы

5. Воспитать навыки сценической культуры: аккуратность, прилежность, ответственность, пунктуальность

6. Развивать интерес к театральному творчеству

Возраст обучающихся: 5-6 класс

Реализация технологии – 3-4 месяца (Первое учебное полугодие: сентябрь – декабрь)

Итог: открытое занятие – представление сценической миниатюры.

Реализуется технология с помощью нескольких этапов:

1. комплекс игр и упражнений на раскрепощение, взаимодействие, наблюдательность, внимание, развитие памяти, воображения и фантазии;

2. наблюдение за животным в зоопарке;

3. закрепление наблюдений в творческой форме;

4. представление этюда из жизни животных на сценической площадке;

5. участие в сценической миниатюре.

Содержание.

1 этап. Комплекс подготовительных игр и упражнений (сентябрь)

Обязательные упражнения на концентрацию внимания, на раскрепощение и переключение внимания, на приобретение навыка слышать, слушать, и точно выполнять задания педагога. Занятия проводятся в творческом полукруге: стулья расставлены полукругом – наиболее удобное расположение для того, чтобы видеть друг друга, слышать, взаимодействовать.

2 этап. Экскурсия в зоопарк (конец сентября – начало октября).

Учебный выезд на экскурсию в зоопарк с целью наблюдения за животными. Педагог ставит конкретную задачу: внимательно присмотреться к различным животным в павильонах, закрытых и открытых вольерах, клетках, оградах; выбрать для сценического воплощения по желанию одного или двух животных, постараться объяснить себе, почему именно этот выбор сделан. В зоопарке можно провести полдня, не спеша, с перерывами на отдых. Желательно сопровождение родителей, чтобы можно было разбиться на несколько групп, для удобства передвижения по территории зоопарка по интересам и желанию ребят.

3 этап. Закрепление наблюдений.

На ближайшем занятии после посещения зоопарка ребята делятся впечатлениями, анализируют поездку, определяются с выбором животного и получают задание: на основании наблюдений сформировать папку с творческими заданиями:

- собрать информацию о животном: характеристика вида, где обитает, чем питается, особенности, повадки и т.д. (вкладывается в папку в печатном или рукописном виде);

- нарисовать животное так, каким его «видит» собственное воображение: простым или цветными карандашами, мелками, красками или фломастерами – по ощущениям.

- сочинить стихотворение. Не обязательно уметь писать стихи, важно иметь большое желание и понимать о ком пишешь - выбор должен очень нравиться, стать близким, родным и стихотворение получится само собой.

С целью развития эстетических качеств, листы папки предлагается оформить в едином стилистическом решении: например, создать одинаковую рамку или выделить заглавие на каждом листе, и т.д.

4 этап. Подготовка сценического этюда.

Проделав большую подготовительную работу, ребята эмоционально готовы к выходу на площадку в образе животного: придумывается история существования «животного» на сценической площадке, отрабатываются движения и перемещение по планшету. Дети стараются думать, как животные, вести себя, как животные, перемещаться, копируя повадки и характер. Увлекаясь игрой в создание образа, дети переключаются, забывают о комплексах, погружаются в игровую ситуацию. Важно, что бы во время подготовки этюдов дети не искали взглядом поддержки педагога, а существовали органично в предлагаемых обстоятельствах. Индивидуальные этюды исполняются в первом круге внимания: я никого кругом не вижу, не слышу, занят своим делом. Существую без взаимодействия с партнерами.

Череду индивидуальных этюдов можно закончить переключив первый круг внимания на второй – вижу партнера, взаимодействую с ним соответственно характеру: хищные животные начинают охоту на других особей. Те, в свою очередь, спасаются от хищников способами, соответствующими данному животному. Если взаимодействие подробно проработать и построить действие соответственно предлагаемым обстоятельствам, может получиться хороший, интересный групповой этюд в финале показа.

5 этап. Постановка сценической миниатюры.

В завершении проекта очень полезно закрепление наблюдений в сценическом перевоплощение в рамках литературного произведения. Одним из хрестоматийных авторов для театральных постановок считается К. И. Чуковский. Его сказки на первый взгляд просты и соответствуют раннему детскому возрасту: «Телефон», «Муха-цокотуха», «Краденое солнце», «Путаница» и др. На самом деле, любое из названных стихотворений часто используется в качестве речевых тренингов с актерской задачей даже студентами театральных вузов. При инсценировке стихотворений можно интересно выстроить действие, наделив персонажей характерами (используя опыт наблюдениями за животными в зоопарке) и подобрав соответственное музыкальное озвучивание.

Для участия в постановке не обязательно использовать костюмы. Достаточно студийную форму одежды дополнить бейсболками различных цветов, соответствующих типажам. Отличительные признаки: уши, носы, глаза и т. д. ребята изготавливают свои руками и прикрепляют к бейсболкам. Практический опыт в создании элементов собственного костюма прививает важные качества: обязательность, ответственность, организованность и сопричастность к акту сценического творчества.

Финальная постановка, как правило, очень оживляет выступление и служит яркой художественной точкой в открытом показе.

Содержание и структура данного педагогического проекта отличаются:

· универсальностью – возможностью использования педагогами;

· интерактивностью – реализацией нескольких образовательных областей;

· процессуальностью – рассмотрением развития ребенка как процесса;

· здоровьесбережением – проявлением и реализацией возможностей ребенка, исходя из его потребностей;

· экономичностью – использованием имеющихся методических средств и созданием дидактических средств.

Методы и приемы, используемые в ходе реализации данного проекта, направлены на активизацию устойчивого интереса детей к окружающему, проявлению своих возможностей в активной игровой, двигательной коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной и художественной деятельности. Также направлены на расширение кругозора, формирование игровых навыков, общеречевых умений и самостоятельности.

При реализации содержания данного проекта предполагается применение следующих методов и приемов обучения:

· игровой метод;

· метод наглядности;

· словесный метод;

· практический метод

· частично-поисковый метод.


Список литературы для педагогов

1. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники.- М.-Л., Искусство, 1967.

2. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М., Искусство. 1974.


Поделиться: