Поиск по сайту

Школа и церковь: социально-педагогическое партнерство


Авторcтво: Уланов Валерий Анатольевич, к.и.н., ведущий научный сотрудник НИЦ ЛОИРО


В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать отношения с другими субъектами социализации, в том числе и с традиционными российскими религиозными объединениями. (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М., 2009).

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны быть интегрированы в разные виды деятельности учащихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Долгое время в российском обществе шла дискуссия относительно возможности введения в школьный учебный процесс какого-либо курса, связанного с религией. Если вводить его, то каково должно быть содержание: основы вероучения конкретной религии или научные знания о религии, ее роли в истории и культуре. Новый Федеральный закон «Обобразовании в Российской Федерации» в 87 статье «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования» как бы подвел итог дискуссии, сформулировав следующее положение. «В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины». Федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы, принятый недавно, содержит предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Она включает в себя комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Этот культурологической курс нацеливал педагогов на работу с детьми по направлениям:

- развитие готовности к нравственному самосовершенствованию, человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности;

- формирование личности согласно нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Изучение курса ОРКСЭ в школе призвано способствовать формированию основ гражданской идентичности, осознанию своей этнической и национальной принадлежности у школьников.

Решая воспитательные и образовательные задачи, курс позволяет выстраивать в обучении межпредметные связи между школьными дисциплинами гуманитарного цикла. Работа учащихся не замкнута лишь в рамках уроков. Она дополняется многоплановой внеурочной и внешкольной деятельностью, необходимой для достижения поставленных задач.

В 2010-2011гг. по решению Министерства образования и науки РФ в 21 регионе прошла апробация нового курса. Целый ряд регионов приняли решение об участии в эксперименте самостоятельно, в том числе и Ленинградская область. Социологические опросы по итогам эксперимента всех задействованных в нем участников (представителей органов власти, руководителей образовательных учреждений, учителей, учащихся, их родителей, представителей традиционных религий) выявили подавляющую поддержку введению курса ОРКСЭ в обучение.

Епископ Зарайский Меркурий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, выступая на заседании секции «Наша новая школа и духовно-нравственное воспитание: традиции и новации» в рамках Всемирного Русского Собора в июне 2010г., так оценил появление нового учебного курса в школе: «Традиционные духовно-нравственные ценности православных, мусульман, иудеев, буддистов, людей, придерживающихся нерелигиозных взглядов, то есть весь спектр духовных оснований унаследованной нашим народом культуры, впервые в государственном масштабе, хоть и в рамках эксперимента, был открыт перед детьми, только начинающими свой путь в жизни, способными к восприятию нравственных уроков, запечатлевающими в своих душах неразрывную связь с культурой и ее духовными основаниями». На всех этапах подготовки и проведения эксперимента религиозные конфессии выражали общую заинтересованность в активном сотрудничестве с государственными структурами, непосредственном участии в обеспечении образовательного процесса.

Успешность проведенного эксперимента позволила приступить с сентября 2012г. к обязательному введению ОРКСЭ в школьную программу. Следуя принципу добровольности, учащиеся с помощью родителей выбрали для изучения один из шести учебных модулей в составе курса ОРКСЭ. В Ленинградской области более 57 процентов школьников приступили к изучению модуля «Основы православной культуры». В течение пяти последних лет здесь развивается плодотворное сотрудничество школы и церкви.

В августе 2009г. было подписано соглашение о сотрудничестве Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области и Отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. В нем определялись такие цели:

- повышение уровня духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;

- формирование у учащихся целостного мировоззрения, знания православной культуры как важнейшей составляющей российской и мировой культуры; развитие духовно-нравственного просвещения и возрождение культурно-исторических и педагогических традиций в системе образования.

Социально-педагогическое партнерство определило взаимодействие сторон, выразившееся: в решении организационных вопросов,

связанных с преподаванием православной культуры, его учебно-методическим обеспечением; в проведении научно-практических конференций, конкурсов, олимпиад для учителей и учащихся; в развитии краеведения, детского образовательного туризма, духовно-просветительных экскурсий и паломнических поездок по святым местам области и России;

в анализе и обобщении опыта совместной работы в области духовно-

нравственного просвещения и воспитания; в деятельности по защите

традиционных семейных ценностей, профилактике социальных отклонений среди детей и молодежи (преступность, наркомания, алкоголизм,

экстремизм и др.).

Для повышения эффективности и качества подготовки к введению «Основ религиозных культур и светской этики» в 2011г. было заключено соглашение о сотрудничестве между Правительством Ленинградской области и Санкт-Петербургской Епархией, а также трехстороннее соглашение между Комитетом общего и профессионального образования, Епархией и Русской христианской гуманитарной академией, направленное на содержательную подготовку педагогов школы. Подготовку учительских кадров для преподавания ОРКСЭ через систему повышения квалификации осуществляет главным образом Ленинградский областной институт развития образования, поддерживающий тесные деловые контакты с отделом образования и катехизации Епархии. В 2011 –2012 гг. на уровне глав администраций муниципальных образований области и местных благочиний были подписаны документы о сотрудничестве по реализации мероприятий в сфере духовно-нравственного воспитания детей. В области сложилась хорошая практика активного включения учителей и школьников в различные мероприятия духовно-нравственной направленности.

Важный вклад в решение актуальных проблем, связанных с сохранением духовных ценностей в нашем обществе и соответствующим просвещением и воспитанием детей, вносят ставшие традиционными Тихвинские межрегиональные Рождественские образовательные чтения. Участие в них –хорошая школа для большого числа педагогов. В 2012 г. чтения прошли на тему «Духовно-нравственное воспитание в новой школе России: опыт и перспективы», в 2013 г.- «Взаимодействие культуры и образования в духовно-нравственном воспитании личности». Последние открыли объявленный в Ленинградской области год Духовной культуры. Пятый год совместно проводится Областной этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежи на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».

Тема «Духовно-нравственное воспитание в образовательной среде Ленинградской области» обсуждалась на областном родительском собрании в марте 2011 г. Родителям принадлежит изначальная роль в воспитании и важная роль социального партнера в школьном образовании, в частности и в изучении курса ОРКСЭ. По инициативе Уполномоченного при губернаторе Ленинградской области по правам ребенка во всех образовательных учреждениях прошел единый родительский день «Охрана жизни и здоровья детей». Активную роль в этом мероприятии играли представители православной церкви. Учащиеся области принимают активное участие во Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси». С 2009 г. проводится совместный областной конкурс отдельно для педагогов и школьников по темам: «Уроки добра и милосердия», «Уроки доблести и чести», «Уроки любви и верности», «Уроки святости и чистоты». Школьники помогают в восстановлении церковных сооружений на территории своей малой родины. Полезный опыт духовно-нравственного просвещения и воспитания и взаимодействия с представителями церкви накоплен в образовательных учреждениях. В них создаются школьные и авторские программы, используются интересные формы и методики работы с детьми, в том числе в преподавании ОРКСЭ. Мы приводим лишь несколько примеров подобной работы. В Будогощской средней школе Киришского района реализуется программа воспитания гражданина России через развитие познавательного интереса к истории своей Родины и семьи. Составной частью ее является проект «Реконьская пустынь – затерянная обитель», проведение акций в поддержку этой пустыни. В средней школе No1 г.Выборга велся курс «Мировая художественная культура» по программам согласованным и с Епархией. Здесь были организованы кружки по предметам «Русская христианская культура» в начальных классах и «Межконфессиональная культура» в старших классах. Авторская программа Е.А.Рыбкиной из Гатчинской гимназии «К истокам духовности» сегодня известна и за пределами области, отмечена на республиканском уровне. Интегрируя различные образовательные линии, она значительное место отводит изучению основ православия, основ и культуры этой религии. Свою работу по программе учитель строит в сотрудничестве с учреждениями культуры, музеями, общественными организациями, а также воскресной школой Павловского собора. Учащиеся постоянно посещают школьный храм в честь Святого Благоверного князя Александра Невского, совершают экскурсии в храмы и монастыри, посещают музеи, знакомятся с подвигами святых и героев своей земли, сотрудничают в детских православных изданиях «Свечечка» и «Православная радуга». В конкурсе «За нравственный подвиг учителя» был представлен опыт сотрудничества с церковью Центра духовно-нравственного развития «Радуга» на базе Старопольской средней школы Сланцевского района. В работе центра реализуются курс «История православной культуры» при участии иеродиакона Антония, храма Рождества Христова. Очень нравится ребятам курс «Православные праздники», экскурсии по святым местам. Следует отметить, что в Ленинградской области функционируют десятки православных воскресных школ, в некоторых из них возможно получение не только дополнительного, но и основного образования. Так, в Гатчине успешно работает церковно-приходская школа Павловского собора, в которой обучаются 78 детей, получая начальное образование. С 2005 г . функционирует негосударственное образовательное учреждение «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа православной культуры (более 70 учащихся). В ней дети из разных семей, обучение и питание бесплатные. Реализуется государственный стандарт образования, а также введен предмет «Основы православной культуры», изучаются такие разделы как «Ветхий завет», «Святое Евангелие», «История церкви», «Закон Божий». В школе соблюдаются русские традиции национальной и православной культуры.

Взаимодействие школы и церкви – необходимое условие успешности духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.


Поделиться: