Поиск по сайту

Модульное включение курса ИКСПБ в предмет ОРКСЭ


Авторcтво: Баглай Наталья Петровна, учитель истории, ОРКСЭ, истории и культуры Санкт-Петербуга ГБОУ школы №76 Выборгского района Санкт-Петербурга


Реформа образования в России идет полным ходом, помимо перехода на новые образовательные стандарты в начальной школе появился новый предмет – основы религиозных культур и светской этики (далее – ОРКСЭ), который должен обеспечить выполнение школой важнейшей миссии - духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Как известно, новый предмет в четвертом классе изучается по одному из шести модулей на основании выбора родителей в объеме 34 часа, итоговая аттестация по системе «зачет/незачет». Так сложилось, что преподавание нового предмета ведут либо учителя-предметники, либо учителя начальной школы, прошедшие курсы повышения квалификации. И здесь возникает ряд проблем, которые носят системный характер. С одной стороны, учителя начальной школы, естественно, лучше владеют методиками обучения детей младшего возраста, знают особенности развития своих учащихся, ситуацию в семьях, уровень интеллектуальных и духовных способностей детей. Но, с другой стороны, эти учителя не представляют, что, когда, и в каком объеме учащиеся будут изучать по данной проблематике в курсах истории, обществознания, литературы, истории и культуры Санкт-Петербурга, МХК и т.д. в старшей школе. Отсутствие знания перспективы приводит к тому, что учителя начальной школы часто перегружают учащихся обилием терминов и сложных понятий, движимые желанием сделать свои уроки как можно лучше и насыщеннее. К тому же многие решаются взяться за освоение нового предмета по весьма прозаической причине – не желая терять из своей учительской нагрузки один час в неделю. Все эти обстоятельства привели к тому, что учителя начальной школы, в подавляющем большинстве, ведут новый предмет ОРКСЭ. Еще одна особенность заключается в том, что проведя этот предмет в течение одного четвертого класса, такие учителя вернутся к преподаванию ОРКСЭ только со своими будущими учениками. «Погружение в предмет» у учителя происходит, можно сказать, периодически, раз в четыре года.

В данной статье мне хочется остановиться на использовании модульного включения курса История и культура Санкт-Петербурга (далее ИК СПб) в преподавание курса Основы мировых религиозных культур. У преподавателей ИК СПб наработан большой материал по теме «Многоконфессиональный Петербург», который и будет востребован на уроках «Священные сооружения» и «Искусство в религиозной культуре». Нужно учитывать тот факт, что ученики 4 класса еще не имеют систематических знаний по истории, нет в начальной школе и предмета ИК СПб, ребята еще плохо знают город. Тем не менее, мы получаем возможность подготовить их к восприятию грядущих знаний. Это становится в какой-то мере опережающим обучением. На пяти-шести уроках темы учитель получает возможность дать новые знания о местоположении культовых сооружений, об архитектурных и стилевых особенностях зданий, о внутреннем убранстве и реликвиях, которые хранятся в храмах, назвать, пока что в ознакомительном порядке, фамилии выдающихся архитекторов и художников, работавших над убранством храмов Северной столицы. Здесь же мы говорим о правилах поведения в религиозных святынях и воспитываем истинно петербургский стиль отношения к культурному наследию. Так же мы имеем возможность проинформировать через учащихся и их семьи о разнообразной культурной жизни, которая кипит в культовых учреждениях Петербурга (концерты, лекции, праздники, даже консультации врачей)

Нам ясно, что в старших классах мы вернемся к этим темам уже на другом уровне, но зерна знаний будут посеяны со смыслом и дальним прицелом. Кстати, старшеклассников можно с огромной пользой для всех привлекать к подготовке презентаций и выступлениям перед учениками начальной школы. Это может вылиться в социальный проект «Старшие – младшим». На уровне района желательно проводить семинары, круглые столы или конференции, на которых можно обсуждать интересные и актуальные религиозно-философские темы в рамках изучения всех предметов духовно-нравственного цикла с приглашением заинтересованных учителей и специалистов.


Приложения:

Полезные сайты для учителя и учеников:

http://azbyka.ru/test/ustrojstvo-pravoslavnogo-hrama.htm

http://islam-detyam.ru/

Презентация к уроку «Священные сооружения различных мировых религий в Санкт- Петербурге» Часть 1 Иудаизм, Ислам, Буддизм.

Пособие по воспитанию в семье и школе «Философия для детей (в сказках и рассказах)», Минск, «Современное слово», 2003 г. – 280 стр.


Поделиться: