Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Уроки радости (из опыта работы с родителями)
Закон об образовании РФ [1, п. 31] включает в «участники образовательных отношений», наряду с педагогами, их организациями и обучающимися, родителей (законных представителей) учеников. В частности в связи с этим, работа с родителями является важной и, часто, не простой функцией педагога. Формы такой работы многообразны. Здесь и информирующие родительские собрания, и дискуссии на родительских конференциях, и диагностика особенностей родителей и их отношений с ребенком, и групповые тренинги, и индивидуальные консультации, и совместные праздники, и…[2, 3, 4, 5]. Мне бы хотелось поделиться своим (более, чем 10 летним) опытом использования такой формы работы с родителями как «родительский открытый урок». Целью такой деятельности является сближение в единый коллектив учащихся, родителей и педагогов. Подобные уроки помогают родителям лучше понять своего ребенка, увидеть его со стороны, сравнить с другими учениками класса, осознать требования учителя, темп и другие особенности урока. Опишем подробнее один из уроков для родителей 2-ого класса, проведенный в конце 1 четверти 2013 года. При построении урока важно было создать ситуацию, при которой каждый из учеников мог не один раз сказать, показать себя. Урок начался с того, что дети, повернувшись к родителям, поздоровались с ними, показали свой «паспорт» - улыбку. Это задало положительный эмоциональный тон всему собранию. На доске было изображено солнце, в центре которого выделялось слово УЧЕНИЕ, под ним – число 77. Во все стороны от солнца исходили лучи, подписанные в соответствии с предметами, которые дети изучают во 2-ом классе по программе «Школа 2100»: Русский язык, Математика, Литературное чтение, Окружающий мир, Изо, Технология, Физкультура. Я спросила у ребят, о чем будет идти речь на этом необычном уроке. Дети наперебой выдвигали свои версии и остановились на том, что ключевое слово урока - УЧЕНИЕ. Тогда я поинтересовалась: «А какие задания можно выполнить с этим словом?». Мальчик П. предложил написать транскрипцию. Это сложно для второклассников, но со второй попытки получилось! Затем внимание было привлечено к числу 77 под словом учение. Что бы это могло означать? И опять много версий. Я люблю такие моменты в уроке: дети сами выдвигают версии, предлагают « суразные и несуразные» решения… Выразительно смотрю на таблицу с предлогами… «Эврика!» С их помощью можно образовать столько новых однокоренных слов. Ученики подбирают 20-25 слов, составляют с ними предложения. Девочки М. и Л. вспомнили подходящие пословицы. Показываю Словообразовательный словарь [6], Словарь пословиц и поговорок [7] – это наши постоянные помощники (дети хорошо знают на какой полке они стоят). Ребята работают по-разному (большинство уже забыли, что рядом родители): А. и С. азартны, говорят интересно, доказательно; Л., О. и П., как всегда, прячутся за спины товарищей, Д. советуется с соседом, К. грызет ногти, М. развалился на парте. Кто-то говорит неуверенно, тихо. Есть и такие созерцатели, которые не торопятся сказать, поднять руку, но, если предлагаешь им ответить, говорят правильно и даже интересно. Скучающих нет. С трудом успеваю посмотреть на лица родителей. Кто-то записывает (что?), все явно заинтересованы происходящим. Сейчас мы очевидно команда… Предлагаю заглянуть в Словообразовательный словарь дома с родителями, найти неназванные слова, узнать их значение. Продолжаю урок-общение. Спрашиваю: любят ли ребята уроки русского языка, чем запомнился последний урок. Мне улыбается К. – предлагаю сказать ей. И забыв страх, она гордо заявляет, что последний словарный диктант она написала на 5! Ведь трудное для нее слово ПАЛЬТО, наконец, было написано правильно, потому что на уроке мы придумали «смешинку»: «Смешно сидеть в пАльто под пАльмой!». Это ей помогло. Тут же вспоминают слова из словаря с «помогалочками»: кОрзина (дно круглое), собака (нос как О!), хорошо – Окей (показываем на пальцах 3 раза), рЕбята (бЕгают!)… Родители улыбаются… Они уловили, как можно работать с трудными словами самим. Позже предлагаю для новых слов из словаря найти свои «помогалочки» дома с родителями, интересно оформить их и поделиться со школьными друзьями. Потрудились – пора отдохнуть. Физминутка! Звучит музыка, и дети выполняют ряд заученных упражнений. И все по-разному. Родители видят своих детей, сравнивают. Кто-то не успевает, ряд детей не могут еще делать упражнения на координацию движений, не в такт хлопают, проявляют невнимательность… Теперь родитель своими глазами может убедиться в том, о чем ему раньше говорил учитель. Один из лучиков солнца – математика. Кому интересно?! Вижу 10-15 рук. Трудно? Уже другие 10 рук! А что трудно? Устный счет!? Предлагаю несложный вариант: читаю подряд 10 примеров (по одному разу каждый), давая на счет по 10 секунд. Ученики записывают в тетрадях ответы через запятую, сравнивают, выявляют ошибки, комментируют выполнение действий. Л. без стеснения делится своими хитростями при счете. На столах у детей то, что помогает им считать: мерная лента, линейка, таблица и, конечно, свои пальчики – первая счетная машина. Родители видят, что дети сами могут оценить собственные промахи: кто-то не успел сосчитать, кто-то не знает компонентов, кто-то не использует удобные способы счета… а кто-то прослушал(!?). Умные родители берут на заметку, как дома можно готовить устный счет, учитывая продемонстрированные требования: темп, разнообразие заданий, уровень сложности… И очень ребята любят литературное чтение. Вопросы простые: «Какой раздел проходим, о чем там написано, для чего мы это делаем?» Дети уже перестали стесняться, забыли о наблюдателях, говорят, как умеют! М. – артистично, А. – доказательно, П. – обстоятельно, Р. – взахлеб, не договаривая фразы (мама это фиксирует), И. – односложно, Н. явно с логопедическими промахами (родителям понятно, куда обращаться)… Прошу подробнее рассказать о героях сказки П. Бажова «Серебряное копытце». Н. блестяще говорит 2-3 мин, Л. уточняет и выражает свое мнение, В. хочет сказать и путается… Родители видят разные уровни развития устной речи, сравнивают общий портрет класса с достижениями своих детей, их возможностями, стратегиями поведения; позже подходят за советами (теперь многие понимают, зачем нужен пересказ близкий к тексту, пересказ своими словами, сочинение с домысливанием, заучивание наизусть прозы…) Урок для родителей заканчивается. Дети явно довольны. Я тоже зачастую получаю удовольствие. Родители, как правило, благодарны. На многие вопросы они сами нашли ответы, ведь это было живое общение, момент истины, тренировка детей в раскрепощении, умении показать себя, утвердиться. Договариваемся с родителями о групповой беседе и индивидуальной консультации. 45 минут пролетели быстро. Мы успели пробежаться по разным предметам. Продемонстрировать разные технологии работы. Родители увидели, какие особенности ребенка связаны с определенным предметом, а какие – устойчиво воспроизводятся на разном содержании. Понятно, что имел в виду учитель, рассказывая о ребенке. Можно поинтересоваться у мамы понравившегося одноклассника, как она развивает полезные психологические черты ребенка, обменяться опытом. Описанная форма работы дает родителям обратную связь, сближает всех участников образовательного процесса, создает общий опыт для раздумий, демонстрирует специфику образовательной атмосферы в данном классе, делают отношения более открытыми. Надеемся, что предложенный опыт уроков совместной радости, открытых родительских уроков может оказаться полезным другим учителям начальной школы.
Литература: 1. Об образовании в Российской Федерации [Электронная версия] // Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ. 2013. URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974 (дата обращения 14.11.2013). 2. Лиознова Е.В. Системный подход к сохранению психического здоровья детей в ОУ // Материалы международной научной конференции «Актуальные проблемы психиатрии, психотерапии, клинической психологии семьи и детства: организация, диагностика, лечение, реабилитация, подготовка специалистов и работа в мультидисциплинарной команде». Х1 Мнухинские чтения. СПб, 2013. С.259-263. 3. Панькова Н.П. Работа с родителями в начальной школе [Электронная версия] // Продленка. Дистанционный образовательный портал. 2013. URL: http://www.prodlenka.org/nachalnaia-shkola/rabota-s-roditeliami-v-nachalnoi-shkole.html(дата обращения 14.11.2013). 4. Работа с родителями [Электронная версия] // Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 52 г. Челябинска. 2013. URL: http://mou52.chel-edu.ru/p41aa1.html (дата обращения 12.11.2013). 5. Содержание и формы работы с родителями [Электронная версия] // Классному руководителю. 2013. URL: http://mifschools.dm0.ru/page/klruk/rab_s_rodit_soderj%20i%20formi.htm (дата обращения 12.11.2013). 6. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 тт: Т. 1: Более 145 тыс. слов (под ред. Берковича Т.Л.) Изд. 3-е. испр., доп. М.: АСТ, 2003. 864 с. 7. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: АСТ, 2008. 750 с.Поделиться: |