Поиск по сайту

Особенности формирования словаря у детей с ОФФНР и ОНР в условиях специализированного детского сада


Авторcтво: Густова Лариса Михайловна, воспитатель ГБДОУ детского сада №20 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга


Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха – важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Связная речь ребенка – это результат овладения им всем сторонам РОДНОГО языка: фонетикой, лексикой, грамматикой. Требования, предъявляемые начальной школе к уровню развития связной речи первоклассника, очень высоки, так как на уроке он должен уметь пересказать прочитанное, рассказать, как он решил ту или иную задачу.

Овладеть грамотой и письмом в полной мере ребенок может в том случае, если он умеет слышать и различать звуки. В противном случае при письме он будет пропускать, переставлять буквы. Вот почему так важно на протяжении всех дошкольных лет уделять развитию речи ребенка, в том числе звуковой ее стороне, большое внимание.

Словарный запас ребенка, а также усвоение грамматического языка зависят от условий жизни, воспитания, а также от усилий, которые прилагают взрослые в это направлении. Если на протяжении предыдущих пяти лет вы занимались с ребенком, то его речь к моменту поступления в школу достигнет определенного совершенства. К этому времени ребенок приобретает достаточный словарный запас, все реже допускает грамматические ошибки в согласовании слов, в употреблении падежных окончаний, предлогов. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, прочитанной книге.

Но, несмотря на то, что шестилетний ребенок имеет достаточный лексический запас, он еще не всегда может быстро подобрать нужное слово. Иногда дети смешивают слова, близкие по звучанию (экскаватор и эскалатор), и неправильно употребляют их. Еще встречаются в речи и грамматические ошибки, чаще всего ребенок неправильно употребляет окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже (много стеклов).

К шести годам также почти полностью формируется произносительная сторона речи. Почти все дети четко и правильно произносят все звуки, исчезает смешение шипящих и свистящих звуков, звуков [p] ([p`]) и [л] ([л`]). Если у ребенка еще имеются недостатки речи, надо постараться устранить их до поступления в школе, так как от этого во многом будут зависеть его успехи в учебе.

И хотя достижения ребенка в усвоении всех сторон речи значительны, тем не МЕНЕЕ проводить с дошкольником специальные упражнения необходимо – они помогут закрепить достигнутое. Несомненно, что задания теперь должны быть более сложные, поскольку ребенок вырос, он уже многое знает и умеет.

Четкие представления о предметах и достаточные знания об окружающем делают речь ребенка содержательной. Но содержание должно выстраиваться в логической последовательности – ребенку надо научиться не пропускать главных эпизодов, не переставлять их, заканчивать высказывание.

Содержательность речи зависит и от умения использовать богатство языковых средств. Работа эта должна идти в нескольких направлениях:

1. расширение словарного запаса (овладение детьми самыми элементарными средствами художественной выразительности – эпитетами, сравнениями, синонимами, антонимами); развитие умения рассказать, точно и последовательно передавать содержание художественных произведений; формирование грамматически правильной речи; дальнейшее совершенствование звуковой культуры.

2. Знакомство с богатством, художественными средствами языка дает возможность ребенку сознательно относиться к своей речи. Он выбирает более подходящее слово, наиболее яркое точное для выражения своей мысли.

Предлагаемые задания вызовут у ребенка интерес к слову, покажут ему, как много граней у одного и того же слова, сделают его речь эмоциональной и яркой.

Попросите ребенка подобрать слова, близкие по значению, но разные по звучанию (синонимы). Например, назовите словосочетание грустный мальчик и спросите: «Как можно назвать этого мальчика по-другому? Печальный, невеселый, огорченный. Погода пасмурная, а по-другому ее можно назвать дождливая, облачная. К слову боитсяможно подобрать такие близкие по смыслу слова, как трусит, опасается, пугается, дрожит» и т.д.

Ребята с интересом подбирают к названным словам слова (прилагательные, наречия, существительные) противоположные значения (антонимы). Сначала приведите пример: «Один мальчик слабый, а другой – сильный». «Нож бывает острый, а бывает …» - «Тупой», добавляет ребенок.

Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение произведений художественной литературы. Не оставляйте без объяснений слова, которые непонятны ребенку. Те слова, которые он встретил в художественном произведении, необходимо включать в его активный словарь, повторять их в самых разнообразных сочетаниях, предварительно объяснив значение.

Богатейший материал как для развития и обогащения словаря, так и для воспитания звуковой культуры речи ребенка представляют загадки, потешки, стихи, считалки, скороговорки. При заучивании пословиц, поговорок необходимо объяснять их значение, а в дальнейшем следить за тем, чтобы ребенок правильно использовал их в своей речи.

К 6-7 годам дети, как правило, успешно овладевают грамматически строем языка. Но тем не менее ошибки в речи еще встречаются: они неправильно употребляют имена существительные множественного числа в родительном падеже: окнов вместо окон, яблоков вместо яблок, дверьев вместо дверей. Некоторые дети наверно употребляют падежные окончания: у маме, у папе, в лесе вместо у мамы, у папы, в лесу.

Ребенку старшего дошкольного возраста следует давать задания на самостоятельное составление предложений из нескольких слов, при этом особое внимание надо обращать на правильное согласование им слов в роде, числе, падеже, на правильное употребление предлогов.

Предложите ребенку составить предложение из нескольких слов: мальчик, писать, письмо. Ребенок составляет предложение: Мальчик пишет письмо. Постепенно можно усложнять задание.

Речь ребенка зависит от речи окружающих его взрослых. Если родители неверно ставят ударение в словах (шофер, магазин), изменяют по падежам несклоняемые существительные, то нет ничего удивительного в том, что ребенок допускает эти ошибки в своей речи.

Характерологические особенности детей с ОНР

Характерологические (личностные) особенности детей с общим недоразвитием речи заметны любому воспитателю, отработавшему в специальной группе хотя бы одну смену. Отклонение от нормы у таких малышей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности.Так, на занятиях одни из них намного быстрее сових нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, то есть перестают воспринимать материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда могут повторить ответ товарища.

В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы), а иные, наоборот – вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книжек воспитателем). Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желание делать все наоборот), излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. Воспитатели постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.

Особенности употребления детьми старшего дошкольного возраста образных средств языка.

- По итогам выполнения задания на выявление степени сформированности у детей умений элементарного анализа содержания и формы литературных произведений.

- В группе 13 человек – все правильно определили жанр сказки загадки, стихотворения, рассказа. Но помощь взрослого, при определении жанра, была все-таки необходима. Часто дети выделяют одну особенность жанра, другие особенности жанра выделяют вместе с педагогом. Дошкольники указывали, что в сказках есть слова «жили-были», звери говорят как люди, «носят одежду», «есть чудеса», «превращения». А в рассказах «как в жизни», «звери не разговаривают по-человечески». В стихах есть рифма (это слово не все понимают), слова переставлять нельзя, как в песне, иначе не складно. В загадках тоже слова нельзя переставлять, иначе будет нескладно, есть вопрос о чем-то, надо угадывать. Загадку можно самим придумать, например, «сидит на одной ножке, шляпкой прикрывается, ото всех прячется» - совестное творчество Жанны с Лизой.

- По серии картинок мы с детьи придумывали сказки – рассказы.

- Илья Г. и Глеб: «Улитка и ее друзья»

- Ваня и Юля: «Приключение Вани и кораблика».

- Жанна и Ева: «Про черепаху и лягушат» - картинки и рассказы в приложении.

- Делаю вывод:в целом длявысказывании дошкольников характерно использование распространенных предложений, реже сложносочиненных и сложноподчиненных, употребление однотипных синтаксических конструкций.

- Речь детей в 70% случаев интонационно не выразительна.

- Не у всех получается передавать чувства, эмоции, настроение героев в правильном построенном предложении. Речь детей бедна образными средствами.

- Дошкольники испытывают затруднения в самостоятельном построении высказываний.

- При составлении всех рассказов 50% помощь взрослого: помощь придумать монолог, коррекция ошибок, устранение затруднений, возникающих у детей (наводящие вопросы, подсказывания).

- В начале учебного года рассказывали дети: «Как я провел лето».

- Наиболее полно и самостоятельно рассказывают: Жанна, Гоша, Глеб, Илья Г., Ваня, Лиза (это средне – высокий уровень).

- Средний уровень: Поля, Юля.

- Средне – низкий уровень: Гриша (часто уходит от темы, много наводящих вопросов заде педагог), Миша, Ева Л. (мешает поведение, часто отвлекается, вопрос взрослого, побеждение взрослого – ответ Евы), Илья М, Ева М.

- С желанием участвуют в придумывании рассказов, сказок Илья Г, Глеб, Поля, Ваня, Жанна, Юля, Ева М, Поля, Гоша.

- По «настойчивости взрослого»: Илья М, Миша, Ева Л, Гриша (от настроения, желания, не стоит давить на ребенка, а то желание к учебе канет в лету).

- Объясняя значение фразеологизмов и пословиц, предложенных в изолированном виде, дошкольники либо молчали, либо ориентировались на их прямом значении, буквальный смысл.

- Однако, если объяснить изолированный фразеологизм дети не могли, то текст часто помогал им выполнить задание.

- Из 13 человек в группе хорошо понимают и умеют использовать фразеологизм к разным ситуациям Жанна, Глеб Гоша, Ваня, Юля.

- Самостоятельно включать оборот в свою речь могут они же, особенно Жанна и Ваня.

- Придумать предложение с фразеологическим оборотом, особенно когда мы его разобрали, поняли, дети могут почти все, например:
1. лиса бежала за зайцем сломя голову – Поля.
2. Я догонял Илюшу, сломив голову – Миша З.
3. Мы бегали друг за другом сломя голову – Жанна.
4. В начале учебного года Жанна говорила: «Нас с Лизой не разлить водой» (мы очень дружны, мы подружки).

Выявление особенности понимания фразеологизмов.

- Детям предлагают фразеологизмы: «В три ручья», «Как зеницу ока», «Совать нос». Фразеологизмы предлагаются в изолированном виде.

- Воспитатель: «Как ты понимаешь это выражение? Когда так говорят?»

- Если ребенок затрудняется, ему предлагается текст: «В три ручья»: Однажды Ваня потерял варежку. Идет он домой и плачет. Пришел он домой, а мама ему и говорит:» Ну что ты слезы льешь в три ручья?» Ваня удивился и ответил «Как так «в три ручья? Никаких ручьев здесь нет». Почему мама так сказала? Когда так говорят?

- «Как зеницу ока»: «Жили были мать со своим сыном Иваном. Собрался однажды Иван в дальние страны мира, мир посмотреть, себя показать. Дала ему мать в дорогу волшебный клубочек и сказала: «Береги его как зеницу ока». «Ладно», - говорит Иван, а сам думает, как это «Как зеницу ока?» Почему мать так сказала Ивану? Когда так говорят?

- «Совать нос». Однажды мама и папа разговаривали о чем-то на кухне. Маленький Илюша стоял около двери и слушал. Мама сказала ему: «Иди, Илюшенька, не суй нос не в свои дела». Илюша пошел спать, а сам идет и думает: «Что это мама про мой нос сказала, никуда я его не совал, просто слушал». Почему мама так сказала? Когда так говорят?

- Из этих трех фразеологизмов самое трудное для объяснения детьми и детям было: «как зеницу ока». Объяснила сначала слово «око» - это глаз, глаза. Береги как зеницу ока, значит нельзя терять ни в коем случае, в любой беде волшебный клубочек поможет, и беды выведет (в данной сказке).

- Все фразеологические обороты дети понимают буквально, в одном прямом назначении, но через маленький рассказ, сказку, смысл фразеологизмов раскрывается яснее, легче ребенку понять, когда еще можно так сказать, в какой ситуации.

- Поэтому «в три ручья» - это значит рыдает, много слез проливает.

- «Глаза на мокром месте» - значит плачет всегда, расстраивается.

- «Совать нос» - это подслушивать, - говорят дети.

- Чтобы дети понимали фразеологические обороты, надо ,чтобы и взрослые использовали их правильно, к месту, умели объяснить это образное выражение. И здесь замечательно помогает книга О. Перовой «Слова-волшебники». Я использую ее в своей работе, в книге представлены в алфавитном порядке сказки, истории о лесных зверюшках. Перед каждой сказкой приводится несколько фразеологических оборотов, начинающихся на одну и ту же букву (по алфавиту), объясняется их значение, а затем в самой сказке, где они выделены шрифтом, раскрывается их смысл.

- Знаний таких устойчивых выражений обогатит словарный запас детей, сделает их речь более образной и богатой, расширит кругозор, а самое главное, привьет любовь к родному языку и литературе.

- Например: «аппетит волчий» - очень хороший аппетит, когда кто-то есть с удовольствием.

«Авось да небось» - надеяться, что все само собой сделается, без усилий с твоей стороны.

Мы прочитали сказку, познакомились с героями: солнышко, весна, лисенок, ежик, зайчик, медвежонок, барсук, бурундук.

Рассматривая иллюстрации, ответили дети на вопросы по содержанию сказки.

Разобрали такие слова, как «лакомиться», «подкрепиться», «уплетая», «наворачивают», «лежебока».
Поняли смысл сказки:«Пришла весна, старые запасы закончились, пора за новые приниматься, за новую работу, дело надо делать – вот солнышко всех и будит».

Поняли смысл сказки, поняли фразеологизмы: «Волчий аппетит» - у медвежонка после долгой зимы, поэтому он яблоки и уплетает, т.е. есть.

«Авось да небось» - солнышко будило Бурундука, а ему вставать не хотелось: «Авось не просплю».

«Пора запасы делать новые», - говорит солнышко.

«Небось на пару дней еще хватит», - говорит Бурундук

Наконец-то Бурундук вылез из норы и крикнул: «Спасибо солнышко, что ты меня разбудило».

«А то авось да небось» - плохие советчики.

- Далее я привожу сказки в алфавитном порядке, мы читаем их, разбираем, пополняем свой словарь, какие-то обороты быстрее запоминаются.какие-то не очень, но свой след оставляют.

- А эту сказку мы еще и нарисовали и придумали свои «надписи» к рисункам.

- Я тоже привожу, как пример, помогающий развивать пассивный и активный словарь, образное мышление, моторику.

- В свободное время я познакомила детей с игрой: «Не тяни кота за хвост» - изучает фразеологизмы, развиваем образное мышление, совершенствуем речь, 96 наиболее известных фразеологизмов с веселыми оригинальными картинками. Я из 96 отобрала 20 выражений, которые доступны, понятны детям, легче их понять, объяснить, заполнить, использовать в речи.

- «Не тяни кота за хвост» - нудно, медленно говорит

- «Белая ворона» - человек, резко отличающийся от других

- «Голова садовая» - разиня

- «Выкидывать кренделя» - лихо отплясывать

- «Выжатый лимон» - сильно уставший человек

- «Как с неба свалился» - неожиданно, внезапно появился

- «Бесструнная балалайка» - очень болтливый человек

- «Уши развесил» - слушает с увлечением

- «Медведь на ухо наступил» - человек без музыкального слуха

- «Золотые руки» - мастер своего дела

- «У него каша во рту» - плохо говорит, непонятно

- «У него есть голова на плечах» - умный, сообразительный

- «Ветреная голова» - легкомысленный, непостоянный человек.

- «Медная глотка» - может долго, громко петь или кричать

- «Повесил голову» - пришел в отаяние

- «Глаза на мокром месте» - много без причины плачет

- «Лопнул со смеху» - много смеется

- «Дырявая голова» - забывчивый человек

- «Их водой не разольешь» - всегда вместе, очень дружны.

- «С ними каши не сваришь» - не договоришься, дела не сделаешь

- Выражение «золотые руки» дети смогли объяснить, когда я привела пример из нашей жизни: -Юлин папа – Владимир Викторович, сделал нам два стенда, починил стол. «Золотые руки», - сказали про него дети, т.е. он мастер, - добавила Юля. Гоша привел пример: «Мама и бабушка делали на зиму овощные и грибные заготовки – значит у них тоже золотые руки». А Лиза добавила: «У Евы Л. тоже бывают золотые руки, когда она не кричит, а делает сама, без помощи взрослых, разные бумажные поделки».

- «Золотое сердце». Если друг пришел к тебе на помощь, вытащил из ямы (рассматривали картинку, где щенок вытаскивает котенка из ямы) спас тебя, то у него «золотое сердце», - говорит Жанна.

- А Лиза с Полиной добавляют: «Золотое сердце у мамы, она нас любит и жалеет».

- Ева М., Миша и Гриша говорят: «Мы не можем привести примеры».

Понимание пословиц

- Воспитатель предлагает детям послушать пословицу, повторить ее и ответить на вопросы: «Как ты понимаешь эту пословицу?» Когда говорят эту пословицу? Например, «Любишь кататься, люби и саночки возить». «Труд кормит, а лень портит». «За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь». «Как аукнется, так и откликнется». «Тише едешь – дальше будешь». «Не рой яму другому – сам в нее попадешь».

- Пословицы, как и фразеологические обороты, дети понимают буквально, в одном значении. После бесед со взрослыми, приведенных примеров из жизни детей, группы, понимания становится больше, часть детей понимает, к каким ситуациям можно применить данную пословицу. И мы говорим, что пословица чему-то обязательно учит.

- Например, мы познакомились с пословицей: «Нет друга – ищи, нашел – береги». Рассмотрели картинку по теме. Сначала мы вспомнили добрые слова, которые знаем, которые должны говорить друг другу каждый день, а другу особенно. Дети называли: доброе утро, добрый вечер, здравствуйте, пожалуйста, до встречи, извините пожалуйста, я тебя люблю (многие девочки написал это), ты красивый, как цветочек (Илья М)

- На втором этапе мы рисовали портрет своего друга: «Кого в группе я считаю своим другом или друзьяи».

- Далее учились рассказывать про своего друга, почему он (она) мой друг. И обобщая ответы детей, у нас получился такой словесный портрет друга:«Друг поделится вкусным, игрушками, с ним интересно играть и в группе, и на улице. Друг поможет, когда трудно, не бросит в беде», - Глеб.

- «Он не обижает, а если поссорились с друзьями, надо попросить прощения», - Жанна.

- А вот друзья Миша и Илья М. часто ссорятся до драки, тогда Илья М кричит Мише: «Ты плохой друг, не подходи ко мне. Я тебя не люблю, а на рисунке сотру!» Бывает такое у нас. А Гриша, когда его спросили: «Кто друг у тебя в группе?» - назвал Марка, которого мы проводили в школу, он сейчас первоклассник. Но Гриша помнит его, потому что с ним было интересно, Марк его не обижал, делился игрушками…

- На третьем этапе мы из рисунков сделали книжку: «Мой друг – это …» подготовительная группа к школе я/с №20. Собранырисунки и высказывания детей о друге.

- А к пословице: «кто людям добра желает, тот сам добывает» рассмотрели иллюстрацию. Пришли к выводу: «Надо жалеть друг друга, заботиться, помогать, когда плохо». (Гоша, Глеб, Лиза, Юля)

- Нарисовали «добрые дела» и рассказал про них Гоша: «Я помогаю вместе с подружкой Машей своей маме нести тяжелые сумки».

- Знакомясь со «словами-волшебниками» - фразеологизмами, подключила к этой работе родителей. Двое мам выбрали по 5-6 фразеологизмов, наиболее доступных, понятных по их мнению, детям. «Разобрали» их на содержание и нарисовали книжечки: «Веселые словечки» и «Объяснялочка». Художники этих книжечек дети.

- Я с другими детьми – группой авторов – создали свою книжечку, которую так и назвали: «слова – волшебники». Дети, каждый выбрал свое понравившееся выражение, нарисовали его, объяснили и раскрасили. Например, Ксюша выбрала «стреляный воробей» и сказала: «Это мой папа. Он работает в полиции и никого не боится».

- А Родик нарисовал и объяснил «как выжатый лимон» - это я после физкультуры или прогулки».

- И в речи моих детей стала замечать слова-волшебники. Ксюша Т. говорит «мы с Женей не разлей вода». А Кирилл «тянет кота за хвост» в раздевалке, всегда самый последний одевается», - говорили дети. Саша на занятии никак не мог запомнить, кто такой пешеход. У него это человек, который переходит дорогу, а кто просто идет пешком – нет. А ребята ему говорят: «Ну и дырявая голова, Саша у тебя, мы гулять выходили, значит мы тоже пешеходы, а дорогу никакую не переходили, а просто идем пешком, запомни!» Родикприходит утром в д/сад и говорит: «Лариса, Михайловна, папа читал мне про Робинзона Крузо и там были слова: «Даю голову на отсечение», это значит «говорю правду, да?» Думаю не напрасно я провожу эту работу, потому что дети стали замечать в речи взрослых, в книгах «необычные выражения», стали задавать вопросы об их значении и даже пытаются использовать их в своей речи. Я не использую толстые «большие фразеологические словари» в работе с дошкольниками, а вот компактные, мягкие, нетолстые пособия посоветую. «Веселый фразеологичский словарь» Е. Лаврентьевой, где дети и знакомятся с фразеологизмами, и раскрывают их.

- «Не считай ворон» из опыта работы московского д/сада, с цветными иллюстрациями, с этапами работы по этой теме. И конечно, моя любимая книжка О. Перовой «Слова-волшебники», знакомство через сказку, о которой я говорила выше.

Приложение: презентация «Развитие связной речи, обогащениеактивного словаря фразеологизмами у детей старшего дошкольного возраста»

Список литературы:


 
"Развитие речи дошкольника" Т.Б. Филичева, А. В. Соболева. Методическое пособие, Екатеринбург «АРГО», 1997г.
"Учим говорить правильно" Т.А. Ткаченко. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Изд. «Акцидент», Санкт-Петербург, 1997г. 
"Диагностика развития речи дошкольников" В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Едакова. Методическое пособие. Педагогическое общество России, Москва, 2007г. 
"Развитие правильной речи ребенка в семье" А. И. Максаков Библиотека программы воспитания и обучения ребенка в детском саду, под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Пособие для родителей и воспитателей. Изд. Мозаика-синтез, Москва, 2008г. 
"Слова-волшебники" О. Перпва Фразеологические обороты через сказку. «Академия Дошколята». Москва, изд. Махаон, 2007г.



Поделиться: