Авторcтво: Добровольская Елена Леонидовна, заместитель директора по ВР ГБОУ №475 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Обновление школы связано с созданием новой практики образования и управления учебно-воспитательным процессом. Одним из ключевых направлений проекта «Петербургская школа – 2020» является направление по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Таким образом, определяющим моментом в развитии современных общеобразовательных учреждений является деятельность, направленная на обеспечение усвоения обучающимися определенной суммы знаний, выработку установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, а также работа по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
По приведенным ниже данным о состоянии здоровья детей в нашей школе, можно сделать вывод о том, что данной проблеме необходимо уделять большое внимание.
1 группа – здоровые дети
2 группа – незначительные отклонения
3,4 группа – дети с хроническими патологиями (заболевание желудочно-кишечного тракта, разные степени близорукости, вегето - сосудистые дистонии, сколиозы различной степени)
классы
|
1 группа
|
2 группа
|
3 ,4 группа
|
1 кл. 38 чел
|
13чел. - 34,2%
|
22 чел. – 57,9%
|
3 чел. – 7,9%
|
4 кл. 45 чел
|
8чел.- 17,7%
|
33чел. – 64.5%
|
8 чел.-17,8%
|
9 кл.20 чел.
|
3чел. – 15%
|
12 чел.- 55,5%
|
5чел.-2..5%
|
11 кл.
|
1-5,8%
|
9-52,2%
|
7- 42%
|
411 чел. – 102 чел-24.8%-хронические патологии
Педагогический коллектив школы осознает, что эффективность обучения детей во многом зависит от состояния здоровья как учителей, так и школьников, наличие его позволяет быть человеку творчески активным, самостоятельным, работоспособным. Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получать полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. При выполнении этого условия адаптивные возможности организма ребенка соответствуют постоянным изменениям образовательной среды на каждом возрастном этапе.
В школе работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогических работников осуществляется при комплексной реализации следующих видов деятельности:
- образование в области здоровья на уроках, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования в тесном взаимодействии с семьями обучающихся, общественностью;
- осуществление физического воспитания и организация деятельности по повышению двигательной активности школьников;
- совершенствование уровня психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
- формирование здоровьесберегающей образовательной среды.
В школе реализуется программа «Здоровье», которая призвана способствовать созданию благоприятных условий для сохранения и улучшения здоровья обучающихся. Она ориентирована на пропаганду здорового образа жизни, формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни и достижение надежного уровня безопасности в школе.
Под понятием здоровье мы подразумеваем единство трех его составляющих, каковыми являются физическое, психическое (душевное) и социальное здоровье.
В конечном итоге, сформированность всех трех составляющих здоровья дает человеку возможность стать личностью автономной, способной к позитивному самоопределению, самореализации и самоконтролю.
Под здоровым образом жизни мы понимаем:
· благоприятное социальное окружение;
· духовно-нравственное благополучие;
· оптимальный двигательный режим (культура движений);
· закаливание организма;
· рациональное питание;
· личная гигиена;
· отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
· положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Инновационная составляющая деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и сотрудников связана с разработкой системы отслеживания изменений, происходящих на фоне введения инновационных технологий, использования инновационных методов и приемов образования.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Типы технологий используемые в нашей школе:
· Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
· Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
· Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
· Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы)
В школе осуществляется целенаправленная работа по развитию физической культуры учащихся и формированию здорового образа жизни. Эта деятельность осуществляется по следующим направлениям:
- формирование ценностного отношения учащихся к проблемам здоровья;
- осуществление мониторинга здоровья учащихся;
- реализация систем спортивных мероприятий и двигательной активности учащихся как компонента воспитательной работы школы
- организация рационального питания
- создание материально-технического обеспечения формирования здорового образа жизни и развитии физической культуры учащихся.
Урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга и направлены на укрепление здоровья детей. Программы физкультурно-оздоровительной направленности и спортивно-массовые мероприятия реализуются и через систему организации досуга учащихся. Они также являются важным моментом здоровьесозидающей деятельности. Большое внимание уделяется организации динамических пауз, как вовремя урока, так и после уроков.
В школе работает 4 группы продленного дня (1-4 классы), где воспитатели не только помогают ребятам выполнить домашние задания, но и ведут различные кружки, дополнительные занятия и организовывают различные спортивные соревнования.
Школа является участником различных спортивно-массовых мероприятий. В школе работают спортивные секции.
В ОУ налажена реализация системы просветительской работы по формированию у учащихся, педагогов и родителей культуры отношения к своему здоровью.
Кроме того, в школе ведется работа социального характера:
· Диагностические мероприятия:
- составление социального портрета школы (классов);
- выявление подростков, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи.
· Профилактические мероприятия:
· - совместная работа с ОДН, с неблагополучными семьями;
- проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения
- проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей.
За счет сетевого взаимодействия ОУ с социальными партнерами значительно расширен круг различных услуг здоровьесозидающего характера. Школа активно сотрудничает с ЦПМСС Выборгского района
В школе создана СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ.
ЦЕЛЬ СЛУЖБЫ ЗДОРОВЬЯ: ПОСТРОЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОУ.
ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ ЗДОРОВЬЯ:
- повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры участников образовательного процесса
-создание условий для оздоровления учащихся , ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными болезнями детей и подростков.
НАПРАВЛЕНИЯ СЛУЖБЫ ЗДОРОВЬЯ ОУ:
-повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности
-совершенствование образовательных технологий воспитания и обучения
- создание условий для здорового питания в ОУ
- психолого-педагогический и медико-социальное сопровождение ослабленных учащихся и педагогов.
- саногенетический мониторинг учащихся.
Одной из основных задач проведения саногенетического мониторинга в нашей школе является изучение состояния здоровья, а так же экспресс- оценка психомоторной деятельности детей и подростков для создания условий, возможностей, мотивации здорового образа жизни.
Изучение организма – как единой целостной системы – сложная проблема, решение которой требует технической оснащенности. Мы вот уже три года участвуем в программе «Здоровый школьник», что позволяет нам проводить мониторинг здоровья детей на самом современном цифровом оборудовании, не выходя из здания школы. У нас есть возможность исследовать минимум ведущих систем организма ребенка – дыхательной, сердечно-сосудистой , нервно – мышечной .
Выявленные нарушения у отдельных школьников дают возможность диагностики возможных наследственных патологий, влияние внешних факторов, а также корректировки заболеваний различных систем органов. Это в свою очередь минимизирует риски для здоровья в процессе обучения.
Также на основании данных мониторинга осуществляется оценка общешкольной среды с точки зрения здоровьесозидания; оценка образовательных технологий с точки зрения сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса; и конечно же индивидуальный подход к каждому в зависимости от наличия функциональных отклонений
По результатам мониторинга специалистами Санкт–Петербургского Государственного медицинского университета им. акад. И.П.ПАВЛОВА (Кафедра клинической лабораторной диагностики )разрабатываются и предлагаются корректирующие мероприятия, что в свою очередь позволяет частично или полностью справиться с выявленными проблемами.
Естественно, что педагогический коллектив нашей школы все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно использовать здоровьесберегающие образовательные технологии, позволяющие работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на уроках, и в общей программе работы школы
В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Список литературы
1.Закон Российской Федерации «Об образовании»
2.«Петербургская школа 2020»
3. «Концепция духовно- нравственного развития личности гражданина Росс
4.«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»
Ковалько В.И. 2004
5.«Здоровая школа» СПб АППО 2010
Алексеев С.В. Татарникова Л.Г. Рычкова С.В. Васильева И.В.
6.«Сборник нормативно- методических документов по оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков»
Учебное пособие Хлебникова Н.Н. МИОО 2010
7.«Здоровье на 5+»
Сметанкин А.А. 2007 ЗАО «Биосвязь»
Поделиться: