Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Расширение кругозора и развитие познавательного интереса к географии в условиях ограниченного учебного времени
Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности как география,
и в тоже время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и
Н.Н. Баранский
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.
Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков. Использование нетрадиционных методов обучения ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.
При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.
Решению этих задач способствуют нетрадиционные формы и методы обучения. С этой целью использую на уроках такие приемы: опорные схемы, диалог, "мозговой штурм", постановка проблемных вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты.
На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении:
Для решения поставленной задачи я использую на уроках межпредметный подход - это согласованное изучение географии с привлечением знаний и образных средств разных учебных предметов. География, которая изучает природные и общественные явления, опирается на данные естественных и гуманитарных дисциплин и по широте межпредметных связей превосходит большинство учебных предметов в школе. Главная функция интеграции в процессе обучения географии - усиление целостного восприятия. Связи географии с другими учебными предметами являются двусторонними: география не только опирается на подготовку учащихся по другим учебным дисциплинам, но, в свою очередь, создает базу для последующего изучения ряда вопросов других предметов. Но чаще всего эти связи устанавливаются с химией, биологией, физикой, и те, кто бывал на уроках, присутствовали при обсуждении таких вопросов как · биологически активные температуры как основа агроклиматических ресурсов России и мира · металлургическое производство, различие в технологиях производства легких и тяжелых цветных металлов, сернистые и азотистые отходы производства как сырье для роста доходов комбината в рамках природоохранных мероприятий, · тема климат – сплошная физика температур, давления, испарения и конденсации при изучении атмосферных фронтов, циклонов-антициклонов. · и т.д. Но мало кто видит интеграцию географии, истории, литературы. А это не просто возможно, а очень интересно. Чтобы не показалось, что я этим только и занимаюсь, хочется сказать: использовать такие отступления на уроках полезно в небольших количествах, это скорее праздник, «пятиминутка» отдыха с пользой. А поскольку классов и параллелей у меня много, я покажу только фрагменты отдельных направлений и способов интеграции предметов для расширения кругозора. Одним из важнейших средств повышения эффективности и интеграции обучения является использование ИКТ.
Какие же формы и способы обучения на уроке географии использую я для интегрированного развития познавательного интереса в обучении, чтобы урок был эффективным, современным и интегрированным?
Наряду с выполнением программных работ, есть и творческие работы. Цель таких работ - создать образ природных и социальных ландшафтов России: · Визитные карточки районов – памятники природы, заповедники, достопримечательности, личности.
· Моя малая Родина – визитки иногородних ребят · Из долгих сборов воротясь…– впечатления от поездок на сборы, соревнования
· Знакомство с объектами Всемирного наследия UNESCO в России
· По маршруту олимпийского огня «Сочи 2014».
Большой интерес вызывают у ребят образы географии средствами литературных произведений – находить объяснение тому, что слышали, но не всегда понимали или находить географические ошибки.
Изучая географию мира мы стараемся упоминать и выдающихся деятелей культуры и политики регионов и стран.
Географию стран мира можно изучать и с использованием музыкальных фрагментов.
Обязательным на уроках является отслеживание событий окружающей жизни, их обсуждение и объяснение.
Важно показать ребятам, что Интернет это очень важный и интересный источник информации, но надо уметь им пользоваться. И ребята с интересом откликаются на творческую работу, но она должна быть такой конкретной, чтобы не обо всем, а о главном и не найти аналогов для скачивания в Интернете.
Приложение 2: презентация «Страны зарубежной Азии» Приложение 3: презентация «Ассоциации стран монархии зарубежной Европы» Приложение 4: презентация «Зарубежная Европа. Ассоциации»
Поделиться: |