Поиск по сайту

Расширение кругозора и развитие познавательного интереса к географии в условиях ограниченного учебного времени


Авторcтво: Макалова Нина Леонидовна, учитель географии Санкт-Петербургского ГБОУ СПО Колледжа олимпийского резерва №1 (СПб КОР №1)


Ни один из других предметов

в такой степени не нуждается в наглядности

и занимательности как география,

и в тоже время ни один из предметов не представляет

более благоприятного поля для применения наглядных и
занимательных способов преподавания, как география.

Н.Н. Баранский


В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.
Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
«Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать». Это высказывание определяет мой творческий путь, как педагога и учителя. Источники творчества учителя – общение с учащимися, собственный опыт учителя, других учителей, его общая профессиональная культура, жизненная и профессиональная позиция, его жизненный опыт и профессиональная интуиция.
От творчества учителя к творчеству ученика – таково мое профессиональное кредо. Как оживить урок? Как активизировать мыслительную деятельность учащихся? Как поддержать интерес к предмету? Как за ограниченное время урока дать учащимся, занимающимся в условиях учебного цейтнота, максимум информации и образности в восприятии предмета? Эти и другие вопросы я стараюсь сделать актуальными в моей работе как учителя географии. На уроках я стремлюсь к тому, чтобы мой предмет знали и любили.

Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.

свиток.jpg При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.

Использование нетрадиционных методов обучения ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение.

При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Работая по проблеме "Активизация познавательной деятельности на уроках географии", я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока.

Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление началом урока.

Решению этих задач способствуют нетрадиционные формы и методы обучения. С этой целью использую на уроках такие приемы: опорные схемы, диалог, "мозговой штурм", постановка проблемных вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты.

Использую на уроках и внеклассной работе такое эффективное свойство, как занимательность, которая вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к мыслительной деятельности.

На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении:
• выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы;
• вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни;
• готовить выступления перед товарищами в классе;
• направлять деятельность учащихся на сбор интересного материала.

Для решения поставленной задачи я использую на уроках межпредметный подход - это согласованное изучение географии с привлечением знаний и образных средств разных учебных предметов.

География, которая изучает природные и общественные явления, опирается на данные естественных и гуманитарных дисциплин и по широте межпредметных связей превосходит большинство учебных предметов в школе.

Главная функция интеграции в процессе обучения географии - усиление целостного восприятия. Связи географии с другими учебными предметами являются двусторонними: география не только опирается на подготовку учащихся по другим учебным дисциплинам, но, в свою очередь, создает базу для последующего изучения ряда вопросов других предметов. Но чаще всего эти связи устанавливаются с химией, биологией, физикой, и те, кто бывал на уроках, присутствовали при обсуждении таких вопросов как

· биологически активные температуры как основа агроклиматических ресурсов России и мира

· металлургическое производство, различие в технологиях производства легких и тяжелых цветных металлов, сернистые и азотистые отходы производства как сырье для роста доходов комбината в рамках природоохранных мероприятий,

· тема климат – сплошная физика температур, давления, испарения и конденсации при изучении атмосферных фронтов, циклонов-антициклонов.

· и т.д.

Но мало кто видит интеграцию географии, истории, литературы. А это не просто возможно, а очень интересно.

Чтобы не показалось, что я этим только и занимаюсь, хочется сказать: использовать такие отступления на уроках полезно в небольших количествах, это скорее праздник, «пятиминутка» отдыха с пользой.

А поскольку классов и параллелей у меня много, я покажу только фрагменты отдельных направлений и способов интеграции предметов для расширения кругозора.

Одним из важнейших средств повышения эффективности и интеграции обучения является использование ИКТ.

Какие же формы и способы обучения на уроке географии использую я для интегрированного развития познавательного интереса в обучении, чтобы урок был эффективным, современным и интегрированным?
Каждому культурному и образованному человеку нужны географические знания, особенно знания о своей стране, о своем крае. В процессе обучения курсу географии «Природа России» большое внимание уделяется выполнению практических работ.

Наряду с выполнением программных работ, есть и творческие работы.

Цель таких работ - создать образ природных и социальных ландшафтов России:

· Визитные карточки районов – памятники природы, заповедники, достопримечательности, личности.

визитка1.jpg визитка2.jpg

· Моя малая Родина – визитки иногородних ребят

визитка3.jpg

· Из долгих сборов воротясь…– впечатления от поездок на сборы, соревнования

визитка4.jpg

· Знакомство с объектами Всемирного наследия UNESCO в России

визитка5.jpg

· По маршруту олимпийского огня «Сочи 2014».

визитка6.jpg

Большой интерес вызывают у ребят образы географии средствами литературных произведений – находить объяснение тому, что слышали, но не всегда понимали или находить географические ошибки.

визитка7.jpg визитка8.jpg

визитка9.jpg

Изучая географию мира мы стараемся упоминать и выдающихся деятелей культуры и политики регионов и стран.

визитка10.jpg

Географию стран мира можно изучать и с использованием музыкальных фрагментов.

визитка11.jpg

Обязательным на уроках является отслеживание событий окружающей жизни, их обсуждение и объяснение.

визитка12.jpg визитка13.jpg

визитка14.jpg визитка15.jpg

Важно показать ребятам, что Интернет это очень важный и интересный источник информации, но надо уметь им пользоваться. И ребята с интересом откликаются на творческую работу, но она должна быть такой конкретной, чтобы не обо всем, а о главном и не найти аналогов для скачивания в Интернете.

Приложение 1: презентация «Расширение кругозора и развитие познавательного интереса к географии в условиях ограниченного учебного времени с помощью ИКТ и Интернет-ресурсов»

Приложение 2: презентация «Страны зарубежной Азии»

Приложение 3: презентация «Ассоциации стран монархии зарубежной Европы»

Приложение 4: презентация «Зарубежная Европа. Ассоциации»


Поделиться: