Авторcтво: Горячева Наталья Петровна, учитель-логопед детского сада №12 Выборгского района Санкт-Петербурга |
В настоящее время в силу целого ряда органических, функциональных причин у детей дошкольного возраста отмечаются самыми распространенными фонетические нарушения речи, причем недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с фонематическими нарушениями, имеющими стойкий характер. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. Фонетико-фонематическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие ее компонентов: звукопроизношения, просодики, фонематических процессов. Вследствие этого, нарушения фонетической стороны речевой функциональной системы приводят к расстройству других, более высоких уровней языковой системы.
Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по русскому языку, могут приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи, к нарушениям процесса чтения.
Таким образом, коррекция нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов является крайне актуальной, так как своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки ребят к школьному обучению.
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста должно проводится в форме игровых упражнений, так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра.
Этапы работы:
I. узнавание неречевых звуков.
II. Различение одинаковыхзвукокомплексов по высоте, силе, тембру.
III. Различение слов, близких по звуковомусоставу.
IV. Дифференциация слогов.
V. Дифференциация фонем. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений.
I. На первом этапе учим детей вслушиваться в окружающий мир,
вырабатываем умение узнавать различные неречевые звуки, определять направление звука, воспроизводить различные ритмы.
Пример: игровое упражнение «Что это?»
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: магнитофонная кассета (диск) с записью на ней различных звуков.
Описание игры: ребенку предлагается прослушать запись и угадать: что это?
II. На втором этапе учим детей различать высоту, силу и тембр голоса,
ориентируясь на одни и те же звуки и звукосочетания (близко или далеко, радостно или грустно).
Пример: игра «Кто позвал?»
Цель: развитие слухового внимания.
Описание игры: логопед предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал. Ребенка зовут, произнося: «Ау!» или имя вызываемого.
III. На третьем этапе учим детей различать слова, близкие по звуковому
составу, развиваем умения, на базе которых будут формироваться более сложные формы фонематического анализа и синтеза.
Пример: дидактическая игра «Часы».
Цель: обучение различению слов, близких по звуковому составу.
Оборудование: часы с изображениями на них предметов, названия которых звучат похоже (слова – квазиамонимы).
Описание игры: логопед предлагает ребенку назвать предметы, изображенные на картинках, названия которых звучат похоже и соединить их стрелками.
IV. На четвертом этапе обращаем внимание ребенка на часть слова – слог.
Пример: игровое упражнение «Добавь слог».
Оборудование: мяч.
Описание игры: логопед подбирает стихотворные строчки (потешки) и просит детей подсказать последний слог:
сы-сы-са – длинная ко…
ши-ши-ши – наши дети хоро…
V. Данный этап является основным в работе по формированию
Фонематических процессов у детей.
Он включает в себя несколько разделов:
|
* Развитие
фонематического восприятия
|
o Развитие
фонематического анализа
|
∆ Развитие фонематического синтеза
|
Развитие фонематических представлений
|
* Развитие фонематического восприятия.
Дидактическая игра «Рыбаки».
Оборудование:удочки, рыбки с картинками предметов, в названии которых слышим звук <с>.
Описание игры: логопед предлагает детям «поймать» удочкой «рыбку» с картинкой, в названии которой слышим звук <с>.
Учим детей различать (дифференцировать) на слух звуки, близкие по своим акустическим признакам: по твердости-мягкости, по звонкости – глухости, свистящие – шипящие и др.
Дидактическая игра: Королевства «Твердыша» и «Мякиша».
Цель: обучение дифференциации на слух звуков по твердости-мягкости.
Оборудование: изображения представителей королевств «Твердыш», «Мякиш», картинки с предметами <л> - < л' >.
Описание: логопед предлагает детям «навести порядок» в королевствах «Твердыша» и «Мякиша». Распределить картинки с предметами по королевствам, в названии которых слышим звуки <л> - < л' >.
Дидактическая игра «Чебурашка».
Цель: обучении дифференциации на слух звуков по звонкости – глухости.
Оборудование: пособие «Чебурашка», предметные картинки.
Описание игры: логопед предлагает ребятам определить в названии картинки «звенит» или «не звенит» первый звук.
Дидактическая игра «Собери картинки».
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: пособие «Жаба и Зайка».
Описание игры: логопед предлагает ребятам назвать первый звук в слове «жаба», «зайка». Логопед просит собрать картинки со звуком < ж> к Жабе, со звуком < з > к Зайке.
○ Развитие фонематического анализа.
Учим детей выделять определенный звук из ряда других звуков на фоне слова, слога. Определять количество и последовательность звуков в слове. Деление слов на слоги.
Дидактическая игра «Гусеница».
Цель: развитие фонематического анализа (позиционного, последовательного, количественного).
Оборудование: пособие «Гусеница», символы звуков, картинки с предметами.
Описание игры: логопед предлагает ребятам определить место звука в слове и поставить соответствующий символ в начало, середину или конец гусеницы. Выполнить фонематический анализ слова, изображенного на картинке.
Дидактическая игра «Цветик-семицветик».
Цель: развитие фонематического анализа (количественного).
Оборудование: пособие с картинками «Цветик-семицветик», картинки с предметами.
Описание игры: логопед помещает на Цветик-семицветик карточку с цифрой (5). Ребятам предлагается поместить в кармашки лепестков цветика-семицветика предметные картинки с определенным количеством звуков в слове.
∆ Развитие фонематического синтеза.
Учим детей объединять отдельные звуки в слова.
Дидактическая игра «Корабль».
Цель: развитие фонематического синтеза.
Оборудование: пособие «Корабль», картинки.
Описание игры: логопед предлагает детям внимательно посмотреть на «корабль» с картинками. Если ребята правильно назовут первый звук каждой картинки, то они смогут отгадать, какое слово «спрятано» в корабле.
Дидактическая игра «Поезд».
Цель: обучение делению слов на слоги.
Оборудование: пособие «Поезд», картинки.
Описание игры: логопед предлагает детям распределить картинки по вагонам: с двумя окнами – два слога, с тремя окнами вагон – три слога.
□ Развитие фонематических представлений.
Игровое упражнение «Вспомни слово».
Цель: развитие фонематических представлений.
Оборудование: мяч.
Описание: логопед, бросив мяч ребенку, предлагает назвать слово с заданным звуком ( < с > в середине слова), затем назвать, какой по счету в слове звук < с >, какой звук предшествует ему, а какой следует за ним, назвать только гласные звуки в названном слове. Сколько всего звуков в данном слове.
Поделиться: