Поиск по сайту

Национальные традиции в духовно-нравственном становлении личности


Авторcтво: Ильичева Ирина Георгиевна, директор ГБОУ №123 Выборгского района Санкт-Петербурга


Методологической основой Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения названа Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сформулирована высшая цель образования – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Какие нравственные позиции мы хотим сформировать в наших детях, какие компетенции и установки на их дальнейшую жизнь, и, самое главное, как воспитать в них чувство подлинного патриотизма и гражданственности? На наш взгляд, решение этих вопросов должно лежать в плоскости русских образовательных традиций.
Воспитание – сложный процесс, требующий комплексного подхода. Результатом его может быть стремление человека к духовной жизни. До последнего времени понятие «духовность» и «нравственность» становились синонимами, практически одинаковыми по смыслу словами. Это, конечно же, совсем не так.
Нравственное воспитание служит лишь одним из средств духовного воспитания. Духовное воспитание существенным образом стимулируется средствами интеллектуального, эстетического, физического воспитания, но не обеспечивается, не гарантируется ни каждым из этих средств, ни всеми ими, вместе взятыми.
Здесь можно говорить о создании условий, предпосылок для духовного воспитания личности. Нет другого, более ценного по значимости опыта, чем воспитательный опыт образовательного учреждения.
Философ И.А. Ильин писал: «Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать», как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки – скажи мне все это, а я скажу тебе, какой нации ты сын; и все это зависит не от твоего сознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного».
В этих словах и заключается концепция всей воспитательной работы в школе: создание определенного уклада, который позволит дать детям ощущение гражданственности, патриотического настроя, причастности к судьбе великого русского народа, народа, который много веков назад определил для себя такие ценности как: вера, семья, труд, знания, культура, Отечество, земля (как общий дом человечества), мир (как покой и согласие между народами).
В этой плоскости и выстраивается воспитательная работа педагогов нашей школы. В программе воспитания педагогические усилия ориентиру-ются на духовно-нравственное воспитание: формирование у ребенка актив-ной жизненной позиции, готовность к нравственному выбору, становление системы духовных ценностей. Классными руководителями в течение года проводятся ситуационные классные часы, занятия-тренинги, конкурсы эру-дитов «Великие имена в истории государства Российского», интеллектуальный турнир «Духовные ценности в устном творчестве народов России» и многие другие мероприятия.
Гражданско-патриотическое воспитание - одно из основных направлений воспитательной работы школы, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Наши школьники проявляют повышенную заинтересованность в подобных мероприятиях, что позволяет судить о достаточно хорошем уровне сформированности их нравственных и духовных качеств.
Развитию чувства сопричастности к историческим событиям способ-ствуют тематические классные часы, посвященные историческим датам, встречи с ветеранами ВОВ. Идея патриотизма имеет отражение в ряде мероприятий, включенных в «Традиционный календарь школьных мероприятий» - это дни воинской славы России, участие в патриотических операциях «Почта ветеранам», «Забота» (оказание помощи ветеранам войны и труда), «Память». В воспитательной системе любой вид деятельности: творческая, игровая, познавательная, трудовая, спортивная - все работает на воспитание.
Эти направления воспитательной работы школы совпадают с теми базовыми ценностями, которые заложены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности новых стандартов:
• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Сегодня мы переживаем момент, когда свобода обрушивает на нас ответственность за выбор ценностей и ориентиров не только для себя, но и для своих детей. Наша школа в течение многих лет реализует программу духовно-нравственного развития и воспитания детей, основываясь на традиции в образовании, на традиции русской педагогики. Неоценимую помощь в этом оказывают труды К.Д.Ушинского. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных и духовных убеждений эта концепция не имеет себе равных. К педагогике К.Д. Ушинского мы обращаемся на педагогических советах, заседаниях методических объединений.
Сегодня не менее актуально и поучительно, чем при жизни К.Д. Ушинского звучат его мысли о человеческой личности как величайшей ценности, о совершенствовании природы человека – его души и тела, о труде как источнике материального и духовного богатства общества, об ответственности ныне живущего поколения перед грядущим.
Его труды о народности в воспитании, значении родного языка и родного слова дают уникальную возможность учителям нашей школы не изобретать инновации образования, а идти очень правильно сориентированным путем.
В начальной школе дети знакомятся с интересными произведениями, взятыми из учебника К.Д. Ушинского «Родное слово». «Я решительно ставлю народную сказку, – писал он, – недосягаемо выше всех рассказов, написанных нарочно для детей образованной литературой. В этих рассказах образованный взрослый человек усиливается снизойти до детского понимания, фантазирует по-детски и не верит сам ни в одно слово, им написанное. Как бы ни был хорошо подделан такой детский рассказ, это все-таки подделка: детская гримаса на старческом лице. В народной сказке великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину верит сам в эти грезы».
Мы даем возможность детям знакомиться с народными песнями, стихами, творениями народных писателей. Это дает ребенку правильное ум-ственное развитие, полноту духовной жизни, нравственность, развитие мысли, чувства, поэзии в душе, желание приносить пользу Отечеству.
На первый взгляд, это прописные истины, которые могут казаться несовременными или несвоевременными. Но это не так. Сейчас мы часто сталкиваемся с формальным подходом к традициям. Почему-то вдруг традиционное образование стали считать едва ли не дурным тоном, по традиционным учебникам во многих школах занимаются только коррекционные классы, тем самым подчеркивается их несостоятельность по сравнению с развивающими учебно-методическими комплектами. Конечно, никто не будет оспаривать ценность инноваций, они необходимы в любом деле. Но на наш взгляд, подлинное обновление возможно лишь при условии, если оно опирается на традицию.
Важно не забывать о конечной цели образования в России. И она многие века не меняется, и это тоже традиция – быть верным своей Родине, своему народу, своим национальным убеждениям.


Литература
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2012. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Дорошенко С.И. Духовно-нравственное воспитание в истории отечественной педагогики.// Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
3. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России


Поделиться: