Поиск по сайту

Опыт реализации системы работы по профилактике ДДТТ в дошкольном структурном подразделении ГБОУ школа №469


Авторcтво: Звягинцева Татьяна Владимировна; Мурашова Светлана Евгеньевна; Жукова Елена Юрьевна; Костерина Ольга Юрьевна, воспитатели логопедической разновозрастной группы ГБОУ школы №469 Выборгского района Санкт-Петербурга


С каждым днем в нашем городе, как и по всей стране, к сожалению, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Результаты статистики по нашему городу весьма неутешительны: «Санкт-Петербург, 13 июля 2012г. Количество ДТП с участием детей в Петербурге за полгода увеличилось на четверть. Как сообщили корреспонденту «БалтИнфо» в УГИБДД по Петербургу и Ленобласти, за 6 месяцев этого года число происшествий на дороге с участием детей увеличилось на 24%, случилось 320 аварий - на 62 больше, чем за аналогичный период прошлого года. В авариях погибли 6 детей - вдвое больше, чем год назад, ранены 329 (на 62 ребенка больше, чем за первые полгода 2011 года). В каждой четвертой аварии виноваты сами дети, отметили в УГИБДД».

Актуальность этой проблемы связана с тем, что дети зачастую предоставлены сами себе, а у них отсутствуют навыки поведения на улице, нет защитной психологической реакции на дорожную обстановку. Конечно, ответственность за воспитание законопослушных граждан несут родители. Но и мы, воспитатели можем внести свой вклад в формирование у детей осознанного безопасного поведения на улице и дорогах города, воспитание общей культуры поведения в транспорте. В нашем детском саду систематически и планомерно проводится работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма. В 2011 году мы проходили обучение в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования по программе «Организация деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ГДОУ Санкт-Петербурга». Хочется поблагодарить организаторов курсов: директора ИМЦ Выборгского района Е.О. Школу и районного методиста по дошкольному образованию А. Г. Емельянову. Очень много интересного мы подчеркнули для себя; посмотрели организацию работы в других детских садах. На основании полученных знаний, мы скорректировали нашу систему работы по профилактике ДТТ.

ЦЕЛЬ – создать условия для обогащения детей знаниями о безопасном поведении на дороге, способствуя формированию соответствующей модели поведения, через различные виды деятельности.

ЗАДАЧИ:

1. Расширение знаний по заданной теме.

2. Обучение и закрепление элементарных правил дорожного движения.

3. Создание условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения.

4. Воспитание в детях грамотных пешеходов.

5. Пропаганда знаний по ПДД среди родителей.

Мероприятия проводятся как в утренние, так и вечерние отрезки времени в виде бесед, викторин, занятий познавательного цикла, экскурсий, наблюдений за движением транспорта, чтения художественной литературы, отгадывание загадок, кроссвордов, развивающих, познавательных, компьютерных, сюжетно-ролевых, подвижных игр, игр-соревнований, просмотра мультфильмов и презентаций, праздников.

В 2012 году наши дети принимали участие в районном конкурсе детского творчества «Дорога и мы», в саду проводился семейный конкурс «Наши дороги», спортивные соревнования «Дорожная азбука»; дети встречались с инспектором ГИБДД Анемподистовым А.С.; было проведено открытое районное занятие. Занятие получило положительный отзыв, и эксперт Емельянова А.Г. рекомендовала тиражировать наш опыт работы. Мы рады поделиться опытом, возможно, наши коллеги возьмут его на вооружение.

Система работы с детьми на 2011-2012учебный год.

Виды деятельности

Сроки

Ответственные

1

Проведение тематических недель

1) Безопасная улица

2) Профессия – водитель

3) Правила пешехода

4) Моя дорожная грамота

5) Путешествие на метро

6) Знаки сервиса

7) Опасный перекресток

8) Самый грамотный участник дорожного движения.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Воспитатели разновозрастной группы:

Жукова Е.Ю., Костерина О.Ю., воспитатели логопедической группы: Звягинцева Т.В., Мурашова С.Е.

2

Экскурсия по улицам поселка

Сентябрь, октябрь,

март

3

Встреча с инспектором ГИБДД

Март

4

Просмотр спектакля

Март, апрель

5

Районный конкурс детского творчества «Дорога и мы».

Февраль

6

Создание театра картинок.

Ноябрь-декабрь

7

Просмотр DVD фильмов, электронные игры, презентации

Октябрь, ноябрь,

декабрь

8

Чтение художественной литературы.

Сентябрь -апрель

10

Праздник «Правилам движения – наше уважение»

Март

11

Диагностика знаний детей по ПДД.

Сентябрь, апрель

Система работы с родителями

Виды деятельности

Сроки

Ответственные

1

Проведение консультаций:

1) Родителям о правилах дорожного движения;

2) Правила дорожного движения для дошкольников;

3) Профилактика детского дорожного транспортного травматизма;

Декабрь

Январь

Февраль

Воспитатели разновозрастной группы:

Жукова Е.Ю., Костерина О.Ю., воспитатели логопедической группы: Звягинцева Т.В., Мурашова С.Е.

2

Оформление родительского уголка по правилам дорожного движения (папка-передвижка).

Сентябрь

3

Анкетирование родителей (я и мой ребенок на улице).

Октябрь, апрель

4

Выставка семейного творчества.

Январь

5

Составление карты-схемы «Безопасный путь в детский сад».

Февраль

6

Изготовление дорожных знаков.

Февраль

7

Участие в открытом мероприятии «Играем – дорожные знаки изучаем».

Март

Развивающая среда.

1. Уголки по ПДД в группах

2. Макеты города (напольный, настольный)

3. Ковтограф «Улица города»

4. Крупные и мелкие дорожные знаки

5. Дидактические игры

6. Настольно-печатные игры

7. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм

8. Картинки на классификацию видов транспорта

9. Стихи, загадки, картотека

10. Алгоритм «Как правильно перейти дорогу»

11. Маршрут безопасного пути в детский сад

12. Подборка художественной литературы по ПДД

13. Альбомы-выставки для самостоятельного просмотра

14. Аудио и видео диски

15. Транспорт различного функционального назначения


ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Коммуникация

Познание

Чтение художествен-

ной литературы

Социализация

Художественное творчество

Здоровье

Труд/

музыка

Занятие №1

«Безопасная улица»

Беседа: «Какая она улица?»

Экскурсия по улицам поселка.

Цель: определить чем отличаются поселковые улицы от городских.

Электронная игра «Силуэты»

Математическая игра «Выложи из геометрических фигур автомобиль»

Конструирование «Гараж»

Рассказ

Я. Пишумов

«Азбука города»

Стихи А.Дорохов «Зеленый, желтый, красный»

Загадки В.Косовицкий «Дорожная азбука в загадках»

Просмотр мультфильма «Как правильно вести себя на дороге»

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

Дидактическая игра «Наша улица»

Ситуация общения «Мы в автобусе»

Рисование «Светофорчик»

Коллективная аппликация «Перекресток»

Лепка «Пассажирский транспорт»

Подвижные игры:

«Зебра»; «Воробьишки и автомобиль».

Эстафета «Автомобилисты»

Создание книжки- малышки «Загадки про транспорт»

Разучивание песни «Пусть бегут неуклюже

Пешеходы по лужам» слова Тимофеевского, муз. Шаинского

Коммуникация

Познание

Чтение художествен-

ной литературы

Социализация

Художественное творчество

Здоровье

Труд/

музыка

Занятие №2

«Профессия-водитель»

Беседа: «Особенности работы водителей различных видов транспорта»

Экскурсия к проезжей части.

Цель: наблюдение за проезжающим транспортом

Электронная игра «Ребусы»

Математическая игра « Определи в каком направлении движется транспорт»

Игра «Лабиринт» -ориентировка на листе

Конструирование «Корабль»

Рассказ Б.Житкова «Что я видел»

Стихи

А. Усачева

«Дорожная песенка»

Загадки про транспорт (картотека)

Сюжетно-ролевая игра «Моряки»

Ситуация общения «Внимание -дорожный знак»

Дидактическая игра «Водители»

Рисование «Фантастический транспорт»

Конструирование из бумаги «Самолет»

Подвижные игры:

«1,2,3 – фигуру собери» («корабль», «самолет»);

«Самолеты,

ракеты, автомобили»

Эстафета «Водители общественного транспорта»

Создание книжки –малышки «Такой разный транспорт»

Музыкальная игра «Поющий светофор» под песню «Пусть бегут неуклюже»

Коммуникация

Познание

Чтение художествен-

ной литературы

Социализация

Художественное творчество

Здоровье

Труд/

музыка

Занятие №3

«Правила пешехода»

Викторина «Запрещается –разрешается»

Игры на ковролине «Улица города»

(как переходить улицу пешеходу)

Электронная игра «Посчитай транспорт»

Конструирование

«Наша улица»

Рассказы:

К. Малеванная

«Приключения Бабы -Яги»;

В.Клименко «Зайка –велосипедист»

Стихи

С.Михалков «Скверная история»;

«Дядя Степа милиционер»

Просмотр мультфильмов

«Пешеходный переход»

Сюжетно –ролевая игра «Пешеходы»

Дидактическая игра «Учим дорожные знаки»

Ситуация общения «Что означают цвета светофора»

Театрализованная игра «Сказочные герои на дороге»

Рисование «Улица на которой я живу»

«Рисование» флюоресцентным пластилином «Дорожные знаки»

Подвижные игры «Стоп»; «Воробьишки и автомобиль»

Эстафета «Собери светофор»

Создание книжки –малышки «Зайка –велосипедист» по мотивам рассказа В.Клименко

Музыкальная игра «Поющий светофор» под песню «Пусть бегут неуклюже»

Коммуникация

Познание

Чтение художествен-

ной литературы

Социализация

Художественное творчество

Здоровье

Труд/

музыка

Занятие №4 «Моя дорожная грамота»

Беседа «Какие бывают дорожные знаки»

Викторина на закрепление дорожных знаков «Запрещающие,

предупреждающие,

предписывающие,

знаки сервиса»

Игры на ковролине «Улица города»

(правильно ли движется транспорт)

Рассказ воспитателя о работе регулировщика

Разучивание сигналов регулировщика

Рассказы:

Н. Носов «Автомобиль»;

И. Гурина «Правила дорожного движения»

Загадки про дорожные знаки (картотека)

Просмотр мультфильмов «Азбука безопасности»

Сюжетно –ролевая игра «Перекресток»

Дидактические игры: «Дорожные знаки», « Правила дорожного движения»

Театрализованная игра «Зайка велосипедист» (театр картинок)

Раскраски «Происшествие с игрушками»

В.Клименко

Игра –раскраска «Четвертый лишний»

Подвижные игры:

«Лучший пешеход»;

«Дорожные знаки»

Соревнование «Чья команда быстрее соберет знаки»

Создание

книжки –малышки

«Веселые дорожные знаки»

Слушание и разучивание песни «Дорожный знак»

Коммуникация

Познание

Чтение художествен-

ной литературы

Социализация

Художественное творчество

Здоровье

Труд/

музыка

Занятие №5

«Путешествие на метро»

Беседа о подземном транспорте – метро и правилах поведения в нем.

Игра «Ребусы»

Игры на ковролине: «Виды перекрестков», «Расставь правильно знаки»

Математическая игра «Отгадай какой транспорт выложен из геометрических фигур»

Конструирование

из LEGO «Фантастический подземный транспорт»

Рассказ

В. Клименко

«Происшествие с игрушками»

Стихи Т. Александрова

«Светофорчик»;

В. Клименко «Кто важнее всех на улице»

Сюжетно –ролевая игра «Метро»

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Ситуация общения «Как я с родителями перехожу дорогу»

Презентация

«Торопыжка»

Коллективная аппликация

«Улица моего города»

Оригами «Парусник»

Игры раскраски «Четвертый – лишний»

Подвижные игры:

«Красный и зеленый»; «Дорожная грамота»

Эстафета «Светофор и скорость»

Разучивание логоритмичес-

кой композиции «Дорожный

Знак»

Коммуникация

Познание

Чтение художествен-

ной литературы

Социализация

Художественное творчество

Здоровье

Труд/

музыка

Занятие №6

«Знаки сервиса»

Беседа «О чем говорят знаки сервиса»

Игры на ковролине:

«Расставь правильно знаки сервиса»;

«Найди ошибку»

Конструирование

«Космодром»

Стихи

С. Михалков

«Моя улица»

Загадки о дорожных знаках (картотека)

Театрализован-ная игра «Происшествие с игрушками»

Ситуация общения «Как транспорт помогает людям»

Сюжетно – ролевая игра «Космический транспорт»

Презентация

«Транспорт и дорожные знаки»

Оригами «Ракета»

Аппликация

«Космический транспорт»

Коллективная работа на основе аппликации «Космический транспорт» - «Космический перекресток»

Подвижные игры:

«1,2,3 – фигуру собери» («корабль», «самолет»);

«Самолеты,

ракеты, автомобили»

Соревнование «Чья команда быстрее соберет ракету»

Разучивание логоритмичес-кой композиции «Дорожный

Знак»

Коммуникация

Познание

Чтение художествен-

ной литературы

Социализация

Художественное творчество

Здоровье

Труд/

музыка

Занятие №7

«Опасный перекресток»

Беседа «Какие опасности таит перекресток»

Встреча с инспектором ГИБДД

Анемподистовым А.С.

Игры на ковролине:

«Помоги пешеходам перейти дорогу на перекрестке»

Экскурсия по поселку.

Цель: найти перекрестки на пути в садик , определить степень опасности, учиться переходить через нерегулируемый перекресток.

Рассказ

С.Маршак «В снег и в дождь»

Стихи

Я.Пишумов

«Постовой»;

В.Кожевников

«Светофор»

Встреча с врачом

травмпункта

Джагаряном А.А.

Ситуация общения

«Как я иду в детский сад»

Презентация

«Правила поведения»

Коллективная работа по изготовлению жетонов для викторины: рисование и вырезывание звездочек

Подвижная игра «Дорожная

грамота»

Эстафета

«Остановка общественного транспорта»

Досуг

«Играем –

дорожные

знаки

изучаем»

Коммуникация

Познание

Чтение художествен-

ной литературы

Социализация

Художественное творчество

Здоровье

Труд/

музыка

Занятие №8

«Самый грамотный участник дорожного движения»

Викторина

«Лучший пешеход»

Загадки

(картотека)

Презентация

«Правила дорожного движения в картинках»

Спектакль с участием воспитателей

«Как звери строили дорогу»

Коллективная подготовка к физкультурному досугу: вырезывание флажков и изготовление из них гирлянд для украшения зала

Физкультурный досуг на основе разученных игр, соревнований и эстафет «Знатоки ПДД»

Утренняя зарядка –

ритмическая композиция

«Зеленый

свет»

Приложение1: Сценарий досуга для детей старшего и подготовительного возраста «Играем – дорожные знаки изучаем»

Приложение 2: фотографии


Используемая литература:

1. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению Правилам дорожного движения. «Детство-пресс», 2008.

2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С,, Васильева М.А. : Перспективное планирование по программе «От рождения до школы».

3. Дружинина М. Наш друг светофор. Правила поведения на улице. «Махаон», 2005.

4. Занятия по правилам дорожного движения. Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкиной. «Сфера», 2005.

5. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.

М. «Просвещение», 1973.

6. Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг.

7. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса «По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Волгоград, издательство «Учитель», 2011.

8. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». Москва, 2007.

9. Сайт www. baltinfo.ru


Поделиться: