Авторcтво: Зиновьева Валерия Александровна, руководитель рабочей группы ТПМПК Московского района, педагог-психолог высшей квалификационной категории ГБОУ ЦПМСС Московского района |
Каждый день мы встречаем разных школьников. Одни спешат навстречу новым открытиям и знаниям, другие торопятся пообщаться с одноклассниками и педагогами, третьи медленно плетутся с тяжелым школьным грузом за плечами. Многие ребята учатся легко и непринужденно, получают высокие оценки, успешно осваивая школьную программу. Некоторые ученики иногда сталкиваются с какими-либо трудностями, но решают свои проблемы самостоятельно или с помощью взрослых. Есть и такие учащиеся, которые вовсе не справляются с учебой, испытывая дискомфорт в школе, нежелание учиться, имея проблемы во взаимоотношениях с окружающими.Иногда можно встретить детишек с ограниченными возможностями здоровья, имеющими какие-то хронические заболевания или нарушения в развитии. Этим ребятам бывает сложно влиться в детский коллектив. Они стеснительны, замкнуты, испытывают объективные сложности при школьном взаимодействии и невсегда успешны. Но все они наши дети, которые нуждаются в нашей постоянной поддержке и заботе, а, порой, в квалифицированной помощи. Для этого и создана служба сопровождения образовательного процесса, специалисты которой все делают для того, чтобы учебно-воспитательный процесс для школьников был радостным, полезным, увлекательным путешествием в мире знаний, а не пустой тратой времени и детских сил, родительских нервов, мучительных испытаний для педагогов.
Одним из подразделений службы сопровождения является территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия, в дальнейшем ТПМПК, которая создается и действует при администрации Московского района Санкт-Петербурга на базе ГБОУ ЦПМСС, как постоянная районная экспертная служба в решении вопросов, связанных с реализацией прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 18 лет, проживающих в Московском районе Санкт-Петербурга.
ТПМПК не является юридическим лицом и действует в рамках полномочий, определенных настоящим положением, в своей деятельности руководствуется правовыми актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, распоряжениями администрации Московского района. Деятельность ТПМПК направлена на:
· Проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.
· Выработку по результатам обследования коллегиального заключения (далее заключение ТПМПК) о состоянии соматического и нервно-психического здоровья ребенка и подготовку индивидуально-ориентированных (дифференцированных) рекомендаций по:
определению вида образовательного учреждения/группы и образовательной программы детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении дошкольного возраста;
по определению образовательной программы и вида образовательного учреждения/класса для детей школьного возраста с нарушениями речи, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью легкой и умеренной степени, с нарушениями зрения, требующих коррекции в условиях классов охраны зрения в общеобразовательном и специальном
(коррекционном) образовательном учреждениях.
· Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям), работникам образовательных учреждений по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
· Организацию взаимодействия с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Московского района Санкт-Петербурга, службой социальной защиты, отделом профилактики правонарушений и зависимого поведения у детей и подростков для выбора оптимальных условий обучения и воспитания детей, оказавшихся в кризисной ситуации (дети, подвергшиеся жестокому обращению, из неблагополучных семей).
Специалисты ТПМПК работают в режиме постоянно действующей рабочей группы с целью оказания помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам профилактики школьной дезадаптации учащихся. Школьная дезадаптация – это невозможность найти свое место в школьном пространстве, сохраняя свою идентичность и проявляя свой внутренний потенциал. Причины школьной дезадаптации :
• Низкий уровень учебной мотивации;
• Низкий уровень готовности к школьному обучению;
• Специфические расстройства учебных навыков;
• Семейные проблемы;
• Дефицит социальных навыков;
• Дидактогения.
Среди проявлений школьной дезадаптации выделяют:
• Проблемы с успеваемостью, прогулы
• Нарушения дисциплины
• Конфликты с учащимися
• Агрессивность
• Конфликты с учителями и родителями.
Своевременно помочь ребенку преодолеть все психологические барьеры и трудности, чтобы дальнейшее обучение в школе стало для ребенка интересным, радостным и полезным процессом, способствующим всестороннему развитию личности и формированию компетенций, ведущих деятельность человека к успеху таких, как:
- ориентация на достижение к успеху;
- возможность проявлять инициативу;
- возможность сотрудничества;
- уверенность в себе;
- умение адекватно оценивать себя и других.
Именно решение этих вопросов и составляет круг профессиональных интересов специалистов рабочей группы ТПМПК. Работа специалистов осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых осуществляется межведомственное взаимодействие.
Диагностический этап - уточнение, при необходимости, оценки актуального развития, степени выраженности отклонения в физическом или психическом развитии детей, разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию детям возможной психолого-медико-педагогической помощи на базе ГБОУ ЦПМСС, по организации их специализированного обучения и воспитания в семье. На этом этапе специалисты ТПМПК знакомятся с педагогической характеристикой, медицинскими документами из ЛПУ и ПНД, анализируют школьные работы, проводят собеседования с педагогами школ, социальными службами. При необходимости направляют детей и подростков в специализированные образовательные, медицинские учреждения для углубленного и динамического изучения особенностей их развития.
Консультационный этап предполагает оказание консультативной помощи родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим заинтересованным лицам по проблемам обучения и воспитания детей и подростков с недостатками психического и физического развития, со школьной дезадаптацией и трудностями в обучении. На этом этапе большое внимание уделяется психолого-педагогическому просвещению родителей по вопросам психического и физического состояния детей и возможностях их дальнейшего развития, необходимости оказания им адекватной помощи в образовательных учреждениях разного типа и медицинских учреждениях. Осуществляется взаимодействие со школьными педагогическими консилиумами, разбор конфликтных случаев и подготовка рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательной работы с учащимися.
По вопросам выбора образовательного маршрута через ТПМПК проходят дети старшего дошкольного возраста по заявлению родителей, воспитанники социального приюта в присутствии социальных педагогов, школьники по направлению КДН, органов опеки, учреждений здравоохранения. По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования все обратившиеся получают рекомендации по обучению в том или ином образовательном учреждении с учетом выявленных особенностей развития и индивидуальных возможностей. В ходе консультаций с родителями каждого ребенка проводятся просветительские беседы об особенностях актуального развития детей. Каждый взрослый, в соответствии со своим запросом, получает подробные рекомендации по оптимизации семейного воспитания и созданию благоприятных условий для обучения их детей. Специалисты ТПМПК уделяют особое внимание оказанию психологической поддержке родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, которые очень нуждаются в чутком отношении и понимании их проблем.
Коррекционно-развивающий этап: комплексное психолого - медико - педагогичекое обследование позволяет определить причины трудностей в обучении и школьной дезадаптации в каждом отдельном случае и составить план коррекционно-развивающей работы. По итогам прохождения ТПМПК некоторые учащиеся получают рекомендации по изменению образовательного маршрута и выбору образовательного учреждения с учетом выявленных индивидуальных особенностей психического развития, что является важной профилактической мерой по повышению уровня учебной мотивации и снижению риска проявления отклоняющегося поведения ;
некоторые дети по рекомендации специалистов ТПМПК для углубленного и динамического изучения особенностей их развития и оказания им медицинской помощи направляются в специализированные медицинские учреждения. Многие ученики принимаются на сопровождение в ГБОУ ЦПМСС и проходят коррекционно-развивающие занятия у специалистов: учителя-дефектолога по коррекции и развитию учебных навыков, учителя-логопеда по коррекции и развитию устной и письменной речи, педагога-психолога по развитию познавательных способностей (памяти, внимания, мышления), эмоционально-волевой сферы (преодоление психологических барьеров в общении и в процессе обучения, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции). В результате коррекционно-развивающих занятий, по оценке специалистов ТПМПК на основании итогового обследования у детей повышается познавательная активность, снижается психоэмоциональное напряжение в процессе обучения, улучшается отношение к школе, повышается уровень школьной успеваемости. Благодаря сопровождению некоторым школьникам удается избежать изменения образовательного маршрута и перевода на коррекционное обучение. У некоторых детей устраняются пробелы в развитии фонематического слуха, у некоторых учащихся устраняются стойкие специфические ошибки, характерные для дисграфии, у некоторых детей отмечается положительная динамика в развитии таких познавательных способностей, как память, внимание, мышление. По окончании развивающих занятий каждый родитель получает методические рекомендации по организации дальнейших занятий со своими детьми. На ТПМПК рассматриваются и случаи школьных конфликтов между учащимися и учителями, следствием которых, по мнению специалистов ТПМПК, явилось ухудшение психического здоровья учащихся, а, именно развитие школьного невроза, снижение уровня учебной мотивации, школьной успеваемости, проявление негативного отношения к школе и окружающим.
Кроме школьных конфликтов на ТПМПК рассматриваются случаи семейных конфликтов, в результате которых, к примеру, в двух случаях дети с ОВЗ и ООП проживали в реабилитационных центрах. На ТПМПК обратились за консультативной помощью социальные и медицинские работники данных учреждений. После проведенного комплексного психолого–медико-педагогического обследования по каждому ребенку были разработаны индивидуальные рекомендации по оказанию детям возможной психолого-медико-педагогической помощи. Специалисты реабилитационных центров получили подробную информацию об уровне актуального развития подростков, их потенциальных возможностях и методические рекомендации по учебно-воспитательной работе с ними. Родители этих детей были приглашены на консультации к специалистам ТПМПК, где с ними проводились разъяснительные беседы о необходимости изменения стратегии во взаимоотношениях с детьми и гармонизации семейного воспитания.
Таким образом, помощь в разрешении конфликтных ситуаций осуществляется специалистами ТПМПК в рамках сотрудничества с КДН, школьными консилиумами и специалистами социальных и реабилитационных центров. В целом, по отзывам родителей и педагогов ГОУ работа ТПМПК является эффективной профилактической мерой по преодолению школьной дезадаптации и формированию учебной мотивации.
На протяжении нескольких лет менялась структура и организация работы ТПМПК с тем, чтобы выйти на качественно новый уровень. В настоящее время можно констатировать тот факт, что работа школьной комиссии имеет свою уникальную специфику, смысл которой – поддержка и укрепление психического, физического и социального благополучия детей и подростков с ОВЗ и ООП, активизация воспитательного ресурса семьи, оптимизация учебно-воспитательного процесса в ГОУ. Фактически ТПМПК - это служба здоровья, и в этом заключается ее миссия.
Список литературы:
1. Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ № 95 от 24 марта 2009 г. О утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии
2. Правительство Санкт-петербурга Комитет по образованию Распоряжение №1028-р от 26.06.2008 г. «Об организации деятельности Городской Межведомственной психолого-медико-педагогической комиссии»
3. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 215 с.
4. Мамайчук ИМ. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии: Учебное пособие. СПб., 2000.
5. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
Поделиться: